12 мая 2018 года 414

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Идеям выдающихся поэтов казахского народа о счастливом будущем Алаша всецело созвучна национальная идея «Мәңгілік ел» о вечном существовании независимого Казахстана. В Послании народу Казахстана 17 января 2014 г. «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Главой государства Нурсултаном Назарбаевым изложена и обоснована совершенно новая концепция в отечественной истории - «Мәңгілік ел».

По сути - это национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 23 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт казахстанского пути, выдержавший испытание временем».
В творчестве Бухар жырау встречаются и художественные образы, созданные другими его выдающимися предшественниками, - Шалкиизом, Доспамбетом, Жиембетом. От них поэт, как бы перекликаясь через века, унаследовал глубокое проникновение в жизнь народа, веру в добро и справедливость, поднимая острые социально-политические проблемы своего времени.
В историческом движении казахской литературы творческие обобщения Бухар жырау представляют собой дальнейшее развитие художественного опыта Шалкииза жырау, Доспамбета жырау, Жиембета жырау. Особенно много общих черт есть и между творчеством Шалкииза, основателем поэзии жырау, и творчеством Бухар жырау, опиравшегося на творческие достижения знаменитого предшественника. Так, для многих стихов Бухар жырау характерен параллелизм, древний и наиболее распространенный троп в любой народной поэзии. Например:

Не говори - от белых кобыл
Хороших не жди жеребят.
Не говори - толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком,
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом.
Не называй бедняка бедняком,
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в степи безлюдной бродить
И за обиды свои отомстить.

Блестящим образцом такого психологического параллелизма в творчестве поэта являются и следующие его строки:

Если устал вороной аргамак,
Все отдашь, чтоб закончить путь.
Если померкнет свет в очах,
Все отдашь, чтоб хоть раз взглянуть.

Вместе с тем Бухар жырау «еще дальше, глубже и шире развивает лучшие традиции казахской поэзии, предшествовавшей ему», как отмечает Мухтар Магауин. Он - блистательный новатор, обогативший тематику казахской поэзии, так как крупный талант, острая поэтическая интуиция, глубина мышления поэта в отдельных случаях выводят его за пределы проторенных ранее путей. Ни у кого из представителей старейшей казахской литературы нет такой широкой и яркой картины эпохи со всеми особенностями, как у Бухар жырау. Поэт, впитавший все богатство устного творчества казахского народа, органично соединяет форму древних толгау-размышлений с острейшим современным содержанием, насыщая их приметами текущих событий, живыми и образными деталями своей эпохи.

Я, Бухар жырау, старик,
Прожил девяносто три,
Аблай хану так скажу:
- Степь войной не разори.
Войны - кровожадных пир,
Жизнь тяжка и бренен мир,
Добротой его продли.
И в то же время поэзия Бухар жырау, ощущавшего себя неотъемлемой частицей огромного мира, близка и понятна всему человечеству. Ведь, как настоящий сын казахского народа, он был сыном не только своего отца, но и сыном всего человечества. Его поэзия - один из драгоценных камней в сокровищнице мировой культуры, одинаково сверкающих своим волшебным блеском для каждого, кто бы ни прикоснулся к его творчеству. Без сомнения, замечательный опыт его поэтического искусства в самых блистательных проявлениях является частью лучших традиций мировой поэзии.
Характерная особенность поэзии Бухар жырау, обращенной в будущее, - это стремление к философскому осмыслению жизни. Ведь знание всегда было доминирующей ценностью казахского общества, во все века лелеявшего мудрость, которая пополнялась и обогащалась его каждым новым поколением. Казахская философия всегда стремилась к мудрости как к процессу искания истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности. Известно предание о трогательном отношении Бухар жырау к истинным носителям мудрости. Однажды Аблай хан спросил у него: «Кто является хранителем сокровищ?» Жырау ответил: «Скажи вначале сам, коль знаешь!». Хан молвил: «Сокровище бывает у богатых, у ханов». «О нет, хан, - сказал Бухар, - сокровища находятся во рту у мудрецов. У них одна челюсть золотая, другая - серебряная».
Причем у Бухар жырау, как у неутомимого поборника истины и искателя правды, тема познания, лишенная декларативности, согрета необыкновенно живым человеческим чувством. Уверенность в величии и силе человеческого разума, озаряющего своим светом весь мир, - одна из отличительных черт мировоззрения поэта, муза которого никогда не была равнодушной. Поэт уверен: знание, как мощный инструмент познания мира, - наиболее интенсивная форма освоения действительности и истины, и лежит оно в основе всякого прогресса человечества. И жажда такого познания, как и жажда жизни, по его мнению, неутолима:

Хоть увидит вселенную он целиком,
Хоть удастся войти в золотой ее дом,
Хоть ему доведется гулять среди звезд
И достигнуть луны
в дерзновенье своем -
Жажду знания не утолит человек.

Хоть все тайны
постигнет науки любой,
Хоть ощупает все он пытливой рукой,
Жажда видеть и знать не покинет его,
Даже если он будет доволен собой -
Не насытится жизнью своей человек.
«Все творчество Бухар жырау пропитано этим культом света, - отмечает в этой связи отечественный исследователь Айман Кодар. - То есть в виде света выступает знание и человеческая ненасытность по отношению к нему. Это стихотворение показывает необъятность знаний и невозможность удовлетворить любопытство смертного. И все стихотворение будто бы светится, переливаясь золотыми оттенками, - там звезды, здесь - луна и еще «золотой дом» вселенских секретов».
В ряде толгау Бухар жырау глубоко раскрываются такие философские темы, как сущность человеческой природы, тайны мироздания, времени, человеческого бытия. Поэт заставляет нас задуматься над смыслом жизни человека и его долга, этическими нормами, которыми нам следует руководствоваться. При этом Бухар жырау считает закономерным явлением все изменения, которые происходят не только в природе, но и в человеческом обществе, поскольку человек - лишь частичка Вселенной, где нет ничего вечного.

Гибнет высокая гора,
Если туман успел укрыть.
Гибнет облако, если оно
Не может гору перевалить.
Гибнут солнце, и луна,
Если тонут в мраке ночном.
Гибнет озера волна,
Если ее затянет льдом.
Гибнет и черная земля,
Если ее покроет снег.

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.

  • Голоса музыки 16.10.2018

    Третий день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам замечательную встречу с молодежным камерным хором, в составе которого выступают талантливые юноши и девушки от 18 до 24 лет из Казахстана, Турции, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана и Татарстана.

  • На языке музыки 13.10.2018

    В этом году международный фестиваль «Музыкальная Сарыарка» отмечает 20-летний юбилей. Отмечает бодро и вновь удивительно: уже на концерте в честь открытия Государственный духовой оркестр из Алматы показал, какой может быть музыка духовых инструментов, а впереди карагандинцев ждет увлекательное творческое путешествие.

  • Заповедными тропами Каркаралы 13.10.2018

    Каркаралинский государственный национальный природный парк отмечает свое 20-летие. Это важная веха для независимого Казахстана, но малая толика в истории развития лесного хозяйства в целом.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 13.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04.10.2018 г.)

    В 1942 году солдатские шинели надели Сулейменов Муташ (1921 г.р. уроженец села Казгородок, ныне Кертинды), Макулов Серикпай (1909 г.р.), Аманбаев Макаш, Баймагамбетов Бекен (1906 г.р.), Амрин Мухамедкали (1910 г.р.), д...

  • ЗАРЯД РОДНОГО КРАЯ 13.10.2018

    Карагандинцы зачастую связывают Павлодарскую область с летним отдыхом: живописные ландшафты, чистые озера и отсутствие комаров. Живущие там художники изобразили свою родину по-другому. По количеству исторически значимых объектов Павлодарская область не уступает ни одному другому региону.

  • Привлекательный туризм 11.10.2018

    Как привлечь туристов к сакральным местам Казахстана, сделать туристские маршруты максимально доступными, а отдых и путешествия - комфортными, решали будущие специалисты в сфере туризма. Они представили свое видение отрасли в проектах, которые презентовали на международной олимпиаде по сакральному туризму, прошедшей в стенах КарГУ.