02 июня 2018 года 325

Годы трагедии и скорби

Автор: Елена ЛАХНО

В Темиртауском историко-краеведческом музее совместно с отделом внутренней политики города и ресурсным центром по координации работы ЭКО и НПО Темиртау, который был создан в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру», открылась выставка «Опрокинутый мир: говорят архивные документы», а также прошла встреча со студентами КГИУ, ветеранами войны и труда, представителями этнокультурных объединений.

Инсталляция в большом зале музея представляет судьбы жителей пос. Самаркандского (с 1945 г. - г. Темиртау) и архивные документы, в которых отражены истории жертв политического террора. В 30-50-е годы прошлого столетия пос. Самаркандский, как и многие города и населенные пункты Казахстана, стал пристанищем для тысяч обездоленных людей, несущих бремя «врагов народа». Раскулаченные, изможденные «малым Октябрем», лица неугодных национальностей, «изменники Родины», отсидевшие в концентрационных лагерях, несмотря на причиненное горе, внесли существенный вклад в строительство и развитие города, встали у истоков промышленности, медицины, образования, культуры. Многие из пострадавших, попав под жернова репрессий, не выжили.
И сегодня мы преклоняемся перед памятью тех, кто невинно осужден и изгнан с родной земли, сказала старший научный сотрудник музея Татьяна Хмелева, открывая экспозицию. Увлекательно, с показом диафильма рассказала она о самаркандцах, растрелянных, раскулаченных, погибших в трудармии. По всей стране на карательную систему тоталитарного режима работали 953 лагеря и поселения. Только за 1937-1938 годы в республике были незаконно осуждены более ста тысяч человек и около 25 тысяч из них расстреляны.
Только после темной ночи всегда наступает рассвет. Одним из первых законов, принятых в суверенном Казахстане, стал Закон РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «история и национальные традиции являются платформой, соединяющей горизонты прошлого, настоящего и будущего народа», а историческая память является неотъемлемой частью духовной модернизации.
По воспоминаниям первых созидателей города металлургов, строили рай, а построили концлагеря, одним из которых был Карлаг. По данным департамента МВД РК по Карагандинской области, первые аресты жителей пос. Самаркандского по статье 58 УК РСФСР начались в 1931 году. Поводы были разные. Большинству обвиняемых вменялось укрывательство излишков хлебного урожая, что констатировалось как злостный срыв пятилетнего государственного плана по развитию народного хозяйства СССР. Мера пресечения: лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) сроком от 3 до 5 лет. В период 1931-1935 гг. по этой статье были арестованы и осуждены 12 самаркандцев.
С горечью рассказал о своем прадеде Филиппе Яковлевиче Брухе его правнук Андрей Ример: «Прадед был прекрасным музыкантом, играл на разных инструментах, но в первую очередь славился своими золотыми руками. Со всей округи ему несли на ремонт часы, технику, домашнюю утварь. Он отремонтировал первый в колхозе имени Сталина трактор, а в историю села вошел тем, что с братьями построил на Нуре водяную мельницу. Филипп Яковлевич вошел в состав первого сельсовета Самаркандского». Беда грянула с началом коллективизации. Вот выписка из протокола заседания Самаркандского сельсовета от 9 марта 1933 года: «Исключить из колхоза и лишить прав Брух Филиппа за то, что имел мельницу и эксплуатировал чужой труд». И вот конечная точка этой истории: 1 октября 1937 года Филипп Брух, на тот момент пожарный КарГРЭСстроя, арестован по обвинению в контрреволюционной и террористической деятельности, попытке захватить власть, причинить ущерб государственной собственности в контрреволюционных целях (статьи 58-1, 58-2, 58-8, 58-9, 58-11 УК РСФСР). Приговор – высшая мера наказания – расстрел.
Пострадал от Карагандинского УНКВД в 1937 году и чернорабочий КарГРЭСстроя, малограмотный Рыспек Есенсауов за участие в сборище (тое), на котором распевались песни и велась антисоветская клеветническая пропаганда. Даже подозрительные анекдоты рассматривались как подрыв советской власти.
По данным КГКП «Темиртауский историко-краеведческий музей», в марте 1936 г. вышло постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов», которое положило начало массовым репрессиям. В августе 1936 г. по обвинению в принадлежности к польской шпионской организации было задержано более 30 жителей Самаркандского. Последовало обвинение: целью группировки была организация саботажа на КарГРЭСстрое и взрыв КарГРЭС-1. В результате расследования смертные приговоры вынесены 18 жителям пос. Самаркандского.
Репрессивная машина действовала бесперебойно. 1937 год, как известно, ознаменован массовыми репрессиями против казахской интеллигенции. Тысячи казахов, в том числе не имеющих отношения к политическим партиям и течениям, обвинялись в контрреволюционной агитации, организации антисоветских националистических групп, систематическом проведении революционных сборищ. Трое жителей поселка за националистическую пропаганду осуждены на 10 лет ИТЛ.
В 1937 г. была «разоблачена» шпионская террористическая группа, работающая в пользу Германии. Из 43 осужденных по Карагандинской области по этому делу на следующий день после решения заседания «тройки» НКВД 40 человек были расстреляны. Всего за 1936-1938 годы смертный приговор был приведен в исполнение относительно 39 жителей пос. Самаркандского. Интересно, что в состав так называемых «шпионских организаций» входили обычные посельчане, работающие на КарГРЭСстрое, многие из них неграмотные и малограмотные трудяги. Сами террористические организации, как отмечено в реабилитационных документах, «…были искусственно созданы лицами, производящими расследование».
Мы гордимся, что в годы Великой
Отечественной войны в поселке были введены в строй 5 крупных промышленных предприятий. В 1942 г. - КарГРЭС-1, в 1943 г. – Карагандинский ремонтно-механический завод (позднее литейно-механический), завод синтетического каучука, трест «Казметаллургстрой», в 1944 г. – Казахский металлургический завод. Но репрессии не обошли стороной героический поселок и его людей. За антисоветскую агитацию в условиях военного времени, восхваление жизни в фашистской Германии, распространение слухов о неизбежности разгрома армии за годы войны были осуждены 45 самаркандцев. Троим из них вынесен смертный приговор.
В послевоенные годы волна репрессий значительно спала, хотя и продолжалась, отметила Татьяна Хмелева. Основными обвинениями были восхваление строя капиталистических государств, пропаганда выступлений империалистических стран против СССР, антисоветские клеветнические измышления относительно карательной политики советского правительства. Среди осужденных в этот период много тех, кто в годы войны оказался на оккупированной территории.
А с 1948 года в эпоху тоталитарного режима началось ужесточение религиозной политики. Священнослужители, руководители религиозных организаций обвинялись в антисоветской агитации, воспитании молодежи в религиозном духе. Пятеро жителей пос. Самаркандского были осуждены за проявления своих религиозных взглядов. Мера пресечения: от 10 до 25 лет лишения свободы в ИТЛ.
За познавательные исследования о годах трагедии и скорби сотрудников музея поблагодарили Валерий Хренников, ветеран металлургии, Вера Цой, руководитель корейского культурного центра, и Оксана Гуменчук, зав. кафедрой «История Казахстана и социально-гуманитарные науки» КГИУ. Подвела итоги встречи директор музея Наталья Скорикова:
- При помощи обнародованной базы данных в мемориале МВД РК выявлены 189 жителей пос. Самаркандского, осужденных по статье 58 УК РСФСР и реабилитированных. 42 наших земляка были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Но точное число пострадавших неизвестно, еще не все страшные страницы в биографии города известны, поэтому мы продолжаем расследование жизненных историй репрессированных. И обращаемся ко всем горожанам, жителям области с просьбой рассказать о судьбе семей, испытавших тяготы тоталитарного режима. Мы будем рады помощи и сотрудничеству.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».