15 мая 2018 года 327

Сад одиночества

Автор: Анна СТРОКОВА

Чеховский «Вишневый сад» актуален и сегодня, и не только потому, что наши парки и ботанические сады упорно отвоевывают элитные дома. Историю о том, как поместье Любови Раневской пришлось пустить под дачи, поставили в Областном русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, а в премьерные дни спектакль собрал полный зал. Пьеса великого русского писателя и драматурга Антона Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и впервые поставлена в январе 1904 года в Московском художественном театре. За более чем 100 лет она с триумфом прошла по сценам мира. 

Русский драматический театр им. К.С. Станиславского с 30-х годов неоднократно обращался к произведениям Чехова, но «Вишневый сад» здесь ставится впервые. Немало тех, кто считает, будто «Чехов - драматург скучный и излишне философствующий», но к этому надо быть готовым, а именно: к периодическим крупным монологам героев, которые подвигают задуматься о собственной жизни и взгляде на нее.
В режиссерское кресло руководство театра вновь пригласило россиянина Станислава Васильева, сотрудничество с которым уже принесло успех спектаклям «Без вины виноватые», «Стена живых» и «Ревизор» на международных фестивалях в России и Сербии. Его почерк в «Вишневом саде» чувствуется особенно: начало и финал - в полумраке с синеватым светом, белые воздушные драпировки в декорациях, костюмы героев - почти всегда классические, в них главенствуют белый и черный. И если на одних такая атмосфера действует положительно, на меня в этот раз - наоборот: с «Вишневого сада» я вышла в мыслях о безнадежности жизни. Возможно, это еще один правильный эффект от спектакля.
- Чехов хотел спасти мир красотой: сажал сады, открывал больницы, школы, библиотеки. Он жил настоящим, любил жизнь во всех ее проявлениях, и в каждом персонаже «Вишневого сада» слышен сам автор, - поделился Станислав Васильев.
С пьесой Чехова он работал впервые: до этого ставил небольшие рассказы. «Вишневый сад», признался, волнителен и для театра, и для него самого, ибо Чехов, как Шекспир, - «наше все», уверен Станислав Анатольевич. Классик, считает он, в своей пьесе рассуждает прежде всего о счастье, свободе и любви.
Так или иначе, каждый увидит в «Вишневом саде» свою суть: прочитав пьесу еще в школьные годы, я нашла ее скучной, через несколько лет восприняла ее как историю о том, что злые купцы хотят порубить прекрасное место из-за денег. Увидев спектакль на сцене, открыла «Сад» заново, и для меня он стал историей о деньгах и страхе бедности, в которой победили трудяги, а не помещики.
Напомню сюжет: помещица Любовь Раневская (Галина Турчина) вместе с юной дочерью Аней (Анна Суханова, Алена Волох, студентка колледжа искусств им. Таттимбета), братом Леонидом Гаевым (Александр Кашуро), лакеем Яшей (Андрей Белавин) и гувернанткой Шарлоттой (Надежда Вебер, Валентина Шматенко) возвращаются в свое поместье из Парижа, где прожили пять лет. Их встречают приемная дочь Раневской Варя (Нина Круцевич), учитель и вечный студент Петр Трофимов (Антон Звонов), горничная Дуняша (Марина Марычева), старый слуга Фирс (Иван Немцев, Ирина Городкова), помещик Симеонов-Пищик (Артем Жангиров), конторщик Епиходов (Павел Кондратьев) и купец Ермолай Лопахин (Павел Авдюков, Алексей Браилко). Раневская с нежностью говорит о доме, где они с братом родились и выросли, о большом вишневом саде. но она прожила все деньги в Париже, и сад выставлен на торги за долги. Выход подсказывает Лопахин: поделить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Остается лишь взяться за дело, но герои, не считая Лопахина, предпочитают действию покорное ожидание судьбы, словно дети, не верят в реальность и слышать не хотят о продаже и вырубке вишен.
Художник-постановщик спектакля Тамара Аккерт создала на сцене лаконичные и подвижные декорации, а актуальность классической постановки вновь закрепляет почерк Станислава Васильева: помимо строгих костюмов, некоторые персонажи носят джинсы и кеды. Собственно, так размываются эпохи не только в спектаклях Васильева, но и других режиссеров: в пример приведу «Дураков» Микаила Микаилова и «Федра. Игра» Куандыка Касымова. По словам Васильева, Чехов как драматург дает достаточно свободы и для актеров, и для режиссера - чтобы первые могли на сцене раскрыть себя не только в рамках персонажа, но и задействовать максимум своего таланта, а второй - ввести те или иные знаковые детали. Однако стоило ли вводить в «Вишневый сад» отрывки из поэмы «Грешница» Алексея Толстого в одну из сцен - для меня вопрос.
И пока Любовь Раневская пламенно рассуждала о силе любви и просила Трофимова «почаще смотреть на самого себя», я замечала, что, в отличие от оригинала, ее дочь Аня в спектакле скорее реалистка, чем чувственная персона. Особого внимания заслуживает Фирс, который во время постановки периодически роняет камни и подбирает их со вздохом: «Недотепы...» Очевидно, для него этот отрезок жизни - время собирать камни, и таким образом подводится определенный итог. И надо сказать, что историю Фирса у меня не получилось воспринять без слез.
Во время некоторых сцен «Вишневого сада» актеры выдерживают настолько напряженные паузы, что кажется, будто ты подглядываешь за их жизнью, а не находишься в театре, и это ощущение я тоже отнесу к плюсам спектакля. Тем более что в основном на сцене находится много персонажей, и наблюдать в массовых сценах интересно за каждым.
И когда Лопахин наконец купит имение, где отец и дед его были крепостными, наступит освободительный финал. Каждый из героев обретает свою свободу, и все они стоят на пороге новой жизни. Потому режиссер из темных переодевает их в светлые костюмы: на одних - наряды цвета слоновой кости, на других - белоснежные. И только Фирс после всех уехавших возвращается в имение Раневской: ему идти некуда. Словно призрак, он навечно связан с этим местом. «Вишневый сад» - история не только о любви, свободе и деньгах, но и об одиночестве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.