03 июля 2018 года 236

С чего начинается домбра?

Автор: Анна СТРОКОВА

Карагандинский кюйши Ержан Турсунов не только играет на домбре, но и более 20 лет занимается изготовлением инструментов. На выполнение заказа, говорит он, может уйти около двух недель, если не торопиться, но это без учета времени, необходимого для просушки дерева. С чего начинается домбра? Об этом рассказали на днях в Карагандинском краеведческом музее.

Поигрывая на инструменте, Ержан Турсунов рассказывал: домбра начинается с выбора древесины, разные виды которой предназначены для разных ее частей. Среди «музыкальных» материалов кюйши называет фруктовые деревья, орех, клен и красное дерево - из них изготавливается барабан. Крышка, его покрывающая, должна быть из ели или молодой сосны толщиной около четырех миллиметров. Для грифа, который замыкает основной процесс создания домбры, применяется уже дуб или бук - они прочнее и большей плотности.
Отверстие в инструменте - то самое, в которое по одной из легенд и залили свинец, делается с помощью специального резака, а что касается струн, то для них используют качественную леску или натуральные кишки, но они требуют специальной просушки.
- Сейчас, конечно, струны заказывают из-за рубежа, - объяснил Ержан Турсунов. - Потом домбра покрывается лаком, а низ инструмента украшает ореховый шпон - его, правда, нередко просто наклеивают, что не придает домбре необходимого шика.
Конечно, современные инструменты отличаются от своих предшественников, и прежде всего звуком, продолжил Ержан. У него домбры заказывают профессиональные музыканты, и важно подобрать их звучание под тембр голосов.
На эти детали Турсунов в краеведческом музее обращал внимание не раз: на торжественное событие в честь Национального дня домбры прибыло много гостей. Для них провели небольшую экскурсию по выставке инструментов: ее организовал и привез к нам историко-этнографический музей Шетского района. Гости события ознакомились с разными домбрами для шертпе-кюя, включая домбру знаменитого Кали Байжанова. В основном они различались внешним видом: одни были украшены орнаментом, другие предстали без отделки, третьи - весьма миниатюрны, но все сделаны из дерева разными мастерами и в разное время XX века. Рядом с ними расположились издания «500 казахских песен и кюев» и «1000 песен казахского народа» Александра Затаевича, а также новые массивные фолианты в красочных обложках под названием «1000 казахских традиционных кюев» на трех языках.
- Один из инструментов нашей выставки принадлежал акыну-айтыскеру Маясары Жапакову - это именной инструмент, который поступил в наш музей от его сына. Изготовил домбру мастер Смагул Габдолла из села Аксу-Аюлы, - рассказала исполняющая обязанности директора историко-этнографического музея Шетского района Салтанат Камытбаева. - Мы привезли копию домбры кюйши Абди - она массивная и звучит по-другому, более глубоко. Вообще форма инструмента всегда влияет на его звучание, и чем мельче его барабан, тем легче звук.
Все домбры, подытожила Салтанат Камытбаева, были переданы в историко-этнографический музей в разные годы, и сотрудники бережно их хранят в сухом помещении, поскольку инструмент боится влажности. В этом году исполняется 80 лет еще одному кюйши, Даулетбеку Садвакасову, и его именную домбру тоже привезли в Караганду. Школа домбристов Шетского района считается очень сильной, а все представленные на выставке домбры, конечно же, экспонаты музея, но на них иногда играют: для инструмента важно быть в ходу, объяснила Салтанат Дартаевна.
Одна из современных деревянных красавиц - тоже именная, украшенная декоративными элементами, принадлежит кюйши и краеведу из Шетского района Ертаю Жанибекову. Домбру, подписанную его именем, ему подарили в этом году, а изготовлена она местным мастером Сураганом Загитом. Сам Е. Жанибеков участвовал в торжественном мероприятии музея в качестве инструменталиста, виртуозно исполнив казахские народные произведения.
- Дерево для музыкальных инструментов ценилось всегда, поэтому такие творения, как скрипка и домбра, всегда звучат достойно и глубоко, - отметил он, добавив к списку «музыкальных» деревьев арчу. - Конечно, у каждого материала разный тембр, но это не отменяет факта, что хорошее дерево обходится недешево: некоторые домбры могут стоить минимум тысячу долларов, и не зря - ведь их готовят месяцами.
Выступлениями и выставкой праздник в краеведческом музее не закончился: самым интересным стал мастер-класс по изготовлению домбры, где собравшиеся могли наблюдать все этапы создания инструмента уже воочию, а не только на словах.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.