31 марта 2018 года 522

Испытание сценой

Автор: Нина КРАМЕР

Когда можно заметить искру актерского таланта у ребенка? Как поддержать юное дарование, не разрушив хрупкий сосуд с творческим содержимым, и правильно направить маленькую звездочку? Завершился второй международный фестиваль «Театр-Творчество-Талант», в котором приняли участие юные артисты в возрасте от 6 лет. Аналогов ему пока не существует в Казахстане. Надо заметить, что даже самые юные покорители сцены принимали поражение без слез. Награжденных было много, как и самих участников: около 300 актеров от 6 до 25 лет состязались в двух номинациях - «Спектакль» и «Художественное слово». В этом году фестиваль, организаторами которого выступили творческий центр Думана Акима «Театр-Творчество-Талант» и карагандинская школа-искусств № 1, поддержал Фонд Первого Президента РК, выделив грант в рамках конкурса по поддержке творческих проектов.

Выступления конкурсантов оценивало жюри из числа преподавателей Казахского национального университета искусств, деятели культуры РК, Кыргызстана и России.
Фестиваль только еще набирает параметры международного, поэтому палитра участников была представлена в основном юными артистами из Казахстана, а точнее, из Караганды, Астаны и Алматы. Из 20 коллективов, соревновавшихся в номинации «Спектакль», только два иностранных - театральная студия «Этигэл» при детской музыкальной школе №8 города Улан-Удэ и театрально-образовательная лаборатория кукольников «ТОЛК» при Новосибирском государственном театральном институте. В номинации «Художественное слово» участвовали четверо студентов из Кемеровского государственного института культуры.
Именно они попросили начать церемонию награждения с минуты молчания, почтив память погибших в торговом центре «Зимняя вишня». Наталья Куриленко и Анастасия Ревнивец рассказали о том, что в тот день, когда начался пожар, они ехали в поезде практически без связи, волновались за родных и близких, довольствовались только какими-то обрывками информации. К счастью, никто из их близких не пострадал.
- Это ужасно осознавать, что я много раз бывала в этом торговом центре, живу рядом,- говорит Наталья Куриленко, студентка 3 курса Кемеровского института культуры. - Просто невозможно в это поверить. Может быть, я даже неблизко, но знаю людей, которые погибли. Город-то не такой уж и большой.
Не без потрясений добрались и участники из Улан-Удэ. В Новосибирске с ними не разрешили ехать дальше специалисту, отвечавшему за музыку.
- Может быть, у нее был кредит просрочен или еще что-то. Я даже не знаю, что случилось, - говорит Балма Дамбаева, руководитель студии «Этигэл». Мне пришлось попросить одну из мам, которая сопровождала детей, включать музыку на репетициях. Готовились к выступлению мы в гостиничных номерах, благо что площадь позволяла. Дома дети толком не ходили на репетиции, ведь сейчас конец четверти, готовились к контрольным урокам. Многие исполнители даже главных ролей не смогли поехать по материальным причинам. Мы привезли тех, кому родители смогли оплатить дорогу и проживание. Например, здесь в центральной роли мухи у нас играл мальчик, а вообще ее исполняет девочка.
Но, как оказалось, и парень успешно справился с ролью наглого насекомого, который предложил услуги охраны рабочим пчелам. В категории 11-13 лет студия представила мини-постановку по басне бурятского писателя Бато Базарона «Зугы» («Пчела»). Ребята и девчонки были одеты в костюмы с элементами национального стиля, отлично пели и станцевали народный танец. В незатейливой постановке юные артисты смогли показать красоту и богатство бурятской культуры, и, конечно, они делали это на родном языке. Вот только текст остался непонятым, потому что организаторы почему-то не использовали синопсис (изложение в краткой форме содержания) с переводом, присланный бурятской стороной. Детишек из Улан-Удэ наградили за занятое почетное второе место, денежный приз за которое не предусмотрен. Но Адиса Цыренова из этого же коллектива завоевала первое место и приз 50 000 тенге в номинации «Художественное слово» в возрастной категории 11-13 лет. Все ее конкуренты в этой возрастной категории получили только дипломы участников. К слову, обладатель «Гран-при» в этой номинации Сабыр Батырхан из КазНУИ (Астана) тоже был награжден призом в 50 000 тенге.
Вообще, организатор фестиваля Думан Аким в завершение награждения говорил о том, что в некоторых категориях участники не дотягивали не только до «Гран-при», но и до первого места. Член жюри Екатерина Максимова, художественный руководитель театра «ТОК. Команда Максимовой» из Санкт-Петербурга, тоже высказалась об уровне подготовки участников.
- Что касается организации, я хотела бы сказать спасибо большое тем, кто придумал этот конкурс. Как я поняла, все это держится на плечах небольшой команды молодых людей. Количество участников говорит, что это нужно, но профессиональная подготовка пока оставляет желать лучшего, - говорит Екатерина Максимова. - Я говорю об общем фоне. И пока сидела в жюри, размышляла о том, как сейчас учат будущих артистов, с чего начинают. Потому что я увидела много выдавленных эмоций, но вижу какие-то наигранные вещи. Такой наигрыш, например, студентам уже непозволителен. Очень мало искренних и честных выступлений. Может быть, вина здесь не столько самих ребят, сколько педагогов. К ним как раз большой разговор. Особенно я хотела бы пообщаться с педагогами детских коллективов. Работа с малышами - это большая ответственность, ведь нужно действовать очень аккуратно. Мы с коллегами говорили о том, что предварительный отбор в таких фестивалях просто необходим. В этот раз его не проводили, но это молодой фестиваль, он только встает на ноги.
Между тем некоторым участникам приходилось наступать на ноги, а то и на горло песне, поскольку регламент выступлений составлял всего 25 минут. Некоторым удалось скостить сюжет, например, потушить «Кошкин дом» и спасти со всем добром, дабы дальше не тянуть время. А кто-то метался прямо за сценой, пытаясь сократить бесценные минуты выступления. Галина Турчина, художественный руководитель курса «Актер театра русской драмы» колледжа им. Таттимбета, ребята которого завоевали «Гран-при» фестиваля со спектаклем «Наташина мечта», рассказала о том, как трудно было уместиться во временные рамки.
- Мы так и не уложились в регламент, - говорит Галина. - Думали, что нас за это накажут. Наш спектакль вообще рассчитан на 50 минут, перед нами выступал коллектив со спектаклем «Золушка». Так вот эту «Золушку» просто резко остановили и не дали доиграть до конца, а мы уже за кулисами стоим. И я заметалась, какую же сцену сократить? С девчонками решили убрать три минуты, но все равно не вместились в положенное время. Наш показ занял 33 минуты, к счастью, нас не остановили.
Денежный приз фестиваля за «Гран-при» в номинации «Спектакль» составил 100 тысяч тенге. Также была награждена исполнительница главной роли Наташи Алена Волох в номинации «Лучшая актерская работа». Галина Турчина считает, что полученные призы и грамоты помогут им в осуществлении новой задумки. Она полагает, что спектакль может участвовать в Международном фестивале современной драматургии в Екатеринбурге «Коляда-Plays”, в котором участвуют коллективы, поставившие пьесы знаменитого драматурга Николая Коляды и его учеников, коим является Ярослава Полинович, автор «Наташиной мечты».
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.

  • Испания. Дуэнде. Фламенко 29.12.2018

    Вечер испанской культуры подарила нашему городу студия фламенко «El Corazon». Такое мероприятие прошло впервые и собрало немало зрителей, с трудом поместившихся в залах областного музея изобразительного искусства.