19 мая 2018 года 1211

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Произведения Бухар жырау, полные фейерверка выпуклых образов, сочных художественных красок, жизненной силы, огня и экспрессии, никогда не равнодушные, продолжают служить на благо Алаша и в настоящее время, оставаясь актуальными во все времена. Конечно же, творения Бухар жырау всецело принадлежат в первую очередь казахскому народу, верным сыном которого он был до конца своих дней. Ведь их содержание значительно шире, объемнее, так как соотносится не только с временем, в которое жил и творил поэт, но и встречает непосредственный живой отклик и в наше время. 

Голос поэта возносит чувства и мысли слушателей в сферы духовного познания нескончаемой красоты и сложности жизни, активизируя беспокойную работу ума и души. Слово, непревзойденная поэзия Бухар жырау всегда служили только на благо казахского народа. Он поднял казахскую поэзию на качественно новую ступень, сумел передать гордый дух своей эпохи, далеких дней и остался в истории как символ мудрости, художественного миропонимания родного народа.
Уже при жизни поэта его многочисленные произведения передавались из поколения в поколение, но впоследствии до наших времен дошли, к сожалению, примерно 1200 поэтических строк Бухар жырау. Многие же строки его произведений, бесчисленные афоризмы получили широкое распространение в народе и превратились в пословицы и поговорки. В этой связи этнограф, историк и философ Машхур Жүсип Копеев отмечал, что до нас дошли только корни поэтического творчества жырау: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, необходимо было долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона».
Сбором бесценного поэтического наследия Бухар жырау, как известно, занимались Шокан Уалиханов, Григорий Потанин и другие видные исследователи. Произведения поэта, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции 1917 года в России. Так, Шоканом Уалихановым, кровным родственником поэта по материнской линии, вероятно, в 1855-1856 годы была написана статья «Исторические предания о батырах XVIII в.», в которой ученый дал некоторые сведения о Бухар жырау. Уалихановым сделан также подстрочный перевод на русский язык нескольких произведений жырау.
В 1880 году Григорием Потаниным, видным российским географом и этнографом, исследователем Центральной Азии, при посредничестве Имантая Сатпаева (отца академика Каныша Сатпаева) от внука Бухар жырау Куреке были записаны «хвалебная песнь Бухара о ханском коне, прославление богатств Аблай хана, песня о разорении калмыков, наставление Бухара Аблаю, песня о стоянке Баганалы и др.». Исследователь отмечал: «При Аблае был Бухар певец (джир), который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джанака».
В 1878 году видный казахский просветитель Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) в своей книге «Киргизская хрестоматия» поместил один толгау Бухар жырау «Ай, Аблай! Когда я видел тебя», но текст поэта был опубликован под другим именем. Несколько текстов жырау размещены также в книге выдающего тюркского исследователя Халида (Халидова) Курбангали «Тауарих-и хамса-йи шарки», вышедшей в Казани в 1910 году.
Планомерное изучение жизни и творчества поэта, систематизация его рукописей начались лишь после образования Казахской ССР. Сбережению поэтических толгау, преданий и афоризмов Бухар жырау как бесценного достояния Алаша способствовали выдающиеся представители казахской интеллигенции - Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, а также академик Каныш Сатпаев, гордившийся кровным родством с великим поэтом.
Мухтаром Ауэзовым еще в 1922 году в номерах 2 и 3 журнала «Шолпан» были опубликованы стихотворения Бухар жырау. Впоследствии Ауэзов включает материалы о поэте в книгу «Әдебиет тарихы», вышедшую в 1927 году. Сакеном Сейфуллиным некоторые произведения жырау включены в сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» (1931; 1932). Поэтические труды поэта также публиковались в журнале «Таң» (№ 1, 2, 4) в 1925 году и были включены С. Мукановым и К. Бекхожиным в хрестоматию «Қазақ әдебиеті», вышедшую в свет в 1934 году (хрестоматия была переиздана в 1950 году).
Впоследствии произведения Бухар жырау неоднократно издавались в различных сборниках, антологиях и хрестоматиях. Сочинения поэта можно найти в учебниках и хрестоматиях по казахской литературе, в антологиях «Үш ғасыр жырлайды» (1965), «Бес ғасыр жырлайды» (1984, 1989, 1993), сборниках «Поэты Казахстана» (издательство «Советский писатель», Ленинград, 1978), «Поэзия жырау» (издательство «Жалын», 1987) и других источниках. Наиболее полно стихи поэта представлены в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году в Павлодаре вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где также представлено значительное число произведений Бухар жырау.
Впервые отдельным изданием в Казахстане произведения поэта были изданы в 1992 году в книге «Бұқар жырау. Шыгармалары» (Құраст. М. Жармұхамедұлы. - Алматы, 1992). В 1990 году китайским ученым-тюркологом Мухтарханом Оразбайулы в архивах Пекина были обнаружены 36 произведений Бухар жырау, включавших в себя 1051 строку. По словам известного казахского писателя Акселеу Сейдимбекова, пекинский вариант песен жырау ценен не только тем, что запись произведений сделана в конце ХІХ века, но и тем, что в китайской летописи недвусмысленно отмечено, что Бухар жырау свои песни писал сам на бумаге. Поэтому ученые справедливо задаются вопросом: не с него ли начинается казахская письменная литература? В 1993 году с учетом пекинской находки стихов Бухар жырау отдельным изданием было опубликовано собрание произведений поэта: «Ай, Аблай, Аблай! Толғаулар».
Свет увидели и фундаментальные энциклопедии, посвященные памяти великого поэта, - «Бұқар жырау: энциклопедия» (шығ. алқасы: Н. Дулатбеков, М. Алпысбес, М. Хамзин. - Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2013. - 600 б.) и «Бұқар жырау: энциклопедия».
В честь 325-летия выдающегося государственного деятеля и поэта Бухар жырау в 1993 году в Караганде и селе Баянаул Павлодарской области были установлены гранитные памятники. В 2008 году в центре Караганды поставили новый бронзовый памятник, в 2014 году - еще и в поселке Ботакара Бухаржырауского района Карагандинской области. Имя великого поэта носят главный проспект Караганды, бульвар в Алматы и одна из центральных улиц Экибастуза. В его честь назван район в Карагандинской области.
В 1993 году для увековечивания имени поэта также впервые была выпущена почтовая марка Казахстана. К 350-летнему юбилею в 2018 году свет увидела и новая марка, посвященная Бухар жырау. Первый в Казахстане специализированный музей литературы и искусства, открытый в Павлодаре, тоже носит его имя, а в Алматы на берегу реки Есентай построен красивый жилой комплекс «Бухар жырау Тауэрс».
Великие заветы Бухар жырау, особенно необходимые нам сегодня, живут в наших сердцах. Полнокровная жизнь и творческий путь поэта - яркий образец безграничной преданности Алашу, огромного трудолюбия и жизненной стойкости. Воздавая должное Бухар жырау, как и другим выдающимся деятелям казахского народа, являющимся подлинными образцами для подражания, мы извлекаем уроки настоящего и будущего, ведь правильное осмысление прошлого помогает понять характер современных социальных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности.
Говорят, что поэты - это часовые Вечности, несущие ее эстафету. Великие творения Бухар жырау бессмертны в душе казахского народа, и в этом бессмертии - и его бессмертие как поэта, достойно пронесшего свою часть эстафеты, которой никогда не будет конца.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

  • Секреты древности 23.05.2020

    Четыре тысячи лет назад на территории Жезказган-Улытауского региона в поселениях располагались целые металлургические комплексы. Сегодня мало осталось исторических памятников, которые могли бы рассказать об укладе жизни племен того времени, а те, что есть, медленно, но верно разрушает природа. На основании имеющихся данных, полученных в результате кропотливой работы археологов и историков, уже сегодня можно обоснованно заявить об открытиях и достижениях мастеров, живших в суровых условиях, - это уникальные плавильные печи, аналогов которым нет в мире, глубокие знания свойств руды и литейное производство.

  • Мудрость Абая 21.05.2020

    Свыше 14 тысяч учащихся из 500 учебных заведений региона приняли участие в республиканской акции «Час добропорядочности», проведенной по инициативе Антикоррупционной службы Казахстана.

  • Колыбель истории 21.05.2020

    Уникальные артефакты, датируемые эпохой, предшествующей образованию Казахского ханства, хранятся в областном историко-краеведческом музее. Речь идет о предметах, обнаруженных археологами в мавзолее, в котором, предположительно, была захоронена дочь или невестка Джучи хана, старшего сына Сотрясателя Вселенной.

  • Музейный комплекс 19.05.2020

    Рядом с мавзолеем старшего сына Чингисхана Жоши (Джучи) начато строительство нового историко-культурного комплекса. Данный проект реализуется во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который в прошлом году подчеркнул необходимость развивать туризм в Казахстане и отметил потенциал Жезказган-Улытауского региона.

  • Летопись Великой степи 16.05.2020

    Историко-литературный экскурс, посвященный 750-летию Золотой Орды, представила областная библиотека им. Н. В. Гоголя. Эта дата мало кого может оставить равнодушным - улус Джучи в той или иной степени имеет отношение ко всем, кто живет в Казахстане, России, Узбекистане.

  • По ту сторону экрана 16.05.2020

    Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. Специально к этой дате готовятся выставки, тематические лекции, научные проекты и многое другое. В этом году все мероприятия пройдут в новом формате - экскурсоводы и научные сотрудники будут общаться со своей аудиторией исключительно на просторах интернета.

  • Мысли о «целостном человеке» 14.05.2020

    Абай Кунанбаев жил и творил в то время, завершившее  существование казахской степи как самостоятельной единицы после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, когда все активнее царское самодержавие проникало в жизнь казахского общества.

Наша Караганда