28 июня 2018 года 568

Ошибка непутевого отца

Автор: Нина КРАМЕР

Нередко удачными случаются не только премьеры, но и реконструкции прошлых спектаклей. Примером тому может служит недавний показ спектакля «Көгілдір такси» («Голубое такси») в исполнении артистов областного Казахского театра имени С. Сейфуллина. Драма о взаимоотношениях отца и сына, не подозревающих о своем родстве, была показана там, где она ставилась изначально, - на сцене Театра им. Станиславского. Тогда у сейфуллинцев еще не было своего здания. «Голубое такси» поставил заслуженный деятель искусств Алимбек Оразбеков. Ремейк подготовил Айбек Крыкбаев. В основном он задействовал в пьесе молодых актеров, которым предстояло погрузиться в восьмидесятые и начало нулевых. Именно тогда и была написана пьеса.

Противоречивой историей ее создания поделился автор, известный писатель и драматург Софы Сматаев (на снимке), который посетил Караганду и, конечно же, посмотрел свой спектакль. По его словам, известный в настоящее время театральный деятель культуры Талгат Теменов тогда предложил Сматаеву идею, попросив при выпуске пьесы указать его имя. Но через некоторое время их пути разошлись, и Софы Сматаев узнал о том, что Теменов продвинул пьесу в четырех театрах республики, указывая исключительно свою фамилию.
По словам драматурга, случилось это как раз тогда, когда у Софы Сматаева были серьезные проблемы со здоровьем: два инсульта, шесть инфарктов и резекция желудка из-за онкологии. Сейчас он требует от коллеги извинений и даже готов дойти до суда.
Театр имени С. Сейфуллина в конфликте придерживается нейтральной позиции, а потому указал в программках двоих авторов. Так и Айбек Крыкбаев работу своего предшественника Алимбека Оразбекова менять не стал, постарался максимально сохранить условия прошлой постановки, единственное, что он сделал, - обновил весь актерский состав.
Главного героя играет занятый во многих спектаклях театра Досан Молдабаев. Поседевший полковник Каиржан, проводя допрос по делу о наркотрафике, постоянно вспоминает о своем прошлом. Таинственная тень (Гульнур Бельгибаева) уводит его на несколько лет назад, предупреждая о недобром.
В мире воспоминаний Каиржан будто встречает себя молодого (Максат Маликов), и тот тоже видит свою постаревшую копию, однако мало обращает на нее внимания. А история, в общем-то, банальна. Молодой милиционер пренебрег чувствами любимой (Динара Айгазинова) и оставил ее с новорожденным сыном ради славы, карьерного роста и денег.
Если на молодую и возмужавшую копии главного героя были выделены два актера, то Динаре Айгазиновой в финале пришлось «состариться». Надо отметить работу гримера и самой актрисы: сделано это было мастерски, да так, что многие в зале засомневались, одна и та же ли это актриса.
Сын главной героини Бахытжан (Серикболсын Кайыржанов), задержанный по тому самому делу о наркотрафике, сначала искусно строит из себя дурачка. Представляется то Константином, то Сергеем, то сыном министра. Ради министерской дочки Клары (Камшат Уйсинбаева) и бросил его когда-то непутевый папаша, который так рьяно сейчас блюдет закон и защищает народ от таких «сопляков», как Бахытжан.
В общем-то, ясно, что ничем хорошим эта история не закончится, хотя в оригинале пьесы конец помягче, и все остаются живы. Наши режиссеры решили принести одного из героев в жертву ради справедливости, о которой, собственно, и говорится весь спектакль.
- Тема наркотрафика была актуальна как 20 лет назад, так и сейчас, - отмечает режиссер Айбек Крыкбаев. - Молодежь должна понимать, что, пойдя на подобный шаг, им не удастся остаться безнаказанными, какими бы ни были мотивы. Безусловно, на судьбу молодого человека большой отпечаток наложило предательство отца. Тут же показана и драматическая линия о разладах в семье и внушительного количества разводов в республике. Страдают в этой ситуации прежде всего дети. Мечта родителей главного героя - прокатиться по на голубом такси по Алматы так и остается несбыточной, выливаясь в темные краски нескольких судеб, по-своему несчастных из-за ошибки молодости.
Несмотря на печальный конец, артисты несколько раз заставили зал и посмеяться. Юмор и яркость отдельных эпизодических персонажей делают пьесу легкой для просмотра. Трагизм нагнетается в конце. Хоть в постановке и остается некоторая недосказанность, зритель, думаю, не был разочарован спектаклем. Режиссерское решение и живая, динамичная игра актеров при минимуме декораций позволили с достоинством показать все преимущества авторской позиции.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.