17 мая 2018 года 1613

Работа над ролью, работа над жизнью

Автор: Анна СТРОКОВА

Энергичная Элиза Дулитл из «Пигмалиона», лиричная Мона из «Звезды по имени…», обаятельная Жаклин из «Трам-тарарам», забавная Елена Зубрицкая из «Дураков», мятущаяся Федра из одноименной трагедии - все это она, Галина Турчина, ведущая актриса Русского драматического театра им. К.С. Станиславского. Ей подвластны совершенно разные роли, но всегда она дарит своим героиням нотку романтики и мечтательности. 

Этот год для Галины Александровны связан со знаменательными датами: следующий театральный сезон для нее - двадцать пятый, роль Людмилы Раневской из «Вишневого сада» - восьмидесятая, а недавно она отметила юбилей.
Впервые я увидела Галину Турчину на сцене еще в собственные школьные годы. А более осознанная встреча произошла, когда мои друзья решились испытать на себе театральный курс. Службу в театре Галина Александровна совмещает с преподаванием уже более 20 лет: делится опытом с учениками школы искусств № 2 и колледжа искусств им. Таттимбета. Для нее это честь: актрисе есть что рассказать подрастающему поколению. Преподавание, признается она, и простор для творчества: если в театре все движется в рамках пьесы, то с учениками эти рамки расширяются - режиссировать, открывать для ребят новое ей нравится не меньше, чем дарить зрителям свои роли. И пока есть силы совмещать теорию и практику, она с удовольствием продолжит тренировать будущих коллег.

Справка «ИК»
В 2008 году получила премию акима Карагандинской области в номинации «Артистка года». В 2012 году высокой оценки на Международном фестивале русских театров республик РФ и зарубежных стран в Йошкар-Оле «Мост дружбы-2012» - приза дирекции фестиваля удостоилась ее роль Марии Огневой в спектакле «Театральный роман`с». На фестивале «Мост дружбы-2016» диплома международного жюри удостоен спектакль «Маленькая камерная пьеса» Б. Швайгер, в котором актриса сыграла главную роль. На фестивале «Мост дружбы-2017» театр получил диплом «За лучший актерский ансамбль», в котором первую скрипку играла Г.А. Турчина в роли Кручининой.
За вклад в развитие театрального искусства Казахстана награждена медалью «20 лет Конституции Республики Казахстан», грамотой Министерства культуры (2006 г.), дипломом Министерства культуры и образования (1997 г.), грамотой департамента культуры Карагандинской области (2008 г.), грамотами СТД РК (2012, 2016 гг.).

- Ребят учу всему тому, чему научили и меня: работать над собой - ежедневно, ежеминутно, но и радость от творчества получать. Первые занятия начинаю с традиционного вопроса: «Что для вас театр?» Дети крепко задумываются, и кто-то учебу продолжает, кого-то даже отчисляют. Некоторые уходят сами: понимают, что актерство не для них. В большинстве случаев ученики относятся к этому с пониманием: возможно, вдохновившись минутным порывом, они сделали неправильный выбор и будут сожалеть о нем впоследствии. Но важно продолжать искать себя, ведь ребята могут быть успешными в других профессиях.
В Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского Галина Турчина служит с 1994 года, а ее стремление к актерству датируется ранним детством. Воспитатели доверяли ей большие роли, и юная Галя исполняла их старательно, оправдывая ожидания. Когда в одном из детских спектаклей сыграла Куклу, вспоминает, рады были все - и родные, и родители других малышей. Тогда ей не было и пяти лет.
В ранние школьные годы, благодаря старшей сестре, она попала в темиртауский театр «Ровесник»: новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» стала для девочки любимой. Впервые она увидела настоящий спектакль, испытала восторг от театра и потом попросилась в театральный кружок. Его руководитель Лариса Борисова, человек увлеченный, многое ей дала. Сейчас, рассказывает Галина Александровна, Борисова живет в России, где тоже создала самодеятельный театр, а в «Ровеснике» выросли многие нынешние актеры и режиссеры.
- Помню, Лариса Борисовна читала «Красную Шапочку» с уже более опытными учениками, когда я пришла в кружок, - продолжает Галина Турчина. - Я их внимательно слушала, тихонько мечтая о главной роли, но мне дали роль Зайца... Прочитала пару сцен, а потом мне предложили почитать Шапочку. К Новому году мы уже играли эту сказку на сцене, а я исполняла главную героиню.
После школы был Алма-Атинский театрально-художественный институт, где Турчина тоже повстречала сильных педагогов. В их числе профессор ГИТИСа Дамеш Арынгазиева, перенявшая опыт у учеников Станиславского - Юрия Завадского и Марии Кнебель. Там Галина Александровна стала свидетелем настоящего театрального процесса, узнав о жизни театральной Москвы и познав одну из самых сильных театральных школ. На третьем курсе вышла замуж и родила ребенка, в то время как ее сокурсники шли на диплом. Поэтому вскоре учеба началась сначала - уже в Екатеринбургском государственном театральном институте на заочном отделении.
Сейчас рабочий день Галины Турчиной складывается из репетиций с перерывом на обед. В выходные - спектакли и премьеры. Но актерская профессия - это не только работа над ролью, хотя и основная ее часть.
- Вне репетиций и между ними мы неизбежно продолжаем работать над ролью, и, по сути, работа эта не прекращается. Встаю с утра, возвращаюсь вечером домой - думаю о роли, о том, что не получилось, что недоработала. Снится театр: что не успела на выход, надеть костюм, или, самое ужасное, вышла и не помнишь ни слова, - признается актриса, добавляя, что самый строгий критик для нее - она сама. - Помимо репетиций мы всегда стараемся побывать на каком-нибудь спектакле, особенно если это приезжие постановки, и что-то перенять у коллег. В свободное время я смотрю шедевры мирового кино и много читаю - тоже ради работы над собой.
Каждая роль, делится Галина Турчина, по-своему влияет на характер и поведение, оставляя в ее жизни свой след. Персонажи, которые она играла в детстве, уже тогда требовали характера, силы воли и твердости, меняя ее саму. Любка Шевцова из «Молодой гвардии», Красная Шапочка, Кормилица в «Ромео и Джульетте» - все это требовало еще и смелости. И она становилась инициативной, смелой и активной (эти эпитеты Галина Александровна перечисляет с левитановской интонацией). Порой, говорит, играя натуру властную, к примеру, королеву, выходя с репетиции, не замечаешь, что из роли-то не совсем вышла. Волшебная сила актерского искусства проявляется и в другом: в голосе, мимике и движениях появляются жесты, слова и ужимки, вроде бы ей не присущие, но возникающие в момент игры.
Разноплановые роли, которые поручают Турчиной режиссеры, она принимает с радостью и ценит каждую. Ее персонажи переживают и страдают - таких большинство, но хватает в ее копилке и характерных ролей, острокомедийных, и каждая становится ее любимой. А когда после таких «страдательных» героинь, как Кручинина из «Без вины виноватых» Островского, появляется Елена Зубрицкая из «Дураков» Нила Саймона, она с удовольствием берется за роль совершенно противоположную.
Не секрет, что сцена удовлетворяет потребность в тщеславии, но это не про Галину Турчину. С детства она человек скромный, а научное подтверждение этому получила на первом курсе учебы в Алма-Ате: муж одного из педагогов был психологом, студенты вели творческие дневники, куда записывали свои поиски. Когда психолог прочитал ее дневник, его комментарием было: «Ну, Галя вообще не тщеславная!»
- Правда, бывают периоды тоски: читаешь, к примеру, литературное произведение - чувствуешь, что хочется высказываться, сыграть какую-то сцену, - признается Галина Александровна, объясняя это как потребность творчества. - В такие минуты я понимаю, что мне было бы трудно уйти из профессии. И даже если происходит какой-то кризис, одолевает плохое настроение или просто лень, я выхожу из ситуации через воображение: представляю в зрительном зале именитых актеров или режиссеров. Такая фантазия очень помогает себя приободрить.
Особенно важна для Галины Турчиной реакция зрителей: актриса подчеркивает необходимость чувствовать дыхание зала. Порой, когда спектакль идет не первый год, может теряться его темпоритм, а публика начинает отвлекаться или уставать. Такая чуткость, объясняет Галина Александровна, приходит с опытом, как и автоматическое стремление наладить ситуацию - это происходит интуитивно.
Театр им. К.С. Станиславского приветствует эксперименты: здесь ставятся камерные пьесы и классика в новом прочтении. Галина Турчина такой опыт поддерживает, но справедливо уточняет: главное, чтобы он был оправдан, а не пафоса ради. Поиск новых форм - это всегда хорошо, и здесь она упоминает режиссера Станислава Васильева, с которым театр работает не первый год: он близок ей по духу - любит классических авторов, но его постановки не отклоняются от сути пьес и не искажают их. А на эксперимент с «Маленькой камерной пьесой» актриса решилась с удовольствием: в ней можно, что называется, поговорить со зрителями по душам, с глазу на глаз. Да и потом, постановка сближает и актеров, и зрителей - проверено на себе.
Роль Раневской в «Вишневом саде» Галина Александровна, как и любую свою другую, восприняла с радостью. Эта героиня, уверена она, - женщина добрая и ранимая, изящная и красивая, вместе с тем мудрая, несмотря на то, что в пьесе предстает легкомысленной.
- Говорят, в произведениях Чехова слишком много философии, и потому его считают драматургом скучным. Порой я поддаюсь этому мнению и переживаю, чтобы публика не заскучала, а спектакль получился живым, - рассуждает актриса. - Тем более что у Раневской большие монологи, и важно, чтобы на сцене это были не просто рассуждения, а живые чувства. А Чехов как драматург дает достаточно воздуха и свободы как для актеров, так и для режиссера, и, пожалуй, в этом его гений.
Театр - это искусство. Искусство, уверена Галина Турчина, - это и удовольствие, и образ жизни, и воспитатель. С годами она понимает, как важно получать удовольствие от любой роли и спектакля, даже когда играешь его несколько лет. Если наслаждения нет даже в репетициях, если актеры не играют с таким же восторгом и радостью, как дети, то игры не получится: они не затронут сердца зрителей и не вдохновят их задуматься.
Меняются со временем взгляды, идеалы и смысл жизни. Галина Александровна не скрывает: о смысле жизни задумывается нечасто, но считает, что жить надо сегодняшним днем, получать радость от работы, встреч с друзьями и общения с родными. Семья ее поддерживает, а год назад у ее сына Романа родилась дочь. Галина Турчина мечтает, чтобы внучка побывала на спектакле с ее участием, и готова дарить малышке свою любовь, нежность и доброту. У актрисы много учеников по всему Казахстану и в России, а тем из них, кто сейчас рядом, она хочет передать как можно больше своих знаний и опыта. Кстати, сын Галины Александровны пошел по ее стопам: окончил институт в Екатеринбурге и служит в Тобольском театре вместе с тестем, заслуженным артистом России.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Материнское счастье Зейнеп апа 10.11.2018

    В жизни не бывает случайных встреч. Каждый человек, с которым сводит нас судьба, имеет свое особое значение. Таким особенным человеком для многих карагандинцев,
    и не только для них, стала Зейнеп Кариевна Нигматулина.
    Женщина, которая прожила долгую и насыщенную жизнь. Но не только долголетием славится этот поистине удивительный человек. А своим искренним и большим сердцем, дарившим тепло всем и особенно тем, кто в нем нуждался. Исключительную доброту, душевность и мудрость Зейнеп Кариевны будут всегда помнить ее дети, внуки, родные и близкие и, конечно же, те, кто имел счастье быть с ней знаком.

  • Богатство в образах 01.11.2018

    Одной из ведущих актрис, мастеру сцены Гульсаре Рашкалиевой исполняется 70 лет. Вот уже более полувека она служит и блистает на сцене Карагандинского областного драматического театра им. С. Сейфуллина.

  • У милосердия нет границ 27.10.2018

    Для Татьяны Абрамовой все началось с организации телемарафона «Нет одинокой старости». В 1989 году усилиями жителей Караганды и области удалось собрать 24 тысячи рублей, и на них сотрудники общества Красного Полумесяца организовали приют. На месте заброшенного детского сада, территория которого ранней осенью утопала в золоте листьев, появилась первая в Караганде больница сестринского ухода, а следом открылось отделение хосписа.

  • Связь времен 18.10.2018

    В этом году исполнилось бы 90 лет почетному гражданину Карагандинской области Камзе Бижановичу Жумабекову.

     

  • Пробуждение розы 04.10.2018

    Маленькая, хрупкая, нежная, а ее Кармен заставляет зрителей замирать и зажигает страстью, как это произошло на международном фестивале в Болгарии «Несебр без границ». А Снежная королева, напротив, замораживает взглядом и величественными движениями, даже когда исполнительница без костюма и макияжа репетирует среди своих друзей. Погрузиться в эмоции и передать их - вот чего эта красивая девушка хочет добиться, выходя на сцену. И там для нее свой удивительно прекрасный мир, полный национального колорита и перевоплощения.  Необычная судьба Айгуль Балмагамбетовой наложила отпечаток на ее характер, мировоззрение, отношение к миру. Мама оставила ее еще в Доме малютки, и хотя окружающие убеждают, что обстоятельства бывают трудными и нужно отпустить прошлое, рана в душе еще не зажила. Может, поэтому ее танцы так проникновенны, искренни и чувственны - Айгуль не играет на сцене, она проживает образы. 

  • Дело его жизни 04.10.2018

    В Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения академика Жамбыла Акылбаева. В Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения академика Жамбыла Акылбаева.Научно-практическая конференция, в которой приняли участие ведущие зарубежные и казахстанские ученые, политические и общественные деятели, была посвящена актуальным проблемам теплоэнергетики и прикладной теплофизики.

  • Монументальный пример 02.10.2018

    В этом году исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, академика Академии художеств республики, почетного гражданина города Караганды (1999 г.), обладателя ордена «Достық» II степени (2004 г.), одного из основателей областного отделения Союза художников Анатолия Билыка. Творчество известного скульптора, нашего замечательного земляка Анатолия Петровича Билыка - это яркое явление в культуре и искусстве не только Карагандинской области, но и всего Казахстана.

  • Из шахты - на поле 29.09.2018

    За одну рабочую смену в шахте крепильщик поднимает и переносит на своих плечах несколько тонн тяжелых металлических конструкций, поддерживающих своды и стены штрека. Немногие могут представить себе, как человек устает после таких нагрузок. Крепильщик участка ремонта и вентиляции шахты им. Ленина Сергей Бодаш, отработав смену под землей, трижды в неделю ездит из Шахтинска в Караганду на вечерние тренировки своей команды по мини-футболу. А еще три дня в неделю занимается с мальчишками на шахтинском стадионе уже в качестве тренера.