26 апреля 2018 года 509

Только страсть должна выводить вас на сцену!

Автор: Галина ПОЛИЩУК, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины, ученица Валентины Ипатовой

Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.


А в старейшей музыкальной школе Караганды при упоминании ее имени тут же говорят об оркестре, который задолго до создания филармонического симфонического оркестра в городе собрали из педагогов музыкальной школы и училища для балетных спектаклей Ипатовой. И многие студенты музучилища начинали тогда свой опыт игры в оркестре с балетных партитур. Кому-то повезло начать сразу с «Лебединого озера», кто-то называет незабываемое «Болеро» Равеля.
В круг ее друзей входили артисты Русского драматического театра им. К.С. Станиславского и Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, которые даже не скрывали, что ревностно относятся к ее успеху у зрителей и вниманию рецензентов к балетным премьерам. Становлению театральной критики в городе тоже дала импульс Ипатова.
В молодом городе, где не было… чего только не было здесь в то трудное послевоенное время - но были Мечта и Балерина, которая знала, как эту мечту претворить в жизнь. Только спустя годы стало возможно оценить человеческий и творческий масштаб личности Валентины Филипповны, глобальность того, что было ею совершено для города и его жителей, да и для республики. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева стал неожиданной радостью для города. Через год карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас - «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы. И балет стал уже в городе самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет, который вырос у нас на глазах.
А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и - раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить - убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам.
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они до сих пор с волнением в голосе вспоминают о том, как публика не отпускала их со сцены и после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз (!) вызывала на поклон.
Наверное, ученики все-таки хорошо усвоили главный урок Ипатовой: «Только страсть должна выводить вас на сцену!». Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным.
Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить…». Бывшая артистка фронтовой бригады, она легко находила общий язык с любым мужским коллективом. Надо сказать, это было еще то зрелище - взмокшие шахтеры и студенты в массовой татарской пляске с камчой из «Бахчисарайского фонтана» и маленькая балерина, вставшая на стул, которая управляет этим войском.
Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением.
Поэтому на многие годы она оставалась другом для своих учеников, уже ушедших со сцены. К ней ученики приводили своих детей, и балет по новому кругу всех объединял. Ее дом оставался местом притяжения и каждую весну традиционно собирал друзей Ипатовой и балета в день ее рождения. Свое предназначение она видела в служении балетному искусству, за что и получила звание заслуженной артистки КазССР и высшую награду СССР - орден Ленина.
Теперь ученики Ипатовой, выбравшие профессию хореографа, продолжают дело своего наставника - учат детей на хореографическом отделении карагандинской школы искусств № 2. А традицию отмечать весной балетный день ветераны карагандинского балета хотели бы превратить в ежегодный Балетный фестиваль, посвященный Валентине Ипатовой.
В этом году, отмечая 100-летие со дня рождения своего педагога, они предложили принять на сцене Дворца горняков выездной спектакль «Бахчисарайский фонтан» в исполнении балета «Астана Опера», чтобы афиша вновь напомнила о первом балетном спектакле Ипатовой в Караганде и была посвящена памятной дате. Ипатова не останавливалась, когда ей говорили - это нереально, а добивалась, чтобы в идею поверили. Нам все-таки есть еще чему учиться у нее.

 В Караганде в честь Валентины Филипповны прошла серия мероприятий. Первым стал вечер-портрет в гостиной кинотеатра «Сарыжайлау», прошедший 18 апреля - в день, когда ей бы исполнилось 100 лет. Через несколько дней в карагандинском Дворце культуры горняков состоялся вечер памяти, собравший вместе ее учеников. Со сцены ДК в этот день прозвучали воспоминания Нелли Мудровой, Вероники Савицкой, Елены Пашиной, Людмилы Дедуренко и многих других. Финалом вечера памяти стал балет «Щелкунчик» в исполнении учащихся хореографического отделения школы искусств № 2.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.