17 мая 2018 года 84

В помощь пациенту

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Идея провести в Караганде очередной мозговой штурм с участием студентов разных вузов республики родилась в стенах Карагандинского государственного медицинского университета после прошедшего мейкатона, прославившегося разработками для упрощения жизни людей с ограниченными возможностями. Новый проект тоже решили сделать полезным для общества, но на сей раз посвятили цифровизации в сфере здравоохранения. 

К участию в I республиканском студенческом хакатоне под названием «HealthTech» откликнулись восемь вузов Караганды, Семея, Астаны. Для КГМУ проект имеет не столько имиджевое значение, сколько интерес помочь студентам реализовать свой потенциал как будущим медикам и организаторам здравоохранения.
- Цифровизация на сегодня проникает внутрь медицины, способствуя появлению все новых идей в пользу потребителей и развития медицинской сферы. Перед нашими разработчиками стоит задача создать такие цифровые продукты, которые, к примеру, легко связывали бы пациента с доктором, - поясняет советник ректора КГМУ Вилен Молотов-Лучанский. - Одно мобильное приложение у нас уже реализовано компанией «ДАМУ», но в этой сфере существует и немало других вариантов, так называемых ниш. Нужно упрощать возможности для категории пользователей из числа людей пожилого возраста. Этим можно помочь человеку быстрее получить консультацию врача или какие-то важные сведения. Сейчас работает Комплексная медицинская информационная система, она нарабатывает базу данных, накапливает объем информации и вскоре начнет действовать в полную силу на благо пациента. В данный момент нужны какие-то шлюзы, каналы, чтобы человек получал искомую информацию сразу, а не искал ее по страницам, вкладкам, гиперссылкам. Человек вынужден искать необходимое в общем потоке информации, что отнимает драгоценное время. И новое мобильное приложение, синхронизированное с КМИС, в этом может очень помочь. Новым продуктом население вполне могут обеспечить студенты вузов: медики и программисты. Смешанные команды позволяют, с одной стороны, понять, как алгоритмизировать и пошагово получить продукт, а с другой, для чего это нужно. Такой продукт не дает быстрой прибыли или коммерческого ответа, но представляет потенциал для развития интеллектуальных возможностей и определенного сектора услуг. Участие в проекте позволяет студентам получить опыт и профессиональные навыки. Кстати, один из спонсоров заинтересовался молодыми разработчиками для возможного трудоустройства в свою компанию.
Хакатон, как и его предшественник, длился в течение 48 часов. До конца дистанции дошли все десять команд, презентовавших достаточно проработанные прототипы, наделенные потенциалом для совершенствования и применения в медицинской практике. По окончании команды-участницы представили следующие проекты: «Отслеживание лекарственных средств и изделий медицинского назначения», «Удаленный мониторинг пациентов», «Постоперационный мониторинг», «Поиск лекарств», «Уведомление», «WELCOME-карта КГМУ», «Виртуальная клиника-1», «Виртуальная клиника-2», и «Программное обеспечение для лаборатории».
Победителем проекта, лучше всего справившимся с заданиями, признана команда IMG, в состав которой вошли и студенты КГМУ: Тимур Коробейников, Галымжан Хамидоллинов, Дамиржан Бердалиев, Борис Дипнер и Арайлым Мендыбаева. Созданное ими мобильное приложение «Постоперационный мониторинг» может помочь спасти жизнь больному. Ребятам был вручен денежный приз в размере 250000 тенге от партнеров хакатона. Команды, занявшие последующие места, получили подарки от Центра информационных технологий «ДАМУ».
Как пояснила студентка 6 курса КГМУ Карина Дюйсенова, в прошлом неоднократная участница мейкатонов международного уровня, нередко пациенты умирают от развития послеоперационных осложнений. Они могут развиться как в раннем периоде после хирургического вмешательства, так и в позднем, и даже после выписки больного из стационара. Причины, по которым не оказывается своевременная помощь, главным образом связаны с поздним обращением пациента к врачам. Чтобы не пропустить настораживающие признаки студенты и создали приложение для мониторинга состояния здоровья больного после выписки. Посредством обратной связи человек может всегда связаться с доктором, сообщить, например, о повышении температуры тела, нагноении раны, мучающих болях. Эти моменты в настоящее время никем не отслеживаются, и больной после выписки зачастую не знает, что промедление с обращением за помощью может быть смертельно опасным.
- На связи с доктором можно будет находиться до полного выздоровления, то есть приложение не подразумевает определенных временных ограничений для пользователей. Заживление раны после операции может занимать разное по продолжительности время. Скажем, она может быстрее зажить у человека, перенесшего удаление аппендицита, чем у страдающего гангреной, развившейся вследствие сахарного диабета. На первых этапах реабилитации обратная связь поддерживается именно с оперирующим врачом стационара, а далее больной попадает под своего рода «патронат» хирургов амбулаторно-поликлинической службы. Такая преемственность мониторинга пациентов позволит сократить смертность от послеоперационных осложнений и улучшить качество жизни людей, - прокомментировала К. Дюйсенова.
«HealthTech» доказал, что наиболее интересные прототипы создаются там, где задания выполняются представителями разных специальностей, в данном случае IT-технологий и медицины, хорошо ориентирующимися в своей предметной области и готовыми поделиться знаниями с коллегами по команде.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Прививка - в массы 05.05.2018

    Бригада медиков развернула свой выездной прививочный «кабинет» на рынке «Шыгыс» задолго до начала приема посетителей. Он состоялся по поводу проводимой Всемирной недели иммунизации. В этом году кампания рассчитана на широкие слои населения, в том числе людей, временно проживающих в области. Такой выезд медработников поликлиники № 3 Караганды с представителями службы охраны общественного здоровья за последние дни - не единственный. До этого они побывали на рынке «Алтын Арба», где бесплатно привили 25 человек. С каждым днем торгующие охотнее соглашались приобрести иммунитет от таких опасных инфекций, как дифтерия и столбняк. Профилактические прививки от них жители страны должны получать каждые десять лет, начиная с шестнадцатилетнего возраста. 

  • Прививка от социальных бед 26.04.2018

    Карагандинские доктора могут чувствовать себя вполне защищенными. Областной филиал профсоюза работников здравоохранения проделал большую работу, чтобы обеспечить медиков солидным пакетом гарантий и льгот. Как отметила председатель филиала профсоюза Александра Мадиярова, основной упор был сделан на заключении с управлением здравоохранения Карагандинской области отраслевого соглашения по социальному партнерству. Итогом совместной работы стало подписание в июне прошлого года договора, который включает 122 пункта по наиболее актуальным вопросам. 

  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.

  • Партнерство ради здоровья 31.03.2018

    О переходе на электронный документооборот и опыте работы с частными партнерами, в том числе по ГЧП в сфере здравоохранения в Карагандинской области, шла речь во время выездного совещания с участием представителей Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП РК «Атамекен». В Караганде они побывали в ряде больниц и поликлиник. Знакомство началось с ситуационного центра управления здравоохранения, появившегося в марте прошлого года. Это программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени представляет модель управления организациями, оказывающими лечебно-профилактическую деятельность. Он предназначен для получения полной, достоверной и оперативной информации и ее анализа в разрезе клиник, отделений и каждого врача в отдельности. Руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев рассказал о том, что представляет собой комплексная медицинская информационная система, как внедрялась и для чего. Особое внимание в разговоре было уделено частным поставщикам услуг, которые тоже интегрировали в систему.