24 мая 2018 года 427

«Богема» в Караганде

Автор: Анна СТРОКОВА

Опера Джакомо Пуччини «Богема» уже более века находится в репертуаре театров мира. Карагандинцы получили шанс оценить это произведение в стенах Дворца горняков, где солировали артисты «Астана опера». Гастроли столичного театра прошли в рамках программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году «Астана опера» приезжал в Караганду с не менее авторитетным шедевром: помимо гала-концерта, нам представили выдающееся произведение К. Орффа кантату «Кармина Бурана». Столичные артисты настроены на взаимный визит наших музыкантов: 27 мая ждут коллег с ответными гастролями и концертом «С любовью, из Караганды», где прозвучат симфонические произведения композиторов ХХ века.

«Богему» описывают как оперу с особой тонкостью чувств. Ее действие разворачивается в латинском квартале Парижа в канун Рождества. Главные герои молоды - это нищие интеллигенты: поэт Рудольф, художник Марсель, музыкант Шонар и философ Коллен. Нужда - постоянная их спутница, но они не падают духом и веселятся даже тогда, когда нечем заплатить хозяину дома или протопить камин. В повседневной жизни молодых есть место радости, поэзии, дружбе и любви. Джакомо Пуччини хотелось органичного сочетания музыки и текста, и он добился желаемого - музыку написал на одном дыхании, ему не потребовалось и года. Премьера оперы состоялась в Турине в 1896 году, и пусть критика приняла ее холодно, она не сходит с подмостков лучших театров.
«Богему» отличает отсутствие увертюры, а сама опера разделена на 4 акта, в каждом из которых главенствует своя музыкальная тема - бодрая, нежная или драматичная. Режиссер оперы Наталья Кагадий солистов «Астана опера» хвалила: у них прекрасные голоса, все они заслуженные артисты. Партию Мими исполнила Жаннат Бактай, Рудольфа - Нурлан Бекмухамбетов, Марселя - Талгат Мусабаев, Коллена - Шынгыс Расылхан, а Шонара - Евгений Чайников. Еще одну женскую героиню, Мюзетту, сыграла на карагандинской сцене заслуженная артистка Башкортостана Альфия Каримова, которая выступала у нас в прошлом году.
- Мы поем на языке оригинала - итальянском. Это давно принято во всем мире: такая практика удобна для исполнителей, - объяснила Наталья Кагадий, - и куда бы ни приехал солист, он знает текст. Раньше, конечно, оперы пели на языке, который понимал зритель, но, благодаря техническому прогрессу, почти каждый театр может обеспечить перевод.
Режиссер отметила: карагандинская публика к опере, по сути, подготовлена благодаря тому, что у нас есть свой театр музыкальной комедии.
Более того, солисты, в частности «Астана Опера», могут повышать свое мастерство в Италии: каждый имеет педагога за рубежом, к которому ездит регулярно. А «Богема», по словам Натальи, актуальна во все времена: это спектакль о молодежи, и дело не только в том, что герои пытаются заработать, не имея особых денег (а так начинали многие): сюжет дает пищу для размышлений и заверяет, что в мире всегда есть место любви. Кстати, любовь в опере показана чувством особенно светлым и окрыляющим, что и подкрепляет музыка Джакомо Пуччини.
Для дирижера карагандинского симфонического оркестра Петра Грибанова работа с оперой - не первая, но с «Астана опера» - впервые. В 90-е годы концертное исполнение опер с нашим оркестром шло активно - были «Евгений Онегин», «Орфей и Эвридика», а за этим последовал большой перерыв.
- Симфонический и оперный дирижер - профессии все-таки разные. В первом случае он - лидер и ведущий процесса, но во втором уходит на второй план из-за вокалистов, - признался Петр Грибанов. - То же самое и для оркестра: когда мы играем с солистом, нужно всегда прислушиваться к нему. Поэтому в этот раз у нас было ощущение, что солисты мешают оркестру, - пошутил дирижер. - Но музыканты у нас мобильные, и могу с гордостью сказать: они могут все, а работа в опере для оркестра - это огромный скачок вперед.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.

  • Голоса музыки 16.10.2018

    Третий день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам замечательную встречу с молодежным камерным хором, в составе которого выступают талантливые юноши и девушки от 18 до 24 лет из Казахстана, Турции, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана и Татарстана.

  • На языке музыки 13.10.2018

    В этом году международный фестиваль «Музыкальная Сарыарка» отмечает 20-летний юбилей. Отмечает бодро и вновь удивительно: уже на концерте в честь открытия Государственный духовой оркестр из Алматы показал, какой может быть музыка духовых инструментов, а впереди карагандинцев ждет увлекательное творческое путешествие.

  • Заповедными тропами Каркаралы 13.10.2018

    Каркаралинский государственный национальный природный парк отмечает свое 20-летие. Это важная веха для независимого Казахстана, но малая толика в истории развития лесного хозяйства в целом.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 13.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04.10.2018 г.)

    В 1942 году солдатские шинели надели Сулейменов Муташ (1921 г.р. уроженец села Казгородок, ныне Кертинды), Макулов Серикпай (1909 г.р.), Аманбаев Макаш, Баймагамбетов Бекен (1906 г.р.), Амрин Мухамедкали (1910 г.р.), д...

  • ЗАРЯД РОДНОГО КРАЯ 13.10.2018

    Карагандинцы зачастую связывают Павлодарскую область с летним отдыхом: живописные ландшафты, чистые озера и отсутствие комаров. Живущие там художники изобразили свою родину по-другому. По количеству исторически значимых объектов Павлодарская область не уступает ни одному другому региону.

  • Привлекательный туризм 11.10.2018

    Как привлечь туристов к сакральным местам Казахстана, сделать туристские маршруты максимально доступными, а отдых и путешествия - комфортными, решали будущие специалисты в сфере туризма. Они представили свое видение отрасли в проектах, которые презентовали на международной олимпиаде по сакральному туризму, прошедшей в стенах КарГУ.