28 июня 2018 года 464

Ошибка непутевого отца

Автор: Нина КРАМЕР

Нередко удачными случаются не только премьеры, но и реконструкции прошлых спектаклей. Примером тому может служит недавний показ спектакля «Көгілдір такси» («Голубое такси») в исполнении артистов областного Казахского театра имени С. Сейфуллина. Драма о взаимоотношениях отца и сына, не подозревающих о своем родстве, была показана там, где она ставилась изначально, - на сцене Театра им. Станиславского. Тогда у сейфуллинцев еще не было своего здания. «Голубое такси» поставил заслуженный деятель искусств Алимбек Оразбеков. Ремейк подготовил Айбек Крыкбаев. В основном он задействовал в пьесе молодых актеров, которым предстояло погрузиться в восьмидесятые и начало нулевых. Именно тогда и была написана пьеса.

Противоречивой историей ее создания поделился автор, известный писатель и драматург Софы Сматаев (на снимке), который посетил Караганду и, конечно же, посмотрел свой спектакль. По его словам, известный в настоящее время театральный деятель культуры Талгат Теменов тогда предложил Сматаеву идею, попросив при выпуске пьесы указать его имя. Но через некоторое время их пути разошлись, и Софы Сматаев узнал о том, что Теменов продвинул пьесу в четырех театрах республики, указывая исключительно свою фамилию.
По словам драматурга, случилось это как раз тогда, когда у Софы Сматаева были серьезные проблемы со здоровьем: два инсульта, шесть инфарктов и резекция желудка из-за онкологии. Сейчас он требует от коллеги извинений и даже готов дойти до суда.
Театр имени С. Сейфуллина в конфликте придерживается нейтральной позиции, а потому указал в программках двоих авторов. Так и Айбек Крыкбаев работу своего предшественника Алимбека Оразбекова менять не стал, постарался максимально сохранить условия прошлой постановки, единственное, что он сделал, - обновил весь актерский состав.
Главного героя играет занятый во многих спектаклях театра Досан Молдабаев. Поседевший полковник Каиржан, проводя допрос по делу о наркотрафике, постоянно вспоминает о своем прошлом. Таинственная тень (Гульнур Бельгибаева) уводит его на несколько лет назад, предупреждая о недобром.
В мире воспоминаний Каиржан будто встречает себя молодого (Максат Маликов), и тот тоже видит свою постаревшую копию, однако мало обращает на нее внимания. А история, в общем-то, банальна. Молодой милиционер пренебрег чувствами любимой (Динара Айгазинова) и оставил ее с новорожденным сыном ради славы, карьерного роста и денег.
Если на молодую и возмужавшую копии главного героя были выделены два актера, то Динаре Айгазиновой в финале пришлось «состариться». Надо отметить работу гримера и самой актрисы: сделано это было мастерски, да так, что многие в зале засомневались, одна и та же ли это актриса.
Сын главной героини Бахытжан (Серикболсын Кайыржанов), задержанный по тому самому делу о наркотрафике, сначала искусно строит из себя дурачка. Представляется то Константином, то Сергеем, то сыном министра. Ради министерской дочки Клары (Камшат Уйсинбаева) и бросил его когда-то непутевый папаша, который так рьяно сейчас блюдет закон и защищает народ от таких «сопляков», как Бахытжан.
В общем-то, ясно, что ничем хорошим эта история не закончится, хотя в оригинале пьесы конец помягче, и все остаются живы. Наши режиссеры решили принести одного из героев в жертву ради справедливости, о которой, собственно, и говорится весь спектакль.
- Тема наркотрафика была актуальна как 20 лет назад, так и сейчас, - отмечает режиссер Айбек Крыкбаев. - Молодежь должна понимать, что, пойдя на подобный шаг, им не удастся остаться безнаказанными, какими бы ни были мотивы. Безусловно, на судьбу молодого человека большой отпечаток наложило предательство отца. Тут же показана и драматическая линия о разладах в семье и внушительного количества разводов в республике. Страдают в этой ситуации прежде всего дети. Мечта родителей главного героя - прокатиться по на голубом такси по Алматы так и остается несбыточной, выливаясь в темные краски нескольких судеб, по-своему несчастных из-за ошибки молодости.
Несмотря на печальный конец, артисты несколько раз заставили зал и посмеяться. Юмор и яркость отдельных эпизодических персонажей делают пьесу легкой для просмотра. Трагизм нагнетается в конце. Хоть в постановке и остается некоторая недосказанность, зритель, думаю, не был разочарован спектаклем. Режиссерское решение и живая, динамичная игра актеров при минимуме декораций позволили с достоинством показать все преимущества авторской позиции.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.

  • Наследие Шона 06.11.2018

    В этом году исполняется 190 лет со дня рождения представителя степной элиты Шона Тельгозыулы - известного в Центральном Казахстане волостного правителя и военачальника.

  • Судьба гитариста 06.11.2018

    Фирменный образ Булата Сыздыкова из группы «Мюзикола» - шляпу и жилетку - забыть сложно. На это его вдохновил известный гитарист Пако де Лусия, создавший синтез фламенко и современной музыки. Своим мастерством Булат прославил нашу страну и Караганду - родной город, в который часто приезжал с концертами.

  • Книговорот в стенах театра 06.11.2018

    Если в библиотеках буккроссинг - уже дело традиционное, то в учреждениях культуры он организуется не так часто. К акции на днях присоединился Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, а произошло это благодаря инициативе театральной молодежи.