29 марта 2018 года 553

Художник может всё

Автор: Нина КРАМЕР

Профессия театрального художника не заключается в узкой специализации, она дает возможность работать во многих областях искусства. Пример того - творческий путь нашего земляка, представителя этой профессии Игоря Баграмова. К Международному дню театра он приурочил свою персональную выставку, где собраны труды в рамках его основной работы и за ее «кулисами». Ее открытие состоялось в областном музее изобразительного искусства.

- Монументальное искусство, я считаю, это те же декорации, только выполненные в камне, - говорит Игорь Маратович. - Художник театра обязан уметь работать в скульптуре, и его профессионально этому обучают. Он также должен быть профессиональным модельером, по его эскизам шьются оригинальные костюмы к спектаклю. Эскизы нужно выполнять профессионально в технике акварель, гуашь, темпера. Художник должен показывать задумки своих спектаклей в макете и для этого делать чертежи и инженерные конструкции.
Также представителям этой многогранной профессии приходится все время работать с гримерами-пастижёрами. И на основе этих навыков они могут изготовлять для музеев гипсовые и восковые фигуры. Игорь Баграмов, кроме того что оформил несколько десятков спектаклей в театрах Караганды, участвовал в оформлении семи музеев в шахтерской столице и области. В том числе вместе с коллегами работал над созданием 25 фигур для музеев Карлага в Долинке и «АЛЖИРА» в Астане.
Восковых скульптур на выставке не было. Зато щедро были представлены работы в технике акварель, масло, пастель. Игорь Маратович даже решил поделиться своим мастерством с будущими художниками, которые только учатся на кафедре ИЗО и дизайна КарГУ им. Е.А. Букетова. Баграмов провел с ними мастер-классы: показал на примере, что такое миниатюра и как сделать из нее большую картину.
Но львиная доля работ, конечно же, была посвящена театру. На центральной стене выставки расположились портреты актеров Театра имени К.С. Станиславского в характерных гримах и костюмах, серии работ по оформлению постановок, макеты и плакаты для разных спектаклей.
Первым лицом с портрета, решившим поздравить автора выставки с открытием, стал российский режиссер Станислав Васильев.
- Сейчас я в Караганде по приглашению Театра им. Станиславского, - говорит Станислав Анатольевич. - Мы остановились на пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». Это будет современное решение всем известного произведения. А с Игорем Маратовичем я знаком уже более трех лет. Первая встреча произошла, когда мы вместе работали над спектаклем «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского. С тех пор мы дружим. И на портрете я изображен в раздумье над макетом этого спектакля. Узнаю себя, как и других актеров, в том числе и тех, кого с нами уже нет.
Высоко оценила директор областного музея изобразительного искусства Бибигуль Кудабаева портрет покойного Мингиша Абылкасова. По ее словам, Игорь Баграмов изобразил известного художника во время последнего его пленэра. Это очень трогает, ведь Мингиш Мауленович умер буквально с кистью в руке.
Оценили его работу в память о тех, кого с нами нет, члены совета ветеранов афганской войны. Председатель общественного объединения «Ардагер» Талгат Хасенов отметил, что Игорь Баграмов провел большую совместную с «афганцами» работу, по его эскизам созданы памятники, посвященные подвигу воинов-интернационалистов, установленные как в Караганде, так и районных центрах.
Игорь Маратович в свою очередь вспомнил, как сотрудничал с Талгатом Хасеновым, когда тот был начальником уголовного розыска.
- Мы, художники, очень много работаем и по раскрытию преступлений, - говорит Игорь Баграмов. – Например, делаем портреты со слов потерпевших - 15-минутные, очень сложные. С 1993 года из уголовного розыска по этому поводу обращались ко мне. Было очень приятно, когда дочь спрашивала меня потом: «Папа, ну что, раскрыли?» Я отвечал: «Да». И она говорила: «Папа, я тобой горжусь!»
Гордится знакомством с этим, как она выразилась, «универсальным человеком» искусствовед Лариса Золотарева. Он тоже написал портрет ее покойного супруга Александра Золотарева, вместе с которым они работали над созданием парка Победы на Юго-Востоке. По ее мнению, творческая молодежь должна знать и прислушиваться к таким людям, поэтому и привела своих студентов на выставку и мастер-класс.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.

  • Испания. Дуэнде. Фламенко 29.12.2018

    Вечер испанской культуры подарила нашему городу студия фламенко «El Corazon». Такое мероприятие прошло впервые и собрало немало зрителей, с трудом поместившихся в залах областного музея изобразительного искусства.