19 мая 2018 года 883

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Произведения Бухар жырау, полные фейерверка выпуклых образов, сочных художественных красок, жизненной силы, огня и экспрессии, никогда не равнодушные, продолжают служить на благо Алаша и в настоящее время, оставаясь актуальными во все времена. Конечно же, творения Бухар жырау всецело принадлежат в первую очередь казахскому народу, верным сыном которого он был до конца своих дней. Ведь их содержание значительно шире, объемнее, так как соотносится не только с временем, в которое жил и творил поэт, но и встречает непосредственный живой отклик и в наше время. 

Голос поэта возносит чувства и мысли слушателей в сферы духовного познания нескончаемой красоты и сложности жизни, активизируя беспокойную работу ума и души. Слово, непревзойденная поэзия Бухар жырау всегда служили только на благо казахского народа. Он поднял казахскую поэзию на качественно новую ступень, сумел передать гордый дух своей эпохи, далеких дней и остался в истории как символ мудрости, художественного миропонимания родного народа.
Уже при жизни поэта его многочисленные произведения передавались из поколения в поколение, но впоследствии до наших времен дошли, к сожалению, примерно 1200 поэтических строк Бухар жырау. Многие же строки его произведений, бесчисленные афоризмы получили широкое распространение в народе и превратились в пословицы и поговорки. В этой связи этнограф, историк и философ Машхур Жүсип Копеев отмечал, что до нас дошли только корни поэтического творчества жырау: «Тому, кто захотел бы полностью записать стихи этого человека, необходимо было долголетие Ноя, выдержка Аюба, мудрость Платона».
Сбором бесценного поэтического наследия Бухар жырау, как известно, занимались Шокан Уалиханов, Григорий Потанин и другие видные исследователи. Произведения поэта, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции 1917 года в России. Так, Шоканом Уалихановым, кровным родственником поэта по материнской линии, вероятно, в 1855-1856 годы была написана статья «Исторические предания о батырах XVIII в.», в которой ученый дал некоторые сведения о Бухар жырау. Уалихановым сделан также подстрочный перевод на русский язык нескольких произведений жырау.
В 1880 году Григорием Потаниным, видным российским географом и этнографом, исследователем Центральной Азии, при посредничестве Имантая Сатпаева (отца академика Каныша Сатпаева) от внука Бухар жырау Куреке были записаны «хвалебная песнь Бухара о ханском коне, прославление богатств Аблай хана, песня о разорении калмыков, наставление Бухара Аблаю, песня о стоянке Баганалы и др.». Исследователь отмечал: «При Аблае был Бухар певец (джир), который был выше, чем Худури, а Худури считался выше умом Джанака».
В 1878 году видный казахский просветитель Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) в своей книге «Киргизская хрестоматия» поместил один толгау Бухар жырау «Ай, Аблай! Когда я видел тебя», но текст поэта был опубликован под другим именем. Несколько текстов жырау размещены также в книге выдающего тюркского исследователя Халида (Халидова) Курбангали «Тауарих-и хамса-йи шарки», вышедшей в Казани в 1910 году.
Планомерное изучение жизни и творчества поэта, систематизация его рукописей начались лишь после образования Казахской ССР. Сбережению поэтических толгау, преданий и афоризмов Бухар жырау как бесценного достояния Алаша способствовали выдающиеся представители казахской интеллигенции - Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, а также академик Каныш Сатпаев, гордившийся кровным родством с великим поэтом.
Мухтаром Ауэзовым еще в 1922 году в номерах 2 и 3 журнала «Шолпан» были опубликованы стихотворения Бухар жырау. Впоследствии Ауэзов включает материалы о поэте в книгу «Әдебиет тарихы», вышедшую в 1927 году. Сакеном Сейфуллиным некоторые произведения жырау включены в сборник «Қазақтың ескі әдебиет нұсқалары» (1931; 1932). Поэтические труды поэта также публиковались в журнале «Таң» (№ 1, 2, 4) в 1925 году и были включены С. Мукановым и К. Бекхожиным в хрестоматию «Қазақ әдебиеті», вышедшую в свет в 1934 году (хрестоматия была переиздана в 1950 году).
Впоследствии произведения Бухар жырау неоднократно издавались в различных сборниках, антологиях и хрестоматиях. Сочинения поэта можно найти в учебниках и хрестоматиях по казахской литературе, в антологиях «Үш ғасыр жырлайды» (1965), «Бес ғасыр жырлайды» (1984, 1989, 1993), сборниках «Поэты Казахстана» (издательство «Советский писатель», Ленинград, 1978), «Поэзия жырау» (издательство «Жалын», 1987) и других источниках. Наиболее полно стихи поэта представлены в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году в Павлодаре вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где также представлено значительное число произведений Бухар жырау.
Впервые отдельным изданием в Казахстане произведения поэта были изданы в 1992 году в книге «Бұқар жырау. Шыгармалары» (Құраст. М. Жармұхамедұлы. - Алматы, 1992). В 1990 году китайским ученым-тюркологом Мухтарханом Оразбайулы в архивах Пекина были обнаружены 36 произведений Бухар жырау, включавших в себя 1051 строку. По словам известного казахского писателя Акселеу Сейдимбекова, пекинский вариант песен жырау ценен не только тем, что запись произведений сделана в конце ХІХ века, но и тем, что в китайской летописи недвусмысленно отмечено, что Бухар жырау свои песни писал сам на бумаге. Поэтому ученые справедливо задаются вопросом: не с него ли начинается казахская письменная литература? В 1993 году с учетом пекинской находки стихов Бухар жырау отдельным изданием было опубликовано собрание произведений поэта: «Ай, Аблай, Аблай! Толғаулар».
Свет увидели и фундаментальные энциклопедии, посвященные памяти великого поэта, - «Бұқар жырау: энциклопедия» (шығ. алқасы: Н. Дулатбеков, М. Алпысбес, М. Хамзин. - Қарағанды: Болашақ-Баспа, 2013. - 600 б.) и «Бұқар жырау: энциклопедия».
В честь 325-летия выдающегося государственного деятеля и поэта Бухар жырау в 1993 году в Караганде и селе Баянаул Павлодарской области были установлены гранитные памятники. В 2008 году в центре Караганды поставили новый бронзовый памятник, в 2014 году - еще и в поселке Ботакара Бухаржырауского района Карагандинской области. Имя великого поэта носят главный проспект Караганды, бульвар в Алматы и одна из центральных улиц Экибастуза. В его честь назван район в Карагандинской области.
В 1993 году для увековечивания имени поэта также впервые была выпущена почтовая марка Казахстана. К 350-летнему юбилею в 2018 году свет увидела и новая марка, посвященная Бухар жырау. Первый в Казахстане специализированный музей литературы и искусства, открытый в Павлодаре, тоже носит его имя, а в Алматы на берегу реки Есентай построен красивый жилой комплекс «Бухар жырау Тауэрс».
Великие заветы Бухар жырау, особенно необходимые нам сегодня, живут в наших сердцах. Полнокровная жизнь и творческий путь поэта - яркий образец безграничной преданности Алашу, огромного трудолюбия и жизненной стойкости. Воздавая должное Бухар жырау, как и другим выдающимся деятелям казахского народа, являющимся подлинными образцами для подражания, мы извлекаем уроки настоящего и будущего, ведь правильное осмысление прошлого помогает понять характер современных социальных процессов, заставляет задумываться о нашей духовности и нравственности.
Говорят, что поэты - это часовые Вечности, несущие ее эстафету. Великие творения Бухар жырау бессмертны в душе казахского народа, и в этом бессмертии - и его бессмертие как поэта, достойно пронесшего свою часть эстафеты, которой никогда не будет конца.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На пульсе жизни 23.07.2019

    Литовский двор, школу многодетных матерей «Іскер ана», мечеть Кунанбая кажы, дом Абая, Каркаралинский государственный национальный парк и другие значимые места посетила депутат Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по социально-культурному развитию Наталья Жумадильдаева.

  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.