26 апреля 2018 года 450

Только страсть должна выводить вас на сцену!

Автор: Галина ПОЛИЩУК, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины, ученица Валентины Ипатовой

Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.


А в старейшей музыкальной школе Караганды при упоминании ее имени тут же говорят об оркестре, который задолго до создания филармонического симфонического оркестра в городе собрали из педагогов музыкальной школы и училища для балетных спектаклей Ипатовой. И многие студенты музучилища начинали тогда свой опыт игры в оркестре с балетных партитур. Кому-то повезло начать сразу с «Лебединого озера», кто-то называет незабываемое «Болеро» Равеля.
В круг ее друзей входили артисты Русского драматического театра им. К.С. Станиславского и Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, которые даже не скрывали, что ревностно относятся к ее успеху у зрителей и вниманию рецензентов к балетным премьерам. Становлению театральной критики в городе тоже дала импульс Ипатова.
В молодом городе, где не было… чего только не было здесь в то трудное послевоенное время - но были Мечта и Балерина, которая знала, как эту мечту претворить в жизнь. Только спустя годы стало возможно оценить человеческий и творческий масштаб личности Валентины Филипповны, глобальность того, что было ею совершено для города и его жителей, да и для республики. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева стал неожиданной радостью для города. Через год карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас - «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы. И балет стал уже в городе самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет, который вырос у нас на глазах.
А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и - раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить - убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам.
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они до сих пор с волнением в голосе вспоминают о том, как публика не отпускала их со сцены и после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз (!) вызывала на поклон.
Наверное, ученики все-таки хорошо усвоили главный урок Ипатовой: «Только страсть должна выводить вас на сцену!». Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным.
Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить…». Бывшая артистка фронтовой бригады, она легко находила общий язык с любым мужским коллективом. Надо сказать, это было еще то зрелище - взмокшие шахтеры и студенты в массовой татарской пляске с камчой из «Бахчисарайского фонтана» и маленькая балерина, вставшая на стул, которая управляет этим войском.
Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением.
Поэтому на многие годы она оставалась другом для своих учеников, уже ушедших со сцены. К ней ученики приводили своих детей, и балет по новому кругу всех объединял. Ее дом оставался местом притяжения и каждую весну традиционно собирал друзей Ипатовой и балета в день ее рождения. Свое предназначение она видела в служении балетному искусству, за что и получила звание заслуженной артистки КазССР и высшую награду СССР - орден Ленина.
Теперь ученики Ипатовой, выбравшие профессию хореографа, продолжают дело своего наставника - учат детей на хореографическом отделении карагандинской школы искусств № 2. А традицию отмечать весной балетный день ветераны карагандинского балета хотели бы превратить в ежегодный Балетный фестиваль, посвященный Валентине Ипатовой.
В этом году, отмечая 100-летие со дня рождения своего педагога, они предложили принять на сцене Дворца горняков выездной спектакль «Бахчисарайский фонтан» в исполнении балета «Астана Опера», чтобы афиша вновь напомнила о первом балетном спектакле Ипатовой в Караганде и была посвящена памятной дате. Ипатова не останавливалась, когда ей говорили - это нереально, а добивалась, чтобы в идею поверили. Нам все-таки есть еще чему учиться у нее.

 В Караганде в честь Валентины Филипповны прошла серия мероприятий. Первым стал вечер-портрет в гостиной кинотеатра «Сарыжайлау», прошедший 18 апреля - в день, когда ей бы исполнилось 100 лет. Через несколько дней в карагандинском Дворце культуры горняков состоялся вечер памяти, собравший вместе ее учеников. Со сцены ДК в этот день прозвучали воспоминания Нелли Мудровой, Вероники Савицкой, Елены Пашиной, Людмилы Дедуренко и многих других. Финалом вечера памяти стал балет «Щелкунчик» в исполнении учащихся хореографического отделения школы искусств № 2.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под прессом современности 17.11.2018

    Спустя четыре года Караганду вновь посетила выставка «World Press Photo» - экспозиция работ победителей самого престижного международного конкурса фотожурналистики. Каждый год независимое жюри из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ оценивает работы фотожурналистов всей планеты в девяти категориях.

     

  • Уникальные деньги 15.11.2018

    К дню Национальной валюты Республики Казахстан в литературно-мемориальном музее А. Кунанбаева в городе Абае была организована тематическая выставка «История национальной валюты - теңге».

  • Схватка с совестью 15.11.2018

    Философскую казахскую сказку и не менее поучительную историю под авторством кыргызского драматурга Женишгул Озубековой представили артисты Восточно-Казахстанского областного казахского театра в Караганде. Трехдневные гастроли состоялись в стенах Казахского областного драматического театра имени С. Сейфуллина.

  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.