10 июля 2018 года 360

Загадки взаимодействия

Автор: Нина КРАМЕР

Эллиот Аронсон начинает книгу «Общественное животное» рассуждениями о нескольких сценариях, реальных и выдуманных, - реакция на стрельбу в Кенте, пишет о Стэндфордском тюремном эксперименте. Эта книга отмечена медалью Американской психологической ассоциации. А сейчас является одним из востребованных изданий по программе «100 новых учебников на казахском языке».


Впервые книга была опубликована в 1972 году. Учебник написан для широкого круга читателей и описывает основные аспекты человеческой психологии в понимании современной науки.
По заказу МОН РК профессорско-преподавательскому составу кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени Аль-Фараби был предложен перевод книги на казахский язык. Над ним трудилась группа специалистов под руководством доцента, кандидата психологических наук, профессора Давлета Дуйсенбекова.
Эта книга о том, как жить в обществе, правильно взаимодействовать с другими людьми, постоянно находясь под их влиянием. В ней приводятся примеры, показывающие скрытые механизмы и принципы функционирования общества, алгоритм поведения людей в раздражающей среде обитания - мегаполисах. Это весьма актуально для жителей таких крупных городов, как Алматы и Астана. Автор не обошел вниманием вопросы, связанные с массовой культурой и взаимопроникновением цивилизаций и мировоззрений.
Но главный вопрос, на котором делается акцент, о том, как сохранить свою личность и действовать в обществе как полагается человеку, а не животному. Автор убеждает читателя, что знание законов социальной психологии позволяет человеку понять причины поступков, мыслей и эмоций других людей, узнать, как можно воздействовать на человека и избежать влияния, уяснить, какие механизмы лежат в основе развития общества и что следует предпринять, чтобы оно процветало.
В своем труде автор объясняет такие социальные феномены, как конформность (изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей), предубеждение, убеждение, агрессия и любовь.
Книга на казахском языке может быть использована в учебном процессе при подготовке психологов, педагогов, социологов, специалистов гуманитарного направления, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.
Эллиот Аронсон родился в 1932 г. в небольшом городке под Бостоном в штате Массачусетс. Его родители были бедны и не получили хорошего образования, но Эллиот в 1950 г. поступил в Брэндайзский университет. Там он однажды случайно попал на лекцию по вводному курсу психологии, которую читал основатель гуманистической психологии Абрахаму Маслоу.
Лекция была посвящена предрассудку, и вопросы, которые ставил Маслоу, точно совпали с теми, что в детстве возникали у самого Эллиота, страдавшего от антисемитских преследований со стороны своих сверстников. Эта лекция произвела на Аронсона столь сильное впечатление, что он поменял специализацию в колледже с экономики на психологию.
После получения степени бакалавра Аронсон, по настоянию Маслоу, решает продолжить образование и в 1956 г. и поступает в аспирантуру Стэнфордского университета. Здесь произошла его встреча с Леоном Фестингером, который к тому времени как раз закончил свою книгу о когнитивном диссонансе. Эта встреча определила весь дальнейший научный путь Э. Аронсона.
Окончив аспирантуру, Аронсон преподавал и вел исследования в Гарвардском, Техасском и Миннесотском университетах, а последние 25 лет он является профессором Калифорнийского университета в городе Санта-Крузе.
Эллиот Аронсон внес серьезный вклад в различные области социальной психологии - в изучение диссонанса, убеждающей коммуникации, межличностной привлекательности, предрассудка, экспериментальной методологии. Он удостоен самых авторитетных наград за достижения во всех возможных для ученого сферах деятельности: за исследования, книги, педагогическую деятельность и решение практических проблем.
В своих публикациях ученый рассматривает вопросы, связанные с течениями в социальной психологии, методы воздействия на массовое сознание общества, мифы и спекуляции, связанные с этими вопросами, а также даёт методики для контроля поступающей информации и о том, как грамотно создавать информационные сообщения, не превращая их в пропаганду.
Также Аронсон разработал методику обучения «Головоломка» для снижения уровня конфликтов среди школьников на расовой почве и улучшения процесса обучения. Сущность метода заключается в создании нескольких небольших групп, состоящих из разнородных школьников (по половому, национальному и образовательному критериям), и назначении лидера группы. Учитель дает задания лидеру группы. Выделяется время для решения заданий, а затем участники из разных групп, но имеющие одинаковые задания, составляют объединение экспертов по данному вопросу и совместно с преподавателем заполняют пробелы в знаниях друг друга.
Ещё одной из интереснейших направлений его научной деятельности является исследование в области теории когнитивного диссонанса. Совместно со своими студентами он провел ряд экспериментов и результаты их анализа опубликовал в различных работах. Один из экспериментов заключался в том, что одной группе студентов сообщалось, что они обладают незаурядными способностями, другой - о необходимости больше заниматься. В результате оказалось, что первая группа студентов начала показывать хорошие результаты в обучении, а вторая улучшений не показала.
Эллиот Аронсон около двадцати лет принимал участие в издании «Справочника по социальной психологии», он является ведущим экспертом в области недобросовестной рекламы, злоупотребления механизмами убеждения, разработал методики выведения людей из деструктивных культов.
Его деятельность в области преподавания оценена множеством педагогических премий, к примеру, премии Американской психологической ассоциации. Причем Аронсон единственный, кто получал ее трижды - как выдающийся преподаватель, выдающийся исследователь и выдающийся публикатор.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Главный воспитатель - жизнь 15.11.2018

    Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание молодого поколения, о чем неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Главной целью процесса нравственного становления студенческой молодежи является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей.

  • История в двух струнах 15.11.2018

    Студент Казахского национального университета искусств Астаны Ализат Дузелбай играет на домбре с раннего детства и уверен: в двух струнах этого инструмента сосредоточена вся история народа, и во время игры он с ней соприкасается. Народная музыка идет с юношей по жизни и на днях привела его на VІI республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах им. Таттимбета.

  • Проект духовной модернизации 13.11.2018

    Казахский народ должен оставаться ядром, консолидирующим наше общество, а каждый гражданин Казахстана - воспитать в себе лучшие черты этого народа: гостеприимство, широту взглядов, доверие и дружбу. Это и есть общенациональный код, с которым страна встречает вызовы XXI века, а широкомасштабный научно-просветительский проект «Қазақтану» станет вкладом Ассамблеи народа Казахстана в программу «Рухани жаңғыру».

  • Культурное "нашествие" 13.11.2018

    Международный театральный фестиваль имени Жаната Хаджиева прошел в Жезказгане в рамках программы «Рухани жаңғыру». Семь театров - из Казахстана, Франции, Сербии и Китая, семь постановок были представлены на суд зрителей и жюри.

     

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 13.11.2018

    (Продолжение. Начало в номерe от 10.11.2018 г.)

  • Сезон открыли за границей 13.11.2018

    Известный казахский кюй «Дайрабай» Еркегали Рахмадиева в прошлом году прозвучал в Турции, а в этом году еще и в Китае. Артисты Карагандинского симфонического оркестра провели в Поднебесной почти два месяца и вернулись полные впечатлений - и не только от музыки.

  • На одной волне 10.11.2018

    Чтобы усмирить шалунов и болтунов на своем уроке, ей достаточно устроить «перестрелку» взглядов. Если такой метод воспитания не действует, то - рассадить возмутителей спокойствия по разным партам. По мнению учителя высшей категории Елены Карп, все, что угодно, только не кричать.

  • Формула дружбы 10.11.2018

    Минувшим летом в Акмолинской области на поляне Абылай хана в Бурабайском районе прошло открытие научно-просветительского проекта Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану», инициированного на XXVI сессии АНК. Проект успешно действует во всех регионах республики, в том числе и в нашем.