17 июля 2018 года 471

Наука будущего

Автор: Анна СТРОКОВА

Ученики Валентины Мерсиянцевой, которая преподает в карагандинской гимназии № 1, на экзаменах почти все получили пятерки. Удивительно, что во время собственной учебы Валентина Федоровна к истории относилась прохладно, но вот уже полвека учит ребят.

Билеты для госэкзаменов присылаются из Министерства образования, а пакеты с ними вскрываются в день сдачи. Ученики, рассказывает Валентина Мерсиянцева, спешили отвечать без подготовки, но некоторым все же трудно изучать предмет. Особенно много их среди тех ребят, кто поступает в зарубежные вузы: они считают, что история Казахстана им не пригодится.
- Одна из моих учениц отправилась учиться в США. В ее группе дали задание рассказать о своей стране: девушка готовилась тщательно, выступила лучше всех, напекла баурсаков, показала наше гостеприимство и рассказала об обычаях казахского народа. Знание истории в итоге сыграло ей на руку, - делится педагог.
Во время собственной учебы в средней школе № 63 историю она не любила: на уроках можно было рассказать один абзац и заработать пятерку. Юная Валя собиралась поступать в кооперативный институт на товароведение, но ее отец хотел, чтобы она продолжила дело дедушки - тот был директором школы. Об учительстве, говорит, не мечтала, но была в прямом смысле правой рукой классного руководителя Ольги Котовой. У Вали был красивый почерк - она помогала заполнять журнал, проверять тетради. Тогда весь этот труд казался Мерсиянцевой работой с кучей бумаг. Поступить в кооперативный у нее не получилось: не сдала историю.
В это же время в гимназии № 1 открылся 11 педкласс. Директором школы была Евгения Жаркова, которая предложила ей работу в начальных классах. Случилось это 50 лет назад.
Валентина Мерсиянцева начала преподавать, вышла замуж, родила дочь, собралась на исторический факультет нынешнего КарГУ. На уговоры: «Берут туда только партработников» не поддалась, выбрав заочное отделение. Диплом ей предложили готовить в Москве. Работу она писала по Багдадской железной дороге и ее роли в международных отношениях, посещая Московский военный архив: имела специальный допуск к документам благодаря сотрудникам МГУ.
Свой первый выпуск учитель с успехом довела до 10 класса. Окончив истфак, начала преподавать историю всемирную и Казахстана. Периодически звали работать в вуз, но видеть искренние глаза школьников на уроках Валентине Федоровне было дороже. Были мысли уйти и в адвокатуру, но все-таки она осталась в школе.
- Всегда помнила одно: на уроках быть строгой, в жизни - как можно добрее, и я люблю учеников всем сердцем, - признается В. Мерсиянцева.
Когда ее первоклассники дошли до 9 класса, попросили взять под руководство еще один класс, второй, у которого сменилось 13 руководителей.
С особым трепетом Валентина Федоровна рассказывает ученикам о Великой Отечественной войне. Она прочла массу книг на эту тему и признается: каждое издание раскрывает все новые факты о войне. Другая любимая тема - история развития стран мира. И, конечно, все это отражается на методиках преподавания.
- Мы давно проводим с ребятами уроки-конференции, с интересом работаем по обновленной программе, - рассказывает В. Мерсиянцева. - Но трудность в том, что сейчас сокращаются часы: дается только час в неделю на всемирную историю, историю Казахстана, на предмет «Человек и общество». Раньше их было по два. То есть теперь и у учителя меньше шансов раскрыться, и у ребенка. Но, работая в группах или на уроках-
играх, мы стараемся изучать темы как можно глубже.
И это приносит свои плоды: в этом году одна из ее учениц получила бронзовую медаль в олимпиаде по основам права на республиканском уровне. Это не единственный случай: ее ученики всегда достойно представляют себя на соревнованиях, а выпускники пишут трогательные письма со словами благодарности.
В. Мерсиянцева работает и с новыми учебниками, но эти издания, делится, требуют доработки: им не хватает богатства исторических сведений. Более того, пособия не успевают за новыми фактами, которые раскрываются, к примеру в телевизионных программах. Но это, с другой стороны, подвигает детей искать информацию, оценивать ее и таким образом формировать свою точку зрения на исторические события.
Порой кажется, что история, которую мы изучаем, - это история войн. Валентина Федоровна соглашается: их было немало, и погибли миллионы людей. Но такие моменты - локомотивы истории: в Первой мировой стали применять танки, тогда это было в новинку. Другая сторона медали в том, что во Второй мировой и Великой Отечественной войне люди проявляли недюжинную силу патриотизма. Но очевидно, что войны останавливают развитие прогресса, культуры, экономики и других сфер жизни.
Поэтому, обладая массой исторической информации, педагог искренне рада, что в нашей стране царит мир, реализуются программы Главы государства, Казахстан признают во всем мире. Это прекрасно, но у нас еще многое впереди. И, несмотря на то, что каждое старшее поколение часто сетует на младшее, она уверена: когда будет нужно - ребята проявят себя.
- Хочется, чтобы дети не потеряли интереса к истории. Ведь это не только наука, но и опыт, который изучается всю жизнь, он пригодится всем, - считает Валентина Мерсиянцева.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Философия убеждения 18.10.2018

    Обычно мы представляем философа мыслителем, преподавателем вуза или ученым, проводящим долгие часы за написанием книг. Однако есть среди них и практики. Когда-то теология считалась частью философии, сейчас определяется как богословие. Тем не менее в современных условиях теолог должен уметь абстрагироваться от религиозной пропаганды и пользоваться своими знаниями для защиты интересов государства, семьи и конкретного человека.

     

  • Площадка для диалога 18.10.2018

    В областной универсальной научной библиотеке им Н.В. Гоголя открылась книжная выставка, посвященная Дню духовного согласия. Здесь пропагандируют литературу по укреплению межконфессионального единства, а на днях провели тематическую встречу с карагандинскими студентами.

  • Ученый, педагог, реформатор 18.10.2018

    Жамбыл Акылбаев навсегда останется в памяти коллектива и выпускников КарГУ им. Е.А. Букетова как справедливый, искренний и талантливый руководитель.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 18.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04, 13.10.2018 г.)

    С каждым годом в Нуринском районе все больше и больше развивалось земледелие. По данным 1940 года, посевные площади занимали 41032 гектара, или 15 процентов от всех посевов Карагандинской области. Зерновое поле зан...

  • Юбилейный аккорд 18.10.2018

    Заключительный день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам встречу с Академическим оркестром казахских народных инструментов имени Таттимбета.

  • В честь поэта-буревестника 18.10.2018

    Уроженец Талдыкоргана, 22-летний журналист областной газеты «Жетысу» Мухтар Кумысбек напоминает поэта-«шестидесятника»: юноша облачен в пиджак, брюки, рубашку и элегантную кепочку. Мухтар признается: любит произведения Абая, Магжана, Касыма, обожает творения Блока, Есенина, Пушкина и хочет быть похожим на них. Мухтар стал одним из участников поэтического конкурса-мушайры «Дүниеге келер әлі талай Қасым», посвященного творчеству Касыма Аманжолова.

  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.