05 июня 2018 года 2421

Факир из Топана

Автор: Наталья ПРУС

Вот так неожиданно Сагдат Кошкимбаев открылся в роли фокусника, словно сам возник из волшебного сундука, показав свой добрый внутренний мир окружающим. За кулисами перед выходом на сцену, замечаю, переживает, перепроверяет реквизит, чтобы не подвел, ищет глазами поддержку товарищей. Руководитель народного театра клоунов «Браво» слегка похлопывает по плечу - и факир, уже улыбаясь, спешит к публике. «Не волнуется только тот, кто «отключает» перед выступлением сердце, - объясняет наставник. - Настоящим артистам этого не дано, и Сагдат один из них». 

Около двух лет назад лицедеи Дома культуры глухих заметили сидящего на галерке грустного одинокого зрителя, внимательно следившего за происходящим на сцене. Подошли познакомиться, но разговор не завязался – паренек, приехавший из далекого поселка Топан Осакаровского района, не знал ни языка жестов, ни грамоты. Выручила сопровождавшая его сестра, рассказавшая, что в карагандинской поликлинике, где они обследовались, им посоветовали обратиться сюда за помощью.
И тридцатилетний Сагдат Кошкимбаев сел за парту. Сурдопереводчик клуба Татьяна Головченко взялась за его обучение и привлекла для этого всех артистов - танцоров, жестовых певцов, клоунов. Творческому коллективу объясняли, что молодой человек больше всего нуждается в общении, и каждый старался внести свой вклад. Одни рисовали для него окружающие предметы, переводя их на язык жестов, другие занялись пальцевой и обычной азбукой, третьи заучивали с ним элементарные фразы - «здравствуйте», «как дела», «благодарю», «хорошо».
Он схватывал на лету и на глазах превращался из замкнутого в любознательного. Все помнят, как однажды стояли на улице, наслаждаясь первым летним дождем, показывали ему, как сказать об этом явлении жестами. А он просил записать ему новое слово в блокнот, мечтая научиться читать...
Приезжая из Топана трижды в неделю на учебу, Сагдат продолжал приходить на репетиции клоунов в качестве зрителя. В труппе Николая Матюшко не было фокусника, и он решил показать парню некоторые трюки. Тот был настолько внимательным, когда следил за манипуляциями, что с первого раза повторил наиболее сложный из них, а уже через три месяца вышел на сцену.
- Сначала фокусника подразумевали сделать элегантным, - вспоминает Сагдат о своем первом выступлении, - но подстраховались на случай помарок и надели на меня костюм клоуна.
Дебют удался: он не сделал ни одной ошибки, заслужив крики «браво» и «бис». А примерив шарик-нос и широченные усы, почувствовал, что хочет не только удивлять публику, но и смешить. Так к домашним заданиям по грамматике, письму и жестовой речи прибавились - по актерскому мастерству и сценическим движениям.
- А у тебя есть любимый фокус?
- Любимый и сложный, - он ставит в воздухе знак равенства. - Это прокалывание надувных шаров. Всегда боялся, что шарик лопнет на глазах у зрителей, а я попаду в неловкое положение. Видя, что от волнения у меня дрожат руки, режиссер предложил взять два шарика, чтобы в случае неудачи сымпровизировать. У цирковых артистов принято разыгрывать зрителя, делая провалы нарочно, словно не получилось с первого, со второго, третьего раза. Публика смеется и понимает, что трюк непростой.
В его арсенале - «кегли», «веревка», «косынка», «пластинки, «ключ», «пробивание», «кулек». В секретном ящике все по своим местам - выглажено и начищено. Паренек быстро понял, что фокусник должен знать свой реквизит, чувствовать его и, готовясь к новому трюку, идет в мастерскую, чтобы что-то подогнать или изготовить. Много репетирует и дома, перед зеркалом: как встать, наклониться или повернуться правильно, чтобы зрители не увидели подвоха, как отвлечь внимание от важного и усыпить бдительность, убедить в том, чего на самом деле нет.
Ему нравится играть с публикой, вовлекая их в происходящее на сцене. Здесь главное - делать все быстро, открывает он секрет, чтобы не дать участникам шоу опомниться. Когда под их пристальным взглядом завязываешь узлы, свертываешь кульки, прячешь «зарядку», каждое движение должно быть доведено до автоматизма. А лучшая похвала для фокусника, когда режиссер, наблюдая за реакцией неуставшего и удивленного зала, добавляет время выступления. Если первый раз Сагдату удавалось держать в напряжении своего зрителя четыре минуты, то сейчас семь с половиной.
По мере того, как новый член команды «Браво» осваивал жестовую речь, его стали брать и в клоунады. Он уже знает, что клоун - не тот человек, которого можно нарядить, прилепить нос, надеть парик, шаровары. Клоун - это состояние души, им нужно быть и постоянно совершенствоваться в этом искусстве смешить людей, тренируясь в акробатике, импровизации, фокусах. Он так и делает и в настоящее время, например, с удовольствием учится жонглировать.
- С обаятельным, скромным и ответственным Сагдатом все хотят работать в паре, - говорит Татьяна Головченко. - Он - пример преданности профессии, никогда не опаздывает на репетиции, несмотря на то, что приезжает на них из Осакаровки, всегда подбодрит того, кому грустно. Однажды в коллективе один из артистов лег на операцию, и он первым поспешил в Караганду, чтобы навестить в больнице. А потом по просьбе товарища заменил его на сцене в клоунаде «Бокс», выучив за неделю новую роль.
С недавних пор Сагдат Кошкимбаев встречает свой день рождения в своем новом коллективе - среди артистов Дома культуры глухих и любимых клоунов «Браво». Накрывать праздничный стол приезжают отец и сестра. «Он старший среди нас, - поделилась она, - и благодаря ему мы все выучились, встали на ноги, обзавелись семьями. С отцом они держали хозяйство, ухаживали за животными, косили сено, а когда родители заболели, Сагдат остался с ними помощником. Театр клоунов вдохнул в него новую жизнь, он перестал стесняться своей глухоты, окружающих, приобрел уверенность в себе.
- У «Браво», которому в этом году исполнилось 30 лет, много достижений. Их знают, любят зрители, благодаря им я начал понимать мир, в котором живу, и хотя я стою только в самом начале пути, дружить они меня уже научили, - добавляет Сагдат, обнимая своих коллег.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Космос - это рядом 11.04.2019

    В канун Дня космонавтики в эксклюзивном интервью «Индустриальной Караганде» впечатлениями о своем полете на МКС и работе Национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» поделился первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

  • Ставить цель и побеждать 02.04.2019

    В Темиртау выбрали первую красавицу. Ею стала 18-летняя Елизавета Максимова, студентка медицинского колледжа.

  • Мой ласковый, нежный зверь 02.04.2019

    Тигрица по кличке Гаухар должна составить пару местному «кавалеру» Батыру. Приплод от них ждут в будущем году. А пока 12-летняя самка проявляет характер - ее грозный рык означает, что у нее портится настроение.

  • И на Марсе будет боярышник цвести 21.03.2019

    20 миллионов километров на околоземной орбите - такой путь проделали семена боярышника красного, собранные учеными и преподавателями Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова. Целью эксперимента стало изучение воздействия невесомости и космического излучения на рост и полезные свойства растения.

  • Москва слезам не верит 26.02.2019

    Если говорить коротко и иронично, то социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого - это фильм о том, как опасно брать деньги взаймы. Но еще это кино тяжелое и безрадостное - к этому нужно быть готовым. О проблемах здесь говорят без прикрас, и, возможно, понравится лента далеко не каждому: здесь хватает сцен, откровенно неприятных и подчас шокирующих.

  • Бренд от природы 23.02.2019

    Студент медицинского университета Караганды намерен наладить производство мыла по рецепту женщин Великой степи.

  • Сказки о Ходже Насыре 23.02.2019

    Ходжа Насыр - фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок.

    Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и даже археологические свидетельства, но все-таки нет подтвержденных сведений о конкретной дате или месте его рождения, поэтому вопрос о реальности существования этого персонажа остается открытым. Так или иначе, фольклорные анекдоты, героем которых он является, актуальны и сейчас.

  • 110 лет немецкой вольной Долинке 23.02.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 14 и 16.02.2019 г.)

    В середине 1930 года в Долинском образуется колхоз «Немецкий труд», объединивший 62 домохозяева, и сельскохозяйственная артель «Ландманн», в которую вошли 824 человека.
    А.А. Ример по этому поводу сообщает: «Мой дед Ример Готлиб Конрадович одним из последних вступил в колхоз. Среди скота, отведенного на колхозный двор, были и 2 рысака. На следующий день прибегает брат отца и плача рассказывает, что председатель колхоза Кнауб рассекал на наших конях.