10 апреля 2018 года 625

Амре по-голливудски

Автор: Анна СТРОКОВА

Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

Технически в «Амре» придраться не к чему - пусть у режиссера ленты Джеффа Веспы за плечами лишь короткометражки, снимать он умеет. Но на экране развернут только один эпизод из жизни легендарного самородка, покорившего Париж уникальным голосом.
Итак, картина с бюджетом в 2,8 миллиона долларов снята киностудией «Казахфильм» в Алматинской области и латвийской Риге. Для этого наш Минкульт совместно с кинопродюсером и инвестором Алидаром Утемуратовым объединился с голливудскими продюсерами и Джеффом Веспой. «Амре» повествует о яркой, короткой и таинственно оборвавшейся жизни певца, который первым представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и домбру на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках «ЭКСПО-1925» в Париже. Там 36-летний Кашаубаев как артист делегации СССР произвел фурор и завоевал серебряную медаль.
А по сюжету фильма он подружился с не менее легендарным Джорджем Гершвиным (его сыграл югослав Миха Родман) и другими знаменитыми вокалистами мирового масштаба. Роль Амре исполнил Санжар Мадиев, других героев сыграли Еркебулан Дайыров (Мустафа Шокай), британец Филип Броди (русский солист Леонид Собинов) и американка Эбби Корниш (певица из США Ли Эббот). Оператор ленты - Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград»), а сценарий принадлежит Бенжамину А. ван дер Вину («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). А поскольку сценарий писал иностранный автор, на экране неизбежна так называемая «голливудщина», хотя у фильма был авторитетный консультант, автор книг об Амре Кашаубаеве - заслуженный деятель РК Жаркын Шакаримов.
Конечно, Санжар Мадиев признавался, что это одна из самых важных его ролей. И, конечно, готовился он по максимуму - и литературу прочел, и на домбре играть научился, много общего в себе с Амре нашел. В интервью Санжар делился: «Людей, которые выходят вперед, постоянно тянут назад, и с Амре это произошло трагическим образом - я почувствовал его безысходность». Я всегда жду фильмы с Мадиевым, но в «Амре» ему будто не дали раскрыться, хотя у Веспы о нем были самые лучшие впечатления.
Поет Амре голосом нашего земляка, ведущего солиста Концертного объединения им. К. Байжанова Сержана Мусайына. Озвучивали песни в США - среди них «Балқадиша», «Үш дос», «Бес қарагер», «Дударай» и другие, всего - восемь. Голос Сержана в фильме звучит прекрасно, но его все равно маловато: похоже, камере были больше интересны другие исполнители, нежели Кашаубаев. Хотя от его пения у публики в кино слезы на глаза наворачиваются, а Сержана на премьере в кинотеатре «Сарыжайлау» приветствовали стоя.
Но вернемся к канонам. Традиционная схема байопика: вот главный герой Амре - немногословен, скромен, честен, справедлив; вот его товарищ Антон - он обязательно пожертвует собой; вот красавица Ли (а ля Мэрилин Монро) - она обязательно попытается спасти Амре; вот его соперники-солисты - они сначала завидуют, а потом поддержат; вот якобы злодей - алашординец Мустафа Шокай (за встречу с которым Амре впоследствии и преследовался НКВД); а вот абсолютное зло - это советская власть. Вообще советская власть часто стала выступать в кино абсолютным злом.
В одном из интервью Джефф Веспа отмечал, что «Амре» рассчитан на международный рынок, а потому имеет закономерные повороты сюжета (к примеру, романтическая линия главного героя и американки). Но что оставляет в замешательстве, так это язык общения Амре и его американских друзей без переводчика: то ли Кашаубаев выучил английский за считанные дни, то ли американцы хорошо говорили по-русски. Это смутило, как выяснилось, не только меня.
Еще одна спорная деталь - рваное повествование: едва Амре получает приглашение в Москву и на «ЭКСПО», мы уже видим дорогу. Как его готовили? Непонятно. И раз уж слоганом фильма стали слова: «Талант, который нельзя простить», можно было развить тему завистников еще с момента приглашения в Москву, ведь односельчане родного Семипалатинского края были крайне удивлены, что безвестный кучер вдруг приглашен в Париж.
Однако и плюсов в ленте хватает. Герой Санжара Мадиева обладает достаточным обаянием, чтобы зрительницы наслаждались просмотром: здесь и эстетичные крупные планы игры на домбре, и его загадочная «улыбка Моны Лизы», и преображение уютного чапана в элегантный костюм-тройку. И пока Амре исследует глазами концертный зал, его с интересом разглядывают европейские женщины. Прогулки по парижским крышам, романсы и сочинения Гершвина, вокальные партии солистов, казахские народные песни в исполнении главного героя (читайте - Сержана Мусайына), домбра и рок-н-ролл (экзотично, кстати) и, наконец, запись голоса Амре профессором университета Сорбонна - все это тоже относится к причинам, почему фильм стоит посмотреть.
И все-таки покоя не дает разница в отзывах: одни от «Амре» в восторге, другие проехались по картине за присутствие художественного вымысла. С одной стороны - куда без него? Зрителя нужно заинтересовать и удивить. С другой стороны, публика, особенно западная, наблюдая за неточным сюжетом, будет думать, что все так и было. На постерах и обложках дисков не помешала бы приписка «основано на реальных событиях»...

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Родовая легенда 08.12.2018

    Статистика утверждает, что настоящие гении рождаются раз в столетие. Век нынешний напрочь опровергает этот постулат: в Караганду постоянно приезжают гениальные музыканты 

  • «Золотой» концерт 08.12.2018

    Юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию Концертного объединения им. К. Байжанова, начались с выступления симфонического оркестра. Этот прославленный коллектив отмечает и свою маленькую дату - коллективу 35.

  • Место жительства- музей 08.12.2018

    Два года назад мы писали о выставке «В дар музею от доброго сердца», собравшей произведения наших мастеров, которые они подарили музею изобразительного искусства в 2015-2016 годах. Речь тогда шла о том, чтобы сделать такие выставки традиционными, и музей держит слово: здесь проходит еще одна экспозиция из этой серии, с новыми полотнами, но демонстрируются они до 10 декабря.

  • Печи из древности 06.12.2018

    Около 400 древних металлургических печей хранится в музее горно-металлургических работ в поселке Жезды Карагандинской области.

  • В общении с миром 06.12.2018

    В библиотеке поселка Топар накануне Международного дня инвалидов прошло праздничное мероприятие.

  • В лихие девяностые... 06.12.2018

    Трейлер нового фильма Акана Сатаева «Бизнесмены», конечно, подкупает: здесь и «крючки» есть, на которые зритель точно клюнет, и моменты драмы, чтобы ожидать таковой. В наших кинотеатрах картина уже идет, а ее старт был весьма успешным: уже в первую неделю фильм собрал 138 миллионов тенге.

  • На музейных подмостках 01.12.2018

    В зале областного музея изобразительного искусства прошел музыкально-поэтический вечер-конкурс «Рифмованные аккорды». Его организовала творческая студия «Твой остров», а гости и участники встречи на несколько часов погрузились в романтичную атмосферу.

  • Звезды Сарани 29.11.2018

    Прошедший в Доме культуры Сарани в ноябре очередной конкурс «Две звезды» стал важным событием не только в жизни студентов и преподавателей Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева, но и надолго запомнится жителям города.