10 апреля 2018 года 738

Амре по-голливудски

Автор: Анна СТРОКОВА

Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

Технически в «Амре» придраться не к чему - пусть у режиссера ленты Джеффа Веспы за плечами лишь короткометражки, снимать он умеет. Но на экране развернут только один эпизод из жизни легендарного самородка, покорившего Париж уникальным голосом.
Итак, картина с бюджетом в 2,8 миллиона долларов снята киностудией «Казахфильм» в Алматинской области и латвийской Риге. Для этого наш Минкульт совместно с кинопродюсером и инвестором Алидаром Утемуратовым объединился с голливудскими продюсерами и Джеффом Веспой. «Амре» повествует о яркой, короткой и таинственно оборвавшейся жизни певца, который первым представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и домбру на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках «ЭКСПО-1925» в Париже. Там 36-летний Кашаубаев как артист делегации СССР произвел фурор и завоевал серебряную медаль.
А по сюжету фильма он подружился с не менее легендарным Джорджем Гершвиным (его сыграл югослав Миха Родман) и другими знаменитыми вокалистами мирового масштаба. Роль Амре исполнил Санжар Мадиев, других героев сыграли Еркебулан Дайыров (Мустафа Шокай), британец Филип Броди (русский солист Леонид Собинов) и американка Эбби Корниш (певица из США Ли Эббот). Оператор ленты - Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград»), а сценарий принадлежит Бенжамину А. ван дер Вину («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»). А поскольку сценарий писал иностранный автор, на экране неизбежна так называемая «голливудщина», хотя у фильма был авторитетный консультант, автор книг об Амре Кашаубаеве - заслуженный деятель РК Жаркын Шакаримов.
Конечно, Санжар Мадиев признавался, что это одна из самых важных его ролей. И, конечно, готовился он по максимуму - и литературу прочел, и на домбре играть научился, много общего в себе с Амре нашел. В интервью Санжар делился: «Людей, которые выходят вперед, постоянно тянут назад, и с Амре это произошло трагическим образом - я почувствовал его безысходность». Я всегда жду фильмы с Мадиевым, но в «Амре» ему будто не дали раскрыться, хотя у Веспы о нем были самые лучшие впечатления.
Поет Амре голосом нашего земляка, ведущего солиста Концертного объединения им. К. Байжанова Сержана Мусайына. Озвучивали песни в США - среди них «Балқадиша», «Үш дос», «Бес қарагер», «Дударай» и другие, всего - восемь. Голос Сержана в фильме звучит прекрасно, но его все равно маловато: похоже, камере были больше интересны другие исполнители, нежели Кашаубаев. Хотя от его пения у публики в кино слезы на глаза наворачиваются, а Сержана на премьере в кинотеатре «Сарыжайлау» приветствовали стоя.
Но вернемся к канонам. Традиционная схема байопика: вот главный герой Амре - немногословен, скромен, честен, справедлив; вот его товарищ Антон - он обязательно пожертвует собой; вот красавица Ли (а ля Мэрилин Монро) - она обязательно попытается спасти Амре; вот его соперники-солисты - они сначала завидуют, а потом поддержат; вот якобы злодей - алашординец Мустафа Шокай (за встречу с которым Амре впоследствии и преследовался НКВД); а вот абсолютное зло - это советская власть. Вообще советская власть часто стала выступать в кино абсолютным злом.
В одном из интервью Джефф Веспа отмечал, что «Амре» рассчитан на международный рынок, а потому имеет закономерные повороты сюжета (к примеру, романтическая линия главного героя и американки). Но что оставляет в замешательстве, так это язык общения Амре и его американских друзей без переводчика: то ли Кашаубаев выучил английский за считанные дни, то ли американцы хорошо говорили по-русски. Это смутило, как выяснилось, не только меня.
Еще одна спорная деталь - рваное повествование: едва Амре получает приглашение в Москву и на «ЭКСПО», мы уже видим дорогу. Как его готовили? Непонятно. И раз уж слоганом фильма стали слова: «Талант, который нельзя простить», можно было развить тему завистников еще с момента приглашения в Москву, ведь односельчане родного Семипалатинского края были крайне удивлены, что безвестный кучер вдруг приглашен в Париж.
Однако и плюсов в ленте хватает. Герой Санжара Мадиева обладает достаточным обаянием, чтобы зрительницы наслаждались просмотром: здесь и эстетичные крупные планы игры на домбре, и его загадочная «улыбка Моны Лизы», и преображение уютного чапана в элегантный костюм-тройку. И пока Амре исследует глазами концертный зал, его с интересом разглядывают европейские женщины. Прогулки по парижским крышам, романсы и сочинения Гершвина, вокальные партии солистов, казахские народные песни в исполнении главного героя (читайте - Сержана Мусайына), домбра и рок-н-ролл (экзотично, кстати) и, наконец, запись голоса Амре профессором университета Сорбонна - все это тоже относится к причинам, почему фильм стоит посмотреть.
И все-таки покоя не дает разница в отзывах: одни от «Амре» в восторге, другие проехались по картине за присутствие художественного вымысла. С одной стороны - куда без него? Зрителя нужно заинтересовать и удивить. С другой стороны, публика, особенно западная, наблюдая за неточным сюжетом, будет думать, что все так и было. На постерах и обложках дисков не помешала бы приписка «основано на реальных событиях»...

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».

  • «Счастливая» поэзия 07.02.2019

    В областной библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча с российским поэтом Юрием Москалевым. Он рассказал о краткой антологии мировой поэзии «Стихи о счастье», над которой работал три года. Туда вошли, к слову, произведения Абая Кунанбаева.