10 апреля 2018 года 550

Амре по-голливудски

Автор: Анна СТРОКОВА

Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

Технически в «Амре» придраться не к чему - пусть у режиссера ленты Джеффа Веспы за плечами лишь короткометражки, снимать он умеет. Но на экране развернут только один эпизод из жизни легендарного самородка, покорившего Париж уникальным голосом.
Итак, картина с бюджетом в 2,8 миллиона долларов снята киностудией «Казахфильм» в Алматинской области и латвийской Риге. Для этого наш Минкульт совместно с кинопродюсером и инвестором Алидаром Утемуратовым объединился с голливудскими продюсерами и Джеффом Веспой. «Амре» повествует о яркой, короткой и таинственно оборвавшейся жизни певца, который первым представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и домбру на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках «ЭКСПО-1925» в Париже. Там 36-летний Кашаубаев как артист делегации СССР произвел фурор и завоевал серебряную медаль.
А по сюжету фильма он подружился с не менее легендарным Джорджем Гершвиным (его сыграл югослав Миха Родман) и другими знаменитыми вокалистами мирового масштаба. Роль Амре исполнил Санжар Мадиев, других героев сыграли Еркебулан Дайыров (Мустафа Шокай), британец Филип Броди (русский солист Леонид Собинов) и американка Эбби Корниш (певица из США Ли Эббот). Оператор ленты - Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград»), а сценарий принадлежит Бенжамину А. ван дер Вину («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). А поскольку сценарий писал иностранный автор, на экране неизбежна так называемая «голливудщина», хотя у фильма был авторитетный консультант, автор книг об Амре Кашаубаеве - заслуженный деятель РК Жаркын Шакаримов.
Конечно, Санжар Мадиев признавался, что это одна из самых важных его ролей. И, конечно, готовился он по максимуму - и литературу прочел, и на домбре играть научился, много общего в себе с Амре нашел. В интервью Санжар делился: «Людей, которые выходят вперед, постоянно тянут назад, и с Амре это произошло трагическим образом - я почувствовал его безысходность». Я всегда жду фильмы с Мадиевым, но в «Амре» ему будто не дали раскрыться, хотя у Веспы о нем были самые лучшие впечатления.
Поет Амре голосом нашего земляка, ведущего солиста Концертного объединения им. К. Байжанова Сержана Мусайына. Озвучивали песни в США - среди них «Балқадиша», «Үш дос», «Бес қарагер», «Дударай» и другие, всего - восемь. Голос Сержана в фильме звучит прекрасно, но его все равно маловато: похоже, камере были больше интересны другие исполнители, нежели Кашаубаев. Хотя от его пения у публики в кино слезы на глаза наворачиваются, а Сержана на премьере в кинотеатре «Сарыжайлау» приветствовали стоя.
Но вернемся к канонам. Традиционная схема байопика: вот главный герой Амре - немногословен, скромен, честен, справедлив; вот его товарищ Антон - он обязательно пожертвует собой; вот красавица Ли (а ля Мэрилин Монро) - она обязательно попытается спасти Амре; вот его соперники-солисты - они сначала завидуют, а потом поддержат; вот якобы злодей - алашординец Мустафа Шокай (за встречу с которым Амре впоследствии и преследовался НКВД); а вот абсолютное зло - это советская власть. Вообще советская власть часто стала выступать в кино абсолютным злом.
В одном из интервью Джефф Веспа отмечал, что «Амре» рассчитан на международный рынок, а потому имеет закономерные повороты сюжета (к примеру, романтическая линия главного героя и американки). Но что оставляет в замешательстве, так это язык общения Амре и его американских друзей без переводчика: то ли Кашаубаев выучил английский за считанные дни, то ли американцы хорошо говорили по-русски. Это смутило, как выяснилось, не только меня.
Еще одна спорная деталь - рваное повествование: едва Амре получает приглашение в Москву и на «ЭКСПО», мы уже видим дорогу. Как его готовили? Непонятно. И раз уж слоганом фильма стали слова: «Талант, который нельзя простить», можно было развить тему завистников еще с момента приглашения в Москву, ведь односельчане родного Семипалатинского края были крайне удивлены, что безвестный кучер вдруг приглашен в Париж.
Однако и плюсов в ленте хватает. Герой Санжара Мадиева обладает достаточным обаянием, чтобы зрительницы наслаждались просмотром: здесь и эстетичные крупные планы игры на домбре, и его загадочная «улыбка Моны Лизы», и преображение уютного чапана в элегантный костюм-тройку. И пока Амре исследует глазами концертный зал, его с интересом разглядывают европейские женщины. Прогулки по парижским крышам, романсы и сочинения Гершвина, вокальные партии солистов, казахские народные песни в исполнении главного героя (читайте - Сержана Мусайына), домбра и рок-н-ролл (экзотично, кстати) и, наконец, запись голоса Амре профессором университета Сорбонна - все это тоже относится к причинам, почему фильм стоит посмотреть.
И все-таки покоя не дает разница в отзывах: одни от «Амре» в восторге, другие проехались по картине за присутствие художественного вымысла. С одной стороны - куда без него? Зрителя нужно заинтересовать и удивить. С другой стороны, публика, особенно западная, наблюдая за неточным сюжетом, будет думать, что все так и было. На постерах и обложках дисков не помешала бы приписка «основано на реальных событиях»...

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».