17 июля 2018 года 778

Наука будущего

Автор: Анна СТРОКОВА

Ученики Валентины Мерсиянцевой, которая преподает в карагандинской гимназии № 1, на экзаменах почти все получили пятерки. Удивительно, что во время собственной учебы Валентина Федоровна к истории относилась прохладно, но вот уже полвека учит ребят.

Билеты для госэкзаменов присылаются из Министерства образования, а пакеты с ними вскрываются в день сдачи. Ученики, рассказывает Валентина Мерсиянцева, спешили отвечать без подготовки, но некоторым все же трудно изучать предмет. Особенно много их среди тех ребят, кто поступает в зарубежные вузы: они считают, что история Казахстана им не пригодится.
- Одна из моих учениц отправилась учиться в США. В ее группе дали задание рассказать о своей стране: девушка готовилась тщательно, выступила лучше всех, напекла баурсаков, показала наше гостеприимство и рассказала об обычаях казахского народа. Знание истории в итоге сыграло ей на руку, - делится педагог.
Во время собственной учебы в средней школе № 63 историю она не любила: на уроках можно было рассказать один абзац и заработать пятерку. Юная Валя собиралась поступать в кооперативный институт на товароведение, но ее отец хотел, чтобы она продолжила дело дедушки - тот был директором школы. Об учительстве, говорит, не мечтала, но была в прямом смысле правой рукой классного руководителя Ольги Котовой. У Вали был красивый почерк - она помогала заполнять журнал, проверять тетради. Тогда весь этот труд казался Мерсиянцевой работой с кучей бумаг. Поступить в кооперативный у нее не получилось: не сдала историю.
В это же время в гимназии № 1 открылся 11 педкласс. Директором школы была Евгения Жаркова, которая предложила ей работу в начальных классах. Случилось это 50 лет назад.
Валентина Мерсиянцева начала преподавать, вышла замуж, родила дочь, собралась на исторический факультет нынешнего КарГУ. На уговоры: «Берут туда только партработников» не поддалась, выбрав заочное отделение. Диплом ей предложили готовить в Москве. Работу она писала по Багдадской железной дороге и ее роли в международных отношениях, посещая Московский военный архив: имела специальный допуск к документам благодаря сотрудникам МГУ.
Свой первый выпуск учитель с успехом довела до 10 класса. Окончив истфак, начала преподавать историю всемирную и Казахстана. Периодически звали работать в вуз, но видеть искренние глаза школьников на уроках Валентине Федоровне было дороже. Были мысли уйти и в адвокатуру, но все-таки она осталась в школе.
- Всегда помнила одно: на уроках быть строгой, в жизни - как можно добрее, и я люблю учеников всем сердцем, - признается В. Мерсиянцева.
Когда ее первоклассники дошли до 9 класса, попросили взять под руководство еще один класс, второй, у которого сменилось 13 руководителей.
С особым трепетом Валентина Федоровна рассказывает ученикам о Великой Отечественной войне. Она прочла массу книг на эту тему и признается: каждое издание раскрывает все новые факты о войне. Другая любимая тема - история развития стран мира. И, конечно, все это отражается на методиках преподавания.
- Мы давно проводим с ребятами уроки-конференции, с интересом работаем по обновленной программе, - рассказывает В. Мерсиянцева. - Но трудность в том, что сейчас сокращаются часы: дается только час в неделю на всемирную историю, историю Казахстана, на предмет «Человек и общество». Раньше их было по два. То есть теперь и у учителя меньше шансов раскрыться, и у ребенка. Но, работая в группах или на уроках-
играх, мы стараемся изучать темы как можно глубже.
И это приносит свои плоды: в этом году одна из ее учениц получила бронзовую медаль в олимпиаде по основам права на республиканском уровне. Это не единственный случай: ее ученики всегда достойно представляют себя на соревнованиях, а выпускники пишут трогательные письма со словами благодарности.
В. Мерсиянцева работает и с новыми учебниками, но эти издания, делится, требуют доработки: им не хватает богатства исторических сведений. Более того, пособия не успевают за новыми фактами, которые раскрываются, к примеру в телевизионных программах. Но это, с другой стороны, подвигает детей искать информацию, оценивать ее и таким образом формировать свою точку зрения на исторические события.
Порой кажется, что история, которую мы изучаем, - это история войн. Валентина Федоровна соглашается: их было немало, и погибли миллионы людей. Но такие моменты - локомотивы истории: в Первой мировой стали применять танки, тогда это было в новинку. Другая сторона медали в том, что во Второй мировой и Великой Отечественной войне люди проявляли недюжинную силу патриотизма. Но очевидно, что войны останавливают развитие прогресса, культуры, экономики и других сфер жизни.
Поэтому, обладая массой исторической информации, педагог искренне рада, что в нашей стране царит мир, реализуются программы Главы государства, Казахстан признают во всем мире. Это прекрасно, но у нас еще многое впереди. И, несмотря на то, что каждое старшее поколение часто сетует на младшее, она уверена: когда будет нужно - ребята проявят себя.
- Хочется, чтобы дети не потеряли интереса к истории. Ведь это не только наука, но и опыт, который изучается всю жизнь, он пригодится всем, - считает Валентина Мерсиянцева.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Камень как холст 23.02.2019

    Камень издревле служил людям не только орудием труда, но также средством для удовлетворения эстетических потребностей. Скалы были холстом для древнейших художников. Первые петроглифы датированы эпохой позднего палеолита. В настоящее время многие современные художники вдохновляются полотнами своих далеких предшественников.

  • История - это мы! 21.02.2019

    Все шесть инструментов модернизации сознания, которые предлагает Глава государства, с одной стороны, не новы и давно известны, с другой - важно понимать: он выбрал их из сотни других, выбрал те, которые наиболее подходят для Казахстана сегодня, и ими нужно правильно воспользоваться.

  • Всенародная поддержка 19.02.2019

    Осталось чуть меньше двух месяцев до двухлетия национальной идеи «Рухани жаңғыру». Главный менеджер проектного офиса программы в Карагандинской области Серик Санаубаев уверен, что наш регион подходит к этому рубежу с достойными результатами. О годовых итогах работы, воплощенных и невоплощенных проектах в рамках «Рухани жаңғыру» Серик Малибекович рассказал на брифинге в Региональной службе коммуникаций.

  • Степное очарование 19.02.2019

    В Жанааркинском районе собрались красавицы со всех регионов Карагандинской области. Два десятка девушек имели возможность показать свои таланты, образованность и знание казахских традиций. В этом году мероприятие было приурочено к празднованию 125-летия Сакена Сейфуллина и к 90-летию Жанааркинского района.

  • Лечение с обучением 16.02.2019

    До конца 2019 года все государственные больницы должны быть переданы медицинским вузам в качестве собственных клинических баз. Такое поручение на заседании Правительства дал Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

  • Твой труд – твоё завтра 16.02.2019

    Нынешний, 2019 год объявлен Главой государства Годом молодежи, а акимом области Ерланом Кошановым – Годом инклюзивного образования. В Казахстане под категорию молодежи подпадает возрастная группа от 14 до 29 лет, это более 27%. Сегодня каждый четвертый гражданин - представитель молодого поколения. Еще около 24% - дети от 1 до 14 лет. Так что в краткосрочной перспективе казахстанцы будут считаться молодой нацией. Особенно велико значение молодого поколения как особенной группы общества, обладающей большим инновационным потенциалом.

  • Финансовое образование в цифровом формате 16.02.2019

    Процесс цифровизации в настоящее время охватывает все мировое сообщество. Наша страна в этой области намерена сделать прорывные шаги, что подтверждают основные положения Государственной программы «Цифровой Казахстан», разработанной в конце 2017 года. Одна из ключевых задач данной программы - развитие финансовых технологий и безналичных платежей.

  • Роботы шагают по стране 14.02.2019

    В Жанааркинском регионе прошёл II районный фестиваль Edurobot.kz. Школьникам предоставилась возможность продемонстрировать свои инженерные навыки и продвинутость в технологиях.