21 августа 2018 года 617

Естественный отбор

Автор: Анна СТРОКОВА

На страницах нашей газеты мы подробно рассказали о каждом из 18 учебников, уже изданных в рамках программы «100 новых учебников». Сейчас Национальное бюро переводов готовит новую серию книг, которые будут доступны на государственном языке. Одна из них - «Язык как инстинкт» Стивена Пинкера.

Стивен Пинкер родился в Монреале и является выдающимся канадско-американским ученым. Он преподавал в Департаменте мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом университете и стал директором Центра когнитивных нейронаук. В 2004 году по версии журнала «Time» он признан одним из ста наиболее влиятельных людей в мире, дважды номинированный на Пулитцеровскую премию. Своей популярностью Пинкер обязан одному из известнейших своих трудов, в котором подробно рассказал о защите эволюционной психологии и «Вычислительной теории разума». Автор утверждает: язык, на котором мы говорим, является инстинктом, или биологической адаптацией.
Его книга рекомендована к прочтению всем, кто заинтересован в вопросах языка как явления общественного.
В учебнике даются ответы на многочисленные вопросы о языке, поднятые в исследованиях, объясняются тайны удивительных явлений, связанных с языком (грамматические гены, искусственный интеллект у компьютеров, дети-маугли и другие). Повествование при этом - живое и понятное, с множеством примеров из современного разговорного языка, известных художественных произведений, языка прессы, а также песен и кино.
Первая глава учебника знакомит читателя с мнением автора о том, что человеческий язык - частица нашей природы: инстинкт. Но это сложный навык, который развивается самопроизвольно и не требует каких-либо осознанных усилий или наставлений. Навык этот в равной степени свойственен каждому. Ученый опровергает общепринятое мнение, что язык - это продукт культуры, и утверждает, что таковым он является не больше, чем прямохождение. Кстати, теория Пинкера близка идеям Чарльза Дарвина, а ведь именно он в 1871 году впервые выдвинул теорию, что язык - вид инстинкта.
Труд Стивена Пинкера рассказывает и о том, что в основе языкового инстинкта лежат два «чуда»: «произвольность знака» как условное соответствие звука смыслу и использование конечных средств. То есть мы используем некий код для перевода с одного порядка слов на другой, с одной комбинации мыслей на другую.
Немало внимания автор уделяет восприятию речи - это, по его словам, еще одно биологическое чудо: наш мозг способен распознать человеческую речь во всем, что хотя бы отдаленно на нее похоже, а у носителей языка существует неосознанное понимание того, как слова могут выстраиваться в нем. В одной из глав Пинкер заключает, что компьютер, распознающий человеческую речь, сделать сложно: каждый человек произносит одни и те же слова по-разному, как и вообще звуки.
В издании «Язык как инстинкт» рассматривается и вопрос, почему есть так много языков, как и откуда они появились. Пинкер предполагает, что некий праязык возник лишь однажды, а все остальные - его потомки, сохранившие некоторые черты. Разницу между языками автор уподобляет разнице между биологическими видами и рассматривает как следствие трех процессов: изменяемости, сохраняемости и обособленности (обусловленной миграцией или социальными барьерами в случае с языком).
Почему необходимо учить язык? Его главное свойство, считает Стивен Пинкер, - быть кодом, который мы делим с другими людьми. Однако ученый говорит и об угрозе исчезновения языков в мировом масштабе: причинами могут стать разрушение естественной среды обитания носителей языка, геноцид, ассимиляция и другие. Он называет это видом «естественного отбора» среди языков.
Интересна глава учебника, посвященная языковым органам и грамматическим генам: автор сообщает, что в наше время не существует возможности напрямую установить наличие грамматических генов у человека. Предположение же о наличии «языкового» гена возникло на основе вывода о том, что у некоторых людей нарушен контроль не только над воспроизведением слов, но и над языком вообще.
Выход в свет издания «Язык как инстинкт» - уникальный шанс для казахстанских студентов ознакомиться с таким произведением. И, конечно, это имеет огромное значение в формировании конкурентоспособности на мировой арене, к чему мы и стремимся, реализуя программу Главы государства «Рухани жаңғыру».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Трудности перевода 19.02.2019

    Глупые, смешные, а порой и оскорбительные грамматические и стилистические ошибки можно встретить на торговых и рекламных вывесках на улицах Караганды. Чтобы свести подобные вещи к минимуму, специалисты областного управления по развитию языков вышли в очередной рейд «Көрнекі ақпарат пен жарнамаға - сауаттылық».

  • Под контролем общества 19.02.2019

    Совещание по развитию языковой политики с участием заместителя акима области по социальным вопросам Асхата Аймагамбетова состоялось на днях. Участники встречи - заместители акимов городов области, руководители и специалисты отделов по развитию языков и центров обучения языкам - обсудили реализацию Государственной программы на 2011-2019 годы.

  • Технопарк в режиме «Welcome» 19.02.2019

    В Балхаше прошла презентация детского технопарка «INTEL», который с недавнего времени стал структурным подразделением городского Дворца школьников.

  • В журналисты я пойду 19.02.2019

    Ученица 10 класса темиртауской гимназии № 1 Алиса Масасина твердо настроена выбрать журналистскую стезю, а в качестве хобби ведет блог и каждое творческое соревнование расценивает как опыт.

  • Увидеть красоту неба 19.02.2019

    Если телескоп длинный, то еще не значит, что он мощный, а чем мощнее телескоп, тем больше «помех» он захватит в свой обзор. В мороз видимость неба лучше – главное, одеться потеплее. Обо всем этом и не только собравшиеся узнали в карагандинской библиотеке им. Н.В. Гоголя на открытии клуба астрономии «NASA club».

  • Заповедь педагога 16.02.2019

    Накануне Международного дня спонтанного проявления доброты, который отмечается 17 февраля, карагандинские школьники из гимназии № 9 и их родители провели благотворительную акцию по оказанию безвозмездной помощи своим сверстникам из специального интерната для детей с проблемами в развитии. Гимназисты подарили им два замечательных настенных панно, много «развиваек» и просто игрушек, пополнив игровые комнаты интерната.

  • Когда в окна задувает... 14.02.2019

    Случайно ли в областной специализированной школе-интернате для детей с нарушением зрения разразился скандал, ославивший регион на всю республику? Вопрос риторический. Если не решать проблемы вовремя, предпочитая их замалчивать, рано или поздно они увеличатся в масштабах. Шила в мешке не утаишь.

  • Рожденный для народа 14.02.2019

    Обогащать духовный мир детей - главная задача библиотекарей. Под этим девизом в библиотеке филиала № 2 по обслуживанию юношества провели вечер-портрет, посвященный 205-летию Саурык батыра, с участием ребят из общеобразовательной школы № 30.