20 марта 2018 года 1523

По следам легенд

Роковые косы

Сарыбай и Карабай, друзья с детства, поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, во время охоты умирает Сарыбай. Проходит время. Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, повзрослев, воспылали взаимными чувствами.

Вероломный Карабай меняет планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы.

Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь в яму и держась за волосы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы - Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Старики рассказывают, что захоронение проросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы. Цветы, однако, недолго радовали глаз путника. Они поникли, почернели и засохли…

Мазар Козы Корпеша и Баян Сулу был построен близ аула Тансык Аягузского района Восточно-Казахстанской области. Он является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.

По мнению некоторых исследователей, этот памятник был воздвигнут в V-X вв., по мнению других - в X-XI вв. Общая высота мазара составляет 11,65 м, толщина стены - 1,86 м. Вход в мавзолей с востока имеет маленькие окна размером 0,7×0,5 см. Перед входом установлены попарно четыре скульптуры, которые изображают, согласно народному преданию, Козы Корпеша, Баян Сулу, её младшую сестру и сноху.

 

Жало в подвенечном наряде

 Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-Биби, дочь своего заклятого врага. Однажды, не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих.

 Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле, маленькую степную гадюку. Когда Айша стала одеваться, ее ужалила проклятая змея. Девушка потеряла сознание. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно.

На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан, одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, охраняя ее, молясь богу и прося у него прощения. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши. Десять веков мавзолеи Карахана и Айша-Биби были самыми высокими зданиями в Таразе. За набожность народ почитал  Карахана как святого. А это место стало называться «Аулие-Ата» - «Святой Отец».

Мавзолей Айша-Биби является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Он также является местом паломничества.

 

Реки любви

Чистые воды Балхаша хранят свои легенды, а на берегу этого изумрудного озера мало кто не бывал. Согласно преданиям, это место хранит память о двух любящих сердцах, которые не смогли жить друг без друга и навеки остались вместе, но разделенными.

 Жил в южных краях могучий хан Балхаш. Все дал ему Всевышний - табуны лошадей, отары овец, сундуки золота и драгоценных камней, подчинил его воле волшебные силы. Одного не дал ему - отцовского счастья.

Балхаш метался по степи со своими джигитами, на чьих доспехах запеклась кровь погубленных. В одном из таких набегов хан заглянул в разграбленную юрту: обитатели ее погибли, а на полу лежала маленькая девочка. Она протянула к нему ручки и залепетала что-то на своем детском языке. Балхаш забрал ребенка, и с тех пор называл ее своей дочерью - Или.

Более заботливого отца степь еще не знавала. Выросла девочка несравненной красавицей. Сотни слуг окружали дочь хана, и среди них горящими глазами и гордой осанкой выделялся Каратал. Именно его полюбила Или, но надежд на счастье у молодых не было.

По степи пролетела весть о том, что старый Балхаш ищет зятя. Лучшие джигиты собрались у хана. Тридцать дней и ночей длилась байга, и победил в ней самый смелый, выносливый, красивый и... бедный - Каратал. Старик приказал казнить юношу, но Каратал молнией подхватил Или, вскочил на коня и понесся прочь. Могуч был злой Балхаш: от его взгляда зеленая степь превратилась в сухую пустыню, задохнулся аргамак беглецов, но Каратал и Или бежали дальше. Балхаш не смог их догнать.

Полетели ветры, догнали Или и Каратала, подхватили, закружили в вихре, разорвали их объятия и унесли в разные стороны. Балхаш выкрикнул заклинание - превратились Или и Каратал в реки, потекли в разные стороны далеко друг от друга. А чтобы эти реки не соединились, Балхаш рухнул между ними седым от пенных волн озером.

И только волны тихо шелестят, вновь и вновь набегая на прибрежный песок, а чайки пронзительно кричат над водой, будто зовут за собой в далекую дымку голубого горизонта...

 

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ренессанс ценностей 17.01.2019

    Программная статья Главы государства «Рухани жаңғыру» дала мощный толчок развитию общества, затронув практически все сферы жизнедеятельности.

  • Рудное равноправие 15.01.2019

    О том, что горы Конырата скрывают под собой настоящий клад, знали местные кочевники. Но до 1928 года Конырат был не тронут, никто не брался осваивать его богатства в промышленном масштабе. Поэтому первооткрывателем месторождения считается геолог М.П. Русаков. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня открытия Коныратского месторождения.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 15.01.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г., 12,01 2019 г.)

    Первого апреля из Киевской РТС в штат совхоза зачислены 49 человек. В апреле же организована строительная бригада под началом Г. Федосюка. Подобран штат шоферов в количестве 18 человек. Среди первых...

  • Такая разная история 15.01.2019

    Подробности появления и развития отдельных этносов на территории Казахстана никогда не переставали интересовать молодежь, опытных ученых, просто любознательных казахстанцев разных возрастов и социальных групп.

  • Через годы, через расстоянья… 12.01.2019

    В 1851 году в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Кто бы мог подумать, что спустя годы история повторится.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 12.01.2019

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г.)

    Начало 1956 года черниговцы ознаменовали ударной работой в честь XX съезда КПСС. Черниговская МТС досрочно закончила ремонт тракторов и прицепного инвентаря. Такие передовики, как Варвара Годунова, Нуркен Айтуга...

  • Для души и красоты 29.12.2018

    Наталья Воротынская занимается выделкой кожи, войлока, изготавливает фигурки из полимерной глины, фарфора, шляпы из фетра, вяжет шерстяные палантины. В предновогодние дни у мастерицы работы - непочатый край.

  • Металл ошибок не прощает 27.12.2018

    На работе Марк Серов не думает о том, чтобы скорее уйти домой. В такие моменты он ощущает себя счастливым: свой труд - ювелирное дело - называет эстетическим, описывая его как нечто среднее между ремеслом и искусством - сложным, но очень красивым.