17 июля 2018 года 425

Музыка без границ

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

I Международный фестиваль «Жезкиiк», прошедший 13-14 июля в Жезказган-Улытауском регионе, объединил исполнителей этнической и классической музыки со всех концов света.

Священные горы Улытау не случайно стали местом проведения I Международного фестиваля музыки «Жезкиiк». Издревле Улытау считается сакральной сокровищницей Великой казахской степи. Здесь, в мавзолее Жошыхана, захоронен старший сын Чингисхана. В исторической местности Хан Ордасы развивались события, напрямую связанные с образованием Казахского ханства. Огромного интереса заслуживают петроглифы Теректы-Аулие, являющие собой шедевры древнего наскального искусства.
Это место овеяно многочисленными преданиями. Одно из них - легенда о Жезкиiк, которая является покровительницей сайги. Ее шерсть отливает красноватым латунным цветом, и на солнце бока блестят, словно крылья. Она оберегает стада сайгаков от голода и истребления, покровительствует жителям Великой степи. Существует поверье: человек, однажды встретивший ее на своем пути, навсегда становится другим. Ему открываются новые горизонты вдохновения, его ждут счастливые встречи, в нем пробуждаются новые силы и рождается любовь.
Одним из редких счастливчиков, которому довелось лицезреть Жезкиiк, стал поэт Какимбек Салыков. Потрясенный ее неземной красотой, он посвятил божественному созданию проникновенное стихотворение. Многие сочиняли к этим строкам музыку. Но лишь мелодия слепого композитора Жаксыкельды Сейилова сделала эту песню поистине легендарной. Она и стала официальным гимном фестиваля, проводимого в рамках программы «Рухани жаңғыру» с реализацией проекта «Духовные святыни Казахстана» и специальной программы «Туған жер» в целях сохранения нематериального культурного наследия Казахстана, пропаганды фольклорной и классической музыки, а также популяризации народной культуры во всем ее разнообразии.
Первый день фестиваля произвел настоящий фурор. Наверное, еще никогда в местности Болатсай, расположенной неподалеку от села Улытау, не собиралось такое количество людей. Почетными гостями музыкального праздника стали казахстанский соловей БибигульТулегенова, Тохтар Аубакиров, Серик Сапиев, первый заместитель председателя партии «Нұр Отан» Маулен Ашимбаев.
Первым участников фестиваля поздравил министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, зачитав поздравление от имени Главы государства Нурсултана Назарбаева: «Уважаемые дамы и господа! Поздравляю вас с открытием І Международного фестиваля музыки «Жезкиік». Я верю, что данное мероприятие, проводимое в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру», станет наиболее значимым событием в культурной жизни страны. Также я считаю, что этот фестиваль будет способствовать популяризации фольклорного искусства казахского народа во всём мире».

Аким области Ерлан Кошанов, обращаясь к участникам и гостям фестиваля, отметил, что еще во времена ханов здесь, в сердце Улытау, раздавались стук копыт коня Жошыхана и звуки струн домбры Кетбуги жырау.
- Все это сохранилось в памяти Степи. А сегодня здесь звучит красивая музыка со всех уголков мира. Улытау объединил исполнителей из стран Латинской Америки, Западной и Восточной Европы, Дальнего Востока. Если в древности здесь собирались главы трех жузов, то сегодня присутствуют представители трех континентов. На мой взгляд, это является воплощением мечты наших предков о независимости, достигнутой благодаря нашему Елбасы. Хочу сказать большое спасибо участникам фестиваля за то, что приехали издалека, чтобы продемонстрировать свое творчество. Духовное возрождение, возрождение общества начинается именно с таких мероприятий, - отметил глава региона.
У каждого человека свои предпочтения в музыке. Но, думается, после фестиваля «Жезкиік» многие от души полюбили фольклор, богатое культурное и историческое наследие народов, живущих за тридевять земель. Так, невозможно описать словами традиционную японскую музыку, потому что она... другая. Музыка весьма самобытна и порой трудна для восприятия, так как в ней отсутствует гармония в привычном для нас понимании. В одном произведении стремительно меняются темп и ритм, и тем не менее необычный ритм барабанов, чарующие звуки флейты, струн самисена и цитры кото (щипковый инструмент) способны исподволь вызвать образы лепестков сакуры, падающих от малейшего дуновения ветра, мужественных самураев и величественных храмов. Ансамблю «Wagakki» из Токио удалось поразить воображение.
Сами же гости из Страны восходящего солнца, впрочем, как и все присутствующие, были поражены выступлением российского ансамбля «Сказители Алтая». Несмотря на свою малочисленность (всего 70 тысяч человек), алтайцам удалось сохранить самый древний вид искусства горлового пения. От первых же звуков, рождающихся где-то в глубине тела, словно мурашки по коже забегали. Программа выступления включала отрывки из героических эпосов и игру на комусе и топшууре, похожем на казахскую домбру. Гвоздем номера стало мастерское подражание звукам леса, воды и ветра, голосам птиц и животных, топоту лошадиных копыт. Тайну уникального музыкального жанра раскрыл солист Добрыня Сатин:
- Все люди одинаковые. У человека имеются определенные голосовые связки, которые в обычной жизни «спят». Если их разработать, то у каждого человека это может получиться. Да, поначалу связки болят, но затем происходит привыкание. Это как мышцы спортсменов, которые нужно постоянно тренировать.
Каждое выступление начинается с благопожелания инструменту. Тем самым музыканты просят помощи у духов при исполнении отрывков из эпосов. Как объяснил Добрыня, если сказитель берется за сказку и не дочитывает ее до конца (например, эпос «Маадай-Кара» состоит примерно из восьми тысяч строк), то он может навлечь на себя гнев хозяев окружающей среды.
- Мы являемся частью природы. Хотелось бы отметить, что Улытау - уникальное место на стыке гор и степей. У нас на Алтае есть понятие «аржаан» - святая, целебная вода. Как правило, это природные источники, расположенные в горах, рядом с которыми растут березы. Вчера мы побывали на роднике, и сразу стало понятно, что не зря с древних времен это место почитается как священное. Мы в полной мере ощутили его мощную энергетику, - отметил он.
Невозможно было не влюбиться в звуки шотландской волынки, самого популярного и узнаваемого в мире инструмента. Участники ансамбля из Юго-Востока Англии «ReadingPipe» задорно исполнили не только традиционные композиции, но и знаменитую «Катюшу». Любопытно было узнать, что волынщики дирижируют ногами. С интересом зрители разглядывали мужчин, облаченных в килты. Судя по расцветкам, участники ансамбля принадлежат к различным кланам. Например, руководитель творческого коллектива Александр Браун является выходцем клана Маклейн, который во время войн всегда был на передовом рубеже. В этот день он находился на передовой культурного мероприятия.
- То, что происходит здесь, - фантастическое событие мирового уровня. Если честно, я плакал, видя реакцию зрителей. Мне часто приходится уезжать далеко от дома. Но, находясь здесь, я сегодня не чувствую этого расстояния. Мне здесь очень хорошо, потому что в Казахстане живут гостеприимные и дружелюбные люди, - сказал он.
Весьма неразговорчивыми оказались музыканты ансамбля дойристов Хайролло Дадобоева из Таджикистана. Улыбаясь, они вежливо отказывались беседовать с журналистами. Как оказалось, дело вовсе не в их замкнутости. Молодые люди не могли позволить себе этого из уважения к своему учителю Хайролло. А тот в свою очередь, помимо высокой оценки организации фестиваля, акцентировал внимание на мире, царящем в многонациональном Казахстане. По словам Дадобоева, направляясь к месту проведения фестиваля, он был приятно удивлен тем, что в нашей стране существует институт консолидации межнационального согласия, объединивший этнические диаспоры:
- Это моя большая мечта: жить в мирной стране, где нет танков и оружия и люди независимо от национальности и веры поздравляют друг друга с торжественными датами, вместе отмечают религиозные праздники. Еще в Алматы в ходе встречи с таджикской диаспорой мне рассказали об Ассамблее народа Казахстана, о национальной политике. И, находясь здесь, мы смогли убедиться в этом.




Для истинных ценителей музыки фестиваль превратился в настоящий праздник. Казалось, замерло само время. И только солнце, незаметно скрывшееся за горизонтом, свидетельствовало о том, что на смену дню пришла ночь. А горы словно впитывали в каждый камень французские напевы (группа «Nicelabelle»), мелодию Анд («Takinan», Перу), песни о Мехико и знаменитые слова Bésamemucho в исполнении мексиканского ансамбля «MariachiJeffNevin». Непростой, но насыщенный день завершило выступление знаменитой и любимой казахстанцами этнорок-группы «Улытау». Таким образом, на несколько часов музыка народов мира словно стерла в местности Болатсай границы и расстояния.
На второй день фестиваль музыки перенесся в Жезказган, где на берегу Кенгирского водохранилища состоялись парад участников этнофестиваля, гала-концерт фольклорных ансамблей и церемония их награждения. Завершающим штрихом стал вечер классической музыки. Правил балом Карагандинский симфонический оркестр под руководством Петра Грибанова, который чуть позже передал эстафету итальянскому дирижеру Марко Боэни. Свое мастерство продемонстрировали 17 солистов из 10 стран мира. Первой на сцену амфитеатра взошла гордость нашей нации Бибигуль Тулегенова, исполнив знаменитую песню «Гакку».
Австрийка Анна Риан объяснила, почему, не задумываясь, приняла приглашение на участие в фестивале:
- Моя учительница, как и знаменитая Бибигуль Тулегенова, была колоратурное сопрано, которым я в свое время очень интересовалась. Она - гениальная певица, и для меня было большой честью встретить ее здесь, в гостинице, и познакомиться лично. Кстати, в Германии и Австрии я пела с казахстанским певцом Аликом Абдукаюмовым. У него просто шикарный голос! Честно говоря, я никогда не была в Казахстане, но слышала, что здесь очень добрый и гостеприимный народ. К сожалению, мне не удалось многое увидеть: накануне вылета в Караганду я выступала в Вене.
Европейская гостья осталась весьма довольной уровнем подготовки карагандинского оркестра. По ее словам, им не пришлось репетировать по нескольку раз: одного оказалось вполне достаточно.
Над гладью водоема разносились бессмертные «Гранада», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Одинокий пастух», каватина Леоноры из «Трубадура», «Цыганский барон», произведения казахской классической музыки (опера «Біржан - Сара», ария из оперы «Абай», «Қазақ вальсі» Латифа Хамиди), Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Джакомо Пуччини, Джеймса Ласта, Иоганна Штрауса и многих других. Вечер подарил массу эмоций и впечатлений всем без исключения - и участникам фестиваля, и зрителям. Для жителей Жезказгана и гостей города праздник стал особенным событием, которое надолго сохранится в людской памяти. Музыка, звучавшая в этот вечер, не просто завораживала: в ней хотелось раствориться без остатка, сохранив в памяти каждый момент.


Фото Бориса КОПЫЛОВА
п. Улытау, гг. Жезказган, Сатпаев

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Философия убеждения 18.10.2018

    Обычно мы представляем философа мыслителем, преподавателем вуза или ученым, проводящим долгие часы за написанием книг. Однако есть среди них и практики. Когда-то теология считалась частью философии, сейчас определяется как богословие. Тем не менее в современных условиях теолог должен уметь абстрагироваться от религиозной пропаганды и пользоваться своими знаниями для защиты интересов государства, семьи и конкретного человека.

     

  • Площадка для диалога 18.10.2018

    В областной универсальной научной библиотеке им Н.В. Гоголя открылась книжная выставка, посвященная Дню духовного согласия. Здесь пропагандируют литературу по укреплению межконфессионального единства, а на днях провели тематическую встречу с карагандинскими студентами.

  • Ученый, педагог, реформатор 18.10.2018

    Жамбыл Акылбаев навсегда останется в памяти коллектива и выпускников КарГУ им. Е.А. Букетова как справедливый, искренний и талантливый руководитель.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 18.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04, 13.10.2018 г.)

    С каждым годом в Нуринском районе все больше и больше развивалось земледелие. По данным 1940 года, посевные площади занимали 41032 гектара, или 15 процентов от всех посевов Карагандинской области. Зерновое поле зан...

  • Юбилейный аккорд 18.10.2018

    Заключительный день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам встречу с Академическим оркестром казахских народных инструментов имени Таттимбета.

  • В честь поэта-буревестника 18.10.2018

    Уроженец Талдыкоргана, 22-летний журналист областной газеты «Жетысу» Мухтар Кумысбек напоминает поэта-«шестидесятника»: юноша облачен в пиджак, брюки, рубашку и элегантную кепочку. Мухтар признается: любит произведения Абая, Магжана, Касыма, обожает творения Блока, Есенина, Пушкина и хочет быть похожим на них. Мухтар стал одним из участников поэтического конкурса-мушайры «Дүниеге келер әлі талай Қасым», посвященного творчеству Касыма Аманжолова.

  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.