25 августа 2018 года 2307

Секрет ее успеха

Она мечтала стать адвокатом. Но в середине 70-х годов прошлого столетия конкурс на юридический факультет в КазГУ составлял 25 человек на место. Недобрав несколько баллов, устроилась на работу в районную газету. Так судьба связала ее с журналистикой.

Сейчас Гульнар Искакова — известный в республике журналист. Окончила журфак КазГУ им. С. Кирова в 1981 году. Она считает, что творческое начало в ней зародилось еще в семье, поэтому с большой теплотой вспоминает родительский очаг. Отец, Марат Абдошевич Искаков, был известным журналистом, редактором районных газет, блестящим оратором, драматургом, преподавал в КазГУ. Последние годы жизни работал в Международном институте журналистики в Алма-Ате. Воспитал немало мастеров пера. Они работают и в нашей области, с благодарностью вспоминая его педагогический дар.
Судьба одарила его многими талантами. Он прекрасно пел, рисовал, играл на домбре и фортепиано. Высокий, статный, всегда безупречно одетый, он выделялся среди друзей. Учась на журфаке в КазГУ, всерьез увлекся актерским мастерством, был активным участником театрального студенческого кружка. Интеллигентный юноша с аристократическими манерами воплотил на сцене великолепные образы Шокана Валиханова (на снимке), Хлестакова из «Ревизора» и другие, не менее известные персонажи.
Даже работая в газетах, он много занимался драматургией, поэзией, переводами произведений зарубежных классиков на казахский язык. Пьесы и драмы Марата Абдошевича «Шамшырак», «Айнамкоз», «Дерево Тараса», «Происки Азазеля» хранятся в золотом фонде Казахского радио и телевидения.
- Самым его известным произведением была драма «Курмангазы», написанная в соавторстве с народным писателем Хамитом Ергалиевым, который очень дорожил дружбой с отцом, - рассказывает Гульнар Искакова. - Пьесы папы с успехом ставились и ставятся на сценах областных театров, в частности в Атырау, откуда он родом. Там, кстати, одной из улиц присвоено его имя. В его честь названа улица и в г. Есике Алматинской области.
Сколько помню, в нашем доме было всегда много гостей. Папа притягивал их магией своего обаяния, добрым отношением к людям. Он обладал замечательными вокальными данными. Мама, Меруерт, которая долгие годы проработала корректором в газете, тоже любила петь, потрясающе готовила (и готовит) казахские национальные блюда. Вместе с папой они создали удивительный домашний уголок, где всем было тепло и уютно.
У нас бывали в гостях писатели и поэты, деятели культуры и искусства с женами и мужьями: Хамит Ергалиев, домбрист и дирижер Нургиса Тлендиев, литераторы Туманбай Молдагалиев, Зейнолла Кабдолов, Тахауи Ахтанов, композитор Газиза Жубанова, поэтессы Фариза Онгарсынова и Руфь Тамарина. В такие дни в доме лились музыка и песни, читались стихи.
Отец по-особенному относился к классику казахской поэзии Жумекену Нажимеденову, чьи стихи «Менің Қазақстаным», переложенные на музыку, стали Гимном независимого Казахстана. Этих двух незаурядных личностей связывали внутреннее духовное родство, крепкая мужская дружба. А потом они породнились. Моя сестренка Гаухар вышла замуж за сына Жумекен-ага - Магжана и подарила великому поэту двоих внуков - Темирали и Ниета. К сожалению, он не увидел их при жизни, покинув этот мир в 48 лет...
Вот в такой творческой семье воспитывалась и выросла журналист Гульнар Искакова. В 1985 году она по семейным обстоятельствам оказалась в Караганде.
Сначала трудилась в многотиражной газете «Голубая трасса» управления строительства «Иртышканалстрой». Работа в печатном органе грандиозной стройки века закалила характер хрупкой столичной девушки. Пришлось на ходу осваивать сложные строительные термины, понимать, что такое «акведук», «насосная станция», «гидротехническое сооружение». Часто приходилось вместе с руководством управления на вертолете вылетать на отдаленные объекты, в совхозы, вахтовые поселки, брать интервью у начальников участков, беседовать с рабочими, жителями совхозов.
После ликвидации строительного управления Г. Искакова трудилась руководителем пресс-службы Карагандинского облсовпрофа. Эти годы совпали с началом забастовочного шахтерского движения. Горняки выходили на улицы и площади Караганды, собирались многотысячные митинги. Создавались стачкомы, выдвигались требования к Правительству страны. В этот период Гульнар Маратовна знакомится с шахтерскими лидерами, участвует в переговорных процессах. Работая в пресс-службе, пишет об этих событиях в газеты - объективно и беспристрастно.
Это же повторяется, когда начинаются волнения среди металлургов в Темиртау. Карметкомбинат передают из рук в руки разным инвесторам, предприятие лихорадит, растет социальная напряженность в обществе. И в этот момент журналист вновь в гуще событий: выезжает с металлургами в Алматы на переговоры на правительственном уровне, привозит оттуда живые и горячие репортажи о требованиях рабочих и их выполнении.
Затем - работа в «Городской газете», учредителем которой была Карагандинская городская администрация. Главный редактор Султан Кемельбаев доверяет Гульнар Искаковой возглавить сложный социальный отдел. И снова - материалы о невыплате зарплаты бюджетникам, задержке пенсий и пособий, защите законных прав и гарантий рабочего человека, создании на предприятиях нормальных условий труда, соблюдении безопасности на рабочих участках.
С 1994 года Гульнар Маратовна работает в областной газете «Индустриальная Караганда». С 2000 года она - заместитель главного редактора. Профессиональный опыт дает ей возможность расширить границы своих тем. Она пишет о героях сегодняшнего времени - учителях и медиках, артистах, народных исполнителях, художниках, защищает права ветеранов, болеет за чистоту окружающей среды, активно публикует материалы о пенсионной реформе тех лет.
Появляется публицистический цикл о лидерах женского движения, журналист всерьез занимается вопросами гендерного равенства в обществе. Большое внимание в своей работе Гульнар Искакова уделяет пропаганде государственного языка, культуре и истории народа. Именно она является инициатором появления в газете страницы «Уроки казахского».
Она преданна своей профессии, и, конечно, «Индустриалка» занимает главное место в ее жизни. За время работы в должности замредактора проявился ее несомненный организаторский талант.
« Гульнар Маратовна и поругает, и похвалит, и поддержит, и дельный совет даст. Она очень открытый человек. Иногда бывает несколько прямолинейной, строгой, но всегда справедлива и честна перед людьми», - так отзываются о ней коллеги.
Гульнар Искакова всегда находится в творческом поиске. Она представляла Казахстан на международном семинаре «Демократия и журналистика» в Швеции. Прошла стажировку в крупной газете «Стар трибьюн» в США. В 2002 году заняла первое место в Центрально-Азиатском фестивале экологической журналистики. Является победителем конкурса по гендерному равенству, объявленного Центром ОБСЕ в Казахстане. 2003 год - она номинант Национальной премии общественного признания достижений женщин «Ажар», статья о ней опубликована в журнале «100 лучших женских образов Казахстана». В 2008 году стала лауреатом премии акима области «Алтын Сұңқар», а в 2016 году победила в областном конкурсе «Тіл жанашыры» в номинации «Тіл жаршысы».
- Секрет моего успеха прежде всего в том, что на моем жизненном пути встречались замечательные, порядочные и искренние люди, - рассказывает Гульнар Маратовна. - В школе это была моя первая учительница, красивая и молодая Татьяна Петровна Ширяева. В студенческие годы нам давали знания прекрасные педагоги Михаил Дмитровский, Тамара Мадзигон, любимый всеми студентами Марат Барманкулов, Северин Матвиенко, Юрий Крикунов...
В Караганде моим первым наставником стал Женис Тусупбекович Рыспеков - секретарь парткома управления «Иртышканалстрой», позже председатель облсовпрофа. Судьба подарила мне встречу с такими яркими личностями, как профсоюзный лидер Александра Мадиярова, Любовь Краскова - председатель фонда поддержки малообеспеченных граждан, Рымбала Омарбекова, которая долгие годы возглавляла областное управление культуры, в «Городской газете» меня опекали Султан Кемельбаев и ветеран журналистики Екатерина Кузнецова. Нынешним руководителем «Индустриалки» является Владимир Иванович Рыжков - профессионал в своем деле, с которым легко и комфортно работать.
И сейчас Гульнар Искакова, для которой журналистика стала призванием, полна творческих планов и замыслов.


Бикен АХМЕТОВА,
член Союза журналистов
Казахстана

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.