10 апреля 2018 года 738

Цена потерянного времени

Автор: Наталья ПРУС

Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

Мы хотим в обычный класс
В отделе образования города Караганды на происходящие инклюзивные процессы в учебных учреждениях смотрят оптимистично. Сегодня в 20 средних общеобразовательных школах, в 97 классах, созданы условия для включения в учебу более 130 детей. 233 ребенка охвачены специальным образованием в пяти учреждениях. В детских садах есть специальные группы для детей с нарушением зрения (167 человек), речи (697 ), интеллекта (20), с задержкой психического развития (52). Инклюзивные группы открыты в детских садах «Алмагуль» и «Айналайын», где воспитываются 19 ребят.
Коррекционную помощь в логопедических кабинетах в 14 детских садах получают 414 детей, а в 36 школах - 1200 учащихся. Вместе с тем в этом учебном году для создания условий для обучения в инклюзивных классах появилась необходимость выделения дополнительных ставок узких специалистов. Так, в 13 школ пришли дефектологи, в пять - логопеды, в три - психологи. В СШ № 42 приняли на 0, 25 ставки олигофренопедагога для обучения одного ребенка.
За четыре года процент обеспеченных пандусами карагандинских школ и дошкольных организаций вырос с 39,3% до 45,8%. В этом году ожидается установка пандусов и подъемников еще в семи организациях образования, тогда общий доступ будет составлять 51, 1 процента. Помимо этого, прошлым летом на нескольких объектах во время ремонта пандусы, которые не соответствовали СНИПам, были перестроены.

Поделить на всех, если не хватает
- Для наших детей очень важна ранняя диагностика и реабилитация, - говорили родители на встрече, - но о них приходится только мечтать. Самыми больными вопросами остаются нехватка кабинетов психолого-педагогической коррекции и длинные очереди в коррекционные группы детских садов и областной реабилитационный центр «Үмiт». Сроки коррекционной поддержки детей сокращены до трех месяцев.
Одна из мам рассказала, что после рождения особенного ребенка сразу встала на очередь в коррекционную группу детского сада «Куаныш», но так и не дождалась, когда она подойдет (в настоящий момент ее сыну уже шесть с половиной лет). Семья надеялась реабилитировать ребенка в ОРЦ «Үмiт», но после прохождения ОПМПК и направления ребенка в центр снова целый год ждала туда приглашения. В итоге из трех выделенных на коррекцию здоровья месяцев два - сын привыкал к новой обстановке, а месяц из-за болезни лежал в стационаре, причем это время, пропущенное по уважительной причине, ему не восстановили.
Еще 1 сентября прошлого года, напомнили родители, на Юго-Востоке Караганды приняли в эксплуатацию новую школу-интернат для детей с нарушением зрения, где большой корпус отдали под расширение реабилитационного центра «Үмiт». Но до сих пор отделение не работает, хотя оно могло уменьшить очередность вдвое.
- Сеть кабинетов ППК расширяется, - отметили представители городского отдела образования, - Если в течение многих лет в Карагандинской области функционировали только три кабинета коррекции - в Караганде, Жанааркинском и Осакаровском районах, то сейчас они действуют в Жезказгане и Шахтинске, а скоро откроются в Темиртау и Каркаралинске.
Кабинет психолого-педагогической коррекции в Караганде (на базе СОШ №№ 10 и 48) за год охватывает около 150 детей. На очереди для получения помощи стоят 85 детей. И сокращение сроков коррекционной поддержки - вынужденная мера с целью большего охвата нуждающихся.
В отделе образования сообщили, что сейчас решается вопрос о расширении штатного расписания карагандинского кабинета с тем, чтобы специалисты принимали полный рабочий день, а не до обеда. Дополнительные КППК в городе - это необходимость, но пока для них нет свободных помещений.
- Сегодня сроки пребывания детей специальные учреждения определяют сами, - прокомментировала руководитель ОПМПК Жанар Ержолова. - По стандарту оказания услуг их продолжительность от 3 до 12 месяцев. Для детей, которые направляются в кабинет коррекции и имеют сложные ментальные и речевые нарушения, трех месяцев для реабилитации недостаточно. Ребенок за это время успевает лишь адаптироваться и получить первоначальные основы учебного поведения.
Советник акима Карагандинской области по делам инвалидов Александр Ивкин предложил чиновникам от образования искать выход из создавшейся ситуации не в сокращении срока коррекционной поддержки, а в правильном расчете потребностей населения. И если для этого не хватает финансовых средств, нужно пересматривать бюджет города, обращаться к депутатам. Упущенное время в реабилитации особенных детей в будущем дорого обходится и детям и родителям, и государству.

Чем точнее маршрут, тем ближе цель
Инклюзивное образование в Казахстане требует обновления программ. Клара Даупбаева, директор ОСШ № 27, являющейся областным ресурсным центром и республиканской площадкой в этом направлении, подчеркнула, что сегодня трудности возникают с критериальным оцениванием особенных детей. Ребенку с ментальными нарушениями многие предметы не нужны, здесь основной упор делается на социализацию, уроки технологии, дополнительное образование и начальное трудовое обучение.
Ресурсный центр на базе ОСШ №27 обеспечивает консультативной помощью педагогов города и области. В то же время в учреждении учатся 120 детей, и на каждого разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Специалистам и учителям приходится совмещать основную работу с исследовательской деятельностью, а это дополнительная нагрузка. В идеале ресурсный центр должен иметь отдельный штат специалистов.
По словам организатора мероприятия, депутата Карагандинского городского маслихата и руководителя ЦПДИ «Лучик надежды" Татьяны Кравченко, все поступившие в ходе круглого стала предложения взяты на карандаш и не останутся без внимания.
А родителям, которые стремятся сегодня перевести особенных детей на надомное обучение, еще раз напомнили: если ранее законодательство позволяло обучать «инклюзивных» детей только по общеобразовательной программе, то теперь и по индивидуальной программе тоже. А это значит, что дети с нарушением интеллекта, легкой и умеренной умственной отсталостью могут прийти в инклюзивный класс средней школы по месту жительства, если так решит семья.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.