19 мая 2018 года 1970

Ведущий голос оперетты

Автор: Анна СТРОКОВА

На первый взгляд она производит впечатление женщины строгой и даже закрытой, но в минуты общения Елена Филинкова предстает совершенно другой. Трудолюбивый профессионал, заботливая мать, демократичный педагог, она отмечает тройной юбилей: помимо дня рождения, Елена Юрьевна 20 лет на сцене и столько же преподает.

Лирико-драматическое сопрано Елены Филинковой оценили многие карагандинцы, которые знают и любят Академический театр музыкальной комедии. Она - Адель и Розалинда в «Летучей мыши», графиня Диана в «Собаке на сене», Флора в «Травиате», Сильва и Тоска в одноименных опереттах, Катарина в «Целуй меня, Кэт», Беатриче в «Труффальдино». Она же - Фея из «Золушки», Королева из «Спящей красавицы», и это лишь часть ее огромного репертуара. Она никогда не была заложницей одного амплуа, а профессия приносит ей счастье.
Музыкальная школа и училище в родном Темиртау - сначала была Елена Филинкова-музыкант. Актрисой быть не мечтала, но судьба повернулась так, как, пожалуй, было нужно Всевышнему, говорит Елена Юрьевна, ныне обладатель многих наград. Она - лауреат государственной премии «Дарын», премии акима области в номинации «Лучший вокалист года», обладатель звания «Заслуженный деятель РК» и диплома «Лучшая артистка года» Союза театральных деятелей Казахстана. Шесть лет назад Союз вручил ей премию в номинации «За значительный вклад в культурное развитие республики».
... А после окончания училища она вместе с сестрой Ириной, будущей пианисткой, отправилась в Алматы. Ирина поступала в консерваторию им. Курмангазы, а Лена поехала ее поддержать. Петь любила, сидеть в общежитии без дела не могла - отправилась на консультацию в консерваторию. Лене предложили выучить два романса и назавтра прийти на вступительный экзамен. Поступила. Родители поддержали.
- Родом из России, в послевоенное время мама и папа приехали строить Казахстанскую Магнитку. Их юность выпала на тяжелое время, и они хотели дать нам лучшее, поэтому отдали нас с сестрой в музыку. Отец всегда говорил: «На завод прийти успеешь», - делится Елена Филинкова.
В Академический театр музыкальной комедии Елена Юрьевна тоже попала по воле случая. В алматинской консерватории училась оперному пению у одного из лучших педагогов - Надии Шариповой, наставницы знаменитого тенора Алибека Днишева, и мечтала петь в оперном театре. Но каждое прослушивание заканчивалось на «мы вам позвоним», да и затянувшаяся реконструкция театра не позволила исполнить мечту.
Еще с темиртауского училища Филинкова знала Амантая Ибраева, нынешнего директора КАТМК, и он в те годы оканчивал аспирантуру. Встретились на очередном ее прослушивании, он пригласил в карагандинский театр, будучи тогда ответственным по творческой части. Это был 1997 год, артисты уезжали из города - зарплаты не было. Опереттой Елена Юрьевна никогда не интересовалась, но вернулась в Караганду. Ее дебют состоялся в классической оперетте «Цыганский барон» в роли Саффи. Смена направления работы все же сказалась: работала старательно, но будто на автомате, а премьера «Барона» прошла как в тумане. Поддержали коллеги: Владимир Сухов, Леонид Мельников и Амантай Ибраев. Финал - как в хорошем кино: Елена Юрьевна влюбилась в свое дело, и сейчас ей под силу и героини, и характерные роли.
Новшества в работе Елену Юрьевну никогда не пугали, и она с радостью их принимает. Сейчас в репертуар КАТМК активно входят мюзиклы, и этот жанр, считает Филинкова, близок современности и ставится в такой же манере. Но мюзикл, заключает она, в отличие от классики, несет в себе больше творческой свободы, а потому разнообразит работу.
Начало педагогической деятельности Елены Филинковой датируется окончанием аспирантуры консерватории им. Курмангазы: она преподавала студентам в Алматы, а в колледже искусств им. Таттимбета трудится с момента начала работы в КАТМК и рада, что театр музыкальной комедии пополняют молодые артисты.
- Но, бывает, в сегодняшней молодежи мне не хватает более глубокого отношения к профессии, - объясняет Филинкова. - Способный студент может через пару лет стать скороспелой звездой и перестать над собой работать, хотя любой труд на сцене - это постоянное развитие. Если у тебя что-то получилось, нужно продолжать совершенствоваться.
В колледже искусств будущие артисты музыкального театра изучают три ключевых предмета: мастерство актера, сольное пение и танец, и музыкальное образование играет едва ли не главную роль. Кто-то недостаточно пластичен, не может читать ноты с листа, и порой после первого курса остается лишь половина набора, но эта половина понимает всю серьезность профессии.
- Я и сама у ребят учусь многому, - признается Елена Филинкова. - С ними живу в той жизни, которой, может, сама уже не соответствую. Стараюсь к каждому искать подход: у всех разный характер. Моя задача - научить их музыкально думать, поскольку я веду сольное пение, и научить их выступать так, чтобы запомниться зрителю.
Еще одна важная задача Елены Филинковой - поддержать свою дочь: она тоже пошла в музыканты. Сейчас Марии 22, и в этом году она оканчивает Магнитогорскую консерваторию, где обучается игре на ударных инструментах. Позади - год работы в казахском оркестре, музыкальная школа и училище. А началось все с эпохи девичьих рок-групп: Маше тогда было 13, и вдруг она заинтересовалась барабанами. Переубедить дочь не получилось, но, главное, говорит Елена Юрьевна, ей это нравится, и сейчас она Машу всячески поддерживает.
Первый творческий вечер Филинковой состоялся в 2001 году, когда она получила государственную премию «Дарын», а последующие сольные концерты случились в 2006-м и 2008 году. Подошло время юбилея, и решено было провести его в формате оперетты Лайоша Лайтаи «Лето любви», которая уже ставилась в рамках фестиваля «ДосStar». Сюжет прост: постановка расскажет о жизни актрисы, которая встречается с возлюбленным через несколько лет - летом, когда и случилась их любовь. Есть ли шанс воскресить отношения? Это мы узнаем 2 и 3 июня на сцене Дворца горняков.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.