17 марта 2018 года 794

Восхождение на ПИК

Автор: Наталья ПРУС

Тишина и заинтересованные глаза ребят, собравшихся в актовом зале педагогического факультета КарГУ им. Е.А. Букетова, свидетельствовали об актуальности заявленной темы. Более ста участников из девяти городских школ, лицея, колледжа и вуза пришли на первую подростковую инклюзивную конференцию, чтобы услышать о понятиях - инклюзии, развитии особенных детей, ценности общения и дружбы.

Учащиеся посмотрели фильмы о Карагандинской ассоциации родителей детей с аутизмом, увидели, как включаются в помощь их ровесники, сами участвовали в играх и конкурсах. На конференции поделились опытом и студенты первого курса кафедры дефектологии КарГУ, которые в настоящее время активно сотрудничают с общественным объединением.
Напомним, что три года назад ассоциацию организовали четыре мамы. С тех пор общими усилиями мам, пап, старших и младших братьев и сестер больные дети успешно выправляются. Поэтому на консультации и занятия за опытом и поддержкой приезжают родители из Астаны, Темиртау, Абая, Сарани, Сатпаева, Шахтинска, Жезказгана, Павлодара, Жанаозена, Актау, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Рудного, Уральска и других городов Казахстана, столкнувшиеся с такой же проблемой.
Но организация продолжает расти, и, воспитав мам-тьютеров, помощников (младших братьев и сестер больных аутизмом детей), а теперь и пиковцев (участников подростковой инклюзивной команды), она замахнулась на проект «Инклюзивный город». Таким образом общественное объединение дарит надежду детям и их родителям, демонстрируя, что если человеком движет четко поставленная миссия и упорство, то это сделает невозможное возможным.
Недавно подростковая инклюзивная команда (ПИК), сформированная на базе ассоциации, провела социологическое исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Караганды на тему: «Что такое социальная инклюзия? Готовы ли вы стать активным участником инклюзивного общества?» А по результатам анкетирования дети решили провести конференцию, куда пригласили учеников 8-10 классов. Интересно, что девять школ выбрали не случайно - в них учатся подростки, в семьях которых есть особенные дети.
- В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, - говорит президент Ассоциации родителей детей с аутизмом Нургуль Джуркабаева. - И в Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение и в Государственной программе развития образования, и в Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования в рамках выполнения Конвенции о правах инвалидов. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что вопрос социальной инклюзии остро встает перед нашим обществом не только в вопросе обучения, но и в отношении организации повседневного образа жизни особенного ребенка. Ведь для того, чтобы ребенок мог обучаться в инклюзивном классе, очень важно проводить работу по социализации ребенка. Для дальнейшего решения этой проблемы необходимо проводить занятия с молодежью.
- Ассоциация давно работает над социальной инклюзией, понимая, что для того, чтобы привести особенного ребенка в коллектив, нужно его подготовить, сделать так, чтобы он не боялся окружающих, незнакомых помещений, - продолжает Нургуль Джуркабаева. - В СОШ №№ 27 и 54 мы проводим инклюзивные уроки физкультуры, и «руководят» ими при поддержке родителей наши ребята с диагнозом аутизм. В основном на занятия приходят дети из инклюзивных классов, где из 20 ребят - двое особенных, но никто не замечает разницу.
Участником инклюзивной среды может быть каждый, и хочется, чтобы в «Инклюзивный город» включились все структуры образования и социальной защиты, а также колледжи, вузы, школы. Вот уже два месяца мы активно сотрудничаем с кафедрой дефектологии КарГУ, проводим со студентами совместные мероприятия, устраиваем мастер-классы, в школах внедряем в программу «Инклюзивный спорт», проводим семинары для родителей, психологов детских садов.
Надеемся, что конференция даст толчок к полноценному развитию не только кризисных детей, но и здоровых. Большинство ребят сегодня отдают предпочтение не активному образу жизни и дружбе, а социальным сетям и интернету, утеряна ценность простого человеческого общения, собственный комфорт стал важнее взаимовыручки. Исследование показало, что учащиеся, которые не подготовлены к принятию особенных детей, сторонятся их. А для ребенка-аутиста или любого другого маленького человека с особыми потребностями чувствовать себя отверженным - сильная психологическая травма. С помощью пиковцев мы хотим подготовить достойную смену инклюзивной молодежи, чтобы наш город стал живым, искренним и дружелюбным.
Школьники больше прислушиваются к идеям, что исходят от подростков, а не от родителей и учителей, считают педагоги и воспитатели.
- Мы говорим об инклюзивном образовании как об инклюзивной культуре, - поддерживает доброе начинание общественного объединения методист по инклюзивному образованию отдела образования г. Караганды Умут Исатаева. - Социализация детей с особыми потребностями напрямую зависит от того, насколько радушно примут в свой коллектив их успешно развивающиеся сверстники. Ассоциация родителей детей-аутистов давно завоевала доверие отдела образования города. Также наши школы заключили договоры и являются социальными партнерами других общественных организаций, вузов. В Караганде проводятся конкурсы среди учителей, психологов, логопедов, которые работают с данной категорией детей. Преподаватели КарГУ по нашим запросам разрабатывают методические пособия. В настоящее время мы анализируем работу в средних учебных учреждениях, куда приняты дети с ограниченными возможностями, для того, чтобы знать, с какими проблемами они сталкиваются и как инклюзию сделать лучше и эффективнее.
Для некоторых ребят, что пришли на конференцию, было открытием увидеть, как ведут себя особенные дети, как они включаются в игру, преображаются, радуются, проявляют интерес, налаживают контакты. И для этого, оказалось, нужно всего лишь, чтобы окружающие были внимательнее, дружелюбнее, отзывчивее.
Девятилетняя Алина и ее мама Анастасия Сидоренко рассказали, как они стали волонтерами в Ассоциации родителей детей-
аутистов. В их семье дружба с особенными детьми началась с инклюзивного спорта, которым они занялись из любопытства, приходя на уроки в одну из майкудукских школ, расположенную рядом с домом. Им сразу понравились дружеская атмосфера и позитивное отношение к жизни участников единой команды, и через несколько месяцев Алину приняли в ряды пиковцев. «Мы, здоровые дети, умеем дружить и любить, и можем научить этому особенных ребят, - поделилась мыслями юная помощница. - Со взрослыми им играть скучно, а с нами интересно и весело».
На конференцию прибыли пиковцы не только из Караганды, но и Павлодара. Пока в спортивном зале они организовывали активные игры, педагоги изучали опыт команды помощников по сопровождению особенных детей в быту и различных ситуациях. Всем участникам вручили сертификаты, а молодежным лидерам, проявившим себя на конференции, - значки «ПИК». Теперь они тоже часть «Инклюзивного города».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Из студентов - в госслужащие 23.06.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет (КГИУ, г. Темиртау), который является альма-матер Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, готовит кадры для разных сфер деятельности. Программисты, менеджеры, бухгалтеры - многие из них после окончания вуза решают связать свою жизнь с госслужбой. 

  • Удачи выпускникам! 21.06.2018

    Сегодня в Карагандинской области стартовало Единое национальное тестирование. Оно пройдет в три этапа: 21, 23 и 24 июня. В этом году процедура тестирования не подверглась существенным изменениям, формат экзамена остался прежним. Из 8140 выпускников в области ЕНТ решили сдавать около 70% , предварительное количество составляет 5815 человек. Известно, что большая часть выпускников сдаст тестирование на государственном языке. В этом году его также можно сдать на английском, правда, в нашей области желающих не нашлось. Предварительно известно, что по республике сдавать ЕНТ на английском будут всего 46 выпускников из 200 ранее заявивших. 

  • Уроки для коллег 21.06.2018

    Лучшие педагоги Карагандинской области приняли участие в создании республиканского образовательного канала «Өрлеу». В своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил важность развития цифровых образовательных ресурсов.  «В интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям»,- сказал он. 

  • Окно в Каталонию 12.06.2018

    Двенадцать сотрудников и преподавателей Карагандинского государственного индустриального университета прошли обучение в Испании в рамках программы «Эразмус+». КГИУ был единственным вузом из Казахстана наряду с другими участниками из университетов Италии, Китая, Малайзии, Марокко, Туниса, России и Японии. 

  • Технологическая модернизация Казахстана 12.06.2018

    В рамках ускоренной технологической модернизации страны одним из приоритетных элементов новой модели экономического роста стало высшее профессиональное образование. Подготовка конкурентоспособных специалистов для формирования новой индустрии, развития цифровых технологий связывается с серьезным повышением качества системы высшего технического образования, обновлением профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве, развитием вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

  • Диалектика межэтнической толерантности 09.06.2018

    Чем обусловлены успехи консолидации народов Казахстана? Это прежде всего умелое использование законов социальной философии: «рассвет и сближение наций». В связи с этим актуальными становятся исследования по выработке таких систем ценностных ориентаций, которые действительно сближают все культуры на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

  • Лучшие по профессии 09.06.2018

    Забота о профессиональном становлении подрастающего поколения является одной из важных задач на современном этапе развития общества. Необходимы поддержка и развитие природных дарований юношей и девушек, помощь в осознанном профессиональном самоопределении, освоении профессии и осуществлении профессионального самосовершенствования, умении управлять собственной карьерой. Выбору своего жизненного пути, повышению мотивации по выбору профессии, творческому самоопределению и самореализации способствуют проводимые различного рода конкурсы и чемпионаты.

  • Библиотека: новый век 07.06.2018

    В Астане прошел первый фестиваль организаций и сотрудников культуры и искусства «Рухани қазына», приуроченный к Дню работников культуры и искусства. Организовало его Министерство культуры и спорта РК, а одним из победителей фестиваля стал наш земляк Кайрат Рахим. Фестиваль «Рухани қазына» проводился с целью обмена опытом в культурно-досуговой сфере, трансляции лучших социо-культурных и образовательных практик, направленных на популяризацию народной культуры и укрепление имиджа региональных организаций. На открытии мероприятия состоялось заседание совета молодых писателей и поэтов при Министерстве культуры и спорта, мастер-классы, там же подвели итоги республиканского конкурса «Рухани қазына-2018» среди государственных музеев.