17 марта 2018 года 647

Восхождение на ПИК

Автор: Наталья ПРУС

Тишина и заинтересованные глаза ребят, собравшихся в актовом зале педагогического факультета КарГУ им. Е.А. Букетова, свидетельствовали об актуальности заявленной темы. Более ста участников из девяти городских школ, лицея, колледжа и вуза пришли на первую подростковую инклюзивную конференцию, чтобы услышать о понятиях - инклюзии, развитии особенных детей, ценности общения и дружбы.

Учащиеся посмотрели фильмы о Карагандинской ассоциации родителей детей с аутизмом, увидели, как включаются в помощь их ровесники, сами участвовали в играх и конкурсах. На конференции поделились опытом и студенты первого курса кафедры дефектологии КарГУ, которые в настоящее время активно сотрудничают с общественным объединением.
Напомним, что три года назад ассоциацию организовали четыре мамы. С тех пор общими усилиями мам, пап, старших и младших братьев и сестер больные дети успешно выправляются. Поэтому на консультации и занятия за опытом и поддержкой приезжают родители из Астаны, Темиртау, Абая, Сарани, Сатпаева, Шахтинска, Жезказгана, Павлодара, Жанаозена, Актау, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Рудного, Уральска и других городов Казахстана, столкнувшиеся с такой же проблемой.
Но организация продолжает расти, и, воспитав мам-тьютеров, помощников (младших братьев и сестер больных аутизмом детей), а теперь и пиковцев (участников подростковой инклюзивной команды), она замахнулась на проект «Инклюзивный город». Таким образом общественное объединение дарит надежду детям и их родителям, демонстрируя, что если человеком движет четко поставленная миссия и упорство, то это сделает невозможное возможным.
Недавно подростковая инклюзивная команда (ПИК), сформированная на базе ассоциации, провела социологическое исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Караганды на тему: «Что такое социальная инклюзия? Готовы ли вы стать активным участником инклюзивного общества?» А по результатам анкетирования дети решили провести конференцию, куда пригласили учеников 8-10 классов. Интересно, что девять школ выбрали не случайно - в них учатся подростки, в семьях которых есть особенные дети.
- В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, - говорит президент Ассоциации родителей детей с аутизмом Нургуль Джуркабаева. - И в Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение и в Государственной программе развития образования, и в Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования в рамках выполнения Конвенции о правах инвалидов. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что вопрос социальной инклюзии остро встает перед нашим обществом не только в вопросе обучения, но и в отношении организации повседневного образа жизни особенного ребенка. Ведь для того, чтобы ребенок мог обучаться в инклюзивном классе, очень важно проводить работу по социализации ребенка. Для дальнейшего решения этой проблемы необходимо проводить занятия с молодежью.
- Ассоциация давно работает над социальной инклюзией, понимая, что для того, чтобы привести особенного ребенка в коллектив, нужно его подготовить, сделать так, чтобы он не боялся окружающих, незнакомых помещений, - продолжает Нургуль Джуркабаева. - В СОШ №№ 27 и 54 мы проводим инклюзивные уроки физкультуры, и «руководят» ими при поддержке родителей наши ребята с диагнозом аутизм. В основном на занятия приходят дети из инклюзивных классов, где из 20 ребят - двое особенных, но никто не замечает разницу.
Участником инклюзивной среды может быть каждый, и хочется, чтобы в «Инклюзивный город» включились все структуры образования и социальной защиты, а также колледжи, вузы, школы. Вот уже два месяца мы активно сотрудничаем с кафедрой дефектологии КарГУ, проводим со студентами совместные мероприятия, устраиваем мастер-классы, в школах внедряем в программу «Инклюзивный спорт», проводим семинары для родителей, психологов детских садов.
Надеемся, что конференция даст толчок к полноценному развитию не только кризисных детей, но и здоровых. Большинство ребят сегодня отдают предпочтение не активному образу жизни и дружбе, а социальным сетям и интернету, утеряна ценность простого человеческого общения, собственный комфорт стал важнее взаимовыручки. Исследование показало, что учащиеся, которые не подготовлены к принятию особенных детей, сторонятся их. А для ребенка-аутиста или любого другого маленького человека с особыми потребностями чувствовать себя отверженным - сильная психологическая травма. С помощью пиковцев мы хотим подготовить достойную смену инклюзивной молодежи, чтобы наш город стал живым, искренним и дружелюбным.
Школьники больше прислушиваются к идеям, что исходят от подростков, а не от родителей и учителей, считают педагоги и воспитатели.
- Мы говорим об инклюзивном образовании как об инклюзивной культуре, - поддерживает доброе начинание общественного объединения методист по инклюзивному образованию отдела образования г. Караганды Умут Исатаева. - Социализация детей с особыми потребностями напрямую зависит от того, насколько радушно примут в свой коллектив их успешно развивающиеся сверстники. Ассоциация родителей детей-аутистов давно завоевала доверие отдела образования города. Также наши школы заключили договоры и являются социальными партнерами других общественных организаций, вузов. В Караганде проводятся конкурсы среди учителей, психологов, логопедов, которые работают с данной категорией детей. Преподаватели КарГУ по нашим запросам разрабатывают методические пособия. В настоящее время мы анализируем работу в средних учебных учреждениях, куда приняты дети с ограниченными возможностями, для того, чтобы знать, с какими проблемами они сталкиваются и как инклюзию сделать лучше и эффективнее.
Для некоторых ребят, что пришли на конференцию, было открытием увидеть, как ведут себя особенные дети, как они включаются в игру, преображаются, радуются, проявляют интерес, налаживают контакты. И для этого, оказалось, нужно всего лишь, чтобы окружающие были внимательнее, дружелюбнее, отзывчивее.
Девятилетняя Алина и ее мама Анастасия Сидоренко рассказали, как они стали волонтерами в Ассоциации родителей детей-
аутистов. В их семье дружба с особенными детьми началась с инклюзивного спорта, которым они занялись из любопытства, приходя на уроки в одну из майкудукских школ, расположенную рядом с домом. Им сразу понравились дружеская атмосфера и позитивное отношение к жизни участников единой команды, и через несколько месяцев Алину приняли в ряды пиковцев. «Мы, здоровые дети, умеем дружить и любить, и можем научить этому особенных ребят, - поделилась мыслями юная помощница. - Со взрослыми им играть скучно, а с нами интересно и весело».
На конференцию прибыли пиковцы не только из Караганды, но и Павлодара. Пока в спортивном зале они организовывали активные игры, педагоги изучали опыт команды помощников по сопровождению особенных детей в быту и различных ситуациях. Всем участникам вручили сертификаты, а молодежным лидерам, проявившим себя на конференции, - значки «ПИК». Теперь они тоже часть «Инклюзивного города».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.

  • Цена потерянного времени 10.04.2018

    Если говорить о доступности образования для особенных детей, то пора обратить внимание на установку не только школьных пандусов, но и тактильных дорожек, звуковых маячков, информационных стендов, на переиздание очень старых, тридцатилетней давности, учебников для учащихся вспомогательных классов, пособий по Брайлю, разработку новых обучающих программ. Впервые в этом году за стол переговоров сели родители детей с особыми потребностями и директора школ, заведующие детскими садами, специалисты отдела образования, руководители общественных объединений. Организовал встречу центр помощи детям и инвалидам «Лучик надежды» и городской филиал партии "Нұр Отан".

  • В поисках профессии 07.04.2018

    На два дня Карагандинский областной музей ИЗО превратился в место паломничества школьников старших классов, их учителей и родителей. Непрерывным потоком туда стекались учащиеся всех школ областного центра, группами подъезжали ученики из городов-спутников и близлежащих сельских районов области. Все стремились попасть на главное образовательное событие года - выставку вузов и колледжей, чтобы подыскать будущую альма-матер и определиться с профессией.  Традиционная ежегодная выставка учебных заведений для будущих выпускников «Абитуриент-2018» проводится в Караганде уже в девятнадцатый раз. Организаторами, по уже сложившейся многолетней традиции, выступили общественное объединение «Движение молодежи за будущее Казахстана» и областное управление образования. В залах музея, временно превратившихся в агитационные, выставочные экспонаты, уступили места столикам и стендам представителей 12 вузов и 15 колледжей не только нашей области, но и ближнего зарубежья. Главной обязанностью представителей учебных заведений было давать всем желающим всестороннюю информацию о своем вузе или колледже, подробно отвечать на вопросы и правильно проводить профориентационную работу.