26 апреля 2018 года 646

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Мечтая о светлом будущем своего многострадального народа, Аблай хан и Бухар жырау смогли с честью взять на себя возложенную временем великую историческую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной. «Если неслучаен выход на историческую арену такого гения, как Аблай, когда все помыслы и стремления казахского народа слились в одно русло, - пишет Мухтар Магауин, - то и появление в этот период на общественно-политическом олимпе Бухар жырау - непревзойденного мастера слова, мудрого выразителя гордого алашского народа - следует считать закономерным явлением».

«В истории национально-освободительных войн против джунгар, происходивших в 1699-1750 годах, не было крупнее общественно-политических деятелей, чем Аблай хан и Бухар жырау, - отмечает также исследователь жизни и творчества поэта Ныгмет Танашев. - В истории нет Аблай хана без Бухар жырау. Их имена неразрывно связаны с историей национального государства и военного строительства».
Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство в годы великого бедствия начинает распадаться на отдельные части, которыми управляют джунгарские (ойратские) правители. Мы видим во многих толгау поэта, главного идеолога Казахского ханства, посвященных Аблай хану, искренние гражданские чувства, глубокую любовь к Родине и скорбь за ее судьбу в годы тяжелых испытаний. Пожелания хану высказываются без всякой утайки о темных и мрачных сторонах трагической действительности. При этом Бухар жырау указывает не только на кровавую жестокость войны, но и на ее развращающее влияние на народы, влекущее за собой моральное одичание и запустение культуры.
Будучи человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Аблая, прямо высказывая свои мысли о сбережении народа. «Сколько бы ханы, султаны ни мнили себя всесильными, сколько бы они ни кичились своей властью, - отмечал в этой связи известный казахстанский поэт и литературовед Хажим Джумалиев (1907-1968), - в истории решающей силой остается народ». Это небезопасно забывать, полагает Бухар. Он делает из своих наблюдений над жизнью мудрый вывод: сила в народе. «Сколько ни говори, не удержится власть хана, если против него пойдет народ», - считает Бухар.

Прочна власть владыки,
когда год за годом
Он правит, живя в единеньи с народом,
Надежен у хана наследственный трон,
Когда он любовью людей огражден.

Говоря о необходимости бережного и чуткого отношения Аблай хана к народу, Бухар жырау обличал его деспотичность, требуя постоянного внимания к народным нуждам («Я говорю», «Позаботься о своем народе» и другие стихотворения).


Ты, Аблай, ты не сердись, суров,
Ведь положу на чашу я весов
Твою обиду, боль преодолев,
Но не мечи ты на меня свой гнев.
Ты, с русскими воюя, Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
Певца, как я, ты не найдешь нигде,
Который в девяносто с лишком лет
Еще поет, в чьих песнях ты воспет.

С другой же стороны, Бухар жырау требует и единодушного признания народом сильной и справедливой власти хана, говоря о необходимости родового и племенного единства Алаша, государственного единства всех подданных Аблай хана. В знаменитом «Пожелании» поэтом отмечается:

«Девятое пожелание -
пусть ваш торе не лишится трона».

При этом для Бухар жырау не существовало деления окружающих его лиц на великих, исторических личностей и людей обычных. Он не испытывал чувства трепетного благоговения по отношению к знаменитым деятелям, но не стремился и снижать их авторитет, необходимый для построения единого государства в условиях постоянной реальной угрозы со стороны джунгарских и цинских завоевателей. Все они, включая самого Аблай хана и его великих батыров, для поэта - прежде всего люди со всеми присущими им человеческими качествами, достоинствами и недостатками. Именно поэтому окружающие жырау люди интересны ему в первую очередь человеческими чертами. Так, рассказывая Аблай хану о героическом прошлом Алаша, Бухар прямо говорил ему в лицо:

«До тебя я был покровителем
семи ханов Алаша.
Был другом высокорослого
храброго Есим хана,
Ты же не стоишь даже мизинца его».

Время Бухар жырау, непосредственного участника современных ему исторических событий, совпало с трагическим переломом в истории казахского народа. На плечах поэта лежало тяжелое бремя - сохранение связи времен, единение народа. Человек своей эпохи с ее особенностями, бедами, подвигами и идеалами, Бухар занимает передовую по тем временам позицию, ведь главное для него - сплоченность и независимость народа. Оба эти условия сохранения народности Алаша поэт понимает и утверждает в духе своей эпохи.
Во-первых, сохранение Казахского ханства как основы единства; набеги, походы, а если не хватает сил обороняться - то откочевки как средство обеспечения мирной жизни.
Во-вторых, это мир и согласие в самих казахских племенах и родах как ключевые факторы для независимого существования ханства. Мысль о пагубности племенных и родовых раздоров многократно высказана в произведениях Бухар жырау «Пожелание», «Это, это утки, это утки», «Эй, Аблай, когда я тебя увидел», «Старинный друг не будет врагом» и других.
Поэтому Бухар жырау как истинный патриот своего многострадального народа призывает соплеменников к единству, утверждая духовные основы, которые помогут Алашу выстоять, сохранить себя в самые трудные, трагические годы его многовековой истории. Ведь там, где единство, всюду будет жизнь - «Бірлік бар жерде тірлік бар» - такой завет оставили нам предки. Основная мысль многих толгау поэта как девиз всего его творчества - сила народа в сплоченности, в единении не на какое-то время, не на время опасности, а навсегда:

«Видишь в небе уток стаю?
Я гляжу, и мне завидно,
Дружно как они летают.
Так и нам давно уж, видно,
Поступать, казахи, нужно,
Кочевать давайте дружно,
Меж собой объединитесь,
Не богатством, этой дружбой
Первым делом вы гордитесь…
Пусть враг
обходит вас всё время стороной -
Вы - братья по крови
от матери родной!»

В одном из толгау, посвященном Аблай хану, Бухар жырау также подчеркивает его как доблестного героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как подлинного предводителя казахского народа, сплотившего три единокровных жуза Алаша. Поэтому Аблая жырау называет «аям», «кең аям» - «моя опора», так как видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ, хана, собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы.
Бухар жырау по достоинству оценил заслугу Аблай хана в построении единого государства, восстановлении территориального единства обширного казахского края и осуществлении коренных преобразований в управлении ханством. При этом мудрость и величие Аблай хана Бухар видит в его живой связи с народом, проникновенном понимании им народных настроений и дум:

«Хан будет хорош, когда сведет
В семью единую свой народ.
Тогда будут все уважать его,
Достойного пояса своего».

Выдвигая на первый план в деятельности Алаша внутреннее согласие многочисленных казахских племен и родов, необходимость единения родного народа Бухар жырау показывает на примере катастрофической судьбы некогда могущественной ойратской (джунгарской) орды:

«Перед паденьем, пред концом орды
Ойратов мощных - все перемешалось:
Нарушились все клятвы, все труды -
Напрасны, как напрасной стала жалость.

Самцы-верблюды, полчища самцов
Схватились так, что затряслась округа,
Как будто потрясатели основ,
Завидуя, не вынося друг друга…

Тот не найдет добра, кто восстает
На брата, на вождя,
тот движим страхом!
И если вождь народа упадет,
Пойдет всё прахом, да,
пойдет всё прахом.

Ойраты против брата своего
Пошли… И в результате этой драки
В становищах былых их - никого
Нет, даже дико воющей собаки».

 

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В стиле эпохи ханов 22.09.2018

    Жырау в казахской степи был больше, чем поэт. Этот статус могли носить люди, обладающие талантами философа, историка, политика и в некотором смысле даже провидца. Бывало, что они даже руководили отдельными племенами. Поэты со всей республики недавно имели возможность попробовать себя в качестве жырау на поэтическом конкурсе «Өлең сөздің данасы».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 20.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08., 6.09., 8.09. и 11.09.2018 г.)

    В 1931 году из Акмолинска через Киевку в совхоз «Маржанкульский» провели телефонную линию. С первого сентября 1930 года создана почтовая райконтора и установлено регулярное почтовое движение по тракту Акмолинск - Киевка - Казгородок. В Киевке работали школа первой ступени, пункт ликвидации неграмотности, изба-читальня, потребкооперация, несколько лавок сельхозснаба, маслозавод, мельница. По отчетным данным, за 1931 год в Нуринском районе было 15 партийных ячеек (198 членов ВКП (б) и 198 кандидатских групп (224 кандидата в члены ВКП (б). Комсомольцев было 711 человек.

  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе.