15 мая 2018 года 686

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

В произведениях Бухар жырау, поднявшегося до общечеловеческих этических проблем и поисков морального оправдания бытия, мы также видим высокую нравственность казахского народа, тончайшую культуру личностных взаимоотношений в степном обществе. Ведь подлинная поэзия, которая создается «по природе» и дает возможность возвышаться человеку, как отмечал аль-Фараби, существует не для услаждения слуха избранных, а для преобразования мира, пробуждения лучших чувств. Соприкоснувшись с поэзией, человек в поисках истины и достоверного знания ощущает потребность стать лучше, чище, учится видеть красоту и гармонию мира.

Поэтому философские выводы Бухар жырау, по мнению Мухтара Магауина, мы должны воспринимать как мировоззрение наиболее интеллектуальной части казахского народа того времени. И слова жырау по отношению к исламу тоже являются зеркалом казахской философии улусского периода. Все это дает основание считать, что Бухар жырау - «один из крупнейших мыслителей в духовной истории казахского народа».
Общепризнанно мнение: «Настоящий поэт - всегда настоящая трагедия». Вся жизнь Бухар жырау была по-своему трагична, он все пропускал через свое сердце, так как не мог не видеть трагедию большинства людей, обреченных везде на выживание. Но поэт, всюду оставаясь самим собой, достойно нес свой крест, «будь то крест мысли или крест поступков», стойко перенося превратности бытия, как никто другой понимая его иллюзорность и относительность личного процветания.

Тюльпан завянет алый,
Как курай.
Усталый беркут потеряет силу.
Среди других
Не лучший я, Аблай,
Теперь другое время наступило.

Мой час прошел,
А ты, назвавшись ханом,
На небосклоне вспыхнул, как звезда.
Когда б мечтал ты только о стадах
И думал о богатстве постоянно,
Тебя б народ не принял никогда.

Бухар, бескорыстно служивший Родине и народу, мог бы обеспечить безбедное существование при дворе Аблай хана, но последние десятилетия своей жизни он прожил среди родных в горах Баянаула. По сведениям, собранным Машхур Жусупом Копеевым, известно, что в годы всеобщего бедствия народа Бухар жырау, ведя аскетический образ жизни, также не имел даже самого необходимого для степняка скота и никакого имущества. Об этом, например, свидетельствуют строки самого поэта, обращенные к его родственникам:

Это я пришел, Бухар,
Бай Ахан и бай Тобет.
Я прошу у вас коня,
Мне не говорите: «Нет».

Самое главное, все, что он делал в своей жизни как государственный деятель, поэт и просто человек, он делал честно, с достоинством и полной отдачей сил. Вся его жизнь, до краев наполненная безграничной любовью к народу, - вечный, неустанный труд в поисках истины, труд не для себя, а над собой, труд во имя родного Алаша.
Бухар жырау, ставший последним выдающимся представителем подлинной поэзии жырау в истории казахской литературы, был личностью, о которой в народе говорят: «Сегіз қырлы, бір сырлы», то есть многогранной и в то же время духовно цельной.
Как известно, он считался искусным дипломатом, по праву был одним из влиятельнейших биев, подлинным хранителем обычного права, к которому за разрешением различных сложных споров обращались люди. В некоторых преданиях Бухар прямо называется бием, стремившимся прекратить распри, возникающие в среде влиятельной феодально-родовой знати XVIII века, конфликты между казахскими племенами и родами, разрешение которых было непосредственной обязанностью биев, выполнявших роль связующего звена между верховной властью и ее подданными.
То, что Бухар мог быть и бием, по мнению ученых, следует не только из повествований о его постоянном присутствии на советах при хане и об участии в разборе возникающих там конфликтов. По народным преданиям, близость к Аблай хану не отрывала Бухар жырау от своего рода каржас алтынторы и не освобождала его от обязанности исполнять родовое судопроизводство. Ведь самим своим происхождением Бухар, имея также широкое общественное признание, как бы приобретал права на ведение рода каржас алтынторы племени аргын. Более того, бии, обладавшие способностью разрешать межродовые и межплеменные споры, добиваясь консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали большой личный авторитет и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества, оказывая немалое воздействие на политику верховной власти.
В ряде случаев Бухар, уделяя особое внимание проблеме единства Алаша, миру и согласию между его родами, выступает от своего племени аргын в тяжбах с другими племенами и родами. Так, однажды возникла тяжба между родом садыр (в вариантах - найман) и племенем аргын (в вариантах - уйсун). Тяжбу должны были разрешить два бия. Род садыр выдвинул для разрешения тяжбы молодого Саржана, а от племени аргын выступил Бухар. Их встреча произошла при большом стечении народа на одной из сопок Степного края, вылившаяся в острейшее импровизированное словопрение сторон.
В другом предании Бухар как бий племени аргын получает кун за своего сородича Ак-Мурзу. Еще в одном народном предании говорится о том, как во главе кочевки своего рода, окруженный старшинами и батырами, едет Бухар.
Сам Аблай хан ценил в жырау, выступления которого обладали огромной силой убеждения, не только ораторское красноречие и блистательное знание казахского обычного права, но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему казахского народа. Бухар жырау, знавший в совершенстве персидский, арабский, ойратский (джунгарский) и китайский языки, помогая внешнеполитической миссии Аблай хана, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. «Исторические исследования указывают на тонкость политики Аблая, - подчеркивал Х. Джумалиев. - Если это так, то своей гибкой дипломатией хан, вероятно, во многом обязан был Бухару».
И, конечно же, его поэзия, имеющая сама по себе глубочайшую познавательную ценность, явилась важным вкладом в развитие казахской философии. Бухар жырау, в совершенстве владевший художественными приемами традиционного устного народного творчества, выступал убежденным сторонником справедливости, проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее прекрасных явлений, обращаясь к своим соплеменникам: «Берегите красоту родной земли», «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной - творением всесильной природы».
В целом творчество Бухар жырау, по сути носителя духовной красоты казахского народа, олицетворяющее собой глубинные корни и истоки гуманистической культуры Алаша, само по себе является убедительным примером того, насколько каждому из нас необходимы твердыня духа, яркая, индивидуальная неповторимость, внутренняя красота личности. Взятые вместе произведения поэта образуют своего рода летопись жизнедеятельности казахского народа, без изучения которой не обойдется ни один серьезный историк. Бухар жырау, посвятивший жизнь обретению истины и следованию непреложным духовно-нравственным ценностям, также призывает задуматься и над тем, что не одной материей живет человек, взывая к своему соплеменнику:

Не ввергай себя в бесконечные тяжбы
за скот, за землю,
скот может погибнуть,
земля останется и после тебя.

Есть также версия, что при торжественных выездах Аблай хана конные домбристы играли гимн-марш «Терісқақпай», который был создан Бухар жырау.
Учитывая, что многие потомки поэта были известными целителями и хорошо знали не только казахскую народную медицину, но и тайны тибетского врачевания, можно уверенно предположить, что и сам жырау, будучи долгожителем, занимался изучением свойств целебных трав, знал многие секреты восточной медицины сохранения здоровья и продления жизни.
Бухар жырау прожил долгую, полную взлетов и лишений жизнь - 113 лет. В 1781 году в родовом поместье Алтынторы Калкаман у подножья горы Далба в Баянауле кончилась его земная биография, чтобы дать начало вечной жизни его стихов, рожденных самой жизнью. Как и писал сам поэт:

Что же не гибнет? Чей вечен век?
Доброе имя человека
И слово поэта не умрут.

 

(Окончание следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Голос столетий 19.03.2019

    Участник национально-освободительного движения 1916 года, Кенен Азирбаев прожил жизнь нелегкую, но его по праву называют голосом народа: он писал о  мечтах и надеждах, продолжая в своих сочинениях лучшие традиции великих Биржан сала и Ақан сері.

  • Студент из Караганды стал лучшим из «100 новых лиц» 16.03.2019

    Победитель проекта «100 новых лиц», чемпион мира по спортивной акробатике Никита Амоскин уверен, что при желании каждый человек может добиться больших результатов.

  • Общественные советы молодеют 16.03.2019

    У нас сейчас большое внимание уделяется молодым людям, не важно, в какой сфере сумевшим проявить себя - предпринимательской, гражданской, научной. Причем молодые да ранние спешат воспользоваться шансом и заявить о себе как можно громче. И не только потому, что Глава государства объявил 2019-й Годом молодежи, просто они почувствовали себя по-настоящему нужными.

  • Национальная идея 16.03.2019

    Главная цель «Рухани жаңғыру» - глубокая поэтапная трансформация общественного сознания. Так оценивает этот масштабный проект председатель регионального экспертного совета по программе «Рухани жаңғыру» Еркара Аймагамбетов.

  • Секреты подземного царства 16.03.2019

    Народная память хранит многое о своей истории. Фольклор может быть истинной сокровищницей не только для литераторов, искусствоведов и историков, он содержит кладезь информации для ученых более материальных направлений.

  • Центр бронзовой эпохи 16.03.2019

    В начале 20-х годов прошлого века британский археолог Говард Картер собрал экспедицию для изучения пирамиды Тутанхамона. Несмотря на предостережения, усыпальницу вскрыли, а в течение года после экспедиции команды Картера не стало - участники скончались при необъяснимых обстоятельствах.
    У наших археологов, к счастью, настолько опасных приключений не бывает, но находки, тем не менее, интересные. И суеверия свои есть, говорит Игорь Кукушкин.

  • Вылитые звери 16.03.2019

    Ювелирные украшения, как и предметы военной экипировки из металла, для казахов всегда были важной частью культуры. Технологии их изготовления передавались из поколения в поколение. Эти предметы имели особое сакральное значение, были связаны с определенными периодами жизни человека, его социальным статусом, заслугами перед обществом.

  • «Жастар ұшін» поддержит 14.03.2019

    В Караганде дан торжественный старт областному движению «Жастар үшін». В течение года во все города и районы области будут выезжать мобильные группы, в задачи которых входят оказание содействия при трудоустройстве молодых людей, адресная юридическая помощь, разъяснение механизмов работы государственных программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства.