27 марта 2018 года 950

В память о великом кюйши

Автор: Нина КРАМЕР

Точная дата рождения одного из основателей казахской школы кобыза Курмангазы неизвестна, но сотрудники областной научной библиотеки имени Н. Гоголя сопоставили несколько источников и пришли к выводу, что именно в этом году следует отмечать его двухсотлетие.

Книжная выставка стала первым мероприятием в череде приуроченных к этой памятной дате. Организовали выставку сотрудники отдела литературы по искусству. По словам руководителя отдела Ирины Ротновой, в их распоряжении 34 тысячи книг, и большинство из них посвящено музыке. Около 40 экземпляров содержат информацию о Курмангазы.
- Это биографическая информация в различного рода энциклопедиях и сборниках, - говорит Ирина Ивановна. - Его партитуры в интерпретации отечественных композиторов Ахмета и Газизы Жубановых, а также различные статьи в периодических изданиях. Кроме выставки у нас запланирован ряд мероприятий, мы хотим посетить колледжи и провести беседы о Курмангазы с использованием интерактивных материалов с записями его кюев.
По другим данным, Курмангазы родился в 1823 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи.
В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает свое мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов.
Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской Орды (1836-1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кишкентай» («Малый») был посвящен народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако он никогда не сдавался. Сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга; существуют сведения, что ему приходилось сидеть в Иркутской тюрьме. Переживший скитания, оскорбления и преследования, кюйши создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле. Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры - филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах.
В 1862 году Курмангазы встречается с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Булбул» («Соловей») Курмангазы включил в свой репертуар. Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка», наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие. В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым в народе аксакалом, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству. Широко известные в то время домбристы - Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора - также считали себя учениками Курмангазы. Он умер в 1896 году, его похоронили в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ренессанс ценностей 17.01.2019

    Программная статья Главы государства «Рухани жаңғыру» дала мощный толчок развитию общества, затронув практически все сферы жизнедеятельности.

  • Рудное равноправие 15.01.2019

    О том, что горы Конырата скрывают под собой настоящий клад, знали местные кочевники. Но до 1928 года Конырат был не тронут, никто не брался осваивать его богатства в промышленном масштабе. Поэтому первооткрывателем месторождения считается геолог М.П. Русаков. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня открытия Коныратского месторождения.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 15.01.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г., 12,01 2019 г.)

    Первого апреля из Киевской РТС в штат совхоза зачислены 49 человек. В апреле же организована строительная бригада под началом Г. Федосюка. Подобран штат шоферов в количестве 18 человек. Среди первых...

  • Такая разная история 15.01.2019

    Подробности появления и развития отдельных этносов на территории Казахстана никогда не переставали интересовать молодежь, опытных ученых, просто любознательных казахстанцев разных возрастов и социальных групп.

  • Через годы, через расстоянья… 12.01.2019

    В 1851 году в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Кто бы мог подумать, что спустя годы история повторится.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 12.01.2019

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г.)

    Начало 1956 года черниговцы ознаменовали ударной работой в честь XX съезда КПСС. Черниговская МТС досрочно закончила ремонт тракторов и прицепного инвентаря. Такие передовики, как Варвара Годунова, Нуркен Айтуга...

  • Для души и красоты 29.12.2018

    Наталья Воротынская занимается выделкой кожи, войлока, изготавливает фигурки из полимерной глины, фарфора, шляпы из фетра, вяжет шерстяные палантины. В предновогодние дни у мастерицы работы - непочатый край.

  • Металл ошибок не прощает 27.12.2018

    На работе Марк Серов не думает о том, чтобы скорее уйти домой. В такие моменты он ощущает себя счастливым: свой труд - ювелирное дело - называет эстетическим, описывая его как нечто среднее между ремеслом и искусством - сложным, но очень красивым.