10 апреля 2018 года 573

Цена потерянного времени

Автор: Наталья ПРУС

Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

Мы хотим в обычный класс
В отделе образования города Караганды на происходящие инклюзивные процессы в учебных учреждениях смотрят оптимистично. Сегодня в 20 средних общеобразовательных школах, в 97 классах, созданы условия для включения в учебу более 130 детей. 233 ребенка охвачены специальным образованием в пяти учреждениях. В детских садах есть специальные группы для детей с нарушением зрения (167 человек), речи (697 ), интеллекта (20), с задержкой психического развития (52). Инклюзивные группы открыты в детских садах «Алмагуль» и «Айналайын», где воспитываются 19 ребят.
Коррекционную помощь в логопедических кабинетах в 14 детских садах получают 414 детей, а в 36 школах - 1200 учащихся. Вместе с тем в этом учебном году для создания условий для обучения в инклюзивных классах появилась необходимость выделения дополнительных ставок узких специалистов. Так, в 13 школ пришли дефектологи, в пять - логопеды, в три - психологи. В СШ № 42 приняли на 0, 25 ставки олигофренопедагога для обучения одного ребенка.
За четыре года процент обеспеченных пандусами карагандинских школ и дошкольных организаций вырос с 39,3% до 45,8%. В этом году ожидается установка пандусов и подъемников еще в семи организациях образования, тогда общий доступ будет составлять 51, 1 процента. Помимо этого, прошлым летом на нескольких объектах во время ремонта пандусы, которые не соответствовали СНИПам, были перестроены.

Поделить на всех, если не хватает
- Для наших детей очень важна ранняя диагностика и реабилитация, - говорили родители на встрече, - но о них приходится только мечтать. Самыми больными вопросами остаются нехватка кабинетов психолого-педагогической коррекции и длинные очереди в коррекционные группы детских садов и областной реабилитационный центр «Үмiт». Сроки коррекционной поддержки детей сокращены до трех месяцев.
Одна из мам рассказала, что после рождения особенного ребенка сразу встала на очередь в коррекционную группу детского сада «Куаныш», но так и не дождалась, когда она подойдет (в настоящий момент ее сыну уже шесть с половиной лет). Семья надеялась реабилитировать ребенка в ОРЦ «Үмiт», но после прохождения ОПМПК и направления ребенка в центр снова целый год ждала туда приглашения. В итоге из трех выделенных на коррекцию здоровья месяцев два - сын привыкал к новой обстановке, а месяц из-за болезни лежал в стационаре, причем это время, пропущенное по уважительной причине, ему не восстановили.
Еще 1 сентября прошлого года, напомнили родители, на Юго-Востоке Караганды приняли в эксплуатацию новую школу-интернат для детей с нарушением зрения, где большой корпус отдали под расширение реабилитационного центра «Үмiт». Но до сих пор отделение не работает, хотя оно могло уменьшить очередность вдвое.
- Сеть кабинетов ППК расширяется, - отметили представители городского отдела образования, - Если в течение многих лет в Карагандинской области функционировали только три кабинета коррекции - в Караганде, Жанааркинском и Осакаровском районах, то сейчас они действуют в Жезказгане и Шахтинске, а скоро откроются в Темиртау и Каркаралинске.
Кабинет психолого-педагогической коррекции в Караганде (на базе СОШ №№ 10 и 48) за год охватывает около 150 детей. На очереди для получения помощи стоят 85 детей. И сокращение сроков коррекционной поддержки - вынужденная мера с целью большего охвата нуждающихся.
В отделе образования сообщили, что сейчас решается вопрос о расширении штатного расписания карагандинского кабинета с тем, чтобы специалисты принимали полный рабочий день, а не до обеда. Дополнительные КППК в городе - это необходимость, но пока для них нет свободных помещений.
- Сегодня сроки пребывания детей специальные учреждения определяют сами, - прокомментировала руководитель ОПМПК Жанар Ержолова. - По стандарту оказания услуг их продолжительность от 3 до 12 месяцев. Для детей, которые направляются в кабинет коррекции и имеют сложные ментальные и речевые нарушения, трех месяцев для реабилитации недостаточно. Ребенок за это время успевает лишь адаптироваться и получить первоначальные основы учебного поведения.
Советник акима Карагандинской области по делам инвалидов Александр Ивкин предложил чиновникам от образования искать выход из создавшейся ситуации не в сокращении срока коррекционной поддержки, а в правильном расчете потребностей населения. И если для этого не хватает финансовых средств, нужно пересматривать бюджет города, обращаться к депутатам. Упущенное время в реабилитации особенных детей в будущем дорого обходится и детям и родителям, и государству.

Чем точнее маршрут, тем ближе цель
Инклюзивное образование в Казахстане требует обновления программ. Клара Даупбаева, директор ОСШ № 27, являющейся областным ресурсным центром и республиканской площадкой в этом направлении, подчеркнула, что сегодня трудности возникают с критериальным оцениванием особенных детей. Ребенку с ментальными нарушениями многие предметы не нужны, здесь основной упор делается на социализацию, уроки технологии, дополнительное образование и начальное трудовое обучение.
Ресурсный центр на базе ОСШ №27 обеспечивает консультативной помощью педагогов города и области. В то же время в учреждении учатся 120 детей, и на каждого разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Специалистам и учителям приходится совмещать основную работу с исследовательской деятельностью, а это дополнительная нагрузка. В идеале ресурсный центр должен иметь отдельный штат специалистов.
По словам организатора мероприятия, депутата Карагандинского городского маслихата и руководителя ЦПДИ «Лучик надежды" Татьяны Кравченко, все поступившие в ходе круглого стала предложения взяты на карандаш и не останутся без внимания.
А родителям, которые стремятся сегодня перевести особенных детей на надомное обучение, еще раз напомнили: если ранее законодательство позволяло обучать «инклюзивных» детей только по общеобразовательной программе, то теперь и по индивидуальной программе тоже. А это значит, что дети с нарушением интеллекта, легкой и умеренной умственной отсталостью могут прийти в инклюзивный класс средней школы по месту жительства, если так решит семья.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Снять барьеры 17.01.2019

    Всем известно, что улучшить навыки в изучении языка эффективнее всего можно в разговорной среде. Ресурсный языковой центр при управлении по развитию языков Карагандинской области и наша Ассамблея народа Казахстана это понимают, а потому запускают разговорный клуб «Мәміле», который призван совершенствовать знания наших земляков в казахском.

  • Вторая попытка 12.01.2019

    С недавнего времени у абитуриентов, не поступивших в вузы, появилась возможность реабилитироваться. Повторная сдача ЕНТ на платной основе состоится в Казахстане с 15 по 20 января. В Караганде тестирование пройдет 18 января в КарГУ и 18-19 января в КарГТУ.

  • Раньше, чем писать 10.01.2019

    Казахстанское образование ждет еще одно новшество. С этого года предмет «Информатика» будут преподавать с 1 класса.

  • Интеллектуальный ресурс 10.01.2019

    Пока одни школьники отдыхают на каникулах, другие участвуют в соревнованиях, которые, возможно, помогут им определиться с будущей профессией. В Караганде прошел областной этап республиканской олимпиады школьников по 15 общеобразовательным предметам, организованный управлением образования и региональным научно-практическим центром «Сарыарка дарыны».

  • Будущее металла 10.01.2019

    В Карагандинском государственном техническом университете прошел круглый стол на тему «Казахстанская Магнитка: от первого чугуна до цифровой металлургии». Мероприятие было посвящено вопросам истории, современного состояния и перспективам развития металлургии в Казахстане.

  • Есть чему учиться 05.01.2019

    Накануне Нового года совет общественности по развитию образования нашей области подвел итоги своей работы. Выездное заседание было проведено на базе Карагандинского индустриально-технологического колледжа.

  • Союз теории и практики 27.12.2018

    Заседание Совета по науке, инновациям и новым технологиям прошло на днях на базе Карагандинского экономического университета под председательством главы региона Ерлана Кошанова. Вместе с ректорами вузов и представителями промышленных предприятий здесь обсудили дальнейшее развитие сферы и наметили планы на будущий год.

  • Лучшие идеи в стране 27.12.2018

    В Астане, в библиотеке «Отырар» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, состоялась церемония награждения победителей республиканского конкурса «100 лучших идей студентов». В мероприятии приняли участие представители творческой интеллигенции, преподаватели, студенческая молодежь.