29 мая 2018 года 1974

Достучаться до заблудших

Автор: Нина КРАМЕР

Всем кажется, что религиозный экстремист обязательно с длинной нечесаной бородой и в подвернутых брюках. Но практика показывает, что гладковыбритый человек в красивом дорогом костюме при галстуке тоже может носить в голове радикальные идеи. На очередном обучающем семинаре, посвященном борьбе с религиозным экстремизмом, лектор Аскар Сабдин уделил внимание методам выявления радикально настроенных граждан и их так называемому «излечению».

- Я являюсь автором методического пособия по адаптации, переубеждению и реабилитации приверженцев радикальной религиозной идеологии. Оно основано на моем опыте работы с более чем 500 террористами, которые отбывают наказание у нас в исправительных учреждениях, - говорит Аскар Калимжанович. - Есть и те, которые сидят пожизненно. Считаю, что даже с ними работать необходимо, поскольку этих людей можно считать больными. Если их не лечить, то они даже в условиях учреждения могут распространять этот «вирус». Я - теолог и работаю над тем, чтобы заменить радикальные убеждения на толерантные, нефанатичные. Если говорить об эффективности метода, то это где-то 20%. Трудотерапия, психология и даже психиатрия, что тоже не исключается, - это область деятельности других специалистов. В сумме все перечисленные методы дают значительное количество переубежденных экстремистов.
Аскар Сабдин является директором Центра прикладных исследований «Мысль» в Алматы, а также членом антитеррористической комиссии Актюбинской области. Проходил обучение в медресе «Урмания» города Стамбула. Получил степень магистра исламоведения в университете «Нур Мубарак». Работал преподавателем исламских дисциплин в Московской соборной мечети, в Московском исламском колледже, религиозной общине «Каусар» Юго-Восточного округа города Москвы.
Он является автором книг и брошюр, инициатором ряда социальных проектов, направленных на деятельность религиозных общин, участник-спикер в 20 международных конференциях по вопросам религии и терроризма.
В семинарах Аскара Сабдина в нашей области приняли участие имамы, теологи, религиоведы, представители отделов внутренней политики акиматов области, а также департаментов КНБ и УИС. Также теолог проводил в регионе индивидуальную адресную работу.
- Религиозная идеология используется как камуфляж для оправдания терактов и насилия, - считает лектор. - По сути, проблема деструктивных течений - это чума ХХІ века. В другие эпохи было очень много примеров религиозного экстремизма касательно других религий, однако сейчас на первый план выступают террористы-экстремисты, использующие радикальные идеи исламского толка. Это проблема еще долго будет острой в мире, в том числе и в Казахстане. Я встречал много людей у нас в стране, которые симпатизируют идеям экстремистов. Посетив ваши мечети, я вижу, что они есть и здесь, в Караганде.
Религиоведы сформулировали 50 признаков, по которым человека можно заподозрить в принадлежности к радикальным течениям. По словам Аскара Сабдина, если выявлено 10 из этих 50, то человек с большой вероятностью является носителем радикальной идеологии. На семинаре было рассмотрено пять основных признаков.
Первое, на что стоит обратить внимание, - это отношение человека к правовой системе. Он никогда не признает государственных законов и даже международное право. Лектор привел пример, когда население Саудовской Аравии объявило джихад собственному королю за то, что тот подписал договоры с Великобританией.
- Очень странной выглядит защита салафизма со стороны его последователей в нашем информационном поле через ссылки на конституционные положения о свободе вероисповедания, - говорил Аскар Сабдин в одном из своих интервью. - Дело в том, что в салафизме сама Конституция, законы, выборы, демократия и так далее объявляются вероотступничеством (иртидад), ширком (многобожием) и лицемерием (нифак).
Второй важный признак радикализации - отношение человека к обычаям и традициям, которые доминируют в обществе. Известный ученый-исламовед, проводивший исследования в полевых условиях Таджикистана и Афганистана, Оливье Руа называл экстремистов людьми, оторванными от корней.
Еще одним важным критерием в определении радикальности считается наличие у религиозного человека политических установок. Радикалы политизируют джихад, понятие халифата, свое отношение к официальному духовенству, которое является еще одним признаком.
По словам Аскара Сабдина, в Казахстане даже имелись случаи избиения имамов представителями радикальной идеологии. Наличие криминальных элементов в джамгатах деструктивного толка тоже имеет место. Они оправдывали рэкет, грабежи, торговлю наркотиками и даже организацию казино необходимостью взимания религиозного налога с неверующих.
По мнению ведущего семинара, важно в вопросах переубеждения граждан, имеющих столь мощные деструктивные установки, не создавать когнитивного диссонанса. Под мощным потоком критики сознание начинает защищаться еще сильнее. Ярким примером отстраненности являются прихожане мечетей, которые используют наушники во время намаза, не желая слушать имама. Достучаться до каждого заблудшего - задача всех участников работы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что написано пером 12.02.2019

    Всего двадцать предприятий области пользуются электронной системой регистрации трудовых договоров. А планируется, что уже в текущем году через единый портал будет оформлено более 50 тысяч сотрудников.

  • Вместо судьи - к нотариусу 07.02.2019

    В Карагандинском областном суде обсудили вопросы правоприменения нового законодательства, позволяющего снизить судебную нагрузку за счет того, что некоторые дела будут решаться через нотариусов.

  • В открытом доступе 31.01.2019

    Уже год действует Центр правоохранительных услуг прокуратуры Карагандинской области, где граждане получают качественную помощь по принципу «одного окна». Наряду с представителями надзорного органа здесь принимают адвокаты, медиаторы, судебные исполнители, представители службы пробации, а также психологи.

  • Радикальные меры 31.01.2019

    Вынесен приговор обвиняемым в создании террористической группы жителям Сатпаева. Суд признал их виновными в создании и участии в террористической группе, а также пропаганде терроризма и приговорил к десяти и восьми годам лишения свободы.

  • Порядочность прежде всего 29.01.2019

    Казахстанских госслужащих в этом году ждут большие изменения. В частности, речь идет об исключении бумажного документооборота при проведении конкурсов среди государственных органов. Это новая и не единственная поправка в действующем законодательстве.

  • С вещами на выезд 29.01.2019

    Два уголовных дела возбуждены сотрудниками департамента полиции за нарушение миграционного законодательства в рамках проводимого в области оперативного мероприятия «Мигрант».

  • Иск вместо ответа 26.01.2019

    Неожиданный резонанс получило одно из очередных заседаний комитета строительства и стройиндустрии при региональной палате предпринимателей - департамент государственных доходов области подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к директору Ассоциации застройщиков Найле Каирбековой и председателю комитета Толегену Ашимову. Два средства массовой информации, в том числе наша газета, опубликовали статьи по итогам состоявшегося на комитете обсуждения, фрагменты которых департамент счел порочащими и негативно повлиявшими на его деловую репутацию.

  • Неотвратимая ответственность 22.01.2019

    Меморандум о персональной ответственности, призванный не допустить проявлений коррупции между студентами и преподавателями, был подписан в стенах Карагандинской академии МВД РК имени Баримбека Бейсенова.