10 апреля 2018 года 240

Цена потерянного времени

Автор: Наталья ПРУС

Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

Мы хотим в обычный класс
В отделе образования города Караганды на происходящие инклюзивные процессы в учебных учреждениях смотрят оптимистично. Сегодня в 20 средних общеобразовательных школах, в 97 классах, созданы условия для включения в учебу более 130 детей. 233 ребенка охвачены специальным образованием в пяти учреждениях. В детских садах есть специальные группы для детей с нарушением зрения (167 человек), речи (697 ), интеллекта (20), с задержкой психического развития (52). Инклюзивные группы открыты в детских садах «Алмагуль» и «Айналайын», где воспитываются 19 ребят.
Коррекционную помощь в логопедических кабинетах в 14 детских садах получают 414 детей, а в 36 школах - 1200 учащихся. Вместе с тем в этом учебном году для создания условий для обучения в инклюзивных классах появилась необходимость выделения дополнительных ставок узких специалистов. Так, в 13 школ пришли дефектологи, в пять - логопеды, в три - психологи. В СШ № 42 приняли на 0, 25 ставки олигофренопедагога для обучения одного ребенка.
За четыре года процент обеспеченных пандусами карагандинских школ и дошкольных организаций вырос с 39,3% до 45,8%. В этом году ожидается установка пандусов и подъемников еще в семи организациях образования, тогда общий доступ будет составлять 51, 1 процента. Помимо этого, прошлым летом на нескольких объектах во время ремонта пандусы, которые не соответствовали СНИПам, были перестроены.

Поделить на всех, если не хватает
- Для наших детей очень важна ранняя диагностика и реабилитация, - говорили родители на встрече, - но о них приходится только мечтать. Самыми больными вопросами остаются нехватка кабинетов психолого-педагогической коррекции и длинные очереди в коррекционные группы детских садов и областной реабилитационный центр «Үмiт». Сроки коррекционной поддержки детей сокращены до трех месяцев.
Одна из мам рассказала, что после рождения особенного ребенка сразу встала на очередь в коррекционную группу детского сада «Куаныш», но так и не дождалась, когда она подойдет (в настоящий момент ее сыну уже шесть с половиной лет). Семья надеялась реабилитировать ребенка в ОРЦ «Үмiт», но после прохождения ОПМПК и направления ребенка в центр снова целый год ждала туда приглашения. В итоге из трех выделенных на коррекцию здоровья месяцев два - сын привыкал к новой обстановке, а месяц из-за болезни лежал в стационаре, причем это время, пропущенное по уважительной причине, ему не восстановили.
Еще 1 сентября прошлого года, напомнили родители, на Юго-Востоке Караганды приняли в эксплуатацию новую школу-интернат для детей с нарушением зрения, где большой корпус отдали под расширение реабилитационного центра «Үмiт». Но до сих пор отделение не работает, хотя оно могло уменьшить очередность вдвое.
- Сеть кабинетов ППК расширяется, - отметили представители городского отдела образования, - Если в течение многих лет в Карагандинской области функционировали только три кабинета коррекции - в Караганде, Жанааркинском и Осакаровском районах, то сейчас они действуют в Жезказгане и Шахтинске, а скоро откроются в Темиртау и Каркаралинске.
Кабинет психолого-педагогической коррекции в Караганде (на базе СОШ №№ 10 и 48) за год охватывает около 150 детей. На очереди для получения помощи стоят 85 детей. И сокращение сроков коррекционной поддержки - вынужденная мера с целью большего охвата нуждающихся.
В отделе образования сообщили, что сейчас решается вопрос о расширении штатного расписания карагандинского кабинета с тем, чтобы специалисты принимали полный рабочий день, а не до обеда. Дополнительные КППК в городе - это необходимость, но пока для них нет свободных помещений.
- Сегодня сроки пребывания детей специальные учреждения определяют сами, - прокомментировала руководитель ОПМПК Жанар Ержолова. - По стандарту оказания услуг их продолжительность от 3 до 12 месяцев. Для детей, которые направляются в кабинет коррекции и имеют сложные ментальные и речевые нарушения, трех месяцев для реабилитации недостаточно. Ребенок за это время успевает лишь адаптироваться и получить первоначальные основы учебного поведения.
Советник акима Карагандинской области по делам инвалидов Александр Ивкин предложил чиновникам от образования искать выход из создавшейся ситуации не в сокращении срока коррекционной поддержки, а в правильном расчете потребностей населения. И если для этого не хватает финансовых средств, нужно пересматривать бюджет города, обращаться к депутатам. Упущенное время в реабилитации особенных детей в будущем дорого обходится и детям и родителям, и государству.

Чем точнее маршрут, тем ближе цель
Инклюзивное образование в Казахстане требует обновления программ. Клара Даупбаева, директор ОСШ № 27, являющейся областным ресурсным центром и республиканской площадкой в этом направлении, подчеркнула, что сегодня трудности возникают с критериальным оцениванием особенных детей. Ребенку с ментальными нарушениями многие предметы не нужны, здесь основной упор делается на социализацию, уроки технологии, дополнительное образование и начальное трудовое обучение.
Ресурсный центр на базе ОСШ №27 обеспечивает консультативной помощью педагогов города и области. В то же время в учреждении учатся 120 детей, и на каждого разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Специалистам и учителям приходится совмещать основную работу с исследовательской деятельностью, а это дополнительная нагрузка. В идеале ресурсный центр должен иметь отдельный штат специалистов.
По словам организатора мероприятия, депутата Карагандинского городского маслихата и руководителя ЦПДИ «Лучик надежды" Татьяны Кравченко, все поступившие в ходе круглого стала предложения взяты на карандаш и не останутся без внимания.
А родителям, которые стремятся сегодня перевести особенных детей на надомное обучение, еще раз напомнили: если ранее законодательство позволяло обучать «инклюзивных» детей только по общеобразовательной программе, то теперь и по индивидуальной программе тоже. А это значит, что дети с нарушением интеллекта, легкой и умеренной умственной отсталостью могут прийти в инклюзивный класс средней школы по месту жительства, если так решит семья.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Окно в Каталонию 12.06.2018

    Двенадцать сотрудников и преподавателей Карагандинского государственного индустриального университета прошли обучение в Испании в рамках программы «Эразмус+». КГИУ был единственным вузом из Казахстана наряду с другими участниками из университетов Италии, Китая, Малайзии, Марокко, Туниса, России и Японии. 

  • Технологическая модернизация Казахстана 12.06.2018

    В рамках ускоренной технологической модернизации страны одним из приоритетных элементов новой модели экономического роста стало высшее профессиональное образование. Подготовка конкурентоспособных специалистов для формирования новой индустрии, развития цифровых технологий связывается с серьезным повышением качества системы высшего технического образования, обновлением профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве, развитием вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

  • Диалектика межэтнической толерантности 09.06.2018

    Чем обусловлены успехи консолидации народов Казахстана? Это прежде всего умелое использование законов социальной философии: «рассвет и сближение наций». В связи с этим актуальными становятся исследования по выработке таких систем ценностных ориентаций, которые действительно сближают все культуры на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

  • Лучшие по профессии 09.06.2018

    Забота о профессиональном становлении подрастающего поколения является одной из важных задач на современном этапе развития общества. Необходимы поддержка и развитие природных дарований юношей и девушек, помощь в осознанном профессиональном самоопределении, освоении профессии и осуществлении профессионального самосовершенствования, умении управлять собственной карьерой. Выбору своего жизненного пути, повышению мотивации по выбору профессии, творческому самоопределению и самореализации способствуют проводимые различного рода конкурсы и чемпионаты.

  • Библиотека: новый век 07.06.2018

    В Астане прошел первый фестиваль организаций и сотрудников культуры и искусства «Рухани қазына», приуроченный к Дню работников культуры и искусства. Организовало его Министерство культуры и спорта РК, а одним из победителей фестиваля стал наш земляк Кайрат Рахим. Фестиваль «Рухани қазына» проводился с целью обмена опытом в культурно-досуговой сфере, трансляции лучших социо-культурных и образовательных практик, направленных на популяризацию народной культуры и укрепление имиджа региональных организаций. На открытии мероприятия состоялось заседание совета молодых писателей и поэтов при Министерстве культуры и спорта, мастер-классы, там же подвели итоги республиканского конкурса «Рухани қазына-2018» среди государственных музеев.

  • Уроки арабского 07.06.2018

    В апреле этого года преподаватель арабского языка кафедры археологии, этнологии и отечественной истории КарГУ им. Е.А. Букетова Галина Едгина прошла стажировку в Санкт-Петербургском государственном университете на восточном факультете. Галина Тлеубековна 15 лет назад окончила Санкт-Петербургский университет, а спустя время очутилась в стенах альма-матер - но уже не студенткой, а докторантом-стажером. Конечно, она была рада встрече с любимыми преподавателями и вспоминала учебу - прекрасное студенческое время. Занятия проходили интересно, в дружеской атмосфере, ей посчастливилось попасть на XL ежегодную сессию арабистов, посвященную 200-летию Азиатского музея Императорской Академии наук, а состоялась сессия в Новомихайловском дворце (Институт восточных рукописей). Там выступали известные деятели науки: Сергей Французов, Михаил Родионов, Павел Башарин, Николай Дьяков, Рамазан Мамедшахов, а также Яфья Юсиф Джамиль.

  • Деталька за деталькой 02.06.2018

    Робототехника - это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой. Внедрять робототехнику в ясли-саде «Алмагуль» начали с этого учебного года. Обучение роботоконструированию начинается во второй младшей группе, где дети в игровой форме в свободное от занятий время овладевают первичными навыками LEGO-конструирования.

  • Нет предела совершенству 29.05.2018

    Благодаря постоянному совершенствованию, метрология вносит большой вклад в инновационное развитие экономики, улучшая качество жизни населения. Об этом говорили во время круглого стола, организованного КФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», РГП «КазИнМетр», РГП «КазИнСТ», а также департаментом Комитета технического регулирования и метрологии КО.