17 мая 2018 года 104

К знаниям без декомпрессии

Автор: Наталья ПРУС

Тема инклюзивного образования едва ли не одна из самых актуальных. Как сделать процесс включения детей с особыми потребностями более качественным, быстрее адаптировать здания школ, найти верные подходы в методах обучения? Одни предлагают форсировать процесс, другие сопротивляются, опасаясь стихийной, неуправляемой инклюзии. Елена Сердюкова, учитель-дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Темиртау, на стороне последних. 

Принимая особенного ребенка в обычную школу, считает она, нужно дать ему возможность расти, а не просто «отсиживать» уроки.
Еще в первом классе она сказала родителям, что будет учительницей. Те не удивились ее выбору: как старшая сестра в семье она всегда заботилась о младших. Но при поступлении в институт выбрала особое направление в педагогике – дефектологию. И не ошиблась.
Вскоре Елена Сердюкова пришла преподавать в родную темиртаускую школу, где открылся первый в городе коррекционно-развивающий класс, и спустя более 20 лет работы убеждена, что необучаемых, неспособных учеников нет. Правда, добавляет она, инклюзивное образование немыслимо без хорошо выстроенной системы школьной, коррекционной поддержки, службы сопровождения, необходимых специалистов, обучающих программ, рассчитанных на актуальный уровень каждого ребенка.
- Раньше в класс коррекции, - объясняет дефектолог, - дети приходили, не справляясь с общеобразовательной программой. И первое, что замечала в их глазах, - полное отсутствие интереса ко всему происходящему. Особенные ученики требовали индивидуального подхода, а стандартные программы и ускоренный темп обучения отбивали желание учиться. Почему, например, у школьника на уроках случаются аффективные поведенческие вспышки? Потому что пока его сверстники заняты делом, разбирая задания, он не понимает, что от него хотят, и старается привлечь внимание, компенсировать пустоту…
За все годы из класса коррекции при СОШ № 24, где детей, помимо дефектолога, направляли воспитатели, логопеды, психолог, она выпустила 60 детей. Все они после окончания начальной развивающей школы легко вливались в коллектив общеобразовательной, успешно сдавали ЕНТ. Особая гордость - ученики, в успех которых никто не верил. До сих пор помнит, как в класс пришел мальчишка-хулиган с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» и нарушением эмоционально-волевой сферы. Он был настолько неуправляемый, постоянно скандалил и дрался, что из-за поведения его планировали отправить во вспомогательную школу. Но, переходя в пятый обычный класс, он был единственный, кто написал на «пятерку» входную контрольную по математике, а вскоре быстро освоил английский и стал волонтером на ЭКСПО.
- Когда в классе новенький, он как закрытая книга, и ты сначала долго наблюдаешь за ним, смотришь, что ему нравится, на что откликается его душа, - продолжает она. - Важно, чтобы ребенок почувствовал, что ты его принимаешь таким, какой он есть. Я не боюсь давать детям похвалы авансом. Если подбадриваешь их, гладишь по голове, много раз говоришь «спасибо», «молодец» за простою закорючку, веришь в них, они обязательно откликаются.
Дефектологи, по мнению Елены Владимировны, идут к успеху детей маленькими шагами, и каждый из них желательно фиксировать. Такой подход отнимает много сил и времени, но приносит большую пользу как ребенку, так и учителю: педагогу, потому что не видя быстрого результата, он выгорает на работе, а ученику напоминает, каким он был, и стимулирует двигаться дальше. В коррекции, как в профессии водолаза, ты спускаешься к нему не для того, чтобы там остаться, а чтобы взять и поднять его наверх, к свету. И не так быстро, чтобы у ученика не началась кессонная болезнь.
Моя собеседница не сторонник того, что особенные дети должны жить, словно в хрустальном шаре, и старается донести это до родителей, которые их чересчур опекают. Но в настоящее время есть и другая категория мам и пап, готовых возложить всю заботу о своем чаде на школу, оставаясь сторонними наблюдателями.
В недавно открывшемся кабинете психолого-педагогической коррекции, где Елена Сердюкова ведет занятия, гиперопекаемых видно за версту. Переходя от одного специалиста к другому и пыхтя над собиранием пирамидок, нанизыванием бусинок, раскладыванием карточек, начинают закатывать истерики. И без поддержки и участия родителей, без их домашней работы здесь не обойтись.
- Отношение к особенным детям не может быть формальным. И в довольно распространенной фразе: «Вы же их не в космос готовите!» заложено непонимание, боль ребенка и семьи, - считает дефектолог. - Наша профессия изменилась за два десятилетия. Когда в 2000 году я выступала на конкурсе «Учитель года», все боялись слова «коррекция», а сегодня оно дает надежду на то, что каким бы сложным ни был диагноз ребенка, ему помогут.
Мальчик-аутист, рассуждая о сверстнике, недоумевает, есть ли у него внутренний мир, ведь тот никогда в нем не находится, ему интересно общаться с друзьями, он не устраивает истерик, когда сработала сигнализация или отменили урок рисования. Для аутиста обычный ребенок непонятен, точно так же, как и он сам другой для окружающих. И общество не должно «выравнивать» особенных детей, а оставить им право быть другими и предоставить возможность, обучаясь, найти себя в будущем, обрести семью, профессию, почувствовать в них свою значимость.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Обычная передовая 19.05.2018

    Он в детстве мечтал быть космонавтом, грезил о путешествиях во Вселенной, но поступил на экономический факультет, а пошел работать - пожарным. Виталий Калмыков вырос в простой рабочей семье, отец - сварщик, мама - служащая. Все, как у всех, без излишеств. Так что звезд с неба никогда не хватал, всегда и всего добивался своим трудом. Командир отделения специализированного отряда службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС Карагандинской области окончил школу № 6 в Михайловке. Учился довольно неплохо, правда, признается, мог бы и лучше, но в то время об этом не думал. Вспоминает, как после уроков с одноклассниками гонял мяч, а после с удовольствием бежал на тренировки по борьбе. Он увлекался восточными единоборствами. 

  • Ведущий голос оперетты 19.05.2018

    На первый взгляд она производит впечатление женщины строгой и даже закрытой, но в минуты общения Елена Филинкова предстает совершенно другой. Трудолюбивый профессионал, заботливая мать, демократичный педагог, она отмечает тройной юбилей: помимо дня рождения, Елена Юрьевна 20 лет на сцене и столько же преподает.

  • Не бояться трудностей 17.05.2018

    В детстве Шайза Акбергенова мечтала быть строителем. В стране, которая только поднималась после самой страшной в истории человечества войны, эта профессия была более чем престижна и почетна. Все изменил фильм «Коллеги» с молодыми Василием Ливановым и Василием Лановым, который она посмотрела, будучи в выпускном классе. Тогда она твердо решила - буду врачом...

  • Работа над ролью, работа над жизнью 17.05.2018

    Энергичная Элиза Дулитл из «Пигмалиона», лиричная Мона из «Звезды по имени…», обаятельная Жаклин из «Трам-тарарам», забавная Елена Зубрицкая из «Дураков», мятущаяся Федра из одноименной трагедии - все это она, Галина Турчина, ведущая актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского. Ей подвластны совершенно разные роли, но всегда она дарит своим героиням нотку романтики и мечтательности. 

  • Покорить высоту 05.05.2018

    23-летняя уроженка поселка Молодежного Карагандинской области Ардана Ботай относится к поколению, родившемуся и состоявшемуся в независимом Казахстане. Два года назад с телевизионных экранов мы впервые узнали о том, что молодой перспективный летчик управляет самолетами и мечтает укротить штурвал военного истребителя. Данную информацию озвучил сам Глава государства на республиканском форуме молодежи, отметив, что сегодня для казахстанских девушек нет недосягаемых профессий.

  • Две жизни 05.05.2018

    Глава государства вручил медаль «Ерлігі үшін» сотруднику департамента по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области, спасшему из пожара двоих детей. Вручение высших воинских и специальных званий, классных чинов и государственных наград состоялось в Акорде в преддверии празднования Дня защитника Отечества и Дня Победы. 

  • Связь есть - связисту честь 05.05.2018

    «Связь - всегда святое дело, а в бою - еще важней...» - пелось в старой солдатской песне. Это непосвященным кажется, что работа воинов-связистов однообразна и мало влияет на исход военных событий. Это тебе не разведчики, танкисты, летчики и подводники. Однако, чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные и прочие вопросы решались максимально быстро и незаметно, силами одних только военных было не обойтись...  Лазарь Ефимович Черепеничев родился в 1926 году в маленькой лесной деревне Белозерье Вологодской области.

  • Победу приближали все 05.05.2018

    О годах фашистской оккупации у нее остались только отрывочные воспоминания. В ту пору Лидии Близнюченко было всего чуть более трех лет. Зато она отчетливо запомнила тот страх, который охватил ее, когда увидела немецких солдат в шинелях цвета фельдграу. Один из них увидел застывшую на дороге маленькую девочку и поманил ее пальцем.
    В этот момент кто-то из ватаги ребят, которые вместе с ней играли на улице, выдохнул: «Не ходи, застрелят». Оцепенев, с трудом передвигая непослушные ноги, Лида двинулась навстречу. А страшный и чужой солдат протянул ей конфету. Девочка машинально сунула ее в карман и помчалась прочь. Конфету потом выкинула, подумала, что она отравлена...