07 августа 2018 года 745

Синтез науки и образования

Автор: Анна СТРОКОВА

Международная научно-практическая конференция «Наука, образование и производство в условиях Четвертой промышленной революции» состоялась в Карагандинском институте органического синтеза и углехимии. Посвящена она была не только науке, но и юбилею академика Зейноллы Мулдахметова, который в этой сфере имеет немало заслуг.

Конечно, на встрече много внимания уделили юбиляру: он в свое время был ректором Института органического синтеза и углехимии. Заместитель директора института Серик Фазылов поделился, что целью международной встречи стала прежде всего возможность обменяться мнениями, поделиться опытом и достижениями в науке, а сама конференция проводилась совместно с КарГУ им. Е.А. Букетова.
- Такая кооперация науки и образовательной системы должна дать хорошие плоды, - уточнил Серик Драхметович. - Тем более что подобная форма проведения практикуется впервые: обычно научно-исследовательские институты и вузы организуют такие мероприятия по отдельности. К нам приехали ученые из Москвы - основоположники дистанционного образования, а также их коллеги из Узбекистана и Кыргызстана.
Конференция началась с пленарного заседания. Выступающие рассуждали о дальнейшем развитии образования и посвящали поздравления Зейнолле Мулдахметову, которому 3 августа исполнилось 85 лет. В числе спикеров заседания были вице-министр образования и науки РК Талгат Ешенкулов, президент Национальной академии наук РК Мурат Журинов, ректор КазНУ им. Аль-Фараби Галимкаир Мутанов, доктор юридических наук и профессор Нурлан Дулатбеков, ректор КарГУ Еркин Кубеев. В честь юбиляра зачитали приветственные адреса Мажилиса Парламента и Министерства образования и науки РК.
- Зейнолла Мулдахметов внес огромный вклад не только в развитие науки нашего региона, но и науки Казахстана, - отметил аким области Ерлан Кошанов, принявший участие в работе конференции. Он остановился на трех фактах, касающихся виновника торжества. - Во-первых, Зейнолла Мулдахметович основал в Казахстане школу квантовой химии, а его фундаментальные исследования отражены более чем в 50 научных трудах. Во-вторых, он - организатор, стоявший у истоков КарГУ, открывший новый факультет и ставший наставником для молодых ученых. В-третьих, Зейнолла Мулдахметов - дипломат в сфере образования: он создал Казахстанско-Российский университет, который стал не просто вузом, а центром научного сотрудничества между нашими странами. И сегодня в этом зале мы принимаем почетных гостей из России.
- Мы знаем Зейноллу Мулдахметовича как крупного организатора новаторских образовательных проектов, - дополнил позже президент Российской современной гуманитарной академии Михаил Карпенко. - Он одним из первых в Казахстане начал понимать большое будущее дистанционного образования. В 1997 году мы встретились и начали сотрудничать, работая днем и ночью. Двадцать лет трудились над внедрением новых технологий. Работа эта была напряженной, но мы фонтанировали идеями, творческими замыслами, изобретали новые дидактики, средства обучения.
Я ездил по России, создавая сеть учебных центров, а Зейнолла Мулдахметович - по Казахстану. В итоге были внедрены три принципиальных инновации: само дистанционное образование, во-вторых - совершенно новая структура, о которой в Советском Союзе никто и не думал, - коллаборация вузов, что и сейчас редкость, в-третьих - впервые в Казахстане был создан прообраз массово распределенного университета. В мире такие вузы создаются и теперь: в Индии, Китае, Индонезии, Турции. Мы думаем, будущее как раз за ними. Тем более что высшее образование постепенно становится всеобщим: во многих странах процент людей, получивших его, растет.
Помимо вклада Зейноллы Мулдахметова в науку на конференции обсудили вопросы развития экономики и образования в условиях Четвертой промышленной революции: работа после пленарного заседания продолжилась в секциях. В одной из них рассмотрели химическое направление работы вузов и научно-исследовательских институтов, в других охватили экономические вопросы и проблемы, которые сегодня необходимо решить. В числе последних значились загрязненность воды в реке Нура вследствие сброса сточных вод предприятий, безопасное хранение и удаление высокотоксичных отходов. Спикеры конференции выступали не только на тему химии, но рассмотрели вопросы ресурсного потенциала горнопромышленных регионов Казахстана, глобализации науки, развития человеческого капитала, языковой подготовки студентов технических специальностей и многие другие.
Достижения наших ученых представили на выставке, которая расположилась перед входом в конференц-зал Института органического синтеза и углехимии. Там показали сразу несколько установок наших ученых: это были технология прямого извлечения металлов из рудного и техногенного сырья, реле утечки РУ-2М для безопасной работы оборудования в трехфазных сетях переменного тока, гидродинамические нагреватели и паровой электрообогреватель отрицательного давления.
- Основные направления работы Института органического синтеза и углехимии - новые продукты на основе угля и угольных отходов, получение удобрений из отходов угледобычи, разработка технологий каталитической гидрогенизации остатков угля и нефтепродуктов, - объяснил Серик Фазылов. - Мы развиваем и направление по синтезу биологически активных веществ, что пригодится для сельского хозяйства и животноводства. Активно сотрудничаем с КарГУ, организуя много совместных проектов. Выпускники химического факультета приходят к нам работать, проходят здесь учебную и преддипломную практику, пишут магистерские диссертации.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.