19 мая 2018 года 618

Наследие жырау

Автор: Самал АХМЕТОВА

В Караганде прошла республиканская научно-практическая конференция «Шортанбай жырау тұлғасы: дәуір шындығы және ұлттық дүниетаным» («Наследие Шортанбай жырау»), приуроченная к 200-летию со дня рождения одного из основателей казахской поэзии акына Шортанбай Канайулы. Организатором конференции выступило управление по развитию языков при поддержке акимата области.

В ее работе приняли участие литературоведы, лингвисты, историки, общественные деятели, собравшиеся со всей республики. Всего поступило свыше 100 научных работ, из которых 70 вошли в будущий сборник, посвященный наследию Шортанбай жырау. С приветственным словом в адрес участников конференции выступил заместитель акима области Жандос Абишев, отметивший неоценимый вклад жырау в развитие казахской литературы.
Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» («зар заман»). Шортанбай Канайулы стал самым видным акыном этого периода.
Его поэзия - это своеобразный идейный и стилевой синтез, корнями уходящий к творческим традициям жырау (особенно к традициям Шалкииз жырау и Бухар жырау). В своих произведениях он в мистических тонах изображает картину мира, приближающегося к неотвратимой гибели. Подсознательное ожидание конца света психологически сближает с творчеством жырау эпохи Казахского ханства: Асан Кайгы, Шалкииз жырау, Бухар жырау.
Шортанбай родился в Туркестанском районе Южно-Казахстанской области, но всю жизнь прожил с Сарыарке. Похоронен акын в селе Аксу-Аюлы Шетского района. Мотивом творчества акына явились общественно-социальные стержневые вопросы жизни народа. Шортанбая не оставили равнодушными изменения в жизни общества. Он критиковал в таких своих произведениях, как «Ақырзаман» («Конец света»), «Зар заман», «Бала зары», «Тар заман», «Опасыз жалған», уродливые, досадные явления, открыто показывал тяжелую жизнь народа. Они являются своеобразным криком души поэта.
Сборник произведений акына под названием «Шортанбайдың бала зары» издавался в Казани несколько раз (1888, 1890, 1894, 1911, 1915 гг.). Его стихотворения «Зар заман», «Заманақыр» выпустили В. Радлов в Санкт-Петербурге (1870), Лютш в Ташкенте (1883). Сакен Сейфуллин составил сборник «Шедевры старой литературы», в который было включено много произведений Шортанбая. Произведения акына вошли также в составленную С.Мукановым и К.Бекхожиным «Хрестоматию по казахской литературе» и сборник под названием «Айтыс» (1965).
Исследованиями наследия Шортанбая также занимались
М. Ауэзов, С.Муканов, К.Жумалиев, Х.Суинишалиев, М.Магауин, С.Кирабаев, Ы.Дуйсенбаев, Т.Нуртазин, Г.Мусабаев и другие. Рукописи произведений Шортанбая хранятся в Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Республики Казахстан.
О творчестве акына, который оставил свой след в духовном наследии, на конференции рассказывали профессор, член-корреспондент НАН РК Бауыржан Омаров, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая, академик Темирхан Тобегенов, профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, член-корреспондент НАН РК Амантай Шарип, писатель Камел Жунистеги и многие другие видные ученые. Конференция продолжилась работой по секциям.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ренессанс ценностей 17.01.2019

    Программная статья Главы государства «Рухани жаңғыру» дала мощный толчок развитию общества, затронув практически все сферы жизнедеятельности.

  • Рудное равноправие 15.01.2019

    О том, что горы Конырата скрывают под собой настоящий клад, знали местные кочевники. Но до 1928 года Конырат был не тронут, никто не брался осваивать его богатства в промышленном масштабе. Поэтому первооткрывателем месторождения считается геолог М.П. Русаков. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня открытия Коныратского месторождения.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 15.01.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г., 12,01 2019 г.)

    Первого апреля из Киевской РТС в штат совхоза зачислены 49 человек. В апреле же организована строительная бригада под началом Г. Федосюка. Подобран штат шоферов в количестве 18 человек. Среди первых...

  • Такая разная история 15.01.2019

    Подробности появления и развития отдельных этносов на территории Казахстана никогда не переставали интересовать молодежь, опытных ученых, просто любознательных казахстанцев разных возрастов и социальных групп.

  • Через годы, через расстоянья… 12.01.2019

    В 1851 году в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Кто бы мог подумать, что спустя годы история повторится.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 12.01.2019

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г.)

    Начало 1956 года черниговцы ознаменовали ударной работой в честь XX съезда КПСС. Черниговская МТС досрочно закончила ремонт тракторов и прицепного инвентаря. Такие передовики, как Варвара Годунова, Нуркен Айтуга...

  • Для души и красоты 29.12.2018

    Наталья Воротынская занимается выделкой кожи, войлока, изготавливает фигурки из полимерной глины, фарфора, шляпы из фетра, вяжет шерстяные палантины. В предновогодние дни у мастерицы работы - непочатый край.

  • Металл ошибок не прощает 27.12.2018

    На работе Марк Серов не думает о том, чтобы скорее уйти домой. В такие моменты он ощущает себя счастливым: свой труд - ювелирное дело - называет эстетическим, описывая его как нечто среднее между ремеслом и искусством - сложным, но очень красивым.