19 июня 2018 года 783

Пшеница возвращается

Автор: Сергей БУЯНОВ

Весенний сев в Казахстане окончен. Крестьяне посчитали свои расходы на проведение полевых работ и теперь в раздумьях - удастся ли им осенью продать урожай по выгодной цене и оправдать свои расходы? Пока есть аргументы как за, так и против роста цен на различные виды сельхозпродукции. Аграрии с грустью вспоминают те времена, когда получали до 100% прибыли с каждой тонны выращенной пшеницы и могли вкладываться в развитие своих хозяйств, обновляя машинно-тракторный парк и строя склады. Но урожаи последних лет приносят лишь разочарование. Так, в прошлом году при средней себестоимости 37,5 тыс. тенге за тонну продавали крестьяне товарную пшеницу по 42 тыс. тенге. И в этой цене «сидели» еще 3 тыс. тенге расходов на транспортировку. То есть реальная прибыль с тонны составляла всего 1,5 тыс. тенге, рентабельность оказалась на уровне 5%! 

В нынешнем году экономика растениеводства продолжает ухудшаться. Во-первых, посевная обошлась дороже прошлогодней на 15% из-за подорожания дизтоплива со 127 до 151 тенге за литр. Кроме того, в конце мая АО «КТЖ - Грузовые перевозки» сообщило о повышении тарифов за пользование вагонами общего парка как на внутренних, так и международных направлениях. Трейдеры уже прикинули, что стоимость перевозки тонны сельхозпродукции для них вырастет также на 15%. Это может привести к тому, что казахстанское зерно станет неконкурентоспособным на мировом рынке - транспортные расходы у отечественных крестьян намного выше, чем у россиян или украинцев, поскольку их плечо до черноморских портов намного короче.
К чему могут привести проблемы с экспортом нашей пшеницы, говорить не надо. Достаточно вспомнить прошлую осень, когда из-за транспортного коллапса рынок встал, и цена на зерно рухнула. Чтобы спасти отрасль, Минсельхозу пришлось срочно искать деньги для дополнительного закупа пшеницы в ресурсы «Продкорпорации».
Так что велик риск, что в этих условиях цена на зерно останется на нынешнем уровне, а то и продолжит снижение. Тогда крестьяне смогут продавать его лишь себе в убыток.
Выходов тут два. Либо надеяться на лучшее (рост цен на зерно), либо диверсифицировать свои посевные площади и переходить к выращиванию более дорогих культур. В позапрошлом сезоне хорошую прибыльность показала чечевица, в прошлом - ячмень. В нынешнем году крестьяне, судя по всему, смогут заработать на сене. Ведь из-за холодной весны житняк, самая распространенная в Казахстане кормовая культура, весь май сидел в земле. И до сенокоса уже не успеет набрать нужную массу. А спрос на корма растет, поскольку Минсельхоз РК подготовил новую программу развития животноводства, планируя в течение десяти лет удвоить поголовье скота в стране.
При этом есть вероятность и роста цен на продовольственное зерно. Специалисты отмечают, что из-за погодных катаклизмов урожай пшеницы ожидается ниже, чем в прошлом году. Международный совет по зерну в майском прогнозе оценил объем производства зерна в Казахстане в текущем сезоне на уровне 17,8 млн тонн, что на 1,5 млн тонн меньше, чем годом ранее (19,3 млн). Это должно привести к снижению экспортных поставок на 1 млн тонн (8,2 млн против прошлогодних 9,2 млн). В последние годы казахстанский рынок сильно зависит от производства в России, и там тоже прогнозируется спад - с прошлогодних рекордных 127,5 млн тонн до 118,7 млн.
И этот факт - сигнал о том, что пшеница может подорожать. Если еще и качество ее окажется традиционно высоким для Центрального Казахстана за счёт жаркого лета, то год крестьяне закончат всё-таки в плюсе.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Заплатите за проезд 16.02.2019

    У автомобилистов возникло немало вопросов о работе системы взимания платы за проезд по автобану Астана – Темиртау.

  • Кто берет билетов пачку? 14.02.2019

    «Так больше продолжаться не может!» - заявил председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев на совещании в Астане, где были оглашены результаты совместной работы с АО «Пассажирские перевозки».

  • Как корабль назовешь 14.02.2019

    Непривлекательная упаковка, неподходящее для продукции название, незнание своей целевой аудитории, игнорирование принципов и законов маркетинга в целом могут быть губительны для бизнеса.

  • Счастливый шанс от «Бастау» 14.02.2019

    Наша область является лидером по реализации проекта «Бастау». По данным региональной палаты предпринимателей, каждый третий выпускник смог открыть свое дело.

  • Каражалу - воду 14.02.2019

    В Каражале продолжится реконструкция водовода, который обеспечит жителей качественной питьевой водой. Об этом на отчетной встрече сообщил аким города Тлектес Досаев.

  • Как «расшифровать» Еврокоды 12.02.2019

    Анализ деятельности акиматов по разработке, утверждению и реализации градостроительных документов предусмотрен Дорожной картой, разработанной на текущий год в рамках сотрудничества Комитета строительства и ЖКХ президиума НПП РК «Атамекен» с Генеральной прокуратурой.

  • Куда сдать аппарат? 12.02.2019

    Для безболезненного перехода на обязательное применение онлайн-ККМ (контрольно-кассовая машина) и компенсации расходов, которые понесут бизнесмены при их приобретении в 2019 году, НПП «Атамекен» инициировала законодательно предусмотреть стимулирующие меры, сообщила пресс-служба НПП РК «Атамекен».

  • Сертификат на миллион 09.02.2019

    В регионе продолжается реализация Государственной программы «7-20-25».