12 июня 2018 года 766

Верность профессии

Автор: Зоя ПАРУБЕЦ, бывший сотрудник «Индустриальной Караганды»

Смоленщина испила полную чашу страданий в самой страшной войне человечества. Смоленская земля, на протяжении многих веков прикрывавшая Москву и восточные районы страны от нападения врагов с Запада, в годы Великой Отечественной войны оказалась на пути главных сил фашистского вторжения. Два года длились здесь непрекращающиеся кровопролитные бои. Сейчас на ее территории насчитываются захоронения сотен тысяч погибших в годы Великой Отечественной войны. О событиях тех лет рассказывают экспозиции десятков музеев, высятся строгие лаконичные монументы. Нескольких месяцев не хватит, чтобы посетить все места скорби на Смоленщине.

Как никто другой, помнит эту многострадальную Смоленщину Мария Александровна Родюкова. До сих пор нет-нет да и привидятся во сне или наяву картины того страшного времени – голод, холод, страх, грязь, разруха, смерть. Она родилась 12 июня 1938 года в городе Ярцево, что находится в 350 км от Москвы. Городок тогда насчитывал 40 тысяч человек, и средства к существованию населению в основном давали прядильно-ткацкая фабрика и литейно-механический завод.
Ей было всего три года, когда началась война, и тогда же закончилось ее детство. Отца, Родюкова Александра Стефановича, прошедшего советско-финскую войну (1939-1940 гг.), призвали на фронт в первые дни, и мама, Анна Семеновна, осталась одна с двумя детьми - сыном Гришей, дочерью Марией и глухонемой сестрой.
«Жди меня, и я вернусь, только очень жди» - эти слова из известного стихотворения Константина Симонова с полным правом можно отнести к сотням тысяч женщин военных лет. Так всю жизнь прождала своего мужа и Анна Семеновна. Ни единой весточки семья больше не получила от папы, и лишь спустя десяток лет после долгих переписок с министерствами и архивами они узнали, что рядовой Александр Стефанович Родюков погиб в первые же месяцы войны, героически сражаясь за город Торжок Калининской области. Но точное время и место захоронения так и остались неизвестными.
Осенью 1941-го вместе с тысячами ярцевчан семью Родюковых немцы погнали в Германию. Чудом им удалось остановиться в одной из деревень Витебской области, где их приютили добрые люди. Но из одной оккупации попали в другую, еще более изощренную. Днем здесь лютовали немцы, а ночью – полицаи, которые были намного подлее и злее фашистов. На Анну Семеновну кто-то донес, будто она хранит партизанские полушубки, и ее увели на расстрел. Тогда дети прощались с ней навсегда. Но она приползла еле живая, вся синяя от побоев прикладами. Потом еще раз увели. Но и в этот раз ей, опять-таки жестоко избитой, посчастливилось вернуться.
Целых три года продолжался этот ад. И взрослые, и дети страдали от голода, холода и болезней. Маша переболела тифом и малярией, и только чудом осталась жива – не было ни лекарств, ни врачей. Летом варили супы из лебеды и крапивы, других трав, весной тайком собирали на колхозных полях оставшуюся с осени мороженую картошку. И это казалось тогда невероятно вкусным лакомством.
В июне 1944 года Белоруссия была освобождена, и люди потянулись домой. Ярцево трудно было тогда назвать городом – сплошные руины, заросшие бурьяном в человеческий рост, а население составляло всего около ста человек. Но все же это был родной дом, в котором уже не было фашистов.
В 1945-м Маша стала первоклассницей. Училась хорошо, особенно любила чтение и русский язык. После окончания 8 классов (тогда он считался выпускным) большинство ее одноклассников устроились работать на хлопчатобумажный комбинат, но мама, Анна Семеновна, настояла, чтобы дочь училась дальше – ведь ее сочинение на выпускных экзаменах было признано лучшим. Одним из членов экзаменационной комиссии был редактор ярцевской районной газеты, и он предложил Марии проявить свой талант в работе корректора. Днем она вычитывала газету, правила ошибки, расставляла запятые, а после работы бежала в вечернюю школу.
В 1960 году она поступила в Московский издательско-полиграфический техникум на специальность «Корректор книжного издательства». Но жизненные обстоятельства сложились так, что доучиться не пришлось. В начале 1963 г. попала в Казахстан и сразу была принята в «Индустриальную Караганду», где проработала 31 год.
Работа корректора требует внимательности, сосредоточенности, углубленного знания языка, необходимо также разбираться в технических требованиях к набору и верстке. У корректора должно быть языковое чутье или, как говорят, врожденный талант. Всеми этими качествами Мария Александровна была наделена сполна. Еще помнились рассказы старших коллег о роковых ошибках, которые приводили к ссылкам, отсидкам в тюрьмах и даже расстрелам. С конца 1930 г. существовала строжайшая цензура, имелся циркуляр, в котором призывалось повысить бдительность в борьбе с классовым врагом, проникающим в печать и под видом опечаток публикующим антисоветскую пропаганду.
В 60-х стало проще – за ошибку или описку могли в худшем случае уволить, но тюремные сроки и расстрелы уже не грозили. Тем не менее ответственность не стала меньше. «Индустриалка» была единственной в Казахстане областной газетой, выходившей наряду с республиканской «Казахстанской правдой» шесть раз в неделю. Бывало, особенно во время партийных пленумов, съездов и других масштабных событий, работали всю ночь, чтобы газета вышла в срок, а утром уже нужно было делать следующий номер. Работали и в самые главные советские праздники: 1 Мая и 7 Ноября. А у Марии Александровны была еще обязанность отвечать не только за себя, но и за весь коллектив – она была старшим корректором, поэтому нагрузку несла двойную. Помнила, как ее, выпускницу школы, опекали и учили старшие коллеги, и сама никогда не отказывала в помощи или совете новичкам. Всегда сдержанная, собранная и внимательная, она требовала этого и от других.
А между тем жизнь не особенно баловала ее. Были у нее и большая любовь, и страшные разочарования. И светлая радость от рождения сына, и горькие потери любимых. Ушла навсегда мама, которая всегда была рядом, помогала ей растить внука. Вслед за мамой умер старший брат, которого беззаветно любила всю жизнь несмотря на расстояние – он жил в Ессентуках. Одна за другой уходят подруги, с которыми проработала не один десяток лет.
Но Мария Александровна никогда не жалуется. Она работала и после того, как вышла на пенсию и ушла из родной газеты. Получается, что общий стаж работы превышает у нее полвека. Сейчас, несмотря на свои 80 лет и болячки, много ходит пешком, читает, занимается двумя внуками. Освоила компьютер, связывается по скайпу с теми подругами, которые уехали, - кто в Германию, кто в Россию, кто в Алматы. Старается жить полной жизнью, быть в курсе всех событий.
С внедрением компьютеров в полиграфию исчезло громоздкое оборудование: не стало строкоотливных машин – линотипов, верстальных столов, устарели специальности линотипистов и метранпажей, проще стала печать. Но, наверное, никогда не умрет профессия корректора, которой Мария Александровна отдала всю свою жизнь. Ведь даже умные машины, в которые вложены всяческие нужные программы, могут дать сбой. Например, далеко не самый важный знак в любом языке - дефис, который отсутствовал в коде бортового компьютера НАСА, принес Америке ущерб в 80 миллионов долларов. Писатель Артур Кларк написал, что космический аппарат «Маринер-1» был «уничтожен самым дорогим дефисом в истории». В 340 миллионов долларов обошлась ошибка японской компании Mizuho Securities, трейдер которой перепутал количество акций и цену. Это вызвало, кроме того, хаос на биржевом рынке, обвал индекса Nikkei и отставку руководства Токийской фондовой биржи. Можно привести еще массу подобных примеров.
И это говорит о том, что такие люди, как Мария Александровна Родюкова, талант которых - в знании языка, будут востребованы всегда.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не говорить, а делать 11.08.2018

    Принципиальный, скрупулезный, досконально разбирающийся во всех тонкостях строительных процессов - так говорят об Александре Воробьеве все, кто с ним сталкивается по работе. С ним надо не договариваться, а лучше сразу делать все как следует, качественно. Он не ленится лично ходить на объекты, заглядывать там во все уголки, а потому с утра и до ночи заместитель директора ТОО «Стройтехнология» находится на работе. Еще у него много общественных нагрузок, к которым он тоже относится весьма ответственно, к примеру, выполняет все экспертизы Ассоциации застройщиков области, входит в комиссию по тендерному контролю.

  • Дело всей жизни 11.08.2018

    1 сентября бывшей областной станции юных техников, а ныне областной школе по техническим видам спорта и технического творчества, исполняется 60 лет. Ее директор, Николай Николаевич Кукушкин, пришел сюда на работу сразу после армии. И до сих пор в его трудовой книжке только одна запись. «Школа - это моя жизнь», - просто признается он.

  • Слово о Строителе 11.08.2018

    В августе этого года моему отцу Павлу Алексеевичу Рогалеву - одному из первостроителей города Караганды и Карагандинской области - исполнилось бы 85 лет. Он ушел из жизни больше десяти лет назад. Остановилось сердце…

     

  • Вкус к новаторству 04.08.2018

    Аксакал отечественной науки и образования Зейнолла Мулдахметов отметил свое 85-летие. Его поздравили коллеги и соратники, успешные ученики, представители властных структур и общественности. Встреча состоялась в зале акимата Карагандинской области.

  • Научная школа академика 28.07.2018

    3 августа 2018 года академическая общественность Казахстана отметит 85-летие выдающегося ученого и организатора высшей школы Казахстана, академика Национальной академии наук, заслуженного деятеля науки РК, доктора химических наук, профессора, почетного гражданина Караганды Зейноллы Мулдахметова, который посвятил свою жизнь науке и просвещению. Он внес неоценимый вклад в развитие Карагандинского государственного университета.

  • Черно-белый уют 28.07.2018

    На фоне всех снимков, которые попадали на «Фотовернисаж» ранее, фотографии Андрея Батталова предстают чем-то вроде артхауса. Все они в черно-белой гамме, но в них есть теплота и уют. 

  • Cвет тепла и надежды 21.07.2018

    Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне немало встреч с умными, добрыми, отзывчивыми и героическими людьми, одним из которых стал наш художник Карипбек Куюков.

  • Чистота восприятия мира 14.07.2018

    Красочные городские пейзажи художника Сергея Щеголихина - срез истории родной Караганды и ее архитектуры. В то же время у Сергея Даниловича есть серия картин-«предупреждений» под общим названием «Экология», где в мрачном тумане бредут, как тени, люди. Но эти контрастные работы - лишь часть наследия талантливого мастера.