15 мая 2018 года 116

Сад одиночества

Автор: Анна СТРОКОВА

Чеховский «Вишневый сад» актуален и сегодня, и не только потому, что наши парки и ботанические сады упорно отвоевывают элитные дома. Историю о том, как поместье Любови Раневской пришлось пустить под дачи, поставили в Областном русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, а в премьерные дни спектакль собрал полный зал. Пьеса великого русского писателя и драматурга Антона Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и впервые поставлена в январе 1904 года в Московском художественном театре. За более чем 100 лет она с триумфом прошла по сценам мира. 

Русский драматический театр им. К.С. Станиславского с 30-х годов неоднократно обращался к произведениям Чехова, но «Вишневый сад» здесь ставится впервые. Немало тех, кто считает, будто «Чехов - драматург скучный и излишне философствующий», но к этому надо быть готовым, а именно: к периодическим крупным монологам героев, которые подвигают задуматься о собственной жизни и взгляде на нее.
В режиссерское кресло руководство театра вновь пригласило россиянина Станислава Васильева, сотрудничество с которым уже принесло успех спектаклям «Без вины виноватые», «Стена живых» и «Ревизор» на международных фестивалях в России и Сербии. Его почерк в «Вишневом саде» чувствуется особенно: начало и финал - в полумраке с синеватым светом, белые воздушные драпировки в декорациях, костюмы героев - почти всегда классические, в них главенствуют белый и черный. И если на одних такая атмосфера действует положительно, на меня в этот раз - наоборот: с «Вишневого сада» я вышла в мыслях о безнадежности жизни. Возможно, это еще один правильный эффект от спектакля.
- Чехов хотел спасти мир красотой: сажал сады, открывал больницы, школы, библиотеки. Он жил настоящим, любил жизнь во всех ее проявлениях, и в каждом персонаже «Вишневого сада» слышен сам автор, - поделился Станислав Васильев.
С пьесой Чехова он работал впервые: до этого ставил небольшие рассказы. «Вишневый сад», признался, волнителен и для театра, и для него самого, ибо Чехов, как Шекспир, - «наше все», уверен Станислав Анатольевич. Классик, считает он, в своей пьесе рассуждает прежде всего о счастье, свободе и любви.
Так или иначе, каждый увидит в «Вишневом саде» свою суть: прочитав пьесу еще в школьные годы, я нашла ее скучной, через несколько лет восприняла ее как историю о том, что злые купцы хотят порубить прекрасное место из-за денег. Увидев спектакль на сцене, открыла «Сад» заново, и для меня он стал историей о деньгах и страхе бедности, в которой победили трудяги, а не помещики.
Напомню сюжет: помещица Любовь Раневская (Галина Турчина) вместе с юной дочерью Аней (Анна Суханова, Алена Волох, студентка колледжа искусств им. Таттимбета), братом Леонидом Гаевым (Александр Кашуро), лакеем Яшей (Андрей Белавин) и гувернанткой Шарлоттой (Надежда Вебер, Валентина Шматенко) возвращаются в свое поместье из Парижа, где прожили пять лет. Их встречают приемная дочь Раневской Варя (Нина Круцевич), учитель и вечный студент Петр Трофимов (Антон Звонов), горничная Дуняша (Марина Марычева), старый слуга Фирс (Иван Немцев, Ирина Городкова), помещик Симеонов-Пищик (Артем Жангиров), конторщик Епиходов (Павел Кондратьев) и купец Ермолай Лопахин (Павел Авдюков, Алексей Браилко). Раневская с нежностью говорит о доме, где они с братом родились и выросли, о большом вишневом саде. но она прожила все деньги в Париже, и сад выставлен на торги за долги. Выход подсказывает Лопахин: поделить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Остается лишь взяться за дело, но герои, не считая Лопахина, предпочитают действию покорное ожидание судьбы, словно дети, не верят в реальность и слышать не хотят о продаже и вырубке вишен.
Художник-постановщик спектакля Тамара Аккерт создала на сцене лаконичные и подвижные декорации, а актуальность классической постановки вновь закрепляет почерк Станислава Васильева: помимо строгих костюмов, некоторые персонажи носят джинсы и кеды. Собственно, так размываются эпохи не только в спектаклях Васильева, но и других режиссеров: в пример приведу «Дураков» Микаила Микаилова и «Федра. Игра» Куандыка Касымова. По словам Васильева, Чехов как драматург дает достаточно свободы и для актеров, и для режиссера - чтобы первые могли на сцене раскрыть себя не только в рамках персонажа, но и задействовать максимум своего таланта, а второй - ввести те или иные знаковые детали. Однако стоило ли вводить в «Вишневый сад» отрывки из поэмы «Грешница» Алексея Толстого в одну из сцен - для меня вопрос.
И пока Любовь Раневская пламенно рассуждала о силе любви и просила Трофимова «почаще смотреть на самого себя», я замечала, что, в отличие от оригинала, ее дочь Аня в спектакле скорее реалистка, чем чувственная персона. Особого внимания заслуживает Фирс, который во время постановки периодически роняет камни и подбирает их со вздохом: «Недотепы...» Очевидно, для него этот отрезок жизни - время собирать камни, и таким образом подводится определенный итог. И надо сказать, что историю Фирса у меня не получилось воспринять без слез.
Во время некоторых сцен «Вишневого сада» актеры выдерживают настолько напряженные паузы, что кажется, будто ты подглядываешь за их жизнью, а не находишься в театре, и это ощущение я тоже отнесу к плюсам спектакля. Тем более что в основном на сцене находится много персонажей, и наблюдать в массовых сценах интересно за каждым.
И когда Лопахин наконец купит имение, где отец и дед его были крепостными, наступит освободительный финал. Каждый из героев обретает свою свободу, и все они стоят на пороге новой жизни. Потому режиссер из темных переодевает их в светлые костюмы: на одних - наряды цвета слоновой кости, на других - белоснежные. И только Фирс после всех уехавших возвращается в имение Раневской: ему идти некуда. Словно призрак, он навечно связан с этим местом. «Вишневый сад» - история не только о любви, свободе и деньгах, но и об одиночестве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Патриоты культуры 22.05.2018

    Свыше двадцати премий работникам культуры и искусства вручили в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Наши земляки, которые пропагандируют умное, светлое и вечное, удостоились ежегодной награды акима области. Вручение премий главы региона организуется в целях стимулирования и государственной поддержки, а также повышения социального статуса и значимости труда работников культуры и искусства. И, как всегда, счастливчиков поздравляли не только дипломами и денежными премиями (от 500 тысяч до миллиона тенге), но и творческими номерами. Гостями торжественного вечера стали камерный хор Государственной академической филармонии акимата Астаны и лучшие творческие коллективы нашей области. 

  • Премии - за талант 22.05.2018

    Карагандинцев, внесших свой яркий вклад в формирование культурного облика города, наградили специальными премиями в их профессиональный праздник. Вручение прошло в акимате Караганды с участием первого руководителя города Нурлана Аубакирова. Мероприятие имело формат диалога работников культуры с акимом города. Поддержали своих награжденных и коллеги, представившие художественные номера. Нурлан Ерикбаевич отметил, что в сфере культуры и искусства работают истинные профессионалы, преданные любимому делу, хранящие духовные и нравственные ценности народа.

  • Дом для творчества 19.05.2018

    «Тридцать лет - еще молодые!» - начал свое поздравление Карагандинскому музею изобразительного искусства известный художник Мурат Калкабаев. Свой юбилей музей отметил в кругу друзей, коллег и юных посетителей, а главное - тепло и уютно. И, конечно, не без новой праздничной выставки. «30 историй музейной жизни» - такое название получила экспозиция, в которой число 30 играет особенную роль. За три десятка лет здесь было собрано 11 с половиной тысяч уникальных предметов искусства, и первым из них стало полотно Гилярия Гилевского «Молодой шахтер», а последним на сегодня - «Путешествуй, живи, радуйся!» молодого художника Александра Клокова. Эти две картины выставку и открывают.

  • Дерзайте, фламенки! 19.05.2018

    Как только наступают теплые дни, в Испании и Франции в вечернее время с пятницы по воскресенье на небольших и уютных городских площадях собираются люди разных возрастов и национальностей. Что объединяет их? Танец! Вместе профессионалы и новички танцуют аргентинское танго, латиноамериканские изыски, сальсу, фламенко. Останавливаются прохожие, на лавочках устраиваются зрители.

  • «Дайрабай» в Турции 19.05.2018

    Каждый год для карагандинских артистов богат на гастроли. Только за прошедший месяц Академический театр музыкальной комедии завоевал Башкортостан, Русский драматический театр им. К.С. Станиславского - Санкт-Петербург, а симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова вновь покорил Турцию. Нашим музыкантам выпала честь открывать первый музыкальный фестиваль симфонического, оперного и балетного искусства - зал с восторгом принял кюй Еркегали Рахмадиева «Дайрабай». Фестиваль прошел в южном турецком городе Газиантеп, а гастроли оркестра продолжились в городах Адана, Мараш и Хатай. Надо сказать, что сам фестиваль проводили с целью пропаганды лучших мировых классических произведений, а «Дайрабай» стал частью репертуара нашего оркестра: помимо творения Рахмадиева, музыканты подарили турецким зрителям произведения А. Жубанова, В.А. Моцарта, Д. Верди, П. Чайковского, Дж. Пуччини, И. Штрауса, Ж. Бизе и других.

  • Успевающие красавицы 19.05.2018

    Самую обаятельную и привлекательную школьницу Караганды выбрали в Доме дружбы на конкурсе «Мектеп аруы-2018». Чтобы попасть в финал конкурса красоты, надо было представить информацию о себе, в которой учитывалась и успеваемость претендентки в том числе, внешние данные оценивались в последнюю очередь.

  • Четверть века танца 17.05.2018

    Поздравляя образцовый хореографический ансамбль «Шолпан» с 25-летием, руководитель управления культуры, архивов и документации Еркебулан Агимбаев признался: жаль, что каждую детскую победу нельзя отметить денежным призом. Он был не единственным, кто в вечер отчетного концерта желал коллективу процветания и новых свершений. На концерте во Дворце горняков собрался полный зал: среди зрителей - родители и родные участников коллектива, которые танцуют в «Шолпан» с малых лет. Руководитель ансамбля и почетный работник образования Гульнар Омарова поделилась: за четверть века «Шолпан» узнало большинство населения республики, а танцоров узнают в лицо, и ребята этим гордятся. Более того, у ансамбля есть особый стиль, который не остается без внимания зрителей и коллег по цеху.

  • Десант талантов 17.05.2018

    Волей судьбы, а также при активной поддержке городских властей юные карагандинские таланты побывали в нескольких европейских городах, где приняли участие в международных фестивалях. 
    - До этого наши дети, конечно же, принимали участие в разного рода международных фестивалях, - говорит исполняющая обязанности начальника отдела образования города Караганды Раиса Кенешова. - Но финансовую нагрузку в основном брали на себя родители детей. Где-то помогали школы за счет сэкономленных средств. В этом году впервые из городского бюджета были выделены средства в размере 13650000 тенге, для того чтобы юные талантливые карагандинцы смогли показать свои силы на международных конкурсах.