20 марта 2018 года 1285

По следам легенд

Роковые косы

Сарыбай и Карабай, друзья с детства, поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, во время охоты умирает Сарыбай. Проходит время. Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, повзрослев, воспылали взаимными чувствами.

Вероломный Карабай меняет планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы.

Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь в яму и держась за волосы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы - Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Старики рассказывают, что захоронение проросло дивным кустом шиповника, на котором однажды зацвели алая и белая розы. Цветы, однако, недолго радовали глаз путника. Они поникли, почернели и засохли…

Мазар Козы Корпеша и Баян Сулу был построен близ аула Тансык Аягузского района Восточно-Казахстанской области. Он является одним из древнейших памятников в Казахстане, дошедших до нашего времени.

По мнению некоторых исследователей, этот памятник был воздвигнут в V-X вв., по мнению других - в X-XI вв. Общая высота мазара составляет 11,65 м, толщина стены - 1,86 м. Вход в мавзолей с востока имеет маленькие окна размером 0,7×0,5 см. Перед входом установлены попарно четыре скульптуры, которые изображают, согласно народному преданию, Козы Корпеша, Баян Сулу, её младшую сестру и сноху.

 

Жало в подвенечном наряде

 Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-Биби, дочь своего заклятого врага. Однажды, не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих.

 Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле, маленькую степную гадюку. Когда Айша стала одеваться, ее ужалила проклятая змея. Девушка потеряла сознание. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно.

На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан, одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, охраняя ее, молясь богу и прося у него прощения. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши. Десять веков мавзолеи Карахана и Айша-Биби были самыми высокими зданиями в Таразе. За набожность народ почитал  Карахана как святого. А это место стало называться «Аулие-Ата» - «Святой Отец».

Мавзолей Айша-Биби является одним из интереснейших и уникальных памятников архитектуры Караханидской эпохи, не имеющим аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Он также является местом паломничества.

 

Реки любви

Чистые воды Балхаша хранят свои легенды, а на берегу этого изумрудного озера мало кто не бывал. Согласно преданиям, это место хранит память о двух любящих сердцах, которые не смогли жить друг без друга и навеки остались вместе, но разделенными.

 Жил в южных краях могучий хан Балхаш. Все дал ему Всевышний - табуны лошадей, отары овец, сундуки золота и драгоценных камней, подчинил его воле волшебные силы. Одного не дал ему - отцовского счастья.

Балхаш метался по степи со своими джигитами, на чьих доспехах запеклась кровь погубленных. В одном из таких набегов хан заглянул в разграбленную юрту: обитатели ее погибли, а на полу лежала маленькая девочка. Она протянула к нему ручки и залепетала что-то на своем детском языке. Балхаш забрал ребенка, и с тех пор называл ее своей дочерью - Или.

Более заботливого отца степь еще не знавала. Выросла девочка несравненной красавицей. Сотни слуг окружали дочь хана, и среди них горящими глазами и гордой осанкой выделялся Каратал. Именно его полюбила Или, но надежд на счастье у молодых не было.

По степи пролетела весть о том, что старый Балхаш ищет зятя. Лучшие джигиты собрались у хана. Тридцать дней и ночей длилась байга, и победил в ней самый смелый, выносливый, красивый и... бедный - Каратал. Старик приказал казнить юношу, но Каратал молнией подхватил Или, вскочил на коня и понесся прочь. Могуч был злой Балхаш: от его взгляда зеленая степь превратилась в сухую пустыню, задохнулся аргамак беглецов, но Каратал и Или бежали дальше. Балхаш не смог их догнать.

Полетели ветры, догнали Или и Каратала, подхватили, закружили в вихре, разорвали их объятия и унесли в разные стороны. Балхаш выкрикнул заклинание - превратились Или и Каратал в реки, потекли в разные стороны далеко друг от друга. А чтобы эти реки не соединились, Балхаш рухнул между ними седым от пенных волн озером.

И только волны тихо шелестят, вновь и вновь набегая на прибрежный песок, а чайки пронзительно кричат над водой, будто зовут за собой в далекую дымку голубого горизонта...

 

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ритмы джаза 16.10.2018

    Сербскую певицу, продюсера и композитора Саню Маркович в нашем «Биг-Бэнде» любя называют Сашей. Она выбивается из ряда приглашенных солисток, которые выступали с джазовым оркестром: вместо платья - элегантный брючный костюм, голос - низкий бархатный, но это не лишает ее женственности. Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» украсил концерт «Биг-Бэнда».

  • Ноты полные огня 16.10.2018

    В Осакаровском районном культурно-досуговом центре в рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел концерт «Радуга надежды», главными участниками которого стали дети с ограниченными возможностями. Среди приглашенных звезд - Алтынай Жорабаева и конкурсант «Казахстан дауысы» Райымбек Сатыбалды.

  • Голоса музыки 16.10.2018

    Третий день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» подарил карагандинцам замечательную встречу с молодежным камерным хором, в составе которого выступают талантливые юноши и девушки от 18 до 24 лет из Казахстана, Турции, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана и Татарстана.

  • На языке музыки 13.10.2018

    В этом году международный фестиваль «Музыкальная Сарыарка» отмечает 20-летний юбилей. Отмечает бодро и вновь удивительно: уже на концерте в честь открытия Государственный духовой оркестр из Алматы показал, какой может быть музыка духовых инструментов, а впереди карагандинцев ждет увлекательное творческое путешествие.

  • Заповедными тропами Каркаралы 13.10.2018

    Каркаралинский государственный национальный природный парк отмечает свое 20-летие. Это важная веха для независимого Казахстана, но малая толика в истории развития лесного хозяйства в целом.

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 13.10.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08, 6, 8, 11, 20 и 27.09, 04.10.2018 г.)

    В 1942 году солдатские шинели надели Сулейменов Муташ (1921 г.р. уроженец села Казгородок, ныне Кертинды), Макулов Серикпай (1909 г.р.), Аманбаев Макаш, Баймагамбетов Бекен (1906 г.р.), Амрин Мухамедкали (1910 г.р.), д...

  • ЗАРЯД РОДНОГО КРАЯ 13.10.2018

    Карагандинцы зачастую связывают Павлодарскую область с летним отдыхом: живописные ландшафты, чистые озера и отсутствие комаров. Живущие там художники изобразили свою родину по-другому. По количеству исторически значимых объектов Павлодарская область не уступает ни одному другому региону.

  • Привлекательный туризм 11.10.2018

    Как привлечь туристов к сакральным местам Казахстана, сделать туристские маршруты максимально доступными, а отдых и путешествия - комфортными, решали будущие специалисты в сфере туризма. Они представили свое видение отрасли в проектах, которые презентовали на международной олимпиаде по сакральному туризму, прошедшей в стенах КарГУ.