31 июля 2018 года 710

Органная музыка космоса

Он объездил практически весь Советский Союз вместе со своим учителем, основоположником советской органной школы Леонидом Ройзманом. Заказывая свой первый концертный фрак, он застал в ателье звезду балета Булата Аюханова и музыканта Ермека Серкебаева. Габит Несипбаев играет на органе даже казахские национальные произведения, и на днях он выступил в Караганде.

Началом истории органного искусства в Казахстане считается 1967 год, когда в Алма-Ате, ныне в Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы, установили первый орган. Большое влияние на наше органное искусство оказала русско-советская исполнительская школа, в основе которой лежат две ветви, идущие от учеников представителя династии немецких органистов Леонида Ройзмана. И одна из этих ветвей, ныне активно действующая, создана заслуженным артистом Казахстана, нашим ведущим органистом Габитом Несипбаевым.
- Сейчас в Алматы два больших концертных органа и один малый учебный, в Астане - тоже три: большой концертный и два учебных. В Караганде - седьмой и восьмой, в Кокшетау - девятый и десятый, - подсчитал музыкант. - Орган вокруг себя аккумулирует определенную среду: исполнительская школа провоцирует композиторов к созданию произведений, формируется своя аудитория, которая постоянно расширяется.
Рассуждать об органе можно вечно, признается Габит Тулеутаевич, и его можно понять: этот человек знает о легендарном инструменте все, но наша беседа развивается не в религиозном аспекте, а по линии культурного феномена. Орган - самый старший из всех клавишных инструментов, и его история началась еще до нашей эры. Для сравнения: история фортепиано начинается лишь с конца XVIII века.
Габит Несипбаев родился в Алма-Ате в семье биолога и историка, и после окончания средней специальной музыкальной школы для одаренных детей им. К. Байсеитовой с золотой медалью по классу фортепиано поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, где обучался по специальностям «Фортепиано» и «Орган». Учеба не была простой: ежедневно многочасовые занятия, а в общежитии был специальный подвальный этаж с роялями. Чтобы взять хороший кабинет, студенты вставали в пять утра и занимали очередь: открывались классы только в семь.
- Не каждый человек в своей жизни может встретить Учителя, - поделился Габит Тулеутаевич. - Я занимался у невероятного Леонида Ройзмана, который внес огромный вклад в совершенствование органного исполнительства в Союзе. Он много сил приложил к тому, чтобы в Казахстане появился первый орган. Инициировал все это покойный Куддус Кужамьяров, который хотел, «чтобы из степи звучал орган». Покойный Еркегали Рахмадиев доводил это дело до ума, а Леонид Исаакович способствовал реализации идеи.
Сейчас у Габита Несипбаева - широкий репертуар, охватывающий произведения старинных западно-европейских авторов, композиторов XIX века и современных. В начале 90-х им было исполнено все органное наследие И.С. Баха в цикле 15-ти концертных программ. С 1988 года Габит Тулеутаевич преподавал в консерватории им. Курмангазы, с 2012-го руководил Казахским Государственным академическим театром оперы и балета им. Абая в Алматы, а с октября 2014 года является там заместителем генерального директора.
- Последний раз я был в Караганде около четырех-пяти лет назад. Приятно вновь оказаться здесь: люблю город, люблю публику, - поделился мастер. - В Соборе Девы Марии Фатимской на сегодня один из лучших органов в стране. Да, ему всего восемь лет, он еще «мальчишка», но многое зависит от того, как за ним присматривать. А здесь как с детьми: необходимо учитывать много факторов при его изготовлении, профессиональных секретов. Кстати, был в конце 90-х период, когда мы хотели открыть филиал по производству органа - вели переговоры с Германией, но встретились с такими трудностями, что на одном энтузиазме далеко бы не уехали. Технологии его изготовления остались такими же, какими были много веков назад¸ но у органа, как и у человека, есть год рождения и год смерти.
Орган, по словам Габита Несипбаева, достойно прижился на почве казахской культуры. У нас крепкая профессиональная школа - ее знают и в ближнем, и в дальнем зарубежье, а вчерашние зрители сегодня приходят на концерты с детьми и внуками.
- Хранитель органа в соборе - должность необходимая и важная, - продолжил Габит Тулеутаевич. - Я предложил карагандинским настоятелям продумать этот вопрос, ведь инструмент, несмотря на размеры, хрупкий, остро реагирующий на изменение влажности, температуры. К сожалению, пока хранителя органа в Караганде нет, но есть двое молодых людей, с которыми мы обсудили перспективы этого дела, и думаю, в августе получится снова приехать к вам с органным мастером. Очень надеюсь, что, как и в Европе, инструмент будет стоять здесь века.
Полувековая история органной школы в нашей стране показала: органная музыка может быть и казахской. Оказывается, есть много произведений, написанных казахстанскими композиторами для этого инструмента. Любопытно и то, что Габит Тулеутаевич периодически обрабатывает казахские народные песни для органа: в 1995 году вышел сборник переложений песен Абая для голоса и органа, в 2003-м изданы «Три песни Абая». Две обработки Г. Несипбаева, что особенно интересно, используются его коллегами в Германии как часть литургии.
- Я бы хотел, чтобы эта практика продолжалась. Но я не профессиональный композитор, поэтому подобные опыты носят эпизодический характер, - признался мастер. - Кстати, недавно на одну из моих прелюдий на песню Акана Серi мы записали клип с современной электронной группой «iFly». Мы пошли на рискованный творческий эксперимент, но ребята из «iFly» - люди толковые, все получилось. Мой коллега, дирижер-хоровик Жунус Жумабеков, подарил свой восьмичасовой концерт для смешанного и детского хоров и органа Папе Римскому Иоанну Павлу II во время его визита в Казахстан. Оригинал произведения хранится в библиотеке Ватикана, а в самом сочинении соединяются и древний иудейский мелос, и европейские джазовые интонации, и казахский мелос. Это лишь доказывает: нам орган не чужд.
Тем временем в Соборе Девы Марии Фатимской уже собрался полный зал: выступление Габита Несипбаева началось с торжественных, густых звуков органа, чтобы в финалах произведений прозвучали масштабные широкие аккорды. Мы привыкли, что на органе звучат мелодии грустные, тревожные, но «Органная Месса» Баха была совершенно другая: жизнеутверждающая.
- Бах не воспринимал музыку как развлечение, - объяснял Габит Тулеутаевич. - Это была его принципиальная позиция: он считал, что музыка есть служение Всевышнему. И почти во всех своих зрелых органных произведениях Бах, по сути, беседует с Создателем на языке музыки. В его сочинениях - сложная образная и символическая система, сложные цифровые пропорции. Цифры вроде 3, 6, 7, 12, 14, 21 для него не были пустыми арифметическими знаками. Да и сами произведения Баха - не чистая музыка, а конкретный символ: если его изучить, можно в буквальном смысле вербально прочитать текст.
«Органная месса», признался Г. Несипбаев, нечасто звучит на концертах: произведение длинное, и он исполнил его сокращенный вариант, без малых хоралов. У каждого хорала, к слову, свое настроение: торжественное, спокойное, радостное, грустное... Музыка утешала, заигрывала, тревожила, и после каждого произведения органиста одаривали аплодисментами. Концерт собрал людей разных возрастов, вероисповеданий, национальностей, и каждый вслушивался в мотивы «Органной мессы» Баха и третьей части его же «Высшей школы клавирного мастерства», размышляя о своем.
- Естественная среда для органа - это, конечно, собор, - заключил Габит Несипбаев. - Здесь - нужная акустика, пространство, эхо, и попытки поместить орган в другое место равны попыткам поместить морских обитателей в океанариум. У нас мало концертных залов, в которых акустика соответствовала бы требованиям органа. Поэтому в соборе он звучит по-настоящему, показывая себя во всей красе.
И это действительно музыка космоса. Но под ее звучание порой приходят мысли о том, насколько мы несовершенны по сравнению с ней.

Фото Бориса КОПЫЛОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Круговорот времени 22.06.2019

    На закрытии театрального сезона в областном Казахском драматическом театре с аншлагом прошел спектакль «Фариза мен Мүқағали».

  • Солнечный и страстный джаз 22.06.2019

    Завершение концертного сезона любимого карагандинцами джазового оркестра под руководством заслуженного деятеля Казахстана Игоря Андрейченко было запоминающимся и ярким.

  • Несломленные духом 18.06.2019

    Драма «Қанатталды» режиссера-постановщика и деятеля культуры Сламбека Жумагали на областном смотре самодеятельных коллективов завоевала «Гран-при». Пьесу высоко оценили не только мэтры театра, но и обычные зрители.

  • Сразу три «Гран-при» 13.06.2019

    Школьный ансамбль из Каражала завоевал несколько главных наград на Международном конкурсе детского и молодежного творчества в Алматы.

  • Креатив по-немецки 11.06.2019

    На выставке «Kreativitat» для любителей современного искусства представлены работы художников из Германии, имеющих карагандинские корни.

  • От смеха - к цифровым технологиям 08.06.2019

    Еркебулан Молдабеков - настоящий современный разноплановый художник. Начал с карикатур, заинтересовался панно-загадками с элементами казахских орнаментов, сейчас даже самостоятельно разрабатывает сайты.

  • Финальный аккорд 08.06.2019

    В Карагандинском академическом театре музыкальной комедии прошел первый этап II Международного конкурса-фестиваля «Amanat music», в котором приняли участие более 30 человек.

  • Краски Индии 08.06.2019

    Выставка юных художников школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО прошла в Карагандинском областном музее ИЗО.