28 июня 2018 года 338

Ошибка непутевого отца

Автор: Нина КРАМЕР

Нередко удачными случаются не только премьеры, но и реконструкции прошлых спектаклей. Примером тому может служит недавний показ спектакля «Көгілдір такси» («Голубое такси») в исполнении артистов областного Казахского театра имени С. Сейфуллина. Драма о взаимоотношениях отца и сына, не подозревающих о своем родстве, была показана там, где она ставилась изначально, - на сцене Театра им. Станиславского. Тогда у сейфуллинцев еще не было своего здания. «Голубое такси» поставил заслуженный деятель искусств Алимбек Оразбеков. Ремейк подготовил Айбек Крыкбаев. В основном он задействовал в пьесе молодых актеров, которым предстояло погрузиться в восьмидесятые и начало нулевых. Именно тогда и была написана пьеса.

Противоречивой историей ее создания поделился автор, известный писатель и драматург Софы Сматаев (на снимке), который посетил Караганду и, конечно же, посмотрел свой спектакль. По его словам, известный в настоящее время театральный деятель культуры Талгат Теменов тогда предложил Сматаеву идею, попросив при выпуске пьесы указать его имя. Но через некоторое время их пути разошлись, и Софы Сматаев узнал о том, что Теменов продвинул пьесу в четырех театрах республики, указывая исключительно свою фамилию.
По словам драматурга, случилось это как раз тогда, когда у Софы Сматаева были серьезные проблемы со здоровьем: два инсульта, шесть инфарктов и резекция желудка из-за онкологии. Сейчас он требует от коллеги извинений и даже готов дойти до суда.
Театр имени С. Сейфуллина в конфликте придерживается нейтральной позиции, а потому указал в программках двоих авторов. Так и Айбек Крыкбаев работу своего предшественника Алимбека Оразбекова менять не стал, постарался максимально сохранить условия прошлой постановки, единственное, что он сделал, - обновил весь актерский состав.
Главного героя играет занятый во многих спектаклях театра Досан Молдабаев. Поседевший полковник Каиржан, проводя допрос по делу о наркотрафике, постоянно вспоминает о своем прошлом. Таинственная тень (Гульнур Бельгибаева) уводит его на несколько лет назад, предупреждая о недобром.
В мире воспоминаний Каиржан будто встречает себя молодого (Максат Маликов), и тот тоже видит свою постаревшую копию, однако мало обращает на нее внимания. А история, в общем-то, банальна. Молодой милиционер пренебрег чувствами любимой (Динара Айгазинова) и оставил ее с новорожденным сыном ради славы, карьерного роста и денег.
Если на молодую и возмужавшую копии главного героя были выделены два актера, то Динаре Айгазиновой в финале пришлось «состариться». Надо отметить работу гримера и самой актрисы: сделано это было мастерски, да так, что многие в зале засомневались, одна и та же ли это актриса.
Сын главной героини Бахытжан (Серикболсын Кайыржанов), задержанный по тому самому делу о наркотрафике, сначала искусно строит из себя дурачка. Представляется то Константином, то Сергеем, то сыном министра. Ради министерской дочки Клары (Камшат Уйсинбаева) и бросил его когда-то непутевый папаша, который так рьяно сейчас блюдет закон и защищает народ от таких «сопляков», как Бахытжан.
В общем-то, ясно, что ничем хорошим эта история не закончится, хотя в оригинале пьесы конец помягче, и все остаются живы. Наши режиссеры решили принести одного из героев в жертву ради справедливости, о которой, собственно, и говорится весь спектакль.
- Тема наркотрафика была актуальна как 20 лет назад, так и сейчас, - отмечает режиссер Айбек Крыкбаев. - Молодежь должна понимать, что, пойдя на подобный шаг, им не удастся остаться безнаказанными, какими бы ни были мотивы. Безусловно, на судьбу молодого человека большой отпечаток наложило предательство отца. Тут же показана и драматическая линия о разладах в семье и внушительного количества разводов в республике. Страдают в этой ситуации прежде всего дети. Мечта родителей главного героя - прокатиться по на голубом такси по Алматы так и остается несбыточной, выливаясь в темные краски нескольких судеб, по-своему несчастных из-за ошибки молодости.
Несмотря на печальный конец, артисты несколько раз заставили зал и посмеяться. Юмор и яркость отдельных эпизодических персонажей делают пьесу легкой для просмотра. Трагизм нагнетается в конце. Хоть в постановке и остается некоторая недосказанность, зритель, думаю, не был разочарован спектаклем. Режиссерское решение и живая, динамичная игра актеров при минимуме декораций позволили с достоинством показать все преимущества авторской позиции.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.