10 июля 2018 года 223

Играющее дерево

Автор: Анна СТРОКОВА

Нашу беседу с Владимиром Антоновым периодически прерывает музыка: он играет на гитаре испанские мотивы - спокойно, но при этом энергично, виртуозно передавая интонации страстного фламенко.
Владимир - человек скромный, но владеющий огромными знаниями о том, как работать с деревом и как правильно сделать качественную красавицу гитару. Инструменты, созданные его руками, хранятся в частных коллекциях и служат профессиональным музыкантам.

На данный момент в Казахстане известны лишь два мастера, которым под силу изготовить гитары: Владимир Николаевич говорит, что его коллега по цеху проживает в Актобе. А наш герой родом из Караганды, рос в семье шахтера, позже его отец переквалифицировался в плотника.
- Когда я был во втором классе, мы вместе со старшим братом перестилали полы - в тот момент наша семья сменила место жительства. Навыки работы с деревом я развивал уже с пятого класса, - делится Владимир Антонов. - Однажды сделал деревянный пистолет, за этим последовала деревянная машина, которая могла ездить. А потом я увидел по телевизору испанца Пако де Лусию и россиянина Сергея Орехова - они играли на гитаре. Услышал их игру и, как говорят, влюбился в инструмент один раз и на всю жизнь.
После окончания карагандинской средней школы № 98 В. Антонов отправился на армейскую службу в Забайкалье, а потом получил профессию водителя.

Первый опыт


Мечта играть на гитаре не была недостижимой: Владимир рос, учился дни напролет, играл в свободное время, после трудового дня, и через семь месяцев отлично исполнял произведения. В то время - а на дворе были 70-е - он занимался у педагога Евгения Павлова, затем выступал в карагандинском Дворце горняков, где каждые выходные организовывали концерты. Тогда у него была единственная переделанная ленинградская гитара, для выступлений ему давали другую, школьную - с ней и выступал. Позже его спутницей стал немецкий инструмент, а обзавестись мастеровым было более чем затратно: хорошие гитары стоили от 500 до 1000 рублей.
В то время Антонов уже был известен как деревянный мастер, и его супруга Светлана уверена: навыки ее муж унаследовал от отца. Кстати, первая гитара Владимира Николаевича родилась из кусков фанеры - материала, который был под рукой. Впоследствии он занялся преподаванием: знания позволяли, ученики их перенимали с удовольствием.
- Я уже был женат и растил детей, когда один из моих виртуозных учеников с тремя образованиями отправился на учебу в Москву. Спустя время он позвонил и рассказал, что познакомился со старейшим гитарным мастером Борисом Клиппо, который не только изготавливал гитары, но и старые мог отреставрировать так, что выглядели они лучше новых, - рассказывает Владимир Антонов. - Я поехал к Борису Антоновичу в 2002 году, и мечта моя после встречи с ним только укрепилась: я учился у одного из самых опытных профессионалов в своем деле.
Гитара для Владимира Николаевича по сей день остается увлечением, которое погружает его в особый мир - музыкальный, творческий, да и просто помогает отвлечься от ежедневных забот. Сейчас он трудится в деревообрабатывающей компании «Интерьер Эко Сервис», которая занимается оформлением домов и элементов интерьера натуральным деревом. Дизайнеры фирмы работают в Астане и Караганде, делают сложные эксклюзивные работы во многих городах страны. К слову, дом нашего героя тоже изящно оформлен его рукой, а стены комнат украшают красочные мозаики: его супруга Светлана Николаевна - художница.

«Твоей подруге хлопал зал...»


Дерево - уникальное творение природы, и каждый выбирает его по своим причинам. У Владимира Николаевича тоже есть свои. В дереве, безусловно, есть определенная магия, это теплый материал с неповторимой энергетикой. Разные его текстуры и рисунки позволяют узнать, как дерево росло, да и сам процесс резьбы по нему тоже обладает особым шармом - наблюдать, как на твоих глазах рождаются произведения искусства, дорогого стоит.
- Да и потом - дерево звучит, и заставить его звучать - тоже магия: нужная вибрация требует точности изготовления до долей миллиметра, - объясняет Антонов. - Когда я начал подбирать деревяшки для одной из своих первых гитар, в цеху у нас стоял верстак, и ножка его была из хорошей ели. На место этой ножки я прикрутил другую, а ель взял для гитары, которую потом подарил другу-музыканту. Он выступал с ней на концерте, звучала она хорошо. Когда я на следующий день пришел в цех, глядя на ножку верстака, подумал: «Вот ты стоишь сейчас здесь, а твоей подруге вчера хлопал весь зал», - улыбается мастер, уточняя, что верхняя дека гитары, как правило, и делается из ели.
В общем и целом, продолжает Владимир Николаевич, лучше работать с красным деревом: оно доступное, его часто отдают просто так, потому что оно лежит без дела. Работал он и с палисандром - индийским и бразильским, но эти деревья уже занесены в Красную книгу, и достать их непросто. Поэтому сейчас мастер заказывает дерево из-за рубежа - недавно заказал мадагаскарский палисандр. Доставка не быстрая, недешевая, материалу необходима выдержка, но гитара должна быть изготовлена по всем канонам. Дерево, дополняет Антонов, должно достаточно просушиться - в идеале не менее 10 лет, иначе готовый инструмент потрескается.

Рождение гитары


Владимир Николаевич берет в руки простую деку: комната наполняется глухим стуком. Он стучит по деке из красного дерева - звук более глубокий и кристальный. Палисандровая дека дает идеально отточенный звук, и когда он рассеивается, в нем слышатся металлические отголоски: у палисандра большая плотность.
- Особых секретов изготовления гитары, сразу скажу, нет. Весь процесс можно расписать в подробностях, но это не сделает работу менее кропотливой и долгой, - говорит Антонов. - Когда я купил свою первую деку, сушил ее три года. Конечно, ей надо придать нужную форму, и она точится вручную - для этого я закупал специальные станки, которые потом совершенствовал. Чтобы хорошо прорезать лады, надо отсчитать сотые доли миллиметра, иначе звучать они будут неправильно. Лишь недавно я сделал приспособление, которое позволяет их точно отмерять.
Многие покупают гитару за большие деньги, скажем в Эквадоре, привозят сюда - а она трескается. Владимир Николаевич объясняет: здесь инструмент живет в других условиях, в другом климате. Поэтому он собирает корпуса только зимой, когда воздух дома теплый и сухой.
Первой у гитары появляется звуковая дека - от нее и звук инструмента, к ней же крепятся все остальные элементы и боковые части корпуса. Внутрь деки помещают еловые пружины, которые крепко держат гитару, а толщина самой звуковой деки, уточняет Антонов, должна быть около двух-трех миллиметров. Нагрузка от натяжения струн насчитывает 50-60 килограммов, поэтому, если деку сделать толстой, звучать она не будет - не будет нужного резонанса, если слишком тонкой - инструмент сломается.
Уже потом в деку врезается розетка, которая обрамляет резонаторное отверстие гитары: ее Владимир Николаевич заказывает в Туле. Местные мастера фантастическим образом склеивают между собой мельчайшие кусочки дерева, образующие яркую гармоничную мозаику.
Когда корпус гитары собран, следующим появляется гриф, накладываются лады, а замыкают процесс струны с колковым механизмом. Лады делаются из нейзильбера, струны же выбираются по желанию музыканта: кто-то играет на жестких, кто-то предпочитает мягкие. Их можно приобрести и у нас в городе, но бывает, что их заказывают из-за рубежа. И, конечно, мастер, который создает гитару, должен уметь на ней играть, чтобы сразу проверить инструмент на месте.
Владимир Николаевич снова играет. Снова в нашем диалоге - виртуозная музыкальная пауза.

Тридцать шесть «сестер»


Методы сборки гитары, продолжает он, есть разные, но самые известные - французский и испанский: они - классические.
- Согласно французскому методу гриф вставляется в гитару, когда корпус готов, - делится мастер. - Испанская сборка предполагает, что гитара начинается с грифа - по сути, с передней ее части. И, конечно, рождение гитары - процесс по времени затратный. Можно изготовить ее за месяц, но это без учета выдержки материала. Безусловно, все необходимые формулы создания музыкальных инструментов со времен Страдивари уже найдены. Но главное - все правильно рассчитать и, помимо мастерства, опираться еще и на интуицию, чтобы все детали гитары взаимодействовали должным образом.
Тридцать шесть - именно столько гитар на сегодня изготовил Владимир Антонов. Одна из них уехала в Санкт-Петербург в 2000 году, ее «сестры» разъехались в разные города Казахстана и России. Его авторские инструменты хранятся в частных коллекциях, три из них - в коллекции карагандинского предпринимателя и изобретателя Александра Борисенко. Кстати, одну из этих гитар расписывала Светлана Антонова. Профессиональные музыканты - тоже поклонники творчества Владимира Николаевича: его инструменты верно служат руководителям и педагогам музыкальных школ и карагандинских коллективов. К примеру, участники группы «Latin Groove» играют на его инструментах.
Тем не менее цена авторской гитары в среднем может достигать тысячи долларов. А в Европе, уточняет мастер, одна только верхняя дека обойдется в три тысячи, нижняя - в пять тысяч. Об этом он узнал от музыканта, который участвовал в выставке во Франкфурте-на-Майне. Но звук у таких гитар, конечно, фантастический.
- Безусловно, проще тем, кто растет в династии мастеров, а не начинает с нуля, - признается Владимир Антонов. - Когда я был в Испании несколько лет назад, узнал, что некоторые уже как пять или шесть поколений занимаются изготовлением гитар, и у них свои секреты. И если там это прибыльное хобби, которое становится профессией, а каждый второй - гитарист, то у нас производство таких инструментов пока что на уровне увлечения, и основной работой стать не может.
Но свои мечты и планы Владимир Николаевич продолжает претворять в жизнь. Мастер заверяет: обязательно продолжит совершенствовать свое искусство, изучать новые методики. Сейчас он активно исследует испанскую технологию изготовления гитар, уже побывал на соответствующих форумах в Москве и мечтает выступить в Санкт-Петербурге. Там ежегодно проводится конкурс мастеров гитар. Музыканты играют на авторских инструментах за ширмой, исполняя одно произведение, которое на разных гитарах будет звучать по-разному. А мы желаем нашему собеседнику успехов и творческого вдохновения!

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Cвет тепла и надежды 21.07.2018

    Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне немало встреч с умными, добрыми, отзывчивыми и героическими людьми, одним из которых стал наш художник Карипбек Куюков.

  • Чистота восприятия мира 14.07.2018

    Красочные городские пейзажи художника Сергея Щеголихина - срез истории родной Караганды и ее архитектуры. В то же время у Сергея Даниловича есть серия картин-«предупреждений» под общим названием «Экология», где в мрачном тумане бредут, как тени, люди. Но эти контрастные работы - лишь часть наследия талантливого мастера.

  • По ту сторону эфира 28.06.2018

    Ведущая одной из популярных радиостанций Караганды Евгения Сафина рассказала об особенностях работы и о себе самой. Уже более десяти лет ее голос каждое утро желает нам доброго начала дня и отличного настроения. Рассказывая о последних новостях и датах с присущими ей юмором и легкостью, она заряжает слушателей волны 107.0 FM позитивом и отличным настроением. Обладательница ставшего почти родным голоса для многих автомобилистов - ведущая «Как бы радио» Евгения Сафина. 

  • Капитан своего корабля 28.06.2018

    В детстве она мечтала стать юристом, бороться с несправедливостью, но после окончания школы временно пришла работать в детский сад, да так и осталась там, поняв, что именно дошкольное образование - ее призвание. Проработав в этой сфере более 30 лет, Алтынай Айнабекова сменила лишь два места - детские сады «Балапан» и «Балбобек», и в июле отмечает свой юбилей. Начав свой трудовой путь в 17 лет с должности помощника воспитателя, Алтынай Женисовна на пути к своей нынешней должности - директора детского сада «Алданыш» - прошла все ступени карьерной лестницы: была помощником, воспитателем, методистом. Воспитателем она проработала 24 года, поэтому психологию детей, методику организации воспитательной и образовательной работы, тонкости труда каждого работника детского сада знает не понаслышке.

  • Ах, какая женщина - настоящий полковник! 23.06.2018

    Профессия полицейского уже давно перестала быть исключительно мужской. Хотя она по-прежнему остается мужественной из-за контингента, с которым приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов. И у коллег язык не поворачивается назвать женщин слабым полом, потому что они не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче. Но при этом им удается сохранить свою природную мягкость и очарование.

  • Для всех и каждого 23.06.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя государства, общество предъявляет к нему большие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны.  Когда я вижу на городских праздниках группу ветеранов, то знаю - рядом с ними обязательно будет Зылиха Сапияновна Надирова. Она стала своеобразным связующим звеном между старшим и молодым поколениями абайцев. И это не случайно: ведь Зылиха Сапияновна, как никто другой, знает старожилов города, проработав 35 лет на госслужбе. 

  • Совершенству нет предела 21.06.2018

    Когда команда КВН «Сборная РУДН» приезжала с гастролями в Караганду, ее капитана Сангаджи Тарбаева приходилось выводить из зала через запасной выход, чтобы его не помяли поклонники. Сейчас Талгат Турмаганбетович Жукен, заместитель директора областного медицинского центра по лечебной работе, вспоминает об этом с улыбкой. Это сейчас он врач высшей категории, а в студенческие годы много времени посвящал карагандинскому КВН, активно занимался организаторской работой.

  • Многогранный дар Хайнисы 19.06.2018

    Оформление выставочных залов и картины художника-оформителя темиртауского историко-краеведческого музея Хайнисы Мустафиной завораживают воздушной легкостью и философской глубиной. Влюбленная в свое дело, Хайниса Рахимжановна названа лучшим музейным работником года среди 16 музеев, в которых трудятся около 400 научных работников. Художественный дар Хайниса Мустафина унаследовала от предков и бабушки Батики - народной мастерицы, которая делала ковры, вышивала национальными узорами одежду, заодно вырезала для любимой внучки орнаменты из бумаги. Ну а маленькая Хайниса рисовала в тетрадях, книжках, на обрывках газет все, что видела. В простой чернильной кляксе ее зоркий взгляд увидел степную красавицу с младенцем, чей образ она отразила позднее, когда испытала радость материнства, - в солнечной картине «Степная мадонна». Увлеченность рисованием повела Х. Мустафину по жизни.