02 июня 2018 года 259

История без прикрас

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В музее памяти жертв политических репрессий проходит фотовыставка известного казахстанского фотографа Дмитрия Багаева, запечатлевшего в своих работах голодомор. Несколько лет назад на просторах интернета довелось наткнуться на фотографии, повествующие о быте казахского народа начала XX века. В числе уникальных работ - «Валяние кошмы», «Алтыбакан», «Девушки у юрты», «Первые шаги». Не многим известно, что их автором являлся краевед, основатель Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина Дмитрий Багаев. Его творческое наследие играет огромную роль в истории Казахстана. После себя он оставил большое количество фотографий и негативов, позволяющих понять, чем жила наша страна в первой половине прошлого века. 

Мемориальный дом-музей Д.П. Багаева предоставил карагандинцам и гостям области возможность поближе познакомиться с его творчеством. 3 мая в музее поселка Долинка открылась экспозиция «В объективе: голод в Казахстане», приуроченная к Дню памяти жертв политических репрессий. Как отметила художник-дизайнер музея Карлага Айгерим Токтарова, выставка пользуется большим успехом у посетителей. В экспозиции представлены 48 работ, повествующих о тяготах голода 30-х годов, откочевке крестьян, а также о быте и жизни народа в период коллективизации.
Голодомор, ставший начальным этапом политических репрессий, является одной из трагических страниц нашей истории. Повсеместно в Казахстане проводилось принудительное оседание коренного населения. Масштабное выкачивание хлеба из аулов, ликвидация крепких подворий, ускоренное создание нищих коллективных хозяйств и технически слабовооруженных совхозов привели к небывалому голоду.
Согласно архивным документам, 1 февраля 1932 года в Президиум ЦИК СССР из Павлодара ушло письмо, в котором говорится о том, что город заполонили опухшие от голода и одетые в лохмотья крестьяне.
«Лечебные учреждения наводняются умирающими от голода. Голод вызвал эпидемии. Под городом и в самом городе постоянно находят трупы замёрзших, бесприютных, голодных людей. Известны случаи смерти от голода в городской амбулатории на глазах больных, пришедших на приём. Мы знаем дома, где люди, вошедшие попросить хлеба, падали при смерти. Нередко можно встретить семейство казахов, бредущее неизвестно куда и тянущее за собою салазки со скарбом, поверх которого лежит труп ребёнка, погибшего в пути», - говорилось в письме.
Фотоаппарат Дмитрия Багаева запечатлел эти ужасы. Названия фотографий, придуманные автором, достаточно красноречивы: «Доставка больного тифом», «Голод», «Спасающиеся от голода», «Беженцы голодомора», «Тяготы голода». На одном из снимков изображен мужчина, тянущий груженую арбу. Иного способа добраться до конечного пункта назначения нет, так как во время длительного пути семья вынуждена была съесть единственную лошадь.
- Нам очень повезло, что удалось организовать выставку. Конечно, все, что представлено здесь, - репродукции. Оригиналы и негативы хранятся в Павлодаре и Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей. Удивительно, что с учетом советского режима они сохранились до наших дней. Каждая работа уникальна - на этих фотографиях никто не позирует. Багаев фотографировал увиденное, ловя моменты, - подчеркнула сотрудница музея.
Дмитрий Багаев (1884-1958) родился в одной из деревушек Вятской губернии. В 15 лет он перебрался в Павлодар, где устроился сначала рассыльным в горнопромышленном обществе, затем писарем в конторе. Тогда-то он впервые и взял в руки фотоаппарат, навсегда полюбив это ремесло.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Однажды в Боровом... 14.08.2018

    В Казахстане снимают боевики, драмы и комедии, исторические ленты и детские мультфильмы. Триллеры и фильмы ужасов у нас не снимают: не умеют. Не так, как в США. Хотя, может, это к лучшему: в советское время наши ленты были добрыми и жизнеутверждающими. Но сейчас у нас другая проблема: как ни снимай, все равно криминал получится.

  • Лики легенды 11.08.2018

    Сорок семь работ профессиональных художников разных возрастов украшают карагандинский Дом дружбы: здесь открылась выставка, посвященная 350-летию Бухар жырау. Она продлится до 15 августа, затем отправится в Бухаржырауский район, чтобы предстать на торжественных мероприятиях в честь легендарного деятеля Степи.

     

  • Художник степной Атлантиды 09.08.2018

    Прирожденный график, художник Манатбек Аманбаев умеет создать в своих композициях гармонию черного и белого и показать глубину пространства. Штрих его сочен: он ложится по форме и передает экспрессию чувств. С 1994 года Аманбаев член Союза художников РК, а его работы - постоянные экспонаты выставок наших художников.

  • Ужин в двух мирах 09.08.2018

    Алматинский государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова приедет с гастролями в Караганду. Осень в нашем городе начнется его постановками «Отель двух миров» и «Ужин с дураком», а давать их будут в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • По волчьему следу 07.08.2018

    Грабили и убивали, держали в страхе всю Караганду в начале 80-х «волки в овечьих шкурах» - компания симпатичных молодых людей, не вызывающих подозрения. История так называемой «Волчьей стаи» уже давно вызывала интерес у съемочной группы программы «Следствие
    вели …» с Леонидом Каневским. Но после знаменитого «Мехового дела» все никак не было возможности попасть в Караганду. Летом этого года такой шанс наконец представился, и скоро громкое карагандинское дело будет показано на НТВ.

  • В каждом прячется художник 07.08.2018

    Человеку, никогда не рисовавшему, непросто решиться посетить мастер-класс художника, даже зная, что все его участники уходят оттуда с собственными картинами, очень похожими на оригинал. Тем не менее, вдохновившись фотографиями с прошлых встреч, я отправилась к карагандинской художнице Марьяне Макеевой.

  • Отсекая лишнее 04.08.2018

    Поступить на юридический, но в итоге оставить престижную работу и уйти в мир творчества - писать картины, ваять скульптуры, сочинять музыку и создавать настольные игры. Это история карагандинца Петра Батталова, который не останавливается в поисках нового и находит вдохновение во всем.

  • Органная музыка космоса 31.07.2018

    Он объездил практически весь Советский Союз вместе со своим учителем, основоположником советской органной школы Леонидом Ройзманом. Заказывая свой первый концертный фрак, он застал в ателье звезду балета Булата Аюханова и музыканта Ермека Серкебаева. Габит Несипбаев играет на органе даже казахские национальные произведения, и на днях он выступил в Караганде.