14 августа 2018 года 333

Гроза джунгар

Как известно, у каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, а также сказители, воспевшие их подвиги. Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Одним из выдающихся батыров, сыгравших немаловажную роль в сохранении независимости страны, был Шерубай Биболдыулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Среднего жуза, но и практически синонимом храбрости.

Родившийся в 1693 году в степях Сарыарки, батыр из рода кареке-биболды племени аргын-алтай известен народу своими подвигами в борьбе против джунгарских завоевателей. Самоназванием джунгар был этноним ойраты. Они занимали земли Западной Монголии, и их племена, после того как добровольно признали владычество Чингисхана над собой, стали составлять левое крыло войска великого Монгольского кагана. С того времени их и стали называть джунгарами, что в переводе с монгольского означает «левое крыло». Тюркские народы, а через них и русские называли джунгар калмаками (калмыками). Этот термин происходит от слова «калмак» - «оставшийся, отколовшийся».
Все знают историю Отечества: во время нашествия джунгар с боевым кличем на устах и знаменем в руках сражались такие известные батыры, как Кабанбай, Богенбай, Шакшак Жанибек, Баян и многие другие. В их ряду был и Шерубай батыр.
Обладая большой физической силой и виртуозным воинским мастерством, Шерубай в битвах с джунгарскими завоевателями проявил личную отвагу и мужество. Облик признанного батыра дополнял любимый скакун, который мчался по степи со скоростью не менее 50 километров в час. Добрый скакун и совершенство в верховой езде являлись в те времена обязательными качествами в мастерстве подлинного батыра. Невероятно сильный и телом, и духом, казахский богатырь вселял такой ужас в противника, что во вражеском стане о нем ходили легенды.
Если заглянуть в ХVIII век, то в начале данного столетия калмыки решили захватить предгорья Каратау, караванные пути и города, через которые осуществлялась торговля с остальным миром. Походы, осуществленные джунгарами в 1711, 1712, 1714, 1717, 1718, 1723-1725 годах, принесли разорение и массовую гибель казахского народа. Их называют в истории «Актабан шубырынды» («Годы великого бедствия»).
Осенью 1726 года в местности Орда Басы, расположенной на западе от современного Шымкента, состоялось историческое совещание. Прибывшие в Орда Басы ханы трех жузов Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, самые признанные бии и полководцы, султаны и батыры приняли важнейшее решение организовать захватчикам единый отпор.
Поскольку казахи терпели поражение за поражением, то был нужен человек, который смог бы объединить народ и возглавить войско в войне с заклятыми врагами. Именно в тот момент выдвинулся Абулхайыр хан, который хорошо изучил джунгар, многие детали политических событий в стане врагов для него не были тайной. В этой связи казахское собрание своим главным предводителем избрало Абулхаира.
С приходом к власти талантливого хана и военачальника казахский народ, стоявший на грани исчезновения, собрался с силами и начал освободительную войну. Первая крупная победа была достигнута в 1727 году. Сражение это происходило на широком плато Карасиыр, в междуречье Буланты и Белеуты. Народные предания, а также произведения известных жырау и акынов тех времен донесли до нас имена батыров Шерубая, Кабанбая, Баяна, Богенбая, Жаныбека, Малайсары, Олжабая, Санрыка, Тайлака и многих других героев. Общее командование на широком фронте сражения осуществлял безоговорочный лидер освободительной войны против джунгар Абулхаир хан.
Есть сведения, согласно которым бесстрашный Шерубай батыр 8 раз выходил биться один на один с противником и ни разу не проиграл. Джунгарское войско потерпело сокрушительное поражение, лишилось ведущих воинов. Это во многом предотвратило геноцид казахского народа, а вместе с тем предопределило очередную победу в следующей масштабной Анракайской битве, в 120 километрах от озера Балхаш, предположительно, весной 1729 года. Эта победа была величественной и блистательной - театр боевых действий занимал около 200 километров.
Анракайская битва была непростой, так как потребовала мобилизации сил всего казахского народа. И, возможно, именно с целью объединения всей степи, жертвуя своей жизнью, казахские батыры своим мужеством и отвагой решили показать всему народу, как надо сражаться, и главное - что врагов бояться не следует!
На Анракайской равнине казахские воины под предводительством Шерубай батыра (возглавлял 1000 воинов) почти 2 месяца сражались с джунгарами. В самые решающие моменты Шерубай бился один на один с вражескими воинами, обеспечивал победы нашим сарбазам. Имя казахского батыра стало боевым кличем наших воинов. Он принимал активное участие в боевых действиях до тех пор, пока жетысуские земли не были освобождены от врага.
Известно, что в данном сражении калмыцкие войска значительно превосходили в силе и вооружении казахов, в том числе у них имелись дальнобойные пушки. Для того чтобы не дать возможности воспользоваться артиллерией, казахские предводители применили тактику внезапного нападения, что в итоге и позволило одержать победу. Исход сражения изменил политическое положение в Центральной Азии и, несомненно, занимает особое место в истории казахов.
После Анракайской битвы обе стороны заключили “мирный договор”. Они понесли в войне большие потери и нуждались в перемирии. Джунгары - потому, что у них появились проблемы во взаимоотношениях с Цинской империей, а ханы Самеке и Абулхаир занялись решением проблем в своем тылу.
Однако обстановка в Центральной Азии оставалась напряженной, что ощутили на себе в 1741-1742 годах Старший и Средний жузы, в очередной раз подвергнувшиеся нападению джунгар. В эти годы Шерубай Биболдыулы все свои силы, талант и мужество отдал борьбе с джунгарами. Казахские племена Среднего жуза за короткий период восстановили контроль на землях Сарыарки. Дальнейшее наступление джунгар остановило официальное заявление российской стороны о том, что казахи находятся под защитой Государства Российского.
После смерти Хунтайжи Галдан Церена в 1745 году, когда начались междоусобицы из-за джунгарского трона, казахи воспряли духом, так как некогда могущественное Джунгарское государство стало распадаться. Маньчжуро-китайский император, внимательно следивший за делами враждебного соседа, не замедлил воспользоваться отсутствием у джунгар единства и общего руководства. В 1755, 1756 и 1757 годах он совершил походы на джунгар, в результате чего погибло огромное количество ойратов.
Казахский народ совместно со своим могущественным союзником - Китаем - уничтожил Джунгарское государство в 1758 году, и только после этого исторического события казахи во главе с Абылай ханом торжественно праздновали свою победу в урочище Майлышат в Восточном Казахстане.
В 1717-1757 годах, то есть в течение 40 лет, Шерубай батыр беспощадно боролся против джунгарских калмыков. По некоторым данным, за это время он принял участие почти во всех основных сражениях против ненавистного врага.
Сохранилось предание, по которому сподвижники батыра и его близкие родственники доставили тело Шерубай батыра после смерти до теперешнего поселка Топар и с согласия местного имама похоронили на высоком месте. За захоронением закрепилось название «Кіндіктобе» («Священная сопка»). Из поколения в поколение передавалась молва о том, что здесь похоронен истинный герой. В 1995 и 2008 годах были установлены памятные плиты, дающие вкратце основные сведения о легендарном батыре.
Публикаций в прессе о Шерубае Биболдыулы немало. Их значимость прежде всего в том, что они содержат большой этнографический материал. Это сказания, легенды, предания казахского народа, касающиеся жизни и подвига храброго воина. А учитывая менталитет степняков, их обычай передавать из уст в уста пересказы и воспоминания, этот фольклорный материал также всегда считался немаловажным источником информации. Степень ее достоверности, как правило, устанавливается путем сопоставления с научно подкрепленными данными.
Известные поэты, члены Союза писателей Казахстана Солдатхан Орайханулы и Сабит Бексеитулы жизни и героическим деяниям отважного воина Шерубая посвятили большие поэмы и тем самым увековечили его имя в летописях о славных сражениях. Особо хотелось бы отметить, что на земле, где родился знаменитый батыр, чтят его память. Именем батыра названа река Шерубай-Нура, левый приток реки Нуры, которая берет начало в западных отрогах гор Кызылтас и по территории нашей области протекает в Абайском, Бухаржырауском районах. На реке Шерубай-Нура возведено Шерубай-Нуринское водохранилище. Вода данного водоема, расположенного в Абайском районе, у поселка Топар, используется для нужд электростанций, промышленного и питьевого водоснабжения, орошения и рекреации. На участке Караганда - Моинты расположена железнодорожная станция Шерубай-Нура Карагандинского отделения КТЖ. Она открыта в 1935 году и имеет 6 приемо-отправочных путей для пропуска пассажирских поездов. В Бухаржырауском районе находится Шерубай-Нуринское песчано-гравийное месторождение. В Карагандинском бассейне долгие годы успешно работала шахта «Шерубай-Нуринская».
К сожалению, мы не располагаем точными сведениями о годах рождения батыра и его смерти. Исследователи ориентировочно утверждают, что он родился в 1693 году и умер в возрасте 119 лет (в 1812 году). Имеются также сведения, что Шерубай прожил всего 37 лет и погиб в неравном бою с превосходящими силами противника. Значит, необходимо тщательно собирать конкретные сведения и созданные народом многочисленные легенды о нем, так как имеющиеся исследовательские работы не охватывают всю жизнь и деятельность этой самобытной личности.
Для того чтобы увековечить память о Шерубай батыре, славном сыне казахского народа, нужно построить и открыть мемориальный музей в Абае (кстати, этот город до своего окончательного переименования в середине 50-х годов прошлого века носил имя батыра). Следует установить памятники великому воину в Караганде и поселке Топар, которые могут использоваться во время проведения различных мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Встает вопрос, почему бы не назвать в честь него одну из улиц нашей столицы?

Рашит КАРЕНОВ,
академик
Международной академии
информатизации,
почетный работник
образования РК

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе. 

  • Уроки патриотизма 08.09.2018

    Пути реализации в войсках общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», а также программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» обсуждались на заседании круглого стола, который состоялся в стенах Карагандинского областного филиала партии «Нұр Отан». В работе заседания приняли участие заместитель Главнокомандующего войсками Национальной гвардии РК генерал-майор Мухаметкали Сатов, командующий войсками регионального командования «Орталык» генерал-майор Еркин Ботаканов, заместитель командующего войсками регионального командования «Астана» по воспитательной и идеологической работе полковник Мара Раимова, представители военно-патриотических клубов области, а также учащиеся карагандинских школ. 

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 08.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08.2018 и от 6.09.2018 г.)

    Предстоит узнать, кто из киевцев вступил в 1918 году в акмолинский отряд Красной Армии? Кто в 1918-1919 годы подвергался аресту, находился в Акмолинской городской тюрьме? По воле случая узников охранял земляк, родственник владельца мельницы Семен Ачкасов. В Киевке колчаковцами был задержан Павел Евстифеевич Шапран (1875-1921), уроженец села Сладкая Балка Таврической губернии. С. Сейфулин в своей книге «Тернистый путь» называет его членом Совдепа и комиссаром национализированных мельниц. 15 марта 1918 года П.Е. Шапран доложил в Совдепе результаты своей деятельности.