17 июля 2018 года 221

Встать на уровень ребенка

Автор: Наталья ПРУС

Когда Вове поставили задержку психического развития и отправили в специальный интернат далеко от дома, он проплакал всю первую четверть, потому что привык быть с мамой. В обучении в общеобразовательной школе по месту жительства семье отказали, и женщине пришлось обращаться за поддержкой к депутатам, звонить в МОН РК.

- После ратификации Конвенции о правах инвалидов и принятия Государственной программы развития образования директора школ, отказывающиеся от детей с особыми образовательными потребностями, должны понимать, что нарушают закон. Родители вправе обращаться в суд, и они его выиграют, - объяснила руководитель управления инклюзивного и специального образования МОН РК Айгерим Кудеринова, посетившая в Караганде республиканский семинар по развитию ресурсных центров.
Карагандинская область, по ее словам, занимает в стране одно из последних мест по внедрению инклюзивного образования. От советского наследия ей досталась самая широкая сеть специальных организаций, и это дает о себе знать - детей с особыми образовательными потребностями по-прежнему «запирают» в интернатах. Нельзя отказываться от коррекционных школ, но набор туда нужно постепенно уменьшать. Тем более что с задержкой психического развития, нарушением речи, опорно-двигательного аппарата дети могут учиться в обычных школах.

Ученики разные и равные

 

В Казахстане более 147 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, и это цифра только по выявленным случаям. Согласно закону об образовании родители имеют право сами выбирать школу или детский сад, а если учреждения не готовы - это не проблема мамы или папы.
Айгерим Кудеринова напомнила воспитателям, педагогам школ, колледжей и вузов о новой парадигме современного образования: лучший учитель - не тот, кто получает хорошие результаты с одаренными детьми, а тот кто достигает результата с каждым ребенком.
Там, где школы преодолевают первые шаги в инклюзии, быстрее всего меняются ученики, которые помогают детям с особыми потребностями, становясь их негласными тьютерами. Труднее перестроить мышление учителей и родителей. Пока казахстанские педагоги не готовы к разношерстному составу класса.
- Но ничего особого для этих детей не надо придумывать, - обратилась специалист министерства к присутствующим на семинаре. - Начинайте работать с этим ребенком на его уровне. Например, если все в классе пишут диктант в объеме 50 слов, дайте ему десять. Не выделяйте его из учебного процесса, просто сократите количество заданий и увеличьте время для их выполнения. И новая система критериального оценивания позволит осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику - сильному, среднему и слабому.
Разумеется, школы должны укреплять материальную базу, но если ребенку, передвигающемуся на кресле-коляске, для создания комфортных условий нужно лишь по-другому поставить в классе парты, чтобы он беспрепятственно мог к ним подъехать, учитель обязан это увидеть и сделать.
Сегодня задача психолого-медико-педагогической консультации не поставить диагноз, а определить, какой уровень потребности у особенного ребенка. Ему может быть нужна не только адаптация к окружающей среде, но и создание индивидуальной образовательной программы. Соответствующие изменения уже внесены в нормативные акты и типовые правила деятельности общеобразовательных школ.
На ребенка-аутиста, например, категорически отказывающегося идти на физкультуру или труд, учитель составляет отдельную программу. А те предметы, что выпадают из обучения, заменяет занятиями с психологом, дефектологом, логопедом.
Что касается аттестата государственного образца, то он будет особой серии, где в перечне дисциплин разрешено делать отметки, что некоторые из них не изучались. Соответствующий приказ сегодня находится на регистрации в Министерстве юстиции.

Желание и инициатива

 

Каждая из областей, приехавшая на семинар, поделилась своим инклюзивным опытом. Среди основных объективных факторов, сдерживающих динамику инклюзивного процесса, учителя назвали «неопределенные» функциональные обязанности педагога, учителя-дефектолога, педагога-психолога и недостаточность научных исследований, ограничивающих разработку методических пособий.
В педагогическом сообществе все еще встречаются проблемы психологической неготовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, и, кроме того, учителя и специалисты школы затрудняются в составлении индивидуальных планов, адаптированных программ по общеобразовательным предметам для этой категории детей.
Специалисты ресурсных центров республики готовы обучать педагогов, но порой сталкиваются с инертностью последних. Так, курсы и семинары по вопросам инклюзивного образования посещают лишь отдельные представители школ, на индивидуальные консультации записываются единицы. Пока продвижение инклюзива в учебных учреждениях и применение полученной информации на практике во многом зависит от желания и инициативности директора и педколлектива. А ведь в республике уже действуют замечательные, зарекомендовавшие себя инклюзивные проекты, такие как службы сопровождения, школы тьютерства, родителей, дистанционного обучения. Опыт есть, и его нужно распространять, то есть информация, предлагаемая РЦ, должна быть обязательна к исполнению.
Участники республиканского семинара предложили обратить внимание на разграничение понятий «Ресурсный центр инклюзивного образования», «Ресурсный класс», «Консультативно-методический пункт», рассмотреть возможность их открытия на базе методических центров, КППК, научно-исследовательских институтов.
Кроме того, ресурсные центры инклюзивного образования нуждаются в присвоении официального статуса. Без него нет штатного расписания, что приводит к необходимости привлечения сотрудников школы к выполнению сверхурочной и не оплачиваемой работы.

Без поклона министерству

 

В соответствии с Государственной программой образования в 2019 году условия для инклюзии будут созданы в 70% школ, 30% детских садов, 40% колледжей. Инспектора от ООН, защищающие права инвалидов, руководствуясь положениями конвенции, уже сделали замечания Казахстану и просили пересмотреть процентное отношение в сторону его увеличения. Принятый международный документ не позволяет стране двигаться к равенству прав медленными шагами.
Сегодня в Министерстве образования РК уже приняли решение о первоочередном порядке зачисления детей с особыми потребностями в очередь в дошкольные организации. Помимо этого, ребенок может стоять одновременно и в специальный и в общеобразовательный детский сад.
- Чтобы создавать благоприятные условия для развития инклюзивной среды в Казахстане, - отметила А. Кудеринова, - мы отдали инструменты в руки тех, кто в этой сфере трудится на передовой. Согласно Закону «Об образовании» эксперименты могут проводиться на уровне местных исполнительных органов, так как городские отделы и управления образования лучше знают свои потребности. К примеру, с 2019 года во всех школах мы внедряем специальность «Ассистент- педагог», но есть регионы, которые не стали ждать распоряжения сверху и сделали это своими силами. Не надо бегать на поклон в министерство за разрешением, чтобы воплотить в жизнь хорошую идею.


Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Интеллектуальный фундамент 23.10.2018

    В областной детской библиотеке им. Абая прошла республиканская научно-практическая конференция «Детское чтение как интеллектуальный потенциал страны: проблемы и пути решения». Это мероприятие приурочили к 65-летию известнейшей в городе, области и республике детской библиотеки, которая всегда является новатором в реализации программ по организации детского чтения.

  • Чарующие звуки барабана 23.10.2018

    В Американском уголке при областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя побывали музыканты мирового уровня - четыре творческие гостьи, которые не только поют, но и играют на барабанах, дали мастер-класс для карагандинских студентов и школьников.

  • Снова в лидерах 23.10.2018

    Ежегодно в нашей области проводится конкурс «Тілдарын», в котором соревнуется молодежь, в совершенстве владеющая тремя языками - казахским, русским и английским.

     

  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности.