24 апреля 2018 года 609

Великий сын Алаша

Автор: Кабдулсамих АЙТХОЖИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева

Бухар жырау, как и другие жырау, прославившие казахскую литературу XV-XVIII веков, был мудрым наставником ханов. Ведь издавна к слову жырау, исполнявших также множество социальных функций в кочевом обществе, внимательно прислушивались в народе, с ними советовались по важнейшим вопросам.

Порой их почитали больше, чем самих ханов, так как жырау, обладавшие даром ясновидения и пророчества, слыли абызами - самыми мудрыми, вещими среди соплеменников, обладая знаниями, не доступными прочим смертным, в том числе и о послезавтрашнем дне. Они, хранившие в себе тайны бытия рода человеческого, как ярко показывает жизнь Бухар жырау, объясняли таинственные явления природы, толковали сны, разъясняли народные приметы, предсказывали ход политических, социальных и иных процессов.
По народным преданиям, когда Аблай и предводители ополчения собирались в поход, они шли к жырау, и те (чаще других - Бухар), предвидя исход, разрешали или запрещали осуществить задуманное. Жырау не только имели «право совета» при хане - за ними было решающее слово. При этом не только хан и его военачальники, но и предводители казахского ополчения обращались к ним: «Раз Кабанбай, Богенбай и другие батыры прибыли в ставку Аблая, - говорится в одном из преданий. - Они пошли к Бухару послушать, что он скажет, спросить, каков будет поход. И только когда Бухар разрешил, сели на коней».
Так, согласно преданию, Аблай хан наибольшее уважение и даже страх испытывал именно «перед Бухаром-прорицателем, в вещей песне раскрывающим людям будущее. Бухар предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны».
В частности, свидетельством веры Аблай хана в магическую силу предсказаний Бухара является прорицание жырау Аблай хану о судьбе разведывательных отрядов Джанатая и Богенбая, записанное Шоканом Уалихановым: «Аблай хан в одном набеге на джунгаров отправил вперед для разведывания 1000 человек, разделив на два отряда под начальством двух храбрых батыров: карабужур канджигалинца Джанатая и из того же рода Богенбая - старшего. Батыры долго не возвращались; Аблай начал беспокоиться не на шутку; о судьбе батыров спросил у барда (певца) своего Бухара жырау: «Что случилось с моими молодцами и отчего они так долго не возвращаются?» Бухар отвечал: «Джанатай пройдет через Талкын, Богенбай пройдет Кульджаном. А Хан-Баба назад прибежит. У Джанатаева Талкына проходы тесны и опасны». Джанатай мой в беду попался, думает Аблай. «Джанатай пойдет, пройдет в улусы и возьмет, от края оторвет. Джанатаем взятую белолицую девицу хан Аблай-султан да возьмет». Сам Аблай говорит, что только однажды, именно тогда, когда сбылось это предсказание, ему казалось, что «от радости макушка его задевает небо».
Действительно, как и предсказал Бухар жырау, Джанатай миновал Талкын, военную крепость около Хорезма. Богенбай попал в засаду, но, проявив ловкость и отвагу, как и батыр Кульджан, вырвался из рук врага. Бывший с ним хан Баба, сын знаменитого Барака, поплутав в степи, вернулся назад.
Ведь истинный поэт, по утверждению аль-Фараби, видит и слышит то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. При этом особый дар поэтической импровизации Бухара, поражавший многими прозрениями в будущее, в народе считали вещим. Современники поэта считали, что у Бухара волшебный язык, отмечал первый биограф и собиратель творческого наследия Бухар жырау, известный казахский просветитель, родной потомок поэта по материнской линии Мәшһүр Жүсіп Көпеев (1858-1931), он будто бы не говорил никогда просто, а всегда стихами, в рифму.
При этом поэт, «Әулие көмекей» («Святая гортань»), как Бухар жырау называли в народе, обладал уникальным даром превращать в поэзию все, что он видел, чувствовал, ощущал. «Во времена Бухара вплетение импровизированного стиха в повседневную разговорную речь было характерным для всех - в этой связи отмечается исследователями.
В таких условиях только особая импровизаторская одаренность могла выделить и выделила Бухара, на что и указывает прозвище «Әулие көмекей». Примечательно, что никого из его предшественников, ни из современников и впоследствии никого из казахских поэтов не называли в народе этим трепетным сочетанием - «Святая гортань».
Золотой страницей в жизни казахского народа названа встреча Бухар жырау с ханом Аблаем, видевшими свое общее призвание в том, чтобы верой и правдой служить своему народу в годы одного из труднейших периодов в его истории. Бухар жырау, поражавший соплеменников необъятной эрудицией, совершенством поэтической мысли и величием характера, прожил уже шестьдесят лет нелегкой жизни, когда среди правителей казахских жузов выдвинулся султан Аблай, приблизивший к себе знаменитого поэта. Бухар жырау увидел в Аблай хане историческую личность, обладавшую огромной внутренней силой, смело шедшую избранным путем, увлекая за собой многочисленные казахские роды и племена. В одном из посвящений Аблай хану поэт говорит:

Сидя на золотом троне,
Объединил все три жуза.
Сиротам, вдовам и бедным
Не делал никакого зла.
Справедливость была
твоим лозунгом,
Лишь добрыми делами
отличался ты.

С приходом к власти Аблай хана Бухар жырау, на плечи которого также легло нелегкое ответственное бремя - «восстановить связь времен», возвращается к государственным делам. Во времена грозных испытаний, выпавших на долю Алаша, для жырау на первом плане стоят национальные интересы, объединение разрозненных племен. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар жырау, отличавшийся независимостью суждений, играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа. «Он был не только акыном, - отмечал в этой связи видный казахский литературовед Е. Исмаилов, - но и вершителем судеб страны по очень многим вопросам». С этого времени Бухар был признан не только всеказахским жырау, но и стал наставником султана Аблая, а с 1771 года - главным советником хана Среднего жуза Аблая. Оба они, движимые патриотическими чувствами, мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство.
Бухар с поразительной проницательностью угадал политического гения Аблая, искренне поверив в его дар выдающегося государственного деятеля. Все творения Бухар жырау, адресованные Аблаю, по словам Мухтара Магауина: «по сути, посвящены всему народу Алаша. Эти искрометные, всегда несущие правду произведения быстро распространялись в стране, заучивались людьми; они не только восхваляли Аблая, но и поднимали дух казахов, служили укреплению национального самосознания, способствовали единению народа».

Взошла звезда удачи над тобой,
И повалил народ к тебе толпой,
И Алаши, твой
каждый жест любя,
Взирают, как на Бога, на тебя.
Кого накажешь, а кого простишь.
И жизнь твоя
- как утренняя тишь.
До поднебесных, голубых высот
Могущественный голос достает.

Разрабатывая основы дипломатической стратегии государства, Бухар, на основе детального осмысления геополитического положения и перспектив исторического развития Казахского ханства, советует Аблай хану выбрать путь мира и нейтрального самостоятельного политического развития страны, избегать крайностей и авантюризма во внешней политике. Благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Аблая при всемерной поддержке Бухар жырау, ратовавшего за политику сохранения мирного сосуществования и тесных дипломатических отношений с могущественными соседями - Российской империей и Цинской империей (Китаем) - самым большим государством Азии, Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство.
И прежде всего Бухар жырау всегда указывал на необходимость мира с Россией. Например, согласно одному из народных преданий, однажды Аблай собрал войско, чтобы напасть на русские пограничные крепости. Бухар жырау выступил против этого плана, старался остановить хана, не отступавшего от своего первоначального военного плана.

Откуда смелость взял,
чтобы, смеша детей,
Запальчиво идти
на штурм крепостей?
Ты жалок и смешон
с затылка до пяты -
И пятки Кабанбая ведь
не стоишь ты.
Ты вздора не мели,
воришка, мелкий плут,
На русских не зови
в поход наш мирный люд!

После этих гневных слов, высказанных в лицо Аблай хану, Бухар покинул его и со своими приближенными перекочевал к большому соленому озеру недалеко от Иртыша. Поставив юрту, он находился здесь до тех пор, пока Аблай хан не послал к нему людей с сообщением, что отказывается от намерений военного похода.
Необходимость мирной политики Аблай хана, установления дружественных отношений с соседями отражают и следующие строки Бухар жырау:

Нет жарче костра,
коль из колючки зажжен,
Нет лучше калмычки
средь самых прекрасных из жен.
И лучшей земли,
чем казахская, помните, нету.
И имейте друзей
по всему необъятному свету!

Аблай хан со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, подлинного певца своего народа, истинного выразителя его дум и чаяний. Зная настоящую цену суеверному уважению, с каким его подданные относились к Бухару, Аблай прибегает к услугам своего советника для налаживания отношений с вышедшими из-под власти хана племенами и родами Алаша. Ведь и Бухар жырау мечтает об объединении разрозненных племен казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Аблай хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет неустанную борьбу за укрепление сильной и авторитетной централизованной ханской власти. И авторитет Бухара-советника признается Аблай ханом как «нечто узаконенное обычаем и неоспоримое, - отмечается исследователями. - Словом, влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика».

(Продолжение следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В стиле эпохи ханов 22.09.2018

    Жырау в казахской степи был больше, чем поэт. Этот статус могли носить люди, обладающие талантами философа, историка, политика и в некотором смысле даже провидца. Бывало, что они даже руководили отдельными племенами. Поэты со всей республики недавно имели возможность попробовать себя в качестве жырау на поэтическом конкурсе «Өлең сөздің данасы».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 20.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08., 6.09., 8.09. и 11.09.2018 г.)

    В 1931 году из Акмолинска через Киевку в совхоз «Маржанкульский» провели телефонную линию. С первого сентября 1930 года создана почтовая райконтора и установлено регулярное почтовое движение по тракту Акмолинск - Киевка - Казгородок. В Киевке работали школа первой ступени, пункт ликвидации неграмотности, изба-читальня, потребкооперация, несколько лавок сельхозснаба, маслозавод, мельница. По отчетным данным, за 1931 год в Нуринском районе было 15 партийных ячеек (198 членов ВКП (б) и 198 кандидатских групп (224 кандидата в члены ВКП (б). Комсомольцев было 711 человек.

  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе.