10 июля 2018 года 436

Загадки взаимодействия

Автор: Нина КРАМЕР

Эллиот Аронсон начинает книгу «Общественное животное» рассуждениями о нескольких сценариях, реальных и выдуманных, - реакция на стрельбу в Кенте, пишет о Стэндфордском тюремном эксперименте. Эта книга отмечена медалью Американской психологической ассоциации. А сейчас является одним из востребованных изданий по программе «100 новых учебников на казахском языке».


Впервые книга была опубликована в 1972 году. Учебник написан для широкого круга читателей и описывает основные аспекты человеческой психологии в понимании современной науки.
По заказу МОН РК профессорско-преподавательскому составу кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени Аль-Фараби был предложен перевод книги на казахский язык. Над ним трудилась группа специалистов под руководством доцента, кандидата психологических наук, профессора Давлета Дуйсенбекова.
Эта книга о том, как жить в обществе, правильно взаимодействовать с другими людьми, постоянно находясь под их влиянием. В ней приводятся примеры, показывающие скрытые механизмы и принципы функционирования общества, алгоритм поведения людей в раздражающей среде обитания - мегаполисах. Это весьма актуально для жителей таких крупных городов, как Алматы и Астана. Автор не обошел вниманием вопросы, связанные с массовой культурой и взаимопроникновением цивилизаций и мировоззрений.
Но главный вопрос, на котором делается акцент, о том, как сохранить свою личность и действовать в обществе как полагается человеку, а не животному. Автор убеждает читателя, что знание законов социальной психологии позволяет человеку понять причины поступков, мыслей и эмоций других людей, узнать, как можно воздействовать на человека и избежать влияния, уяснить, какие механизмы лежат в основе развития общества и что следует предпринять, чтобы оно процветало.
В своем труде автор объясняет такие социальные феномены, как конформность (изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей), предубеждение, убеждение, агрессия и любовь.
Книга на казахском языке может быть использована в учебном процессе при подготовке психологов, педагогов, социологов, специалистов гуманитарного направления, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.
Эллиот Аронсон родился в 1932 г. в небольшом городке под Бостоном в штате Массачусетс. Его родители были бедны и не получили хорошего образования, но Эллиот в 1950 г. поступил в Брэндайзский университет. Там он однажды случайно попал на лекцию по вводному курсу психологии, которую читал основатель гуманистической психологии Абрахаму Маслоу.
Лекция была посвящена предрассудку, и вопросы, которые ставил Маслоу, точно совпали с теми, что в детстве возникали у самого Эллиота, страдавшего от антисемитских преследований со стороны своих сверстников. Эта лекция произвела на Аронсона столь сильное впечатление, что он поменял специализацию в колледже с экономики на психологию.
После получения степени бакалавра Аронсон, по настоянию Маслоу, решает продолжить образование и в 1956 г. и поступает в аспирантуру Стэнфордского университета. Здесь произошла его встреча с Леоном Фестингером, который к тому времени как раз закончил свою книгу о когнитивном диссонансе. Эта встреча определила весь дальнейший научный путь Э. Аронсона.
Окончив аспирантуру, Аронсон преподавал и вел исследования в Гарвардском, Техасском и Миннесотском университетах, а последние 25 лет он является профессором Калифорнийского университета в городе Санта-Крузе.
Эллиот Аронсон внес серьезный вклад в различные области социальной психологии - в изучение диссонанса, убеждающей коммуникации, межличностной привлекательности, предрассудка, экспериментальной методологии. Он удостоен самых авторитетных наград за достижения во всех возможных для ученого сферах деятельности: за исследования, книги, педагогическую деятельность и решение практических проблем.
В своих публикациях ученый рассматривает вопросы, связанные с течениями в социальной психологии, методы воздействия на массовое сознание общества, мифы и спекуляции, связанные с этими вопросами, а также даёт методики для контроля поступающей информации и о том, как грамотно создавать информационные сообщения, не превращая их в пропаганду.
Также Аронсон разработал методику обучения «Головоломка» для снижения уровня конфликтов среди школьников на расовой почве и улучшения процесса обучения. Сущность метода заключается в создании нескольких небольших групп, состоящих из разнородных школьников (по половому, национальному и образовательному критериям), и назначении лидера группы. Учитель дает задания лидеру группы. Выделяется время для решения заданий, а затем участники из разных групп, но имеющие одинаковые задания, составляют объединение экспертов по данному вопросу и совместно с преподавателем заполняют пробелы в знаниях друг друга.
Ещё одной из интереснейших направлений его научной деятельности является исследование в области теории когнитивного диссонанса. Совместно со своими студентами он провел ряд экспериментов и результаты их анализа опубликовал в различных работах. Один из экспериментов заключался в том, что одной группе студентов сообщалось, что они обладают незаурядными способностями, другой - о необходимости больше заниматься. В результате оказалось, что первая группа студентов начала показывать хорошие результаты в обучении, а вторая улучшений не показала.
Эллиот Аронсон около двадцати лет принимал участие в издании «Справочника по социальной психологии», он является ведущим экспертом в области недобросовестной рекламы, злоупотребления механизмами убеждения, разработал методики выведения людей из деструктивных культов.
Его деятельность в области преподавания оценена множеством педагогических премий, к примеру, премии Американской психологической ассоциации. Причем Аронсон единственный, кто получал ее трижды - как выдающийся преподаватель, выдающийся исследователь и выдающийся публикатор.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лечение с обучением 16.02.2019

    До конца 2019 года все государственные больницы должны быть переданы медицинским вузам в качестве собственных клинических баз. Такое поручение на заседании Правительства дал Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

  • Твой труд – твоё завтра 16.02.2019

    Нынешний, 2019 год объявлен Главой государства Годом молодежи, а акимом области Ерланом Кошановым – Годом инклюзивного образования. В Казахстане под категорию молодежи подпадает возрастная группа от 14 до 29 лет, это более 27%. Сегодня каждый четвертый гражданин - представитель молодого поколения. Еще около 24% - дети от 1 до 14 лет. Так что в краткосрочной перспективе казахстанцы будут считаться молодой нацией. Особенно велико значение молодого поколения как особенной группы общества, обладающей большим инновационным потенциалом.

  • Финансовое образование в цифровом формате 16.02.2019

    Процесс цифровизации в настоящее время охватывает все мировое сообщество. Наша страна в этой области намерена сделать прорывные шаги, что подтверждают основные положения Государственной программы «Цифровой Казахстан», разработанной в конце 2017 года. Одна из ключевых задач данной программы - развитие финансовых технологий и безналичных платежей.

  • Роботы шагают по стране 14.02.2019

    В Жанааркинском регионе прошёл II районный фестиваль Edurobot.kz. Школьникам предоставилась возможность продемонстрировать свои инженерные навыки и продвинутость в технологиях.

  • Опора на мудрость 14.02.2019

    Несмотря на то что многим ветеранам Великой Отечественной войны, которых у нас осталось не более ста человек, уже далеко за 90 лет, они все еще бодры и полны оптимизма. Их не нужно уговаривать прийти на ту или иную встречу. Если надо - всегда готовы участвовать в общественной жизни. И все потому, что это представители удивительного поколения, сумевшего вынести все тяготы судьбы.

  • Мир равных возможностей 12.02.2019

    Новый уникальный проект, запущенный в Казахстане в январе 2019 года, ориентированный на развитие навыков и компетенций у молодых людей с ограниченными возможностями в IT-пространстве, поддержали Министерство труда и социальной защиты населения РК, Корпоративный фонд «Ерекше Таңдау-Шелек» общественного объединения «Общество Неунывающих Инвалидов» и КФ «Фонд Евразия Центральной Азии».

  • Город перспектив 12.02.2019

    Важнейшая инициатива Главы государства - рост минимальной зарплаты с 28 до 42,5 тысячи тенге – в Темиртау коснулась более 6 тысяч организаций всех форм собственности.

  • Инженеры будущего 12.02.2019

    В Балхаше полным ходом идет реализация проекта «Инженеры будущего», что предполагает обучение детей самым передовым инженерным технологиям, 3D-моделированию и проектированию. Школьники с завидным постоянством становятся призерами данного направления на различных конкурсах, что стало поводом для проведения областного семинара «Использование 3D-технологии в образовательном процессе» на базе балхашской образовательной площадки. С этой целью сюда прибыли одни из лучших IT-специалистов школ городов и районов Карагандинской области.