17 мая 2018 года 1468

К знаниям без декомпрессии

Автор: Наталья ПРУС

Тема инклюзивного образования едва ли не одна из самых актуальных. Как сделать процесс включения детей с особыми потребностями более качественным, быстрее адаптировать здания школ, найти верные подходы в методах обучения? Одни предлагают форсировать процесс, другие сопротивляются, опасаясь стихийной, неуправляемой инклюзии. Елена Сердюкова, учитель-дефектолог кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Темиртау, на стороне последних. 

Принимая особенного ребенка в обычную школу, считает она, нужно дать ему возможность расти, а не просто «отсиживать» уроки.
Еще в первом классе она сказала родителям, что будет учительницей. Те не удивились ее выбору: как старшая сестра в семье она всегда заботилась о младших. Но при поступлении в институт выбрала особое направление в педагогике – дефектологию. И не ошиблась.
Вскоре Елена Сердюкова пришла преподавать в родную темиртаускую школу, где открылся первый в городе коррекционно-развивающий класс, и спустя более 20 лет работы убеждена, что необучаемых, неспособных учеников нет. Правда, добавляет она, инклюзивное образование немыслимо без хорошо выстроенной системы школьной, коррекционной поддержки, службы сопровождения, необходимых специалистов, обучающих программ, рассчитанных на актуальный уровень каждого ребенка.
- Раньше в класс коррекции, - объясняет дефектолог, - дети приходили, не справляясь с общеобразовательной программой. И первое, что замечала в их глазах, - полное отсутствие интереса ко всему происходящему. Особенные ученики требовали индивидуального подхода, а стандартные программы и ускоренный темп обучения отбивали желание учиться. Почему, например, у школьника на уроках случаются аффективные поведенческие вспышки? Потому что пока его сверстники заняты делом, разбирая задания, он не понимает, что от него хотят, и старается привлечь внимание, компенсировать пустоту…
За все годы из класса коррекции при СОШ № 24, где детей, помимо дефектолога, направляли воспитатели, логопеды, психолог, она выпустила 60 детей. Все они после окончания начальной развивающей школы легко вливались в коллектив общеобразовательной, успешно сдавали ЕНТ. Особая гордость - ученики, в успех которых никто не верил. До сих пор помнит, как в класс пришел мальчишка-хулиган с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» и нарушением эмоционально-волевой сферы. Он был настолько неуправляемый, постоянно скандалил и дрался, что из-за поведения его планировали отправить во вспомогательную школу. Но, переходя в пятый обычный класс, он был единственный, кто написал на «пятерку» входную контрольную по математике, а вскоре быстро освоил английский и стал волонтером на ЭКСПО.
- Когда в классе новенький, он как закрытая книга, и ты сначала долго наблюдаешь за ним, смотришь, что ему нравится, на что откликается его душа, - продолжает она. - Важно, чтобы ребенок почувствовал, что ты его принимаешь таким, какой он есть. Я не боюсь давать детям похвалы авансом. Если подбадриваешь их, гладишь по голове, много раз говоришь «спасибо», «молодец» за простою закорючку, веришь в них, они обязательно откликаются.
Дефектологи, по мнению Елены Владимировны, идут к успеху детей маленькими шагами, и каждый из них желательно фиксировать. Такой подход отнимает много сил и времени, но приносит большую пользу как ребенку, так и учителю: педагогу, потому что не видя быстрого результата, он выгорает на работе, а ученику напоминает, каким он был, и стимулирует двигаться дальше. В коррекции, как в профессии водолаза, ты спускаешься к нему не для того, чтобы там остаться, а чтобы взять и поднять его наверх, к свету. И не так быстро, чтобы у ученика не началась кессонная болезнь.
Моя собеседница не сторонник того, что особенные дети должны жить, словно в хрустальном шаре, и старается донести это до родителей, которые их чересчур опекают. Но в настоящее время есть и другая категория мам и пап, готовых возложить всю заботу о своем чаде на школу, оставаясь сторонними наблюдателями.
В недавно открывшемся кабинете психолого-педагогической коррекции, где Елена Сердюкова ведет занятия, гиперопекаемых видно за версту. Переходя от одного специалиста к другому и пыхтя над собиранием пирамидок, нанизыванием бусинок, раскладыванием карточек, начинают закатывать истерики. И без поддержки и участия родителей, без их домашней работы здесь не обойтись.
- Отношение к особенным детям не может быть формальным. И в довольно распространенной фразе: «Вы же их не в космос готовите!» заложено непонимание, боль ребенка и семьи, - считает дефектолог. - Наша профессия изменилась за два десятилетия. Когда в 2000 году я выступала на конкурсе «Учитель года», все боялись слова «коррекция», а сегодня оно дает надежду на то, что каким бы сложным ни был диагноз ребенка, ему помогут.
Мальчик-аутист, рассуждая о сверстнике, недоумевает, есть ли у него внутренний мир, ведь тот никогда в нем не находится, ему интересно общаться с друзьями, он не устраивает истерик, когда сработала сигнализация или отменили урок рисования. Для аутиста обычный ребенок непонятен, точно так же, как и он сам другой для окружающих. И общество не должно «выравнивать» особенных детей, а оставить им право быть другими и предоставить возможность, обучаясь, найти себя в будущем, обрести семью, профессию, почувствовать в них свою значимость.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Такие, как все 20.09.2018

    Ясли-сад «Алпамыс» появился в здании бывшего центра временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних. Больше нет тяжелых решеток на окнах, пропускной системы, воспитателей в погонах. Ступив на территорию, словно окунаешься в сказку - радующие сочными красками беседки, горки, карусели, клумбы с цветами, смех детей. Психолог в дошкольном учреждении, особенно там, куда ежедневно приходят 350 воспитанников, - необходимость. У него много обязанностей, начиная с индивидуальных занятий, тренингов и консультаций и заканчивая выпуском методических пособий, но когда в саду есть особенные малыши, основное время направлено на их поддержку. В «Алпамысе» в две обычные группы из 12 включены дети с нарушением речи и есть одна специальная. Воспитанников в ней всего десять, и команда специалистов - дефектолог, логопед, психолог - выстраивают свои занятия так, чтобы максимально выравнять малышей к школе. 

  • Жизнь не по правилам 20.09.2018

    Во всем мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте…

    Удивительные строки Бориса Пастернака пришли мне на память, когда я работал над материалом о Камалтине Мухамеджанове. Уверен, что именно о таких неуспокоенных, неутомимых, ищущих душах писал поэт. Он тоже не довольствуется внешней стороной жизни, какой бы яркой и привлекательной она иногда ни казалась. Ему нужно обязательно дойти до самой заветной глубины, «свершать открытия».

  • Сделай мир лучше 15.09.2018

    Имея полный букет различных заболеваний, основное из которых - ДЦП, перенеся множество операций, Алия Сулейменова не сломалась, не стала жить на одно лишь пособие по инвалидности. История Алии Сулейменовой не может не впечатлять. Уже в восемь месяцев ей поставили страшный диагноз ДЦП, который вполне может стать приговором в жизни каждого человека. Если этот человек не Алия Сулейменова. В ее жизни были кома, множество операций, после которых она с трудом приходила в себя, есть инвалидное кресло и бесчисленные заболевания - от легких простуд до тяжелых диагнозов. Однако Алия не унывает. Наоборот, помогает жить другим. Несколько лет назад она открыла реабилитационный центр для детей с особыми потребностями, где оказывают помощь ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психоречевого развития. 

  • Кино объединяет всё 15.09.2018

    Пока в Караганде день, в канадском Ванкувере - глубокий вечер. Режиссер Бауржан Досмагамбетов, несмотря на время суток, выходит на связь: в Ванкувере, рассказывает наш земляк, лишь две недели лета было жарко,  а до следующей весны будут идти дожди. Город внешне похож на Алматы, разве что рядом - океан. Чего не хватает казахстанскому кино? Бауржан Досмагамбетов, который за нашим кинематографом следит, рассуждает как зритель: фильмов снимают много, и народ хочет их смотреть. К сожалению, достойные фильмы нечасто пускают в кинотеатры, а талантливым режиссерам подчас нелегко пробиться на киноолимп.

  • Уроки для подмастерья 13.09.2018

    Слесарь котельного цеха ТЭЦ-3 Александр Мочалов до сих пор не знает, почему именно он победил в конкурсе. Скромный немногословный мужчина уверен, что ничего особенного не сделал: 25 лет отработал на теплоэлектростанции, большую часть смены проводя возле раскаленных кипящих котлов, научил своему мастерству не один десяток молодых сотрудников. Однако заслуги простого работяги не остались незамеченными: Александр Васильевич победил в региональном этапе конкурса «Еңбек жолы» и был признан лучшим наставником работающей молодежи.

  • Если знаешь для чего 11.09.2018

    Ноутбук с выходом в интернет, эллиптический тренажер, на котором он поддерживает хорошую физическую форму, друзья и позитивный настрой на жизнь. «Если ты знаешь для чего, можно преодолеть любое «как», - уверен Константин Калмыков. Это его принцип и его опыт. В 2008 году, уже будучи преподавателем института языка и перевода «Лингва», он полностью потерял зрение. 12 лет в любимой профессии, среди ищущих знаний и благодарных учеников, семья, подготовка диссертации… И вдруг - тотальная слепота. Как объясняли врачи, это могло быть из-за полученной в детстве травмы головы - с возрастом возникла высокая близорукость, повлекшая отслоение сетчатки.

  • «Космический» актер 08.09.2018

    Карагандинский край стал местом рождения и жительства многих, кто прославил наш город и область, став известным за пределами Казахстана, но помнит о своих корнях. О таких людях мы и будем рассказывать в нашей новой рубрике «Карагандинский меридиан». Сорокин из «Веры, надежды, любви», следователь из «Гардемарины, вперед!», Семен Портной из «Криминального квартета» - все эти роли принадлежат советскому и российскому актеру театра и кино, народному артисту России Владимиру Стеклову. В этом году ему исполнилось 70, а родился он в Караганде.

  • В списках не значился 06.09.2018

    На полях сражений Великой Отечественной остались тысячи казахстанцев. Могилы многих из них, к большому сожалению, до сих пор остаются безвестными. Одним из них является наш земляк Ильгам Хайрутдинович Хафизов. За свой подвиг, совершенный в июле 1944 года на берегах Вислы, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако из-за ошибки штабного офицера заслуженной награды он так и не получил. А вскоре Ильгам Хайрутдинович погиб в боях за освобождение Европы. В памяти своих родных он навеки остался 25-летним парнем.