26 апреля 2018 года 384

Только страсть должна выводить вас на сцену!

Автор: Галина ПОЛИЩУК, балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины, ученица Валентины Ипатовой

Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.


А в старейшей музыкальной школе Караганды при упоминании ее имени тут же говорят об оркестре, который задолго до создания филармонического симфонического оркестра в городе собрали из педагогов музыкальной школы и училища для балетных спектаклей Ипатовой. И многие студенты музучилища начинали тогда свой опыт игры в оркестре с балетных партитур. Кому-то повезло начать сразу с «Лебединого озера», кто-то называет незабываемое «Болеро» Равеля.
В круг ее друзей входили артисты Русского драматического театра им. К.С. Станиславского и Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, которые даже не скрывали, что ревностно относятся к ее успеху у зрителей и вниманию рецензентов к балетным премьерам. Становлению театральной критики в городе тоже дала импульс Ипатова.
В молодом городе, где не было… чего только не было здесь в то трудное послевоенное время - но были Мечта и Балерина, которая знала, как эту мечту претворить в жизнь. Только спустя годы стало возможно оценить человеческий и творческий масштаб личности Валентины Филипповны, глобальность того, что было ею совершено для города и его жителей, да и для республики. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева стал неожиданной радостью для города. Через год карагандинцы прочитали в газете ликующую новость: «У нас - «Лебединое озеро»!» и вновь пришли в театральный зал Дворца горняков на балет. Потом было приглашение молодого балетного коллектива в Москву, гастроли в Алматы. И балет стал уже в городе самым приоритетным из искусств, потому что это был свой балет, который вырос у нас на глазах.
А мы ее помним, скоренько вбегающую в класс с ворохом листочков с расписанием репетиций, оглядывающую нас поверх очков, кивок пианистке: начинаем и - раз, и - два…. Все было взахлеб, бегом, потому что тут замены, там костюмы, тут пуанты, все нужно было решить, связаться, заказать, а прежде выбить - убедить начальство, что все это необходимо. Потому что прежде чем дирекция Дворца горняков стала ее помощником и союзником, Валентина Филипповна прошла огонь скандалов и непонимания, воду горьких слез отчаяния и медные трубы первых успехов. Пожалуй, только гастроли в Кремле и отзывы всех центральных газет и журналов СССР заставили здесь, в Караганде, прислушаться к ее невероятно смелым, на грани невозможного идеям и проектам.
Гастроли в Балхаше, по Рудному Алтаю, в Каркаралинске. Не все эти географические точки тогда, в дотелевизионное время ведали про балетное искусство. Многие зрители видели балет на сцене впервые в жизни. Но самые незабываемые гастрольные впечатления ученики Ипатовой привезли как раз из глубинки. Они до сих пор с волнением в голосе вспоминают о том, как публика не отпускала их со сцены и после повтора на бис концертного номера еще семнадцать раз (!) вызывала на поклон.
Наверное, ученики все-таки хорошо усвоили главный урок Ипатовой: «Только страсть должна выводить вас на сцену!». Ипатова в классе была строгой, детям казалась даже суровой, как многие балетные педагоги имела острый профессиональный глаз, замечавший все, и острый язык, мгновенно переводивший в яркую метафору недостатки исполнения. Но, зная цену тяжелой работы в балетном классе, она умела разрядить шуткой напряжение. Чувство юмора было у нее отменным.
Особенно она любила работать с дуэтами, часто задавала сложные поддержки и азартно предлагала их освоить, лукаво добавляя: «Конечно, можно упростить…». Бывшая артистка фронтовой бригады, она легко находила общий язык с любым мужским коллективом. Надо сказать, это было еще то зрелище - взмокшие шахтеры и студенты в массовой татарской пляске с камчой из «Бахчисарайского фонтана» и маленькая балерина, вставшая на стул, которая управляет этим войском.
Она ценила талант, а многие из ее учеников были по-настоящему талантливы, и особенно высоко ценила трудолюбие и преданность искусству. Интуицией наделена была необычайной, видела все и понимала своих учеников, читала их настроение и душевное состояние. Удивительно прозорливо вела по репертуару и помогала творчески расти каждому из проявивших себя в ее классе. Валентина Филипповна лепила их сценическую судьбу с любовью и вдохновением.
Поэтому на многие годы она оставалась другом для своих учеников, уже ушедших со сцены. К ней ученики приводили своих детей, и балет по новому кругу всех объединял. Ее дом оставался местом притяжения и каждую весну традиционно собирал друзей Ипатовой и балета в день ее рождения. Свое предназначение она видела в служении балетному искусству, за что и получила звание заслуженной артистки КазССР и высшую награду СССР - орден Ленина.
Теперь ученики Ипатовой, выбравшие профессию хореографа, продолжают дело своего наставника - учат детей на хореографическом отделении карагандинской школы искусств № 2. А традицию отмечать весной балетный день ветераны карагандинского балета хотели бы превратить в ежегодный Балетный фестиваль, посвященный Валентине Ипатовой.
В этом году, отмечая 100-летие со дня рождения своего педагога, они предложили принять на сцене Дворца горняков выездной спектакль «Бахчисарайский фонтан» в исполнении балета «Астана Опера», чтобы афиша вновь напомнила о первом балетном спектакле Ипатовой в Караганде и была посвящена памятной дате. Ипатова не останавливалась, когда ей говорили - это нереально, а добивалась, чтобы в идею поверили. Нам все-таки есть еще чему учиться у нее.

 В Караганде в честь Валентины Филипповны прошла серия мероприятий. Первым стал вечер-портрет в гостиной кинотеатра «Сарыжайлау», прошедший 18 апреля - в день, когда ей бы исполнилось 100 лет. Через несколько дней в карагандинском Дворце культуры горняков состоялся вечер памяти, собравший вместе ее учеников. Со сцены ДК в этот день прозвучали воспоминания Нелли Мудровой, Вероники Савицкой, Елены Пашиной, Людмилы Дедуренко и многих других. Финалом вечера памяти стал балет «Щелкунчик» в исполнении учащихся хореографического отделения школы искусств № 2.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.