20 марта 2018 года 970

По следам легенд

Роковые косы

Сарыбай и Карабай, друзья с детства, поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, во время охоты умирает Сарыбай. Проходит время. Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, повзрослев, воспылали взаимными чувствами.

Вероломный Карабай меняет планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы.

Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь в яму и держась за волосы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы - Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Старики рассказывают, что захоронение проросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы. Цветы, однако, недолго радовали глаз путника. Они поникли, почернели и засохли…

Мазар Козы Корпеша и Баян Сулу был построен близ аула Тансык Аягузского района Восточно-Казахстанской области. Он является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.

По мнению некоторых исследователей, этот памятник был воздвигнут в V-X вв., по мнению других - в X-XI вв. Общая высота мазара составляет 11,65 м, толщина стены - 1,86 м. Вход в мавзолей с востока имеет маленькие окна размером 0,7×0,5 см. Перед входом установлены попарно четыре скульптуры, которые изображают, согласно народному преданию, Козы Корпеша, Баян Сулу, её младшую сестру и сноху.

 

Жало в подвенечном наряде

 Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-Биби, дочь своего заклятого врага. Однажды, не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих.

 Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле, маленькую степную гадюку. Когда Айша стала одеваться, ее ужалила проклятая змея. Девушка потеряла сознание. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно.

На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан, одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, охраняя ее, молясь богу и прося у него прощения. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши. Десять веков мавзолеи Карахана и Айша-Биби были самыми высокими зданиями в Таразе. За набожность народ почитал  Карахана как святого. А это место стало называться «Аулие-Ата» - «Святой Отец».

Мавзолей Айша-Биби является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Он также является местом паломничества.

 

Реки любви

Чистые воды Балхаша хранят свои легенды, а на берегу этого изумрудного озера мало кто не бывал. Согласно преданиям, это место хранит память о двух любящих сердцах, которые не смогли жить друг без друга и навеки остались вместе, но разделенными.

 Жил в южных краях могучий хан Балхаш. Все дал ему Всевышний - табуны лошадей, отары овец, сундуки золота и драгоценных камней, подчинил его воле волшебные силы. Одного не дал ему - отцовского счастья.

Балхаш метался по степи со своими джигитами, на чьих доспехах запеклась кровь погубленных. В одном из таких набегов хан заглянул в разграбленную юрту: обитатели ее погибли, а на полу лежала маленькая девочка. Она протянула к нему ручки и залепетала что-то на своем детском языке. Балхаш забрал ребенка, и с тех пор называл ее своей дочерью - Или.

Более заботливого отца степь еще не знавала. Выросла девочка несравненной красавицей. Сотни слуг окружали дочь хана, и среди них горящими глазами и гордой осанкой выделялся Каратал. Именно его полюбила Или, но надежд на счастье у молодых не было.

По степи пролетела весть о том, что старый Балхаш ищет зятя. Лучшие джигиты собрались у хана. Тридцать дней и ночей длилась байга, и победил в ней самый смелый, выносливый, красивый и... бедный - Каратал. Старик приказал казнить юношу, но Каратал молнией подхватил Или, вскочил на коня и понесся прочь. Могуч был злой Балхаш: от его взгляда зеленая степь превратилась в сухую пустыню, задохнулся аргамак беглецов, но Каратал и Или бежали дальше. Балхаш не смог их догнать.

Полетели ветры, догнали Или и Каратала, подхватили, закружили в вихре, разорвали их объятия и унесли в разные стороны. Балхаш выкрикнул заклинание - превратились Или и Каратал в реки, потекли в разные стороны далеко друг от друга. А чтобы эти реки не соединились, Балхаш рухнул между ними седым от пенных волн озером.

И только волны тихо шелестят, вновь и вновь набегая на прибрежный песок, а чайки пронзительно кричат над водой, будто зовут за собой в далекую дымку голубого горизонта...

 

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Большая модернизация 19.04.2018

    В Карагандинском государственном техническом университете прошла республиканская научная конференция «Вклад молодежной науки в реализацию Стратегии «Казахстан-2050», посвященная 65-летию КарГТУ. Обмен опытом, научное развитие студентов и молодых ученых, представление результатов исследовательской деятельности, а также обсуждение актуальных вопросов и проблем технологической модернизации стали основной целью встречи студентов и магистрантов Казахстана и России, которые прислали более шестисот научных докладов. 

  • С ориентиром в будущее 17.04.2018

    Птица Феникс, символизирующая духовное возрождение казахского народа, распростерла свои яркие крылья над его стремлением к изучению и сохранению национального культурно-генетического кода Казахстана. И потому вполне объяснимо, почему это мифологическое создание, способное к перерождению, стало символом программы «Рухани жаңғыру». Выставка-презентация, посвященная годовщине выхода программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», прошла в библиотеке Национального музея РК Астаны.

  • Хлеборобы Каркаралы 17.04.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 5, 7 и 10.04.2018 г.)

    Внимательно выслушали речь бригадира полеводческой бригады Жовнера Якова. В его бригаде число грамотных увеличилось на 3 человека. Десять колхозников стали ударниками. Лучший из них - Малородный Макар. Бригада первой закончила посевную, хлебоуборку и зяблевую вспашку. Перед собравшимися также выступил депутат секции революционной законности Абжалимов. Депутат сельскохозяйственной секции Кутищев Г.И. рассказал, что в целях агитации и пропаганды секция широко практиковала «выезды по бригадам с патефоном и газетами». 

  • Поэзия великих 17.04.2018

    В течение месяца в вузах и колледжах по всей области будут проходить поэтические состязания, творческие встречи, выставки, вечера поэзии и лекции о литературном творчестве. Молодые люди получат возможность узнать больше о вкладе и духовном наследии известных личностей казахстанской литературы. В регионе стартовал месячник, посвященный Всемирному дню поэзии, творчеству Абая Кунанбаева и 160-летию Шакарима Кудайбердиева.

  • Шанырак дружбы 14.04.2018

    В Темиртау прошел Территориальный форум Совета общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области, где было обсуждено создание Совета общественного согласия, который объединит этнокультурные центры, ветеранов и работников металлургического комбината, а также представителей всех национальностей, проживающих на территории не только нашего города, но и всей страны.

  • Настоящая энциклопедия страны 14.04.2018

    В академии «Болашак» состоялась презентация книги Нурсултана Назарбаева «Эра независимости», которая вышла в свет некоторое время назад. Первая информация о книге была опубликована на персональной странице Президента Казахстана и на сайте Акорды. После чего состоялась презентация в странах ближнего и дальнего зарубежья.

  • По следам ласточки 12.04.2018

    Как успешно развивать внутренний туризм, привлекая желающих прокатиться по интереснейшим местам области и страны, научат в центре «Карлыгаш». Недавно при одном из крупнейших туристических агентств Караганды открылся соответствующий учебный класс. Первые 10 жительниц нашего региона в рамках реализации госпрограмм «Рухани жаңғыру» и «Продуктивная занятость и массовое предпринимательство» получили возможность бесплатно освоить совершенно новые для себя профессии - экскурсовод и турагент. Кроме того, всем полагается стипендия на весь период обучения.

  • Хлеборобы Каркаралы 10.04.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 5 и 7.04.2018 г.)

    Комсомольская ячейка колхоза выпускала свою стенгазету. Активными членами ВЛКСМ были Костенко Клавдия и Желябин Петр, который вместе с Чернышевым Константином был в мае делегирован на съезд ударников района в Каркаралинск. Ударниками молочно-товарной фермы являлись Кривенко Евдокия, Касьянова Прасковья, Шмагун Дарья. Плодотворно работал женсовет во главе с Кириченко Марией.