17 мая 2018 года 681

К знаниям без декомпрессии

Автор: Наталья ПРУС

Тема инклюзивного образования едва ли не одна из самых актуальных. Как сделать процесс включения детей с особыми потребностями более качественным, быстрее адаптировать здания школ, найти верные подходы в методах обучения? Одни предлагают форсировать процесс, другие сопротивляются, опасаясь стихийной, неуправляемой инклюзии. Елена Сердюкова, учитель-дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Темиртау, на стороне последних. 

Принимая особенного ребенка в обычную школу, считает она, нужно дать ему возможность расти, а не просто «отсиживать» уроки.
Еще в первом классе она сказала родителям, что будет учительницей. Те не удивились ее выбору: как старшая сестра в семье она всегда заботилась о младших. Но при поступлении в институт выбрала особое направление в педагогике – дефектологию. И не ошиблась.
Вскоре Елена Сердюкова пришла преподавать в родную темиртаускую школу, где открылся первый в городе коррекционно-развивающий класс, и спустя более 20 лет работы убеждена, что необучаемых, неспособных учеников нет. Правда, добавляет она, инклюзивное образование немыслимо без хорошо выстроенной системы школьной, коррекционной поддержки, службы сопровождения, необходимых специалистов, обучающих программ, рассчитанных на актуальный уровень каждого ребенка.
- Раньше в класс коррекции, - объясняет дефектолог, - дети приходили, не справляясь с общеобразовательной программой. И первое, что замечала в их глазах, - полное отсутствие интереса ко всему происходящему. Особенные ученики требовали индивидуального подхода, а стандартные программы и ускоренный темп обучения отбивали желание учиться. Почему, например, у школьника на уроках случаются аффективные поведенческие вспышки? Потому что пока его сверстники заняты делом, разбирая задания, он не понимает, что от него хотят, и старается привлечь внимание, компенсировать пустоту…
За все годы из класса коррекции при СОШ № 24, где детей, помимо дефектолога, направляли воспитатели, логопеды, психолог, она выпустила 60 детей. Все они после окончания начальной развивающей школы легко вливались в коллектив общеобразовательной, успешно сдавали ЕНТ. Особая гордость - ученики, в успех которых никто не верил. До сих пор помнит, как в класс пришел мальчишка-хулиган с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» и нарушением эмоционально-волевой сферы. Он был настолько неуправляемый, постоянно скандалил и дрался, что из-за поведения его планировали отправить во вспомогательную школу. Но, переходя в пятый обычный класс, он был единственный, кто написал на «пятерку» входную контрольную по математике, а вскоре быстро освоил английский и стал волонтером на ЭКСПО.
- Когда в классе новенький, он как закрытая книга, и ты сначала долго наблюдаешь за ним, смотришь, что ему нравится, на что откликается его душа, - продолжает она. - Важно, чтобы ребенок почувствовал, что ты его принимаешь таким, какой он есть. Я не боюсь давать детям похвалы авансом. Если подбадриваешь их, гладишь по голове, много раз говоришь «спасибо», «молодец» за простою закорючку, веришь в них, они обязательно откликаются.
Дефектологи, по мнению Елены Владимировны, идут к успеху детей маленькими шагами, и каждый из них желательно фиксировать. Такой подход отнимает много сил и времени, но приносит большую пользу как ребенку, так и учителю: педагогу, потому что не видя быстрого результата, он выгорает на работе, а ученику напоминает, каким он был, и стимулирует двигаться дальше. В коррекции, как в профессии водолаза, ты спускаешься к нему не для того, чтобы там остаться, а чтобы взять и поднять его наверх, к свету. И не так быстро, чтобы у ученика не началась кессонная болезнь.
Моя собеседница не сторонник того, что особенные дети должны жить, словно в хрустальном шаре, и старается донести это до родителей, которые их чересчур опекают. Но в настоящее время есть и другая категория мам и пап, готовых возложить всю заботу о своем чаде на школу, оставаясь сторонними наблюдателями.
В недавно открывшемся кабинете психолого-педагогической коррекции, где Елена Сердюкова ведет занятия, гиперопекаемых видно за версту. Переходя от одного специалиста к другому и пыхтя над собиранием пирамидок, нанизыванием бусинок, раскладыванием карточек, начинают закатывать истерики. И без поддержки и участия родителей, без их домашней работы здесь не обойтись.
- Отношение к особенным детям не может быть формальным. И в довольно распространенной фразе: «Вы же их не в космос готовите!» заложено непонимание, боль ребенка и семьи, - считает дефектолог. - Наша профессия изменилась за два десятилетия. Когда в 2000 году я выступала на конкурсе «Учитель года», все боялись слова «коррекция», а сегодня оно дает надежду на то, что каким бы сложным ни был диагноз ребенка, ему помогут.
Мальчик-аутист, рассуждая о сверстнике, недоумевает, есть ли у него внутренний мир, ведь тот никогда в нем не находится, ему интересно общаться с друзьями, он не устраивает истерик, когда сработала сигнализация или отменили урок рисования. Для аутиста обычный ребенок непонятен, точно так же, как и он сам другой для окружающих. И общество не должно «выравнивать» особенных детей, а оставить им право быть другими и предоставить возможность, обучаясь, найти себя в будущем, обрести семью, профессию, почувствовать в них свою значимость.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Cвет тепла и надежды 21.07.2018

    Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне немало встреч с умными, добрыми, отзывчивыми и героическими людьми, одним из которых стал наш художник Карипбек Куюков.

  • Чистота восприятия мира 14.07.2018

    Красочные городские пейзажи художника Сергея Щеголихина - срез истории родной Караганды и ее архитектуры. В то же время у Сергея Даниловича есть серия картин-«предупреждений» под общим названием «Экология», где в мрачном тумане бредут, как тени, люди. Но эти контрастные работы - лишь часть наследия талантливого мастера.

  • Играющее дерево 10.07.2018

    Нашу беседу с Владимиром Антоновым периодически прерывает музыка: он играет на гитаре испанские мотивы - спокойно, но при этом энергично, виртуозно передавая интонации страстного фламенко.
    Владимир - человек скромный, но владеющий огромными знаниями о том, как работать с деревом и как правильно сделать качественную красавицу гитару. Инструменты, созданные его руками, хранятся в частных коллекциях и служат профессиональным музыкантам.

  • По ту сторону эфира 28.06.2018

    Ведущая одной из популярных радиостанций Караганды Евгения Сафина рассказала об особенностях работы и о себе самой. Уже более десяти лет ее голос каждое утро желает нам доброго начала дня и отличного настроения. Рассказывая о последних новостях и датах с присущими ей юмором и легкостью, она заряжает слушателей волны 107.0 FM позитивом и отличным настроением. Обладательница ставшего почти родным голоса для многих автомобилистов - ведущая «Как бы радио» Евгения Сафина. 

  • Капитан своего корабля 28.06.2018

    В детстве она мечтала стать юристом, бороться с несправедливостью, но после окончания школы временно пришла работать в детский сад, да так и осталась там, поняв, что именно дошкольное образование - ее призвание. Проработав в этой сфере более 30 лет, Алтынай Айнабекова сменила лишь два места - детские сады «Балапан» и «Балбобек», и в июле отмечает свой юбилей. Начав свой трудовой путь в 17 лет с должности помощника воспитателя, Алтынай Женисовна на пути к своей нынешней должности - директора детского сада «Алданыш» - прошла все ступени карьерной лестницы: была помощником, воспитателем, методистом. Воспитателем она проработала 24 года, поэтому психологию детей, методику организации воспитательной и образовательной работы, тонкости труда каждого работника детского сада знает не понаслышке.

  • Ах, какая женщина - настоящий полковник! 23.06.2018

    Профессия полицейского уже давно перестала быть исключительно мужской. Хотя она по-прежнему остается мужественной из-за контингента, с которым приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов. И у коллег язык не поворачивается назвать женщин слабым полом, потому что они не уступают мужчинам в профессионализме, выдержке и самоотдаче. Но при этом им удается сохранить свою природную мягкость и очарование.

  • Для всех и каждого 23.06.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя государства, общество предъявляет к нему большие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны.  Когда я вижу на городских праздниках группу ветеранов, то знаю - рядом с ними обязательно будет Зылиха Сапияновна Надирова. Она стала своеобразным связующим звеном между старшим и молодым поколениями абайцев. И это не случайно: ведь Зылиха Сапияновна, как никто другой, знает старожилов города, проработав 35 лет на госслужбе. 

  • Совершенству нет предела 21.06.2018

    Когда команда КВН «Сборная РУДН» приезжала с гастролями в Караганду, ее капитана Сангаджи Тарбаева приходилось выводить из зала через запасной выход, чтобы его не помяли поклонники. Сейчас Талгат Турмаганбетович Жукен, заместитель директора областного медицинского центра по лечебной работе, вспоминает об этом с улыбкой. Это сейчас он врач высшей категории, а в студенческие годы много времени посвящал карагандинскому КВН, активно занимался организаторской работой.