26 апреля 2018 года 623

Только страсть должна выводить вас на сцену!

Автор: Галина ПОЛИЩУК, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины, ученица Валентины Ипатовой

Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.


А в старейшей музыкальной школе Караганды при упоминании ее имени тут же говорят об оркестре, который задолго до создания филармонического симфонического оркестра в городе собрали из педагогов музыкальной школы и училища для балетных спектаклей Ипатовой. И многие студенты музучилища начинали тогда свой опыт игры в оркестре с балетных партитур. Кому-то повезло начать сразу с «Лебединого озера», кто-то называет незабываемое «Болеро» Равеля.
В круг ее друзей входили артисты Русского драматического театра им. К.С. Станиславского и Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, которые даже не скрывали, что ревностно относятся к ее успеху у зрителей и вниманию рецензентов к балетным премьерам. Становлению театральной критики в городе тоже дала импульс Ипатова.
В молодом городе, где не было… чего только не было здесь в то трудное послевоенное время - но были Мечта и Балерина, которая знала, как эту мечту претворить в жизнь. Только спустя годы стало возможно оценить человеческий и творческий масштаб личности Валентины Филипповны, глобальность того, что было ею совершено для города и его жителей, да и для республики. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева стал неожиданной радостью для города. Через год карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас - «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы. И балет стал уже в городе самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет, который вырос у нас на глазах.
А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и - раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить - убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам.
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они до сих пор с волнением в голосе вспоминают о том, как публика не отпускала их со сцены и после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз (!) вызывала на поклон.
Наверное, ученики все-таки хорошо усвоили главный урок Ипатовой: «Только страсть должна выводить вас на сцену!». Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным.
Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить…». Бывшая артистка фронтовой бригады, она легко находила общий язык с любым мужским коллективом. Надо сказать, это было еще то зрелище - взмокшие шахтеры и студенты в массовой татарской пляске с камчой из «Бахчисарайского фонтана» и маленькая балерина, вставшая на стул, которая управляет этим войском.
Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением.
Поэтому на многие годы она оставалась другом для своих учеников, уже ушедших со сцены. К ней ученики приводили своих детей, и балет по новому кругу всех объединял. Ее дом оставался местом притяжения и каждую весну традиционно собирал друзей Ипатовой и балета в день ее рождения. Свое предназначение она видела в служении балетному искусству, за что и получила звание заслуженной артистки КазССР и высшую награду СССР - орден Ленина.
Теперь ученики Ипатовой, выбравшие профессию хореографа, продолжают дело своего наставника - учат детей на хореографическом отделении карагандинской школы искусств № 2. А традицию отмечать весной балетный день ветераны карагандинского балета хотели бы превратить в ежегодный Балетный фестиваль, посвященный Валентине Ипатовой.
В этом году, отмечая 100-летие со дня рождения своего педагога, они предложили принять на сцене Дворца горняков выездной спектакль «Бахчисарайский фонтан» в исполнении балета «Астана Опера», чтобы афиша вновь напомнила о первом балетном спектакле Ипатовой в Караганде и была посвящена памятной дате. Ипатова не останавливалась, когда ей говорили - это нереально, а добивалась, чтобы в идею поверили. Нам все-таки есть еще чему учиться у нее.

 В Караганде в честь Валентины Филипповны прошла серия мероприятий. Первым стал вечер-портрет в гостиной кинотеатра «Сарыжайлау», прошедший 18 апреля - в день, когда ей бы исполнилось 100 лет. Через несколько дней в карагандинском Дворце культуры горняков состоялся вечер памяти, собравший вместе ее учеников. Со сцены ДК в этот день прозвучали воспоминания Нелли Мудровой, Вероники Савицкой, Елены Пашиной, Людмилы Дедуренко и многих других. Финалом вечера памяти стал балет «Щелкунчик» в исполнении учащихся хореографического отделения школы искусств № 2.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.