17 мая 2018 года 580

В помощь пациенту

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Идея провести в Караганде очередной мозговой штурм с участием студентов разных вузов республики родилась в стенах Карагандинского государственного медицинского университета после прошедшего мейкатона, прославившегося разработками для упрощения жизни людей с ограниченными возможностями. Новый проект тоже решили сделать полезным для общества, но на сей раз посвятили цифровизации в сфере здравоохранения. 

К участию в I республиканском студенческом хакатоне под названием «HealthTech» откликнулись восемь вузов Караганды, Семея, Астаны. Для КГМУ проект имеет не столько имиджевое значение, сколько интерес помочь студентам реализовать свой потенциал как будущим медикам и организаторам здравоохранения.
- Цифровизация на сегодня проникает внутрь медицины, способствуя появлению все новых идей в пользу потребителей и развития медицинской сферы. Перед нашими разработчиками стоит задача создать такие цифровые продукты, которые, к примеру, легко связывали бы пациента с доктором, - поясняет советник ректора КГМУ Вилен Молотов-Лучанский. - Одно мобильное приложение у нас уже реализовано компанией «ДАМУ», но в этой сфере существует и немало других вариантов, так называемых ниш. Нужно упрощать возможности для категории пользователей из числа людей пожилого возраста. Этим можно помочь человеку быстрее получить консультацию врача или какие-то важные сведения. Сейчас работает Комплексная медицинская информационная система, она нарабатывает базу данных, накапливает объем информации и вскоре начнет действовать в полную силу на благо пациента. В данный момент нужны какие-то шлюзы, каналы, чтобы человек получал искомую информацию сразу, а не искал ее по страницам, вкладкам, гиперссылкам. Человек вынужден искать необходимое в общем потоке информации, что отнимает драгоценное время. И новое мобильное приложение, синхронизированное с КМИС, в этом может очень помочь. Новым продуктом население вполне могут обеспечить студенты вузов: медики и программисты. Смешанные команды позволяют, с одной стороны, понять, как алгоритмизировать и пошагово получить продукт, а с другой, для чего это нужно. Такой продукт не дает быстрой прибыли или коммерческого ответа, но представляет потенциал для развития интеллектуальных возможностей и определенного сектора услуг. Участие в проекте позволяет студентам получить опыт и профессиональные навыки. Кстати, один из спонсоров заинтересовался молодыми разработчиками для возможного трудоустройства в свою компанию.
Хакатон, как и его предшественник, длился в течение 48 часов. До конца дистанции дошли все десять команд, презентовавших достаточно проработанные прототипы, наделенные потенциалом для совершенствования и применения в медицинской практике. По окончании команды-участницы представили следующие проекты: «Отслеживание лекарственных средств и изделий медицинского назначения», «Удаленный мониторинг пациентов», «Постоперационный мониторинг», «Поиск лекарств», «Уведомление», «WELCOME-карта КГМУ», «Виртуальная клиника-1», «Виртуальная клиника-2», и «Программное обеспечение для лаборатории».
Победителем проекта, лучше всего справившимся с заданиями, признана команда IMG, в состав которой вошли и студенты КГМУ: Тимур Коробейников, Галымжан Хамидоллинов, Дамиржан Бердалиев, Борис Дипнер и Арайлым Мендыбаева. Созданное ими мобильное приложение «Постоперационный мониторинг» может помочь спасти жизнь больному. Ребятам был вручен денежный приз в размере 250000 тенге от партнеров хакатона. Команды, занявшие последующие места, получили подарки от Центра информационных технологий «ДАМУ».
Как пояснила студентка 6 курса КГМУ Карина Дюйсенова, в прошлом неоднократная участница мейкатонов международного уровня, нередко пациенты умирают от развития послеоперационных осложнений. Они могут развиться как в раннем периоде после хирургического вмешательства, так и в позднем, и даже после выписки больного из стационара. Причины, по которым не оказывается своевременная помощь, главным образом связаны с поздним обращением пациента к врачам. Чтобы не пропустить настораживающие признаки студенты и создали приложение для мониторинга состояния здоровья больного после выписки. Посредством обратной связи человек может всегда связаться с доктором, сообщить, например, о повышении температуры тела, нагноении раны, мучающих болях. Эти моменты в настоящее время никем не отслеживаются, и больной после выписки зачастую не знает, что промедление с обращением за помощью может быть смертельно опасным.
- На связи с доктором можно будет находиться до полного выздоровления, то есть приложение не подразумевает определенных временных ограничений для пользователей. Заживление раны после операции может занимать разное по продолжительности время. Скажем, она может быстрее зажить у человека, перенесшего удаление аппендицита, чем у страдающего гангреной, развившейся вследствие сахарного диабета. На первых этапах реабилитации обратная связь поддерживается именно с оперирующим врачом стационара, а далее больной попадает под своего рода «патронат» хирургов амбулаторно-поликлинической службы. Такая преемственность мониторинга пациентов позволит сократить смертность от послеоперационных осложнений и улучшить качество жизни людей, - прокомментировала К. Дюйсенова.
«HealthTech» доказал, что наиболее интересные прототипы создаются там, где задания выполняются представителями разных специальностей, в данном случае IT-технологий и медицины, хорошо ориентирующимися в своей предметной области и готовыми поделиться знаниями с коллегами по команде.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорите, мы вас видим! 19.03.2019

    Рядом с окном регистратуры в управлении здравоохранении Карагандинской области установили первый ящик доверия и быстрого решения вопросов пациентов. Около полутора месяцев уйдет на то, чтобы установить такие же во всех медицинских организациях региона. А пока работу нового оборудования продемонстрировали журналистам. 

  • Дисциплина от Гиппократа 16.03.2019

    В клинике Карагандинского медицинского университета студенты-старшекурсники первыми в республике осваивают практические навыки дисциплины «Пациент-центрированный уход», претворяя в жизнь один из пунктов Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» об улучшении оказания медуслуг.

  • Против боли 05.03.2019

    Впервые в Казахстане на базе областного Центра травматологии и ортопедии им. профессора Макажанова была внедрена радиочастотная абляция. Приехавший из российской клиники для обучения наших врачей анестезиолог-реаниматолог Иван Портягин провел мастер-класс по использованию этого метода при лечении хронической боли суставов.

  • «Больничный» на мобильном 26.02.2019

    Мобильным приложением «ДамуМед» в настоящее время пользуются более 363 тысяч жителей области. Модули его постоянно совершенствуются, и их становится больше. Сегодня, например, с телефона можно записаться на прием, вызвать врача на дом, просмотреть выписанные рецепты и результаты исследований, найти в аптеках города лекарственный препарат подешевле. А вскоре в приложении закрепят листки нетрудоспособности, и работодатель, считывая на «больничном» QR-код, сможет проверить его достоверность.

  • «Скорая» нескорая 16.02.2019

    В рейтинге регионов РК по модернизации службы «103» по итогам 2018 года на первом месте Павлодарская область с показателем 97 процентов. Второе место занимает Кызылординская область, третье - г. Астана.

  • Я есть. И я буду 07.02.2019

    В Карагандинской области с 4 по 9 февраля пройдет неделя по профилактике онкологических заболеваний в рамках Всемирного дня борьбы против рака. В связи с этим в организациях первичной медико-санитарной помощи и областном онкологическом диспансере 9 февраля будет проведен день открытых дверей. Все желающие могут пройти обследование без предварительной записи.

  • Выбирать нужно жизнь 07.02.2019

    В настоящее время в областном онкологическом диспансере Карагандинской области состоят на учете 20182 человека. А шесть лет назад пациентов, взятых на контроль онкологами, было около 14 тысяч. Но, по мнению заместителя директора медицинского учреждения по лечебной работе Сергея Шерстова, проводившего пресс-конференцию, роста данного показателя бояться не следует. Он свидетельствует о хорошей выживаемости пациентов, активности профилактических осмотров, выявляемости онкологических патологий на первой  стадии.

     

  • И Магомет пойдет к горе 02.02.2019

    Недалеко то время, когда человеку с инвалидностью не нужно будет обращаться в различные социальные учреждения за получением государственных социальных услуг. Заявления и бумажная волокита канут в Лету, а государство возьмет инициативу в свои руки и начнет активно выявлять граждан, нуждающихся в заботе. В этом ему поможет использование новых цифровых технологий.