16 июня 2018 года 412

Эпохальный проспект

Автор: Анна СТРОКОВА

За всю историю главного проспекта города - Бухар-жырау, который ведет свой отсчет с 30-х годов ХХ века, здесь менялись памятники, появлялись новые площади, рождались новые здания, уходили в небытие старые. Проспект не зря называют главной артерией Караганды, а туристы никогда не проходят мимо него. Здесь отражены эпохи, архитектурные стили, здесь же проходят главные городские и областные мероприятия.

Глас народа
Бухар жырау, имя которого проспект носит сейчас, был сыном батыра Калкамана - главнокомандующего войска Тауке хана. Мальчик с детства отличался острым умом, проницательностью, обладал даром поэтической импровизации. Когда будущему акыну было 10 лет, отец привез его в Бухару и отдал в медресе. Юноша был лучшим учеником, а в Бухаре, крупнейшем городе Средней Азии, жили ученые, творческие деятели и самые искусные ремесленники.
После Бухар отправился в Дамаск, в ведущее сирийское учебное заведение, после которого его пригласили преподавать в медресе близ Туркестана. Он изменил учебный процесс: чтобы ученики легче воспринимали правила шариата, преподавал их с помощью казахских песен.
Когда для Казахского ханства наступили тяжелые времена: на земли вторгались джунгары, Бухар жырау призвал народ объединиться, чтобы дать врагу отпор. Хану Тауке удалось сплотить все жузы, а чтобы сформировать законодательную базу ханства, Бухар жырау вместе с Айтеке би, Казыбек би и Толе би составили свод законов «Жеті жарғы».
После смерти Тауке начались междоусобные войны, жузы разделились, и у каждого появился свой хан. Джунгары снова вторглись на казахские земли. Когда Бухар жырау минул шестой десяток, среди ханов казахских жузов выдвинулся султан Аблай, знавший о славе акына - он сделал его своим наставником и советником. Хан сплотил народ, и джунгары были изгнаны. Бухар, воспевавший Аблая, стал его правой рукой и великим жырау - его авторитет был колоссальным. Он давал хану советы о ведении политики, и только он мог критиковать правителя. А благодаря произведениям акына мы узнаем о важных событиях и жизни той эпохи.
Знал ли Бухар жырау, что его именем будут называть улицы и районы, учебные заведения и ставить ему памятники?
Свою богатую историю нынешний проспект имени Бухар жырау ведет с 1930 года. Главная улица Караганды связывает север и юг и четко сориентирована в этом направлении. Почти сотню лет назад в новой части областного центра существовал лишь поселок Михайловка, здесь текла речка Букпа, пересыхающая летом, полноводная весной.
В 30-е годы для составления генерального плана города из Москвы пригласили группу архитекторов, куда вошел Эрнст Май и его немецкие коллеги: они и сделали первые наброски. Первыми постройками в районе нынешнего 15 магазина стали здание горного, индустриального техникумов и собеса. Рядом была высажена аллея тополей.
Немецкие архитекторы уехали, началась Вторая мировая война, с ней - гонения на немцев. Позже создают новую группу архитекторов во главе с Александром Кузнецовым, который берет за основу экскиз Мая. Школа конструктивистов, собравшая немало видных архитекторов того времени, стояла у истоков первого генплана Караганды.
За архитектурной историей проспекта Бухар-жырау мы отправились к почетному архитектору РК, преподавателю кафедры «Архитектура и дизайн» КарГТУ Сергею Лебедеву, отлично знакомому с историей самой Караганды и выпускающему небольшие любительские фильмы об улицах города и его знаковых объектах. Первый фильм Сергея Алексеевича вышел в 2012 году.

Сталинское время
Первое имя, которое получил нынешний проспект Бухар-жырау, - Иосифа Сталина. Улица задумывалась красивой и репрезентативной, начиналась с арки напротив трамвайной остановки, где до нее был железнодорожный вокзал. Сейчас в этом месте находятся автозаправки и кафе, а рядом течет Букпа, но уже не такая полноводная.
Впервые в зданиях, построенных в 1930 году, прослеживаются элементы конструктивизма. Вскоре здесь появится декор, детали помпезности сталинской архитектуры и торжественности. Чем был хорош конструктивизм, так это лаконичностью и отсутствием лишних деталей. Однако зданий в этом стиле в Караганде немного: помимо первых техникумов и собеса, это жилые дома в начале проспекта, Концертный зал «Шалкыма» и Казахский драматический театр им. С. Сейфуллина (он имеет конструктивистскую основу, но обрамлен элементами ренессанса).
Горный техникум, выпустивший знаменитых шахтеров, в том числе Игоря Лободу, был начат в стиле конструктивизма. Со временем к нему достроили флигель, подыграв стилю колоннами. В новую Караганду переводят крупные общественные здания, и в районе техникумов появляются первые жилые дома. Эти двухквартирные особняки, сохранившиеся до сих пор, строили для местного начальства.
Стадион появится на проспекте только в 1958 году и займет территорию площадью 2,6 га. Здесь будут выступать знаменитые спортсмены Союза, здесь же обретут свою славу их карагандинские коллеги. Через Букпу перебросят деревянный мостик: заторы на нем станут явлением обычным.
«Въездные ворота» на проспект Сталина в то время начинаются со знаменитой бани № 1, во дворе которой кафе «Кочегарка». Рядом с собесом возведут несколько жилых домов, тоже разработанных москвичами, - с них и начнет обустраиваться будущая артерия Караганды.
Ставить жилые здания перпендикулярно проспекту было идеей Эрнста Мая: архитектор заботился, чтобы шум улицы не беспокоил жителей. Здесь были отлично благоустроенные дворы с фонтанами, а в домах жили знаменитые карагандинцы. Подобных микрорайонов в начале проспекта четыре, и такая задумка Мая должна была воплотиться на всей улице.
Первая площадь, которая встречала горожан на проспекте Сталина, - площадь Конституции (ныне площадь перед «Арселор Миттал»), где расположилось здание облисполкома. Его функции менялись многократно, оно было одним из самых красивых в городе. Площадь украшал гипсовый памятник Ленину, установленный в 50-х годах. Другая садово-парковая скульптура тоже изготавливалась из гипса: денег на бронзу и другие материалы особо не было.
Градостроительные ансамбли соблюдались неукоснительно: площадь Конституции дополняли два угловых здания, открывающих улицу Чкалова. Здесь в 1938-1940 годах работали такие архитекторы, как Т. Бараг, А. Генин, А. Корт и Масленников, заложившие историческое ядро города. Их старания и задали дальнейшее развитие архитектурной судьбы Караганды.
Здание Комитета государственной безопасности (ныне КНБ), следующее по улице, - проект типовой и похож на музей Карлага в Долинке: они перекликаются фронтоном и колоннами, и это уже классицизм, продолжает Сергей Лебедев. Построенное по всем законам жанра, здание КГБ было созвучно с рядом стоящим банком.

Летний театр
И все бы хорошо, но в Караганде не было концертного зала. Культурная зона Караганды того времени - сквер Орджоникидзе за кинотеатром «Октябрь» (ныне «Шалкыма»): там проходят концерты, танцевальные выступления, дискотеки. В этом месте собирается весь город: посмотрели фильм - и на прогулку.
Летний театр, долгое время служивший концертным залом, возвели за рекордные 49 дней. Многие привыкли думать, что построили его японцы, но Сергей Лебедев поправляет: на работах задействовали представителей 101 национальности. Территорию окружили забором, по углам установили вышки, и рабочие строили театр под прицелом автоматов с утра до ночи.
- На строительство Летнего театра выделили самую ходовую древесину, выбрали в архитекторы Иосифа Бреннера - немца, высланного в Караганду, - рассказывает Сергей Алексеевич. - В его семье несколько поколений архитекторов в Симферополе, и они застроили едва ли не половину города. Бреннер разработал проект, не имеющий аналогов даже в мировой архитектуре: ажурные дорические колонны, мощный антаблемент, который я подобрал, когда театр сносили. Кусок решетки - это все, что осталось от уникального по акустике зала, а макет здания я берегу как зеницу ока.
Летний театр был рассчитан на 800 мест. В нем пели Зураб Соткилава, ставили оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», там выступал ансамбль «Мадригал» с Андреем Волконским... Но работал театр только в теплое время года: отопления там не было. Его колонны подсвечивались изнутри, перед ним работал огромный фонтан, на площади выступали оркестры, собиралась интеллигенция - пройтись здесь было событием для всех.
Театр «прожил» до 2003 года. Сначала решили спасти только его портик - перенесли его в этнопарк, а колонны заново восстановили. Старая часть театра, к слову, была абсолютно сухой, ее можно было реконструировать, но здание снесли. Сам Сергей Лебедев был за спасение исторического объекта, неоднократно предлагал найти новую территорию, но тщетно. Новые технологии позволили бы его сохранить, отапливать, поддерживать как памятник архитектуры. Но к таковым причислить театр не могли: он был деревянным.
- Я в то время жил рядом, а моим соседом был тогдашний заведующий филармонией Петр Яновицкий, - делится Сергей Алексеевич. - Он отвечал за театр и каждый вечер ходил смотреть, нет ли рядом злоумышленников, которые могут его поджечь.
Фрагмент фронтона театра из этнопарка в итоге убрали, где он сейчас - неизвестно.
(Окончание следует)

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Поле удачи 17.11.2018

    Адильбек Толеубеков - самый молодой агроном в Карагандинской области. Ему 22 года, и нынешним летом он получил диплом столичного Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина. Путь от студенческой скамьи до поля оказался коротким - уже в августе он в качестве агронома овощеводческой бригады проводил уборку картофеля в Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции им. А. Христенко.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 17.11.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11.2018 г.)

  • Главный воспитатель - жизнь 15.11.2018

    Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание молодого поколения, о чем неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Главной целью процесса нравственного становления студенческой молодежи является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей.

  • История в двух струнах 15.11.2018

    Студент Казахского национального университета искусств Астаны Ализат Дузелбай играет на домбре с раннего детства и уверен: в двух струнах этого инструмента сосредоточена вся история народа, и во время игры он с ней соприкасается. Народная музыка идет с юношей по жизни и на днях привела его на VІI республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах им. Таттимбета.

  • Проект духовной модернизации 13.11.2018

    Казахский народ должен оставаться ядром, консолидирующим наше общество, а каждый гражданин Казахстана - воспитать в себе лучшие черты этого народа: гостеприимство, широту взглядов, доверие и дружбу. Это и есть общенациональный код, с которым страна встречает вызовы XXI века, а широкомасштабный научно-просветительский проект «Қазақтану» станет вкладом Ассамблеи народа Казахстана в программу «Рухани жаңғыру».

  • Культурное "нашествие" 13.11.2018

    Международный театральный фестиваль имени Жаната Хаджиева прошел в Жезказгане в рамках программы «Рухани жаңғыру». Семь театров - из Казахстана, Франции, Сербии и Китая, семь постановок были представлены на суд зрителей и жюри.

     

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 13.11.2018

    (Продолжение. Начало в номерe от 10.11.2018 г.)

  • Сезон открыли за границей 13.11.2018

    Известный казахский кюй «Дайрабай» Еркегали Рахмадиева в прошлом году прозвучал в Турции, а в этом году еще и в Китае. Артисты Карагандинского симфонического оркестра провели в Поднебесной почти два месяца и вернулись полные впечатлений - и не только от музыки.