23 августа 2018 года 1025

Инвестиции в знания

Автор: Анна СТРОКОВА

Август - время для масштабных встреч работников образования. В карагандинском Дворце горняков прошло ежегодное совещание с участием акима области Ерлана Кошанова и других почетных гостей из сферы образования. Здесь рассуждали о развитии человеческого капитала в условиях Четвертой промышленной революции.

На конференции подвели итоги работы региональной системы образования в прошедшем учебном году и обозначили перспективы на следующий. Встреча прошла в режиме online с охватом 700 участников в зале и видеоподключением более 20000 представителей учительской и родительской общественности из 18 регионов области. В зале ДК собрались представители Министерства образования и науки РК, руководители районных и городских отделов образования, сотрудники управления образования, учебно-методического центра развития образования области, Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», представители родительской общественности.
Перед началом совещания в холле Дворца горняков развернули выставку «Новые возможности развития образования в условиях Четвертой промышленной революции». Здесь представили компактную производственную лабораторию с множеством инструментов и книг, 3D-принтерами и лазерными станками. Рядом разместилась стойка с VEX-роботами нового поколения, похожими на железных советских, но, по словам организаторов, они прочнее и долговечнее. Представили и проект «Bilim Book», который поможет детям наверстать упущенные темы на школьных уроках. Вся программа проекта включена в единый портал, на который подписаны все школы, и если ученик пропустил занятие или не понял тему, то он сможет найти нужный конспект и задания здесь.
С этого учебного года в школах начнется внедрение международного образовательного проекта «Крутая наука», и его тоже представили на выставке. Суть - объяснить ребятам из начальных классов основы законов физики, химии, биологии и астрономии, но в развлекательном ключе, что позволит лучше заинтересовать их естественными науками.
Еще один любопытный экспонат выставки - «Kantai Baspasy» - издательство, которое занимается переводом бестселлеров (художественных и научных) на казахский язык, причем перевод книг идет с языка оригинала. Некоторые экземпляры еще даже не изданы на русском, но скоро выйдут на казахском языке. Вполне возможно, что их авторов будут приглашать в Казахстан с лекциями и презентациями. Кроме того, «Kantai Baspasy» занимается доставкой книг из крупных американских издательств в нашу страну.
Выставка в очередной раз представила гостям августовского совещания детища молодого предпринимателя Армана Токсанбаева, о разработках которого мы уже писали в нашей газете. Юноша развивает бизнес в нескольких направлениях, в холле ДК расположились его проекты по «зеленым» технологиям.
- Прошлый год мы завершили неплохо, а все, что не успели тогда, остается на повестке дня и на моем личном контроле, - отметил на заседании аким области Ерлан Кошанов. - Расходы на образование рассматриваются не как социальные затраты, а как перспективные и важные инвестиции, с каждым годом финансирование увеличивается. Бюджет образования в этом году вырос с 93 миллиардов тенге до 100. В полтора раза больше средств выделили на ремонт школ, что позволило отремонтировать 230 организаций образования. Сейчас на первый план многие ставят материальное благополучие, и это естественно. За последние два года для учителей введены доплаты за преподавание по новым программам и на английском языке, а новая модель аттестации также предусматривает существенную прибавку к окладу.
Тем не менее главным критерием оценки человеческого капитала, продолжил Ерлан Жаканович, остается качество образования. Два года назад в стране начался переход на обновленное содержание образования, и его успешность зависит от педагогов, их профессиональной ответственности и креативности.
В работе совещания, помимо Ерлана Кошанова и руководителя управления образования Есенгазы Имангалиева, приняли участие вице-министр МОН РК Бибигуль Асылова, председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова, президент Казахской академии информационных коммуникаций Шахмардан Сеилов, директор Центра медиации и права «Согласие» Гульмира Нарбаева, а также ведущий научный сотрудник Института экономических и правовых исследований Есет Есенгараев.
- В этом году охват дошкольным образованием детей от 3 до 6 лет составляет 93%, а в Карагадинской области показатель выше республиканского - 98%, - отметила Бибигуль Асылова в своем выступлении. - Этому способствовали принятые в прошлом году новые санитарные нормы и правила, участие бизнеса в расширении сети дошкольных учреждений. За последние три года введено в эксплуатацию 1283 частных детских сада, и немалая их доля - в Карагандинской области.
В сфере среднего образования, дополнила Бибигуль Амангельдиновна, продолжается переход на обновленное содержание: с прошлого года 1, 2, 5, 7 классы обучаются по новым программам и учебникам, с сентября этого года их ряды пополнят 3, 6 и 8 классы. За два года около 150 тысяч учителей обучены по обновленным программам, еще 73 тысячи проходят обучение.

- В стране продолжается апробация подушевого финансирования: она ведется в первых и 11 классах 73 пилотных школ в семи регионах республики, - объяснила Б. Асылова. - С сентября начинается внедрение подушевого финансирования в Астане, в том числе в частных школах. К слову, строительство частных школ через механизм подушевого финансирования - предполагаемое решение проблемы трехсменных и аварийных школ. В Карагандинском регионе 6 проблемных школ, и мы должны решить этот вопрос.
Чтобы повысить качество профтехобразования, отметила Бибигуль Амангельдиновна, внедряются новые программы по международным стандартам «Worldskills» и новые модульные программы. Продолжается успешная реализация проекта «Бесплатное ТиПО для всех», разработан проект «Дорожной карты» по доступному ТиПО для лиц с особыми образовательными потребностями. Для системы профтехобразования уже переведены свыше 500 ключевых зарубежных учебников - на них будет основываться преподавание спецдисциплин, около 10 тысяч преподавателей и мастеров обучили по новому содержанию.
Колледжи в свою очередь нуждаются в профилизации, отметила Б. Асылова. И сейчас Национальная палата предпринимателей «Атамекен» запускает рейтинг колледжей, которые станут основой для формирования госзаказа, корректировки образовательных программ с учетом требований рынка. Колледжи, кстати, тоже с этого учебного года переходят на подушевое финансирование, и Караганда находится в пилотном проекте.
Расширять, по словам Асыловой, собираются и систему дуального обучения: НПП «Атамекен» привлекут в профессиональную практику студентов колледжей, а у молодых появятся наставники с производства. Пока же статистика по дуальному обучению не очень хорошая - 12%, поэтому в МОН РК намерены довести ее хотя бы до 20%.
В Министерстве образования и науки в курсе о дефиците мест в общежитиях, продолжила вице-министр: 1400 мест нужно только для студентов вузов. Здесь должен помочь механизм государственно-частного партнерства. Для строительства общежитий отведены пять земельных участков, проектно-сметные документации двух уже есть, а значит, нет препятствий для начала работы.
Все задачи, которые ставит перед нашей областью министерство, будут выполнены, заверил позже Ерлан Кошанов. О задачах на будущий учебный год в нашем регионе мы расскажем в следующем номере газеты.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.