19 мая 2018 года 386

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Произведения Бухар жырау, полные фейерверка выпуклых образов, сочных художественных красок, жизненной силы, огня и экспрессии, никогда не равнодушные, продолжают служить на благо Алаша и в настоящее время, оставаясь актуальными во все времена. Конечно же, творения Бухар жырау всецело принадлежат в первую очередь казахскому народу, верным сыном которого он был до конца своих дней. Ведь их содержание значительно шире, объемнее, так как соотносится не только с временем, в которое жил и творил поэт, но и встречает непосредственный живой отклик и в наше время. 

Голос поэта возносит чувства и мысли слушателей в сферы духовного познания нескончаемой красоты и сложности жизни, активизируя беспокойную работу ума и души. Слово, непревзойденная поэзия Бухар жырау всегда служили только на благо казахского народа. Он поднял казахскую поэзию на качественно новую ступень, сумел передать гордый дух своей эпохи, далеких дней и остался в истории как символ мудрости, художественного миропонимания родного народа.
Уже при жизни поэта его многочисленные произведения передавались из поколения в поколение, но впоследствии до наших времен дошли, к сожалению, примерно 1200 поэтических строк Бухар жырау. Многие же строки его произведений, бесчисленные афоризмы получили широкое распространение в народе и превратились в пословицы и поговорки. В этой связи этнограф, историк и философ Машхур Жүсип Копеев отмечал, что до нас дошли только корни поэтического творчества жырау: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, необходимо было долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона».
Сбором бесценного поэтического наследия Бухар жырау, как известно, занимались Шокан Уалиханов, Григорий Потанин и другие видные исследователи. Произведения поэта, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции 1917 года в России. Так, Шоканом Уалихановым, кровным родственником поэта по материнской линии, вероятно, в 1855-1856 годы была написана статья «Исторические предания о батырах XVIII в.», в которой ученый дал некоторые сведения о Бухар жырау. Уалихановым сделан также подстрочный перевод на русский язык нескольких произведений жырау.
В 1880 году Григорием Потаниным, видным российским географом и этнографом, исследователем Центральной Азии, при посредничестве Имантая Сатпаева (отца академика Каныша Сатпаева) от внука Бухар жырау Куреке были записаны «хвалебная песнь Бухара о ханском коне, прославление богатств Аблай хана, песня о разорении калмыков, наставление Бухара Аблаю, песня о стоянке Баганалы и др.». Исследователь отмечал: «При Аблае был Бухар певец (джир), который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джанака».
В 1878 году видный казахский просветитель Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) в своей книге «Киргизская хрестоматия» поместил один толгау Бухар жырау «Ай, Аблай! Когда я видел тебя», но текст поэта был опубликован под другим именем. Несколько текстов жырау размещены также в книге выдающего тюркского исследователя Халида (Халидова) Курбангали «Тауарих-и хамса-йи шарки», вышедшей в Казани в 1910 году.
Планомерное изучение жизни и творчества поэта, систематизация его рукописей начались лишь после образования Казахской ССР. Сбережению поэтических толгау, преданий и афоризмов Бухар жырау как бесценного достояния Алаша способствовали выдающиеся представители казахской интеллигенции - Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, а также академик Каныш Сатпаев, гордившийся кровным родством с великим поэтом.
Мухтаром Ауэзовым еще в 1922 году в номерах 2 и 3 журнала «Шолпан» были опубликованы стихотворения Бухар жырау. Впоследствии Ауэзов включает материалы о поэте в книгу «Әдебиет тарихы», вышедшую в 1927 году. Сакеном Сейфуллиным некоторые произведения жырау включены в сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» (1931; 1932). Поэтические труды поэта также публиковались в журнале «Таң» (№ 1, 2, 4) в 1925 году и были включены С. Мукановым и К. Бекхожиным в хрестоматию «Қазақ әдебиеті», вышедшую в свет в 1934 году (хрестоматия была переиздана в 1950 году).
Впоследствии произведения Бухар жырау неоднократно издавались в различных сборниках, антологиях и хрестоматиях. Сочинения поэта можно найти в учебниках и хрестоматиях по казахской литературе, в антологиях «Үш ғасыр жырлайды» (1965), «Бес ғасыр жырлайды» (1984, 1989, 1993), сборниках «Поэты Казахстана» (издательство «Советский писатель», Ленинград, 1978), «Поэзия жырау» (издательство «Жалын», 1987) и других источниках. Наиболее полно стихи поэта представлены в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году в Павлодаре вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где также представлено значительное число произведений Бухар жырау.
Впервые отдельным изданием в Казахстане произведения поэта были изданы в 1992 году в книге «Бұқар жырау. Шыгармалары» (Құраст. М. Жармұхамедұлы. - Алматы, 1992). В 1990 году китайским ученым-тюркологом Мухтарханом Оразбайулы в архивах Пекина были обнаружены 36 произведений Бухар жырау, включавших в себя 1051 строку. По словам известного казахского писателя Акселеу Сейдимбекова, пекинский вариант песен жырау ценен не только тем, что запись произведений сделана в конце ХІХ века, но и тем, что в китайской летописи недвусмысленно отмечено, что Бухар жырау свои песни писал сам на бумаге. Поэтому ученые справедливо задаются вопросом: не с него ли начинается казахская письменная литература? В 1993 году с учетом пекинской находки стихов Бухар жырау отдельным изданием было опубликовано собрание произведений поэта: «Ай, Аблай, Аблай! Толғаулар».
Свет увидели и фундаментальные энциклопедии, посвященные памяти великого поэта, - «Бұқар жырау: энциклопедия» (шығ. алқасы: Н. Дулатбеков, М. Алпысбес, М. Хамзин. - Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2013. - 600 б.) и «Бұқар жырау: энциклопедия».
В честь 325-летия выдающегося государственного деятеля и поэта Бухар жырау в 1993 году в Караганде и селе Баянаул Павлодарской области были установлены гранитные памятники. В 2008 году в центре Караганды поставили новый бронзовый памятник, в 2014 году - еще и в поселке Ботакара Бухаржырауского района Карагандинской области. Имя великого поэта носят главный проспект Караганды, бульвар в Алматы и одна из центральных улиц Экибастуза. В его честь назван район в Карагандинской области.
В 1993 году для увековечивания имени поэта также впервые была выпущена почтовая марка Казахстана. К 350-летнему юбилею в 2018 году свет увидела и новая марка, посвященная Бухар жырау. Первый в Казахстане специализированный музей литературы и искусства, открытый в Павлодаре, тоже носит его имя, а в Алматы на берегу реки Есентай построен красивый жилой комплекс «Бухар жырау Тауэрс».
Великие заветы Бухар жырау, особенно необходимые нам сегодня, живут в наших сердцах. Полнокровная жизнь и творческий путь поэта - яркий образец безграничной преданности Алашу, огромного трудолюбия и жизненной стойкости. Воздавая должное Бухар жырау, как и другим выдающимся деятелям казахского народа, являющимся подлинными образцами для подражания, мы извлекаем уроки настоящего и будущего, ведь правильное осмысление прошлого помогает понять характер современных социальных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности.
Говорят, что поэты - это часовые Вечности, несущие ее эстафету. Великие творения Бухар жырау бессмертны в душе казахского народа, и в этом бессмертии - и его бессмертие как поэта, достойно пронесшего свою часть эстафеты, которой никогда не будет конца.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Скорая помощь номер два 16.08.2018

    Если у старой книги не хватает уголка обложки или страницы, их можно нарастить, а «состарить» страницу, вклеенную в такую книгу, можно чайной заваркой. Этими простыми, но удивительными секретами делится заведующая отделом информационно-библиографического обеспечения Ирина Иссык, обладатель премии акима области.

  • Столетие Байтугана, или Новокарповские беседы: 1918–1960 16.08.2018

    (Окончание. Начало в номерах от 31.07, 02.08. и 09.08.2018 г.)

    Для колхоза «Путь Ленина» начались годы повышения урожайности полей, продуктивности скота. В 1951 году доярки Фрида Брауэр, Екатерина Сагура, Эльза Розина, Лиза Дик, Зина Бекмагамбетова, Тайбусинова за свой труд были премированы.
    О том, как развивалось хозяйство, говорят цифры. В 1954 году посеяли 505 га ржи, 4267 га пшеницы, 603 га овса, 725 га проса. Всего обрабатывали 6101 га. Было вспахано 404 га целинных земель. Год выдался урожайным. Получено по 13,8 центнера с гектара. Доходы составили 3551592 рубля. Поголовье овец довели до 3398 голов. Однако отставали надои. Если в 1953 году от коровы было получено 862, то в 1954 году 784 литра молока. Колхоз имел большие земельные наделы, которые не мог осваивать продуктивно. Поэтому в марте 1955 года 16291 гектар передан совхозу «Донской».

  • От малого к глобальному 14.08.2018

    Как организовать экскурсию по родному поселку, селу, городу или даже провести целое краеведческое исследование? Новый учебник для 5-7 классов дает ответы на эти вопросы и формирует интерес к малой родине. На днях версию интегрированного пособия по краеведению презентовали в Карагандинском историко-краеведческом музее.

  • Гроза джунгар 14.08.2018

    Как известно, у каждого народа есть свои герои, защитившие родную землю, а также сказители, воспевшие их подвиги. Их имена вписаны в летопись Великой степи, их подвиги потомки должны помнить всегда. Одним из выдающихся батыров, сыгравших немаловажную роль в сохранении независимости страны, был Шерубай Биболдыулы. Его имя стало не только боевым кличем для воинов Среднего жуза, но и практически синонимом храбрости.

  • Творчество и море 11.08.2018

    На IV международный фестиваль «Несебр без границ», ежегодно проходящий на берегу Черного моря в гостеприимной Болгарии, приехали 200 участников из Казахстана, Болгарии и России. Тех, кто любит творчество и хочет быть активным в социуме, не останавливает инвалидность.

  • Народный юбилей 09.08.2018

    В Бухаржырауском районе Карагандинской области готовятся масштабно отметить 350-летие выдающегося государственного и общественного деятеля Великой степи. Атмосфера обещает быть искренне народной: торжество проведут 18 августа в юрточном городке близ поселка Ботакара.

     

  • Столетие Байтугана, или Новокарповские беседы: 1918–1960 09.08.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 31.07, 02.08.2018 г.)

    С мая 1942 года колхоз «Жана-Курлус» возглавил Скак Кульпеисов, а «Путь Ленина» - известный в районе организатор колхозного производства Поликарп Савельевич Старчев (1903 г. р.). Старчев руководил колхозом всю войну, помогая людям и фронту,...

  • Чемпионы с улиц 09.08.2018

    Спортивный караван продолжает свое шествие по региону. В этот раз он побывал в Нуринском районе. В райцентре Нура в рамках проекта «Спортивный караван» была установлена площадка для занятий воркаутом. Как известно, этот проект реализуется управлением физической культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру».