03 июля 2018 года 350

С чего начинается домбра?

Автор: Анна СТРОКОВА

Карагандинский кюйши Ержан Турсунов не только играет на домбре, но и более 20 лет занимается изготовлением инструментов. На выполнение заказа, говорит он, может уйти около двух недель, если не торопиться, но это без учета времени, необходимого для просушки дерева. С чего начинается домбра? Об этом рассказали на днях в Карагандинском краеведческом музее.

Поигрывая на инструменте, Ержан Турсунов рассказывал: домбра начинается с выбора древесины, разные виды которой предназначены для разных ее частей. Среди «музыкальных» материалов кюйши называет фруктовые деревья, орех, клен и красное дерево - из них изготавливается барабан. Крышка, его покрывающая, должна быть из ели или молодой сосны толщиной около четырех миллиметров. Для грифа, который замыкает основной процесс создания домбры, применяется уже дуб или бук - они прочнее и большей плотности.
Отверстие в инструменте - то самое, в которое по одной из легенд и залили свинец, делается с помощью специального резака, а что касается струн, то для них используют качественную леску или натуральные кишки, но они требуют специальной просушки.
- Сейчас, конечно, струны заказывают из-за рубежа, - объяснил Ержан Турсунов. - Потом домбра покрывается лаком, а низ инструмента украшает ореховый шпон - его, правда, нередко просто наклеивают, что не придает домбре необходимого шика.
Конечно, современные инструменты отличаются от своих предшественников, и прежде всего звуком, продолжил Ержан. У него домбры заказывают профессиональные музыканты, и важно подобрать их звучание под тембр голосов.
На эти детали Турсунов в краеведческом музее обращал внимание не раз: на торжественное событие в честь Национального дня домбры прибыло много гостей. Для них провели небольшую экскурсию по выставке инструментов: ее организовал и привез к нам историко-этнографический музей Шетского района. Гости события ознакомились с разными домбрами для шертпе-кюя, включая домбру знаменитого Кали Байжанова. В основном они различались внешним видом: одни были украшены орнаментом, другие предстали без отделки, третьи - весьма миниатюрны, но все сделаны из дерева разными мастерами и в разное время XX века. Рядом с ними расположились издания «500 казахских песен и кюев» и «1000 песен казахского народа» Александра Затаевича, а также новые массивные фолианты в красочных обложках под названием «1000 казахских традиционных кюев» на трех языках.
- Один из инструментов нашей выставки принадлежал акыну-айтыскеру Маясары Жапакову - это именной инструмент, который поступил в наш музей от его сына. Изготовил домбру мастер Смагул Габдолла из села Аксу-Аюлы, - рассказала исполняющая обязанности директора историко-этнографического музея Шетского района Салтанат Камытбаева. - Мы привезли копию домбры кюйши Абди - она массивная и звучит по-другому, более глубоко. Вообще форма инструмента всегда влияет на его звучание, и чем мельче его барабан, тем легче звук.
Все домбры, подытожила Салтанат Камытбаева, были переданы в историко-этнографический музей в разные годы, и сотрудники бережно их хранят в сухом помещении, поскольку инструмент боится влажности. В этом году исполняется 80 лет еще одному кюйши, Даулетбеку Садвакасову, и его именную домбру тоже привезли в Караганду. Школа домбристов Шетского района считается очень сильной, а все представленные на выставке домбры, конечно же, экспонаты музея, но на них иногда играют: для инструмента важно быть в ходу, объяснила Салтанат Дартаевна.
Одна из современных деревянных красавиц - тоже именная, украшенная декоративными элементами, принадлежит кюйши и краеведу из Шетского района Ертаю Жанибекову. Домбру, подписанную его именем, ему подарили в этом году, а изготовлена она местным мастером Сураганом Загитом. Сам Е. Жанибеков участвовал в торжественном мероприятии музея в качестве инструменталиста, виртуозно исполнив казахские народные произведения.
- Дерево для музыкальных инструментов ценилось всегда, поэтому такие творения, как скрипка и домбра, всегда звучат достойно и глубоко, - отметил он, добавив к списку «музыкальных» деревьев арчу. - Конечно, у каждого материала разный тембр, но это не отменяет факта, что хорошее дерево обходится недешево: некоторые домбры могут стоить минимум тысячу долларов, и не зря - ведь их готовят месяцами.
Выступлениями и выставкой праздник в краеведческом музее не закончился: самым интересным стал мастер-класс по изготовлению домбры, где собравшиеся могли наблюдать все этапы создания инструмента уже воочию, а не только на словах.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.

  • Наследие Шона 06.11.2018

    В этом году исполняется 190 лет со дня рождения представителя степной элиты Шона Тельгозыулы - известного в Центральном Казахстане волостного правителя и военачальника.

  • Судьба гитариста 06.11.2018

    Фирменный образ Булата Сыздыкова из группы «Мюзикола» - шляпу и жилетку - забыть сложно. На это его вдохновил известный гитарист Пако де Лусия, создавший синтез фламенко и современной музыки. Своим мастерством Булат прославил нашу страну и Караганду - родной город, в который часто приезжал с концертами.

  • Книговорот в стенах театра 06.11.2018

    Если в библиотеках буккроссинг - уже дело традиционное, то в учреждениях культуры он организуется не так часто. К акции на днях присоединился Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, а произошло это благодаря инициативе театральной молодежи.