28 июня 2018 года 375

Волшебная cила кюя

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В Шетском районе в рамках программы «Рухани жаңғыру» состоялся республиканский фестиваль исполнителей кюев шертпе. Село Аксу-Аюлы на один день стало центром казахской инструментальной музыки. На сцене местного ДК 22 июня состоялся республиканский фестиваль кюйши «Шетск - источник шертпе кюев». Мероприятие было посвящено двум знаковым событиям - 90-летнему юбилею Шетского района и 80-летию со дня рождения деятеля культуры и известного домбриста Даулетбека Садвакасова. 

Своим присутствием фестиваль почтили кюйши, композитор, почетный профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, заслуженный деятель культуры Мухамеджан Тлеуханов, писатель, этнограф, почетный житель Шетского района Торехан Майбас, заведующий кафедрой домбры Казахской национальной академии искусств Жангали Жузбай, профессор Казахского национального университета искусств Раушан Малдыбаева и многие другие. В числе участников - исполнители из Карагандинской области, Астаны, Алматы, Тараза и Актау.
Казалось бы, в Казахстане довольно-таки часто и повсеместно проводятся различные музыкальные мероприятия, будь то фестивали, конкурсы, посвященные традиционной казахской инструментальной музыке. Почему именно этот привлек к себе внимание видных деятелей культуры и ученых-искусствоведов? Дело в том, что именно здесь, в Шетском районе, удалось сохранить уникальный стиль шертпе, который также называют аркинской традицией, едва не канувший в Лету. Как объяснил кюйши и участник районного хора ветеранов «Атамекен» Ертай Жанибеков, Даулетбек Садвакасов являлся одним из корифеев шертпе кюя.
- Искусство кюя очень развито в нашем краю. В течение последних двух столетий здесь жили и творили великие композиторы. Заслуга Даулетбека Садвакасова заключается в том, что он донес до нас наследие этих авторов, - объяснил местный житель.
По его словам, на долгие полвека шертпе был практически забыт. На то имелись политические мотивы. Основателем школы исполнения в стиле шертпе признан Таттимбет Казангапулы. Несмотря на то, что он скончался более чем за полвека до становления советской власти, та попыталась сделать все возможное, чтобы стереть его имя из народной памяти. Его потомки как «баи-эксплуататоры» в 20-30 годы прошлого века подвергались целенаправленным гонениям и преследованиям. Соответственно, творчество великого кюйши расценивалось как антинародное, и многие последователи его школы были репрессированы как враги народа.
Музыковед Раушан Малдыбаева отметила, что фестиваль является поистине историческим событием:
- Поскольку в силу идеологических причин личность Таттимбета находилась под запретом, практически весь советский период этот стиль не исполнялся на большой сцене. И только после обретения независимости в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы в репертуар учебных программ стали включать его кюи, - подчеркнула она.
Соответственно, в тот период исследование шертпе кюя проводилось неравномерно. Устранить пробел удалось двум музыкантам мирового уровня - Абикену Хасенову и Магауие Хамзину, которые, кстати, являются уроженцами Шетского района. Даулетбек Садвакасов, жизнь которого оборвалась девять лет назад, является продолжателем школы Абикена Хасенова и его непосредственным учеником.
Как объяснила профессор университета, в настоящее время аркинская домбровая традиция распространена не только в Центральном, но и Восточном и Южном Казахстане.
- Западный Казахстан имеет совершенно другой исполнительский стиль - токпе, который по своей манере близок к западно-иранской ветви. Эти два термина отображают способ звукоизвлечения. Токпе - непрерывный звук, удар производится кистью руки. Шертпе - это тонкая инкрустация: попеременная игра одной струной, затем другой с применением щипковых приемов. Извлекаемый звук гораздо сложнее для слуха. Его главное отличие - философичность, глубина. Да и в целом в инструментальной музыке работают только душа и интеллект человека. Если в песне есть слово, которое позволяет понять, что хотел сказать автор, то кюй - это интеллектуальная музыка. И если вы ее понимаете, вы понимаете душу народа, - отметила Раушан Малдыбаева.
Этот краткий экскурс в историю музыкального наследия Центрального Казахстана заставил по-новому взглянуть на традиционную казахскую музыку, понять, о чем думали авторы кюев, что хотели донести до людских сердец. Например, слушая «Сарыжайлау», с легкостью представляешь себе сочную зелень бескрайних степей, по которой носятся жеребята, дым костров, поднимающийся над безмятежным аулом. Или народную боль и скорбь, которые Абикен Хамзин воспроизвел в своем бессмертном произведении «Коныр», посвященном памяти жертв сталинских репрессий.
Весьма отрадно, что традиции, заложенные почти два века назад, подхвачены нынешним поколением. Сын Даулетбека Садвакасова Кайролла начал большое дело, выходящее за пределы его жизни. Он создал уникальную школу последователей шертпе кюя. Это не классическое учебное заведение, которое строго регламентировано планами и учебными программами. Здесь знания передаются непосредственно от учителя к ученику. И кто знает, нет ли среди учеников этой самобытной школы будущих авторов, чьи произведения станут шедеврами казахской инструментальной музыки?

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе. 

  • Уроки патриотизма 08.09.2018

    Пути реализации в войсках общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», а также программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» обсуждались на заседании круглого стола, который состоялся в стенах Карагандинского областного филиала партии «Нұр Отан». В работе заседания приняли участие заместитель Главнокомандующего войсками Национальной гвардии РК генерал-майор Мухаметкали Сатов, командующий войсками регионального командования «Орталык» генерал-майор Еркин Ботаканов, заместитель командующего войсками регионального командования «Астана» по воспитательной и идеологической работе полковник Мара Раимова, представители военно-патриотических клубов области, а также учащиеся карагандинских школ. 

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 08.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08.2018 и от 6.09.2018 г.)

    Предстоит узнать, кто из киевцев вступил в 1918 году в акмолинский отряд Красной Армии? Кто в 1918-1919 годы подвергался аресту, находился в Акмолинской городской тюрьме? По воле случая узников охранял земляк, родственник владельца мельницы Семен Ачкасов. В Киевке колчаковцами был задержан Павел Евстифеевич Шапран (1875-1921), уроженец села Сладкая Балка Таврической губернии. С. Сейфулин в своей книге «Тернистый путь» называет его членом Совдепа и комиссаром национализированных мельниц. 15 марта 1918 года П.Е. Шапран доложил в Совдепе результаты своей деятельности.