16 июня 2018 года 248

Душой в искусстве

Автор: Анна СТРОКОВА

Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

Во время учебы в институте Наталья Иванина вышла замуж за Марата Джунусова: поехала за мужем в Алма-Ату, через два года - в Караганду, поскольку архитектор Анатолий Билык пригласил ее на работу в Союз художников. Она преподавала в медицинской академии, политехническом институте, колледже моды, читала курс истории изобразительного искусства и культурологию.
Амбициозных целей Наталья Ивановна никогда не ставила: безусловно, ей хотелось жить интересно и внести свой вклад в историю искусства. Для любого дела, признается она, важна почва, в которой оно прорастет. Н. Иванину окружали и окружают интересные люди, она - частый гость концертов, любитель книг и музыки.
- Как я себя ощущаю? Точно так же, как вчера и позавчера, - признается Наталья Ивановна. - Конечно, в последнее время на концертах бываю нечасто, но музыку люблю не меньше, чем раньше: классику и рок. Недавно встречались с музыкантами рок-группы «Вредная привычка», часть из которых когда-то играла в известной на всю Караганду «Crybaby». О многом вспоминали, ностальгировали, над чем-то посмеялись.
Но вернемся к работе. Наталья Иванина была первым директором областного музея изобразительного искусства, с 1999-го по 2003 год - депутатом Карагандинского городского маслихата. Она - автор монографий, многочисленных буклетов и каталогов, ее перу принадлежат материалы по истории и развитию изобразительного искусства Центрального Казахстана. Много внимания она уделяет вопросам синтеза монументального искусства и архитектуры, изучает проблемы традиционного казахского искусства, исследуя его художественную практику, семантику образов. Одной из первых Наталья Ивановна начала изучение наследия репрессированных художников, участвовала в создании их коллекции в музее изобразительного искусства. Участник международных, всесоюзных научно-теоретических конференций, Н. Иванина всегда обстоятельно рассказывает о работах отечественных мастеров.
- Наталья Ивановна принимала меня на работу в 1992 году, - поделилась главный хранитель музея Дамели Кадыркулова. - То были трудные годы, но ее энтузиазм и любовь к своей работе передались и мне. Я вновь понимаю, что многое зависит от учителя, а одним из моих учителей стала Наталья Иванина. Мы продолжаем ее дело, она - рядом с нами, и мы до сих пор у нее учимся, она всегда нас поддерживает.
Секретарь карагандинского филиала Союза художников - из числа тех, кто всем сердцем болеет за Караганду, архитектурный облик которой сегодня меняется особенно стремительно. В одном из интервью, где шла речь об архитектурных новшествах города, Наталья Иванина отмечала, что областной центр, к сожалению, порой вбирает в себя столько новинок, что они скрывают его исторические здания. Дисгармония в пространстве, говорила искусствовед, влияет и на нас, горожан, а точнее - на наше состояние.
В свой день рождения Наталья Иванина получила немало приятных подарков, среди которых - картина молодого карагандинского художника Талгата Досманова. Сейчас юноша учится в России, и его отношения с известнейшим искусствоведом Караганды настолько доверительны, что свое полотно под названием «Монастырь на Савкиной горке» он подписал трогательными словами: «С днем рождения, дорогая бабушка!»
Поздравить юбиляра прибыли и сотрудники музея изобразительного искусства. Директор Бибигуль Кудабаева желала имениннице долгих лет жизни, отметив, что вклад Натальи Ивановны в искусство трудно переоценить.
- Несмотря ни на что, я сотворил себе кумира, и им стала Наталья Ивановна, - признался научный сотрудник музея Александр Гехт. - Она - образец мудрости и трудолюбия, человек с огромным опытом и многолетний член градостроительного совета. Мы действительно воспринимаем ее как маму.
Коллега Александра Гехта Виктория Храпко начала работать в музее при Мингише Абылкасове, но призналась, что очень переживала перед встречей с Натальей Иваниной, профессионалом высокого класса.
- Случилось так, что я ушла из музея на несколько лет, а потом вернулась, и Наталья Ивановна очень обрадовалась, - рассказала Виктория. - Она вдохновляет нас на новые свершения, мы ее любим и ценим как специалиста и как человека. Поэтому хочется пожелать, чтобы у нашей крестной мамы было меньше грустных мыслей и больше радости.
Мы присоединяемся к этим пожеланиям!
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.