23 августа 2018 года 1164

Конкурс без участников

Автор: Нина КРАМЕР

Увеличение количества грантов в этом году повышает актуальность вопроса прозрачности и справедливости их распределения. Впервые широкой общественности предоставили возможность принять участие в работе конкурсных комиссий на присуждение образовательных грантов и образовательного госзаказа при поступлении в вузы и колледжи страны.

В рамках реализации проекта «Карта общественного контроля» Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции заключило соглашение с Министерством образования и науки РК, согласно которому члены специальных мониторинговых групп, созданных в каждом районе и области страны, могут проследить за процессом приема на бесплатные отделения в учебных заведениях. В качестве наблюдателей заняты представители гражданского общества, предпринимательства, научного и академического сообществ, СМИ, а также блогеры.
Тяжело судить, насколько объективно и прозрачно проводилось распределение грантов в вузах, поскольку этот процесс осуществлялся на уровне министерства и наблюдатели из регионов в нем не участвовали. Члены мониторинговых групп, созданных в каждой области, имели возможность проследить лишь за распределением грантов в колледжах региона.
- В этом году возможность осуществлять обучение по грантам получил 61 колледж в нашей области, - говорит Жандос Сарсенов, руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Карагандинской области. – Каждый день к нам звонили люди и изъявляли желание поучаствовать в конкурсных комиссиях. Тем не менее, если мы сможем ввести хотя бы одного человека в комиссии всех колледжей, то это уже будет хорошо. Учебных заведений много, некоторые из них находятся в отдаленных районах. В чем задача этих комиссий? В этом году мы провели анализ коррупционных рисков при распределении грантов в колледжах. Обратили внимание на то, что в конкурсных комиссиях состоят исключительно работники этих заведений и их состав не меняется на протяжении многих лет. Соответственно, присутствие третьих незаинтересованных лиц со стороны дает возможность снизить вероятность необъективного распределения грантов.
Насколько эти лица незаинтересованные, в настоящее время трудно судить. По словам Жандоса Шералиевича, анализ того, насколько объективны были представители мониторинговых групп при выборе того или иного колледжа, можно сделать только после проведения конкурсных комиссий. К слову, некоторые члены мониторинговых групп уже после начала распределения грантов в колледжах были не в курсе того, что они являются наблюдателями.
А те, кто сразу подключился к работе, отметили, что еще одним существенным риском является отсутствие единообразия в тестовой базе колледжей.
- Вопросники для экзаменов разрабатываются колледжами самостоятельно, - говорит Ермек Абильдин, президент ОЮЛиИП «Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг». – Экзамены проводятся тоже без посторонних наблюдателей. Собственно, при этом трудно судить и о степени сложности варианта для отдельных абитуриентов. Кроме того, я считаю, что общество должно проследить, насколько справедливо руководство колледжей относится к детям-сиротам и другим категориям населения, имеющим льготы при поступлении на грант.
Автор статьи, корреспондент газеты «Индустриальная Караганда», тоже записалась в подобную мониторинговую группу. Хочу привести пример распределения грантов в Карагандинском высшем политехническом колледже, и не потому, что туда поступают родственники или знакомые. Просто данное учебное заведение является крупнейшим в регионе и одно из немногих в стране, которое носит приставку «высший».
Оказалось, что в состав конкурсной комиссии колледжа входят не только работники учреждения. Присутствуют там представители родительского и молодежного комитетов колледжа, попечительского совета, председателем которого является заместитель руководителя департамента по чрезвычайным ситуациям по Карагандинской области Мурат Катпанов.
К слову, специальность «Защита от ЧС» оказалась самой популярной среди выпускников 9 классов. Конкурс на эту специальность (русское отделение) составил больше четырех человек, на казахском на грант претендовали в среднем два человека на место. И надо сказать, что это одна из немногих специальностей, куда удалось набрать выпускников на грант без особых проблем. В большинстве случаев сдающих было меньше, нежели бесплатных мест. Если и набиралось нужное количество абитуриентов, то не хватало выпускников, набравших положенный балл.
- Мы боимся, что не наберем госзаказ на 80% специальностей, - говорит Мубарак Хасенов, заместитель директора по учебной работе Карагандинского высшего политехнического колледжа. – Мы предлагаем в соответствии с правилами продлить прием документов до 25 августа, а экзамены проводить в индивидуальном порядке.
Всего для выпускников девятых классов на это учебное заведение было выделено 535 грантов, документы подали 642. Конечно, теоретически можно переориентировать тех, кто не прошел на более востребованные профессии, перейти на свободные места. Но тяжело убедить парня, который мечтает стать борцом со стихийными бедствиями и настоящим полковником, учиться на более прозаичного, к примеру, электрика. Как правило, такие абитуриенты идут в платные группы.
- Те времена, когда был наплыв желающих поступить в наш колледж, прошли, сейчас любой абитуриент — на вес золота, - признается Мубарак Хасенов. – Конечно, те, кто набирает совсем низкие баллы, нам не нужны. Но у нас тут абитуриентов в буквальном смысле уводят из-под носа. Приходят люди из других колледжей, уговаривая учиться у них. На днях даже из Абая приезжали. Наш колледж - известный и престижный, и я даже не представляю, как закрывают госзаказ где-нибудь в глубинке.
В случае, когда на одно бюджетное место в учебном заведении по статистике выходит меньше одного человека, о коррупции или каких-то родственных предпочтениях говорить трудно.
Недавно министр образования и науки Ерлан Сагадиев говорил о том, что Казахстан движется к такой системе, когда учебные заведения будут гоняться за талантливыми в различных сферах выпускниками. Похоже, они уже настали, только гонятся теперь не за одаренными, а, хотя бы за среднестатистическими.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.