26 апреля 2018 года 261

Только страсть должна выводить вас на сцену!

Автор: Галина ПОЛИЩУК, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины, ученица Валентины Ипатовой

Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.


А в старейшей музыкальной школе Караганды при упоминании ее имени тут же говорят об оркестре, который задолго до создания филармонического симфонического оркестра в городе собрали из педагогов музыкальной школы и училища для балетных спектаклей Ипатовой. И многие студенты музучилища начинали тогда свой опыт игры в оркестре с балетных партитур. Кому-то повезло начать сразу с «Лебединого озера», кто-то называет незабываемое «Болеро» Равеля.
В круг ее друзей входили артисты Русского драматического театра им. К.С. Станиславского и Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, которые даже не скрывали, что ревностно относятся к ее успеху у зрителей и вниманию рецензентов к балетным премьерам. Становлению театральной критики в городе тоже дала импульс Ипатова.
В молодом городе, где не было… чего только не было здесь в то трудное послевоенное время - но были Мечта и Балерина, которая знала, как эту мечту претворить в жизнь. Только спустя годы стало возможно оценить человеческий и творческий масштаб личности Валентины Филипповны, глобальность того, что было ею совершено для города и его жителей, да и для республики. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева стал неожиданной радостью для города. Через год карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас - «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы. И балет стал уже в городе самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет, который вырос у нас на глазах.
А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и - раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить - убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам.
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они до сих пор с волнением в голосе вспоминают о том, как публика не отпускала их со сцены и после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз (!) вызывала на поклон.
Наверное, ученики все-таки хорошо усвоили главный урок Ипатовой: «Только страсть должна выводить вас на сцену!». Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным.
Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить…». Бывшая артистка фронтовой бригады, она легко находила общий язык с любым мужским коллективом. Надо сказать, это было еще то зрелище - взмокшие шахтеры и студенты в массовой татарской пляске с камчой из «Бахчисарайского фонтана» и маленькая балерина, вставшая на стул, которая управляет этим войском.
Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением.
Поэтому на многие годы она оставалась другом для своих учеников, уже ушедших со сцены. К ней ученики приводили своих детей, и балет по новому кругу всех объединял. Ее дом оставался местом притяжения и каждую весну традиционно собирал друзей Ипатовой и балета в день ее рождения. Свое предназначение она видела в служении балетному искусству, за что и получила звание заслуженной артистки КазССР и высшую награду СССР - орден Ленина.
Теперь ученики Ипатовой, выбравшие профессию хореографа, продолжают дело своего наставника - учат детей на хореографическом отделении карагандинской школы искусств № 2. А традицию отмечать весной балетный день ветераны карагандинского балета хотели бы превратить в ежегодный Балетный фестиваль, посвященный Валентине Ипатовой.
В этом году, отмечая 100-летие со дня рождения своего педагога, они предложили принять на сцене Дворца горняков выездной спектакль «Бахчисарайский фонтан» в исполнении балета «Астана Опера», чтобы афиша вновь напомнила о первом балетном спектакле Ипатовой в Караганде и была посвящена памятной дате. Ипатова не останавливалась, когда ей говорили - это нереально, а добивалась, чтобы в идею поверили. Нам все-таки есть еще чему учиться у нее.

 В Караганде в честь Валентины Филипповны прошла серия мероприятий. Первым стал вечер-портрет в гостиной кинотеатра «Сарыжайлау», прошедший 18 апреля - в день, когда ей бы исполнилось 100 лет. Через несколько дней в карагандинском Дворце культуры горняков состоялся вечер памяти, собравший вместе ее учеников. Со сцены ДК в этот день прозвучали воспоминания Нелли Мудровой, Вероники Савицкой, Елены Пашиной, Людмилы Дедуренко и многих других. Финалом вечера памяти стал балет «Щелкунчик» в исполнении учащихся хореографического отделения школы искусств № 2.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Обнимая сердцем 21.07.2018

    В прошлом году у Карипбека Куюкова не получилось стать обладателем Нобелевской премии. Этот юбилейный год оказался для него более успешным. Посол проекта «Атом» в числе пяти жителей Земли из разных стран объявлен лауреатом премии 2018 года «За безъядерное будущее». Церемония вручения пройдёт в октябре этого года в Зальцбурге (Австрия).

  • с бумаги в "ЦИФРУ" 21.07.2018

    Перед библиотеками республики стоит задача стопроцентно оцифровать все библиотечные фонды до 2020 года, и областная универсальная научная библиотека им. Н.В. Гоголя активно включилась в эту работу. Создавать электронную библиотеку здесь начали еще в 2004 году, и надо бы двигаться дальше, но в учреждении нет необходимых сканеров.

  • Рождение звезды 19.07.2018

    Сорок пятый сезон на днях закрыл Карагандинский академический театр музыкальной комедии. Здесь прошел гала-концерт под названием «Я хочу стать звездой», который собрал полный зал зрителей. Юбилейный сезон, по их отзывам, завершился масштабно и ярко.

  • Хором вместе с хором 17.07.2018

    Композицию «Самсон и Далила» из одноименной оперы женский состав хора Турецкого - «Soprano» - исполнял под раскаты грома. Как визиты коллектива в Караганду стали традицией, так же и дождь, который всегда сопровождает их. Но это не влияет на то, что число зрителей растет в геометрической прогрессии.

  • Продолжение жизни 12.07.2018

    Память о человеке хранят его дела. Писателя, публициста и переводчика, члена Союза журналистов Казахстана Марала Хасена нет с нами почти два года, но труды его живут, обретая последователей и поклонников. Недавно вышла в свет книга «Жалғасқан ғұмыр» («Продолжение жизни»), в которой собраны его произведения, статьи и воспоминания о нем.

  • Созвездие голосов 12.07.2018

    Визиты знаменитого хора Турецкого в Казахстан становятся традицией: каждое лето коллектив скрашивает отдых наших соотечественников. Уже скоро они снова выступят на набережной карагандинского Центрального парка: случится это 14 июля в 20.00, а Михаил Турецкий в этот раз приедет к нам с коллективом «Soprano», который называют женским лицом современной России.

  • Когда поет душа 10.07.2018

    Ансамбль «Ардагерлер» Актогайского района отметил свое 20-летие.

    Уроженцы Актогая занимают особое место в культуре Казахстана. Ни для кого не секрет, что люди, выросшие на берегах реки Токырауын, отличаются особым талантом и музыкальным даром. 

  • Долгожданное «Лето» 05.07.2018

    В Карагандинском академическом театре музыкальной комедии с успехом прошла премьера оперетты Лайоша Лайтаи «Лето любви». Эта постановка была показана за месяц до завершения юбилейного 45-го театрального сезона. Ею, кроме того, был ознаменован и юбилей примы КАТМК, заслуженного деятеля Казахстана, лауреата международных конкурсов Елены Филинковой.