28 июня 2018 года 226

Волшебная cила кюя

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В Шетском районе в рамках программы «Рухани жаңғыру» состоялся республиканский фестиваль исполнителей кюев шертпе. Село Аксу-Аюлы на один день стало центром казахской инструментальной музыки. На сцене местного ДК 22 июня состоялся республиканский фестиваль кюйши «Шетск - источник шертпе кюев». Мероприятие было посвящено двум знаковым событиям - 90-летнему юбилею Шетского района и 80-летию со дня рождения деятеля культуры и известного домбриста Даулетбека Садвакасова. 

Своим присутствием фестиваль почтили кюйши, композитор, почетный профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, заслуженный деятель культуры Мухамеджан Тлеуханов, писатель, этнограф, почетный житель Шетского района Торехан Майбас, заведующий кафедрой домбры Казахской национальной академии искусств Жангали Жузбай, профессор Казахского национального университета искусств Раушан Малдыбаева и многие другие. В числе участников - исполнители из Карагандинской области, Астаны, Алматы, Тараза и Актау.
Казалось бы, в Казахстане довольно-таки часто и повсеместно проводятся различные музыкальные мероприятия, будь то фестивали, конкурсы, посвященные традиционной казахской инструментальной музыке. Почему именно этот привлек к себе внимание видных деятелей культуры и ученых-искусствоведов? Дело в том, что именно здесь, в Шетском районе, удалось сохранить уникальный стиль шертпе, который также называют аркинской традицией, едва не канувший в Лету. Как объяснил кюйши и участник районного хора ветеранов «Атамекен» Ертай Жанибеков, Даулетбек Садвакасов являлся одним из корифеев шертпе кюя.
- Искусство кюя очень развито в нашем краю. В течение последних двух столетий здесь жили и творили великие композиторы. Заслуга Даулетбека Садвакасова заключается в том, что он донес до нас наследие этих авторов, - объяснил местный житель.
По его словам, на долгие полвека шертпе был практически забыт. На то имелись политические мотивы. Основателем школы исполнения в стиле шертпе признан Таттимбет Казангапулы. Несмотря на то, что он скончался более чем за полвека до становления советской власти, та попыталась сделать все возможное, чтобы стереть его имя из народной памяти. Его потомки как «баи-эксплуататоры» в 20-30 годы прошлого века подвергались целенаправленным гонениям и преследованиям. Соответственно, творчество великого кюйши расценивалось как антинародное, и многие последователи его школы были репрессированы как враги народа.
Музыковед Раушан Малдыбаева отметила, что фестиваль является поистине историческим событием:
- Поскольку в силу идеологических причин личность Таттимбета находилась под запретом, практически весь советский период этот стиль не исполнялся на большой сцене. И только после обретения независимости в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы в репертуар учебных программ стали включать его кюи, - подчеркнула она.
Соответственно, в тот период исследование шертпе кюя проводилось неравномерно. Устранить пробел удалось двум музыкантам мирового уровня - Абикену Хасенову и Магауие Хамзину, которые, кстати, являются уроженцами Шетского района. Даулетбек Садвакасов, жизнь которого оборвалась девять лет назад, является продолжателем школы Абикена Хасенова и его непосредственным учеником.
Как объяснила профессор университета, в настоящее время аркинская домбровая традиция распространена не только в Центральном, но и Восточном и Южном Казахстане.
- Западный Казахстан имеет совершенно другой исполнительский стиль - токпе, который по своей манере близок к западно-иранской ветви. Эти два термина отображают способ звукоизвлечения. Токпе - непрерывный звук, удар производится кистью руки. Шертпе - это тонкая инкрустация: попеременная игра одной струной, затем другой с применением щипковых приемов. Извлекаемый звук гораздо сложнее для слуха. Его главное отличие - философичность, глубина. Да и в целом в инструментальной музыке работают только душа и интеллект человека. Если в песне есть слово, которое позволяет понять, что хотел сказать автор, то кюй - это интеллектуальная музыка. И если вы ее понимаете, вы понимаете душу народа, - отметила Раушан Малдыбаева.
Этот краткий экскурс в историю музыкального наследия Центрального Казахстана заставил по-новому взглянуть на традиционную казахскую музыку, понять, о чем думали авторы кюев, что хотели донести до людских сердец. Например, слушая «Сарыжайлау», с легкостью представляешь себе сочную зелень бескрайних степей, по которой носятся жеребята, дым костров, поднимающийся над безмятежным аулом. Или народную боль и скорбь, которые Абикен Хамзин воспроизвел в своем бессмертном произведении «Коныр», посвященном памяти жертв сталинских репрессий.
Весьма отрадно, что традиции, заложенные почти два века назад, подхвачены нынешним поколением. Сын Даулетбека Садвакасова Кайролла начал большое дело, выходящее за пределы его жизни. Он создал уникальную школу последователей шертпе кюя. Это не классическое учебное заведение, которое строго регламентировано планами и учебными программами. Здесь знания передаются непосредственно от учителя к ученику. И кто знает, нет ли среди учеников этой самобытной школы будущих авторов, чьи произведения станут шедеврами казахской инструментальной музыки?

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Шанс для успешных 21.07.2018

    По 1 миллиону тенге на развитие собственного дела получили десять молодых сельских предпринимателей. Такой щедрый подарок им сделал глава региона Ерлан Кошанов.

  • Сильные духом 19.07.2018

    Военно-патриотический сбор «Айбын» многие из молодых людей воспринимают как своеобразную путевку в жизнь - именно здесь находят новых друзей, знакомятся с повседневной жизнью Вооруженных сил Казахстана, демонстрируют собственные таланты. Когда несколько дней подряд живешь в палатке, ешь с товарищами фактически из одного котла, вместе стремишься к победе, то начинаешь искренне ценить чувство локтя и взаимовыручку.

  • Школа для номадов 19.07.2018

    Получить информацию о новых подходах Минсельхоза РК к развитию животноводческой отрасли и задать наболевшие вопросы смогли фермеры Карагандинской области в ходе деловой игры, которую аграрное ведомство организовало для них в поселке Осакаровка. Встреча без галстуков прошла 16 июля под кураторством первого вице-министра сельского хозяйства РК Армана Евниева.

  • Проектная мощь 19.07.2018

    В Сатпаеве и Жезказгане по инициативе нуротановцев открываются коворкинг-центры и бесплатные IT-классы для школьников. Так партийные проекты помогают развивать моногорода. С тем, как идет на местах реализация проектов, одобренных Главой государства, ознакомился первый заместитель председателя партии Маулен Ашимбаев в ходе посещения Карагандинской области.

  • Договор с типовыми подсказками 19.07.2018

    Договоры государственно-частного партнерства могут стать хорошей альтернативой госзакупкам, считают аналитики бизнеса.

  • История развития мысли 19.07.2018

    Первые два тома трудов известного английского ученого-философа Энтони Кенни «Антика философиясы» («Античная философия») и «Орта ғасыр философиясы» («Философия средних веков») уже выпущены на казахском языке. Известно, что сейчас в рамках программы «100 новых учебников на казахском языке. Новое гуманитарное знание» ведется работа над переводами третьего и четвертого томов.

  • С компьютером на равных 19.07.2018

    Здесь двоек никому не ставят, не делают замечаний, что пропустил занятие или не уложился по времени, выполняя контрольную работу. Ведь ученики разные - у кого давление поднялось, кому в детский садик за ребенком, 
    а кому пора бежать на работу.

  • Улытауский аккорд 19.07.2018

    Знаменитая «Гакку» Бибигуль Тулегеновой кристальным звучанием взмывала ввысь на берегу Кенгирского водохранилища в Жезказгане. Здесь, на открытом воздухе, прошел вечер классической музыки, ставший завершающим штрихом к І Международному фестивалю музыки «Жезкиік».