23 августа 2018 года 206

Стрелять нельзя бежать

Автор: Анна СТРОКОВА

Пока очередной казахстанский «фильм ужасов» «Во мраке» готовится бороздить прокат России, я смотрю криминальную драму и комедию «Неделимое». Уже давно привлекал актерский состав этой ленты, и первое, что скажу сразу: это кино - достойный образец своего жанра.

«Рискни разделить неделимое» - таков слоган картины, и, конечно, звучит он очень в стиле американских боевиков. Для режиссера Олжаса Ахметова это был дебют, но тут все серьезно и продуманно, потому что напряжение, заявленное жанрами, «Неделимое» создает. Добавьте к этому актерский состав из Азиза Бейшеналиева и Берика Айтжанова, Алексея Шемеса, Чингиза Капина и Ердена Телемисова.
Хочется отметить и хронометраж фильма: 83 минуты. Сейчас модно снимать не меньше чем на два часа, при этом в нашем кино сюжет затягивается, расползается ненужными сценами, нелогичными поступками персонажей. В «Неделимом» все лаконично, не затянуто, все «знаки препинания» расставлены по своим местам.
По сюжету, совершив дерзкое ограбление машины инкассации, преступники останавливаются в придорожном кафе (с ярким названием «Поляна»), где оказываются в неподходящей компании. На кону небывалый куш (10 миллионов долларов), и совсем скоро «гостей» раскроют. Стрелять, бежать или договариваться?
Герои находятся в одном помещении в течение дня, и я отмечу театральность «Неделимого»: его вполне можно ставить на сцене. Игра актеров это позволяет: все держатся в кадре естественно, всем веришь. Кроме, разве молодой пары, которая по ошибке заглядывает в «Поляну». Фильм хорош технически, здесь почти всегда звучит музыка, но она не мешает просмотру, а лишь дополняет атмосферу.
Сразу зацепил дуэт Азиза Бейшеналиева и Берика Айтжанова, которые играют полицейских Аяна и Алдияра. И если Алдияр предстает эдаким мачо, который всегда умеет договариваться, то Аян - «правильный коп». Кстати, это уже их четвертое противостояние после «Аманата», «Мустафы Шокая» и «Ликвидатора». По ходу сюжета их беседы крутятся, конечно, вокруг денег. Но это тот редкий случай в нашем кино, когда все диалоги несут свою смысловую нагрузку, а не как в наших комедиях или «фильмах ужасов».
Каждый персонаж в «Поляне» хорошо прописан и подается в рамках своего характера. Актер Ерден Телемисов исполняет Доса - сотрудника кафе, сильного, немного наивного. Алексей Шемес играет картинного руководителя кафе Арсена, его спутницы - сигара и аппетитная официантка Карина (Жибек Жаппасбаева). Преступное трио (Чингиз Капин, Асан Мажит, Нуржан Садыбеков) на первый взгляд шаблонное: один - нервный боец, другой - хохотун, третий - хитрый, но уравновешенный. Это не делает ребят скучными: вместе с Досом, Арсеном, Аяном и Алдияром они составляют гармоничный ансамбль, за которым хочется наблюдать. Здесь будут и сцены «гляделок», когда персонажи прицениваются друг к другу, но даже эти моменты хорошо создают напряжение. Что уж говорить о сценах, когда все персонажи вытаскивают оружие.
«Неделимое» ставит сразу несколько вопросов, и каждый увидит свои. Например, вопрос действия или бездействия в опасной ситуации, о том, нужны ли переговоры. Другой - что вы будете делать с миллионами долларов, если они достанутся вам прямо сейчас? А если эти деньги в чьей-то крови?
Одна из самых напряженных сцен происходит на 40-й минуте: игра, диалоги - все отлично. Эти кадры красиво перемежаются со змеей-питомцем Арсена, медленно пожирающей мышку. Еще через 20 минут произойдет мастерски построенная круговая съемка героев, и здесь можно вновь порадоваться за техническую сторону.
Финальная сцена ленты действительно неожиданная, но ее вы увидите сами. Я только дополню, что за ней последует неожиданное появление еще одного казахстанского артиста в роли ничего не подозревающего повара.
«Неделимое» сняли за две недели. Бюджет фильма (по некоторым данным, 92 тысячи долларов) собирался с миру по нитке, но он все равно получился не самый дорогой: в Казахстане мало кто закладывает в ленту больше 200 тысяч долларов. У режиссера Олжаса Ахметова не было больших бюджетов: съемки проходили в замкнутом пространстве. В ряды кинематографистов он, что удивительно, пришел из экономистов строительной компании. Режиссура привлекала его возможностью общения и сотрудничества с массой интересных людей и шансом запечатлеть их эмоции. Начал Олжас с минутного социального ролика, продолжил съемками клипов, заработок тратил на обучение режиссуре и новую технику. Его дипломной работой в киношколе стала камерная короткометражка «Квартира 6» с Азаматом Сатыбалды. Творчество Ахметова, признавался он в интервью, держится на трех китах – это Даррен Аронофски, Квентин Тарантино, Фрэнсис Форд Коппола, однако цели быть похожим на них нет: Олжас просто стремился снять достойное кино.
Перед тем, как вступить в команду «Неделимого», Азиз Бейшеналиев, по его словам, сначала был недоволен подходом Ахметова: на момент их встречи у режиссера не был написан сценарий. Получив документ, актер восхитился: задумка картины, признавался он, обладала жанровой свежестью. Ерден Телемисов, воплощавший на экране и добродушных персонажей, и мафиози, говорил, что сценарий «Неделимого» - за последние два года единственный, который он дочитал до конца. Сюжет Ерден сравнил с тарантиновскими «Бешеными псами» и «Омерзительной восьмеркой».
Еще одна хорошая черта «Неделимого» - стремление команды к реализации собственных идей и замыслов, а не попытки угодить кому-то (что у нас бывает часто). Лента подойдет под любой рынок, а ее зрителем ее может стать каждый старше 18-ти. Возможно, фильм получился именно таким, потому что Олжас Ахметов пришел в кинематограф в зрелом возрасте. Пока же наши немногочисленные критики его работу хвалят. Думаю, есть за что.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вечный огонь творчества 20.10.2018

    В карагандинском Дворце культуры горняков состоялось знаковое событие для нашей области - творческий вечер «Мәңгі шырақ» певца, композитора, заслуженного деятеля Казахстана Корабая Есенова. Этот концерт приурочен к более чем полувековой творческой деятельности и 70-летию со дня его рождения. С такими знаменательными датами юбиляра поздравил аким области Ерлан Кошанов.

  • БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ – БОГАТЫЕ ТРАДИЦИИ 18.10.2018

    2018 год. Год 60-летия телеканала «SARYARQA». Такое название он получил ровно год назад, когда телерадиокорпорация «Казахстан», в состав которой мы входим, провела ребрендинг. Но под каким бы логотипом мы ни работали эти шесть десятков лет, были и остаемся главным региональным телевидением. Все это время наш коллектив ведет летопись родного края. Многое за это время изменилось в нашей жизни. Изменилось и телевидение: стало еще более мобильным, обрело современное лицо. Но оно остается верным своему главному предназначению - объективно информировать и просвещать.

  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».