10 апреля 2018 года 452

Цена потерянного времени

Автор: Наталья ПРУС

Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

Мы хотим в обычный класс
В отделе образования города Караганды на происходящие инклюзивные процессы в учебных учреждениях смотрят оптимистично. Сегодня в 20 средних общеобразовательных школах, в 97 классах, созданы условия для включения в учебу более 130 детей. 233 ребенка охвачены специальным образованием в пяти учреждениях. В детских садах есть специальные группы для детей с нарушением зрения (167 человек), речи (697 ), интеллекта (20), с задержкой психического развития (52). Инклюзивные группы открыты в детских садах «Алмагуль» и «Айналайын», где воспитываются 19 ребят.
Коррекционную помощь в логопедических кабинетах в 14 детских садах получают 414 детей, а в 36 школах - 1200 учащихся. Вместе с тем в этом учебном году для создания условий для обучения в инклюзивных классах появилась необходимость выделения дополнительных ставок узких специалистов. Так, в 13 школ пришли дефектологи, в пять - логопеды, в три - психологи. В СШ № 42 приняли на 0, 25 ставки олигофренопедагога для обучения одного ребенка.
За четыре года процент обеспеченных пандусами карагандинских школ и дошкольных организаций вырос с 39,3% до 45,8%. В этом году ожидается установка пандусов и подъемников еще в семи организациях образования, тогда общий доступ будет составлять 51, 1 процента. Помимо этого, прошлым летом на нескольких объектах во время ремонта пандусы, которые не соответствовали СНИПам, были перестроены.

Поделить на всех, если не хватает
- Для наших детей очень важна ранняя диагностика и реабилитация, - говорили родители на встрече, - но о них приходится только мечтать. Самыми больными вопросами остаются нехватка кабинетов психолого-педагогической коррекции и длинные очереди в коррекционные группы детских садов и областной реабилитационный центр «Үмiт». Сроки коррекционной поддержки детей сокращены до трех месяцев.
Одна из мам рассказала, что после рождения особенного ребенка сразу встала на очередь в коррекционную группу детского сада «Куаныш», но так и не дождалась, когда она подойдет (в настоящий момент ее сыну уже шесть с половиной лет). Семья надеялась реабилитировать ребенка в ОРЦ «Үмiт», но после прохождения ОПМПК и направления ребенка в центр снова целый год ждала туда приглашения. В итоге из трех выделенных на коррекцию здоровья месяцев два - сын привыкал к новой обстановке, а месяц из-за болезни лежал в стационаре, причем это время, пропущенное по уважительной причине, ему не восстановили.
Еще 1 сентября прошлого года, напомнили родители, на Юго-Востоке Караганды приняли в эксплуатацию новую школу-интернат для детей с нарушением зрения, где большой корпус отдали под расширение реабилитационного центра «Үмiт». Но до сих пор отделение не работает, хотя оно могло уменьшить очередность вдвое.
- Сеть кабинетов ППК расширяется, - отметили представители городского отдела образования, - Если в течение многих лет в Карагандинской области функционировали только три кабинета коррекции - в Караганде, Жанааркинском и Осакаровском районах, то сейчас они действуют в Жезказгане и Шахтинске, а скоро откроются в Темиртау и Каркаралинске.
Кабинет психолого-педагогической коррекции в Караганде (на базе СОШ №№ 10 и 48) за год охватывает около 150 детей. На очереди для получения помощи стоят 85 детей. И сокращение сроков коррекционной поддержки - вынужденная мера с целью большего охвата нуждающихся.
В отделе образования сообщили, что сейчас решается вопрос о расширении штатного расписания карагандинского кабинета с тем, чтобы специалисты принимали полный рабочий день, а не до обеда. Дополнительные КППК в городе - это необходимость, но пока для них нет свободных помещений.
- Сегодня сроки пребывания детей специальные учреждения определяют сами, - прокомментировала руководитель ОПМПК Жанар Ержолова. - По стандарту оказания услуг их продолжительность от 3 до 12 месяцев. Для детей, которые направляются в кабинет коррекции и имеют сложные ментальные и речевые нарушения, трех месяцев для реабилитации недостаточно. Ребенок за это время успевает лишь адаптироваться и получить первоначальные основы учебного поведения.
Советник акима Карагандинской области по делам инвалидов Александр Ивкин предложил чиновникам от образования искать выход из создавшейся ситуации не в сокращении срока коррекционной поддержки, а в правильном расчете потребностей населения. И если для этого не хватает финансовых средств, нужно пересматривать бюджет города, обращаться к депутатам. Упущенное время в реабилитации особенных детей в будущем дорого обходится и детям и родителям, и государству.

Чем точнее маршрут, тем ближе цель
Инклюзивное образование в Казахстане требует обновления программ. Клара Даупбаева, директор ОСШ № 27, являющейся областным ресурсным центром и республиканской площадкой в этом направлении, подчеркнула, что сегодня трудности возникают с критериальным оцениванием особенных детей. Ребенку с ментальными нарушениями многие предметы не нужны, здесь основной упор делается на социализацию, уроки технологии, дополнительное образование и начальное трудовое обучение.
Ресурсный центр на базе ОСШ №27 обеспечивает консультативной помощью педагогов города и области. В то же время в учреждении учатся 120 детей, и на каждого разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Специалистам и учителям приходится совмещать основную работу с исследовательской деятельностью, а это дополнительная нагрузка. В идеале ресурсный центр должен иметь отдельный штат специалистов.
По словам организатора мероприятия, депутата Карагандинского городского маслихата и руководителя ЦПДИ «Лучик надежды" Татьяны Кравченко, все поступившие в ходе круглого стала предложения взяты на карандаш и не останутся без внимания.
А родителям, которые стремятся сегодня перевести особенных детей на надомное обучение, еще раз напомнили: если ранее законодательство позволяло обучать «инклюзивных» детей только по общеобразовательной программе, то теперь и по индивидуальной программе тоже. А это значит, что дети с нарушением интеллекта, легкой и умеренной умственной отсталостью могут прийти в инклюзивный класс средней школы по месту жительства, если так решит семья.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов.