17 мая 2018 года 1684

К знаниям без декомпрессии

Автор: Наталья ПРУС

Тема инклюзивного образования едва ли не одна из самых актуальных. Как сделать процесс включения детей с особыми потребностями более качественным, быстрее адаптировать здания школ, найти верные подходы в методах обучения? Одни предлагают форсировать процесс, другие сопротивляются, опасаясь стихийной, неуправляемой инклюзии. Елена Сердюкова, учитель-дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Темиртау, на стороне последних. 

Принимая особенного ребенка в обычную школу, считает она, нужно дать ему возможность расти, а не просто «отсиживать» уроки.
Еще в первом классе она сказала родителям, что будет учительницей. Те не удивились ее выбору: как старшая сестра в семье она всегда заботилась о младших. Но при поступлении в институт выбрала особое направление в педагогике – дефектологию. И не ошиблась.
Вскоре Елена Сердюкова пришла преподавать в родную темиртаускую школу, где открылся первый в городе коррекционно-развивающий класс, и спустя более 20 лет работы убеждена, что необучаемых, неспособных учеников нет. Правда, добавляет она, инклюзивное образование немыслимо без хорошо выстроенной системы школьной, коррекционной поддержки, службы сопровождения, необходимых специалистов, обучающих программ, рассчитанных на актуальный уровень каждого ребенка.
- Раньше в класс коррекции, - объясняет дефектолог, - дети приходили, не справляясь с общеобразовательной программой. И первое, что замечала в их глазах, - полное отсутствие интереса ко всему происходящему. Особенные ученики требовали индивидуального подхода, а стандартные программы и ускоренный темп обучения отбивали желание учиться. Почему, например, у школьника на уроках случаются аффективные поведенческие вспышки? Потому что пока его сверстники заняты делом, разбирая задания, он не понимает, что от него хотят, и старается привлечь внимание, компенсировать пустоту…
За все годы из класса коррекции при СОШ № 24, где детей, помимо дефектолога, направляли воспитатели, логопеды, психолог, она выпустила 60 детей. Все они после окончания начальной развивающей школы легко вливались в коллектив общеобразовательной, успешно сдавали ЕНТ. Особая гордость - ученики, в успех которых никто не верил. До сих пор помнит, как в класс пришел мальчишка-хулиган с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» и нарушением эмоционально-волевой сферы. Он был настолько неуправляемый, постоянно скандалил и дрался, что из-за поведения его планировали отправить во вспомогательную школу. Но, переходя в пятый обычный класс, он был единственный, кто написал на «пятерку» входную контрольную по математике, а вскоре быстро освоил английский и стал волонтером на ЭКСПО.
- Когда в классе новенький, он как закрытая книга, и ты сначала долго наблюдаешь за ним, смотришь, что ему нравится, на что откликается его душа, - продолжает она. - Важно, чтобы ребенок почувствовал, что ты его принимаешь таким, какой он есть. Я не боюсь давать детям похвалы авансом. Если подбадриваешь их, гладишь по голове, много раз говоришь «спасибо», «молодец» за простою закорючку, веришь в них, они обязательно откликаются.
Дефектологи, по мнению Елены Владимировны, идут к успеху детей маленькими шагами, и каждый из них желательно фиксировать. Такой подход отнимает много сил и времени, но приносит большую пользу как ребенку, так и учителю: педагогу, потому что не видя быстрого результата, он выгорает на работе, а ученику напоминает, каким он был, и стимулирует двигаться дальше. В коррекции, как в профессии водолаза, ты спускаешься к нему не для того, чтобы там остаться, а чтобы взять и поднять его наверх, к свету. И не так быстро, чтобы у ученика не началась кессонная болезнь.
Моя собеседница не сторонник того, что особенные дети должны жить, словно в хрустальном шаре, и старается донести это до родителей, которые их чересчур опекают. Но в настоящее время есть и другая категория мам и пап, готовых возложить всю заботу о своем чаде на школу, оставаясь сторонними наблюдателями.
В недавно открывшемся кабинете психолого-педагогической коррекции, где Елена Сердюкова ведет занятия, гиперопекаемых видно за версту. Переходя от одного специалиста к другому и пыхтя над собиранием пирамидок, нанизыванием бусинок, раскладыванием карточек, начинают закатывать истерики. И без поддержки и участия родителей, без их домашней работы здесь не обойтись.
- Отношение к особенным детям не может быть формальным. И в довольно распространенной фразе: «Вы же их не в космос готовите!» заложено непонимание, боль ребенка и семьи, - считает дефектолог. - Наша профессия изменилась за два десятилетия. Когда в 2000 году я выступала на конкурсе «Учитель года», все боялись слова «коррекция», а сегодня оно дает надежду на то, что каким бы сложным ни был диагноз ребенка, ему помогут.
Мальчик-аутист, рассуждая о сверстнике, недоумевает, есть ли у него внутренний мир, ведь тот никогда в нем не находится, ему интересно общаться с друзьями, он не устраивает истерик, когда сработала сигнализация или отменили урок рисования. Для аутиста обычный ребенок непонятен, точно так же, как и он сам другой для окружающих. И общество не должно «выравнивать» особенных детей, а оставить им право быть другими и предоставить возможность, обучаясь, найти себя в будущем, обрести семью, профессию, почувствовать в них свою значимость.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Материнское счастье Зейнеп апа 10.11.2018

    В жизни не бывает случайных встреч. Каждый человек, с которым сводит нас судьба, имеет свое особое значение. Таким особенным человеком для многих карагандинцев,
    и не только для них, стала Зейнеп Кариевна Нигматулина.
    Женщина, которая прожила долгую и насыщенную жизнь. Но не только долголетием славится этот поистине удивительный человек. А своим искренним и большим сердцем, дарившим тепло всем и особенно тем, кто в нем нуждался. Исключительную доброту, душевность и мудрость Зейнеп Кариевны будут всегда помнить ее дети, внуки, родные и близкие и, конечно же, те, кто имел счастье быть с ней знаком.

  • Богатство в образах 01.11.2018

    Одной из ведущих актрис, мастеру сцены Гульсаре Рашкалиевой исполняется 70 лет. Вот уже более полувека она служит и блистает на сцене Карагандинского областного драматического театра им. С. Сейфуллина.

  • У милосердия нет границ 27.10.2018

    Для Татьяны Абрамовой все началось с организации телемарафона «Нет одинокой старости». В 1989 году усилиями жителей Караганды и области удалось собрать 24 тысячи рублей, и на них сотрудники общества Красного Полумесяца организовали приют. На месте заброшенного детского сада, территория которого ранней осенью утопала в золоте листьев, появилась первая в Караганде больница сестринского ухода, а следом открылось отделение хосписа.

  • Связь времен 18.10.2018

    В этом году исполнилось бы 90 лет почетному гражданину Карагандинской области Камзе Бижановичу Жумабекову.

     

  • Пробуждение розы 04.10.2018

    Маленькая, хрупкая, нежная, а ее Кармен заставляет зрителей замирать и зажигает страстью, как это произошло на международном фестивале в Болгарии «Несебр без границ». А Снежная королева, напротив, замораживает взглядом и величественными движениями, даже когда исполнительница без костюма и макияжа репетирует среди своих друзей. Погрузиться в эмоции и передать их - вот чего эта красивая девушка хочет добиться, выходя на сцену. И там для нее свой удивительно прекрасный мир, полный национального колорита и перевоплощения.  Необычная судьба Айгуль Балмагамбетовой наложила отпечаток на ее характер, мировоззрение, отношение к миру. Мама оставила ее еще в Доме малютки, и хотя окружающие убеждают, что обстоятельства бывают трудными и нужно отпустить прошлое, рана в душе еще не зажила. Может, поэтому ее танцы так проникновенны, искренни и чувственны - Айгуль не играет на сцене, она проживает образы. 

  • Дело его жизни 04.10.2018

    В Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения академика Жамбыла Акылбаева. В Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения академика Жамбыла Акылбаева.Научно-практическая конференция, в которой приняли участие ведущие зарубежные и казахстанские ученые, политические и общественные деятели, была посвящена актуальным проблемам теплоэнергетики и прикладной теплофизики.

  • Монументальный пример 02.10.2018

    В этом году исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, академика Академии художеств республики, почетного гражданина города Караганды (1999 г.), обладателя ордена «Достық» II степени (2004 г.), одного из основателей областного отделения Союза художников Анатолия Билыка. Творчество известного скульптора, нашего замечательного земляка Анатолия Петровича Билыка - это яркое явление в культуре и искусстве не только Карагандинской области, но и всего Казахстана.

  • Из шахты - на поле 29.09.2018

    За одну рабочую смену в шахте крепильщик поднимает и переносит на своих плечах несколько тонн тяжелых металлических конструкций, поддерживающих своды и стены штрека. Немногие могут представить себе, как человек устает после таких нагрузок. Крепильщик участка ремонта и вентиляции шахты им. Ленина Сергей Бодаш, отработав смену под землей, трижды в неделю ездит из Шахтинска в Караганду на вечерние тренировки своей команды по мини-футболу. А еще три дня в неделю занимается с мальчишками на шахтинском стадионе уже в качестве тренера.