21 августа 2018 года 702

Естественный отбор

Автор: Анна СТРОКОВА

На страницах нашей газеты мы подробно рассказали о каждом из 18 учебников, уже изданных в рамках программы «100 новых учебников». Сейчас Национальное бюро переводов готовит новую серию книг, которые будут доступны на государственном языке. Одна из них - «Язык как инстинкт» Стивена Пинкера.

Стивен Пинкер родился в Монреале и является выдающимся канадско-американским ученым. Он преподавал в Департаменте мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом университете и стал директором Центра когнитивных нейронаук. В 2004 году по версии журнала «Time» он признан одним из ста наиболее влиятельных людей в мире, дважды номинированный на Пулитцеровскую премию. Своей популярностью Пинкер обязан одному из известнейших своих трудов, в котором подробно рассказал о защите эволюционной психологии и «Вычислительной теории разума». Автор утверждает: язык, на котором мы говорим, является инстинктом, или биологической адаптацией.
Его книга рекомендована к прочтению всем, кто заинтересован в вопросах языка как явления общественного.
В учебнике даются ответы на многочисленные вопросы о языке, поднятые в исследованиях, объясняются тайны удивительных явлений, связанных с языком (грамматические гены, искусственный интеллект у компьютеров, дети-маугли и другие). Повествование при этом - живое и понятное, с множеством примеров из современного разговорного языка, известных художественных произведений, языка прессы, а также песен и кино.
Первая глава учебника знакомит читателя с мнением автора о том, что человеческий язык - частица нашей природы: инстинкт. Но это сложный навык, который развивается самопроизвольно и не требует каких-либо осознанных усилий или наставлений. Навык этот в равной степени свойственен каждому. Ученый опровергает общепринятое мнение, что язык - это продукт культуры, и утверждает, что таковым он является не больше, чем прямохождение. Кстати, теория Пинкера близка идеям Чарльза Дарвина, а ведь именно он в 1871 году впервые выдвинул теорию, что язык - вид инстинкта.
Труд Стивена Пинкера рассказывает и о том, что в основе языкового инстинкта лежат два «чуда»: «произвольность знака» как условное соответствие звука смыслу и использование конечных средств. То есть мы используем некий код для перевода с одного порядка слов на другой, с одной комбинации мыслей на другую.
Немало внимания автор уделяет восприятию речи - это, по его словам, еще одно биологическое чудо: наш мозг способен распознать человеческую речь во всем, что хотя бы отдаленно на нее похоже, а у носителей языка существует неосознанное понимание того, как слова могут выстраиваться в нем. В одной из глав Пинкер заключает, что компьютер, распознающий человеческую речь, сделать сложно: каждый человек произносит одни и те же слова по-разному, как и вообще звуки.
В издании «Язык как инстинкт» рассматривается и вопрос, почему есть так много языков, как и откуда они появились. Пинкер предполагает, что некий праязык возник лишь однажды, а все остальные - его потомки, сохранившие некоторые черты. Разницу между языками автор уподобляет разнице между биологическими видами и рассматривает как следствие трех процессов: изменяемости, сохраняемости и обособленности (обусловленной миграцией или социальными барьерами в случае с языком).
Почему необходимо учить язык? Его главное свойство, считает Стивен Пинкер, - быть кодом, который мы делим с другими людьми. Однако ученый говорит и об угрозе исчезновения языков в мировом масштабе: причинами могут стать разрушение естественной среды обитания носителей языка, геноцид, ассимиляция и другие. Он называет это видом «естественного отбора» среди языков.
Интересна глава учебника, посвященная языковым органам и грамматическим генам: автор сообщает, что в наше время не существует возможности напрямую установить наличие грамматических генов у человека. Предположение же о наличии «языкового» гена возникло на основе вывода о том, что у некоторых людей нарушен контроль не только над воспроизведением слов, но и над языком вообще.
Выход в свет издания «Язык как инстинкт» - уникальный шанс для казахстанских студентов ознакомиться с таким произведением. И, конечно, это имеет огромное значение в формировании конкурентоспособности на мировой арене, к чему мы и стремимся, реализуя программу Главы государства «Рухани жаңғыру».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.