17 июля 2018 года 402

Встать на уровень ребенка

Автор: Наталья ПРУС

Когда Вове поставили задержку психического развития и отправили в специальный интернат далеко от дома, он проплакал всю первую четверть, потому что привык быть с мамой. В обучении в общеобразовательной школе по месту жительства семье отказали, и женщине пришлось обращаться за поддержкой к депутатам, звонить в МОН РК.

- После ратификации Конвенции о правах инвалидов и принятия Государственной программы развития образования директора школ, отказывающиеся от детей с особыми образовательными потребностями, должны понимать, что нарушают закон. Родители вправе обращаться в суд, и они его выиграют, - объяснила руководитель управления инклюзивного и специального образования МОН РК Айгерим Кудеринова, посетившая в Караганде республиканский семинар по развитию ресурсных центров.
Карагандинская область, по ее словам, занимает в стране одно из последних мест по внедрению инклюзивного образования. От советского наследия ей досталась самая широкая сеть специальных организаций, и это дает о себе знать - детей с особыми образовательными потребностями по-прежнему «запирают» в интернатах. Нельзя отказываться от коррекционных школ, но набор туда нужно постепенно уменьшать. Тем более что с задержкой психического развития, нарушением речи, опорно-двигательного аппарата дети могут учиться в обычных школах.

Ученики разные и равные

 

В Казахстане более 147 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, и это цифра только по выявленным случаям. Согласно закону об образовании родители имеют право сами выбирать школу или детский сад, а если учреждения не готовы - это не проблема мамы или папы.
Айгерим Кудеринова напомнила воспитателям, педагогам школ, колледжей и вузов о новой парадигме современного образования: лучший учитель - не тот, кто получает хорошие результаты с одаренными детьми, а тот кто достигает результата с каждым ребенком.
Там, где школы преодолевают первые шаги в инклюзии, быстрее всего меняются ученики, которые помогают детям с особыми потребностями, становясь их негласными тьютерами. Труднее перестроить мышление учителей и родителей. Пока казахстанские педагоги не готовы к разношерстному составу класса.
- Но ничего особого для этих детей не надо придумывать, - обратилась специалист министерства к присутствующим на семинаре. - Начинайте работать с этим ребенком на его уровне. Например, если все в классе пишут диктант в объеме 50 слов, дайте ему десять. Не выделяйте его из учебного процесса, просто сократите количество заданий и увеличьте время для их выполнения. И новая система критериального оценивания позволит осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику - сильному, среднему и слабому.
Разумеется, школы должны укреплять материальную базу, но если ребенку, передвигающемуся на кресле-коляске, для создания комфортных условий нужно лишь по-другому поставить в классе парты, чтобы он беспрепятственно мог к ним подъехать, учитель обязан это увидеть и сделать.
Сегодня задача психолого-медико-педагогической консультации не поставить диагноз, а определить, какой уровень потребности у особенного ребенка. Ему может быть нужна не только адаптация к окружающей среде, но и создание индивидуальной образовательной программы. Соответствующие изменения уже внесены в нормативные акты и типовые правила деятельности общеобразовательных школ.
На ребенка-аутиста, например, категорически отказывающегося идти на физкультуру или труд, учитель составляет отдельную программу. А те предметы, что выпадают из обучения, заменяет занятиями с психологом, дефектологом, логопедом.
Что касается аттестата государственного образца, то он будет особой серии, где в перечне дисциплин разрешено делать отметки, что некоторые из них не изучались. Соответствующий приказ сегодня находится на регистрации в Министерстве юстиции.

Желание и инициатива

 

Каждая из областей, приехавшая на семинар, поделилась своим инклюзивным опытом. Среди основных объективных факторов, сдерживающих динамику инклюзивного процесса, учителя назвали «неопределенные» функциональные обязанности педагога, учителя-дефектолога, педагога-психолога и недостаточность научных исследований, ограничивающих разработку методических пособий.
В педагогическом сообществе все еще встречаются проблемы психологической неготовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, и, кроме того, учителя и специалисты школы затрудняются в составлении индивидуальных планов, адаптированных программ по общеобразовательным предметам для этой категории детей.
Специалисты ресурсных центров республики готовы обучать педагогов, но порой сталкиваются с инертностью последних. Так, курсы и семинары по вопросам инклюзивного образования посещают лишь отдельные представители школ, на индивидуальные консультации записываются единицы. Пока продвижение инклюзива в учебных учреждениях и применение полученной информации на практике во многом зависит от желания и инициативности директора и педколлектива. А ведь в республике уже действуют замечательные, зарекомендовавшие себя инклюзивные проекты, такие как службы сопровождения, школы тьютерства, родителей, дистанционного обучения. Опыт есть, и его нужно распространять, то есть информация, предлагаемая РЦ, должна быть обязательна к исполнению.
Участники республиканского семинара предложили обратить внимание на разграничение понятий «Ресурсный центр инклюзивного образования», «Ресурсный класс», «Консультативно-методический пункт», рассмотреть возможность их открытия на базе методических центров, КППК, научно-исследовательских институтов.
Кроме того, ресурсные центры инклюзивного образования нуждаются в присвоении официального статуса. Без него нет штатного расписания, что приводит к необходимости привлечения сотрудников школы к выполнению сверхурочной и не оплачиваемой работы.

Без поклона министерству

 

В соответствии с Государственной программой образования в 2019 году условия для инклюзии будут созданы в 70% школ, 30% детских садов, 40% колледжей. Инспектора от ООН, защищающие права инвалидов, руководствуясь положениями конвенции, уже сделали замечания Казахстану и просили пересмотреть процентное отношение в сторону его увеличения. Принятый международный документ не позволяет стране двигаться к равенству прав медленными шагами.
Сегодня в Министерстве образования РК уже приняли решение о первоочередном порядке зачисления детей с особыми потребностями в очередь в дошкольные организации. Помимо этого, ребенок может стоять одновременно и в специальный и в общеобразовательный детский сад.
- Чтобы создавать благоприятные условия для развития инклюзивной среды в Казахстане, - отметила А. Кудеринова, - мы отдали инструменты в руки тех, кто в этой сфере трудится на передовой. Согласно Закону «Об образовании» эксперименты могут проводиться на уровне местных исполнительных органов, так как городские отделы и управления образования лучше знают свои потребности. К примеру, с 2019 года во всех школах мы внедряем специальность «Ассистент- педагог», но есть регионы, которые не стали ждать распоряжения сверху и сделали это своими силами. Не надо бегать на поклон в министерство за разрешением, чтобы воплотить в жизнь хорошую идею.


Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мозговой штурм 23.02.2019

    Профессорско-преподавательский состав и докторанты Карагандинского медицинского университета из первых рук получили информацию об изменениях в законодательстве в сфере интеллектуальной собственности.

  • Проводники успеха 23.02.2019

    В Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова состоялся областной форум, проведенный в рамках Года молодежи в республике «Кемел болашак тiрегi - жастар» («Успешное будущее - задача молодых»).

  • Второй урок - практический 21.02.2019

    Для студентов казахстанских колледжей увеличат количество практических часов.

  • К миру с добротой 21.02.2019

    В рамках республиканской детской инициативы «Казахстан - территория доброты» в жезказганской гимназии № 26 проводятся тематические мероприятия. Здесь пропагандируют доброту, бескорыстное служение обществу, обсуждают важность развития у детей чувства ответственности за себя и окружающих, отзывчивости и сострадания.

  • Трудности перевода 19.02.2019

    Глупые, смешные, а порой и оскорбительные грамматические и стилистические ошибки можно встретить на торговых и рекламных вывесках на улицах Караганды. Чтобы свести подобные вещи к минимуму, специалисты областного управления по развитию языков вышли в очередной рейд «Көрнекі ақпарат пен жарнамаға - сауаттылық».

  • Под контролем общества 19.02.2019

    Совещание по развитию языковой политики с участием заместителя акима области по социальным вопросам Асхата Аймагамбетова состоялось на днях. Участники встречи - заместители акимов городов области, руководители и специалисты отделов по развитию языков и центров обучения языкам - обсудили реализацию Государственной программы на 2011-2019 годы.

  • Технопарк в режиме «Welcome» 19.02.2019

    В Балхаше прошла презентация детского технопарка «INTEL», который с недавнего времени стал структурным подразделением городского Дворца школьников.

  • В журналисты я пойду 19.02.2019

    Ученица 10 класса темиртауской гимназии № 1 Алиса Масасина твердо настроена выбрать журналистскую стезю, а в качестве хобби ведет блог и каждое творческое соревнование расценивает как опыт.