19 мая 2018 года 312

Наследие жырау

Автор: Самал АХМЕТОВА

В Караганде прошла республиканская научно-практическая конференция «Шортанбай жырау тұлғасы: дәуір шындығы және ұлттық дүниетаным» («Наследие Шортанбай жырау»), приуроченная к 200-летию со дня рождения одного из основателей казахской поэзии акына Шортанбай Канайулы. Организатором конференции выступило управление по развитию языков при поддержке акимата области.

В ее работе приняли участие литературоведы, лингвисты, историки, общественные деятели, собравшиеся со всей республики. Всего поступило свыше 100 научных работ, из которых 70 вошли в будущий сборник, посвященный наследию Шортанбай жырау. С приветственным словом в адрес участников конференции выступил заместитель акима области Жандос Абишев, отметивший неоценимый вклад жырау в развитие казахской литературы.
Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» («зар заман»). Шортанбай Канайулы стал самым видным акыном этого периода.
Его поэзия - это своеобразный идейный и стилевой синтез, корнями уходящий к творческим традициям жырау (особенно к традициям Шалкииз жырау и Бухар жырау). В своих произведениях он в мистических тонах изображает картину мира, приближающегося к неотвратимой гибели. Подсознательное ожидание конца света психологически сближает с творчеством жырау эпохи Казахского ханства: Асан Кайгы, Шалкииз жырау, Бухар жырау.
Шортанбай родился в Туркестанском районе Южно-Казахстанской области, но всю жизнь прожил с Сарыарке. Похоронен акын в селе Аксу-Аюлы Шетского района. Мотивом творчества акына явились общественно-социальные стержневые вопросы жизни народа. Шортанбая не оставили равнодушными изменения в жизни общества. Он критиковал в таких своих произведениях, как «Ақырзаман» («Конец света»), «Зар заман», «Бала зары», «Тар заман», «Опасыз жалған», уродливые, досадные явления, открыто показывал тяжелую жизнь народа. Они являются своеобразным криком души поэта.
Сборник произведений акына под названием «Шортанбайдың бала зары» издавался в Казани несколько раз (1888, 1890, 1894, 1911, 1915 гг.). Его стихотворения «Зар заман», «Заманақыр» выпустили В. Радлов в Санкт-Петербурге (1870), Лютш в Ташкенте (1883). Сакен Сейфуллин составил сборник «Шедевры старой литературы», в который было включено много произведений Шортанбая. Произведения акына вошли также в составленную С.Мукановым и К.Бекхожиным «Хрестоматию по казахской литературе» и сборник под названием «Айтыс» (1965).
Исследованиями наследия Шортанбая также занимались
М. Ауэзов, С.Муканов, К.Жумалиев, Х.Суинишалиев, М.Магауин, С.Кирабаев, Ы.Дуйсенбаев, Т.Нуртазин, Г.Мусабаев и другие. Рукописи произведений Шортанбая хранятся в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Республики Казахстан.
О творчестве акына, который оставил свой след в духовном наследии, на конференции рассказывали профессор, член-корреспондент НАН РК Бауыржан Омаров, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая, академик Темирхан Тобегенов, профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, член-корреспондент НАН РК Амантай Шарип, писатель Камел Жунистеги и многие другие видные ученые. Конференция продолжилась работой по секциям.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».