17 марта 2018 года 984

Восхождение на ПИК

Автор: Наталья ПРУС

Тишина и заинтересованные глаза ребят, собравшихся в актовом зале педагогического факультета КарГУ им. Е.А. Букетова, свидетельствовали об актуальности заявленной темы. Более ста участников из девяти городских школ, лицея, колледжа и вуза пришли на первую подростковую инклюзивную конференцию, чтобы услышать о понятиях - инклюзии, развитии особенных детей, ценности общения и дружбы.

Учащиеся посмотрели фильмы о Карагандинской ассоциации родителей детей с аутизмом, увидели, как включаются в помощь их ровесники, сами участвовали в играх и конкурсах. На конференции поделились опытом и студенты первого курса кафедры дефектологии КарГУ, которые в настоящее время активно сотрудничают с общественным объединением.
Напомним, что три года назад ассоциацию организовали четыре мамы. С тех пор общими усилиями мам, пап, старших и младших братьев и сестер больные дети успешно выправляются. Поэтому на консультации и занятия за опытом и поддержкой приезжают родители из Астаны, Темиртау, Абая, Сарани, Сатпаева, Шахтинска, Жезказгана, Павлодара, Жанаозена, Актау, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Рудного, Уральска и других городов Казахстана, столкнувшиеся с такой же проблемой.
Но организация продолжает расти, и, воспитав мам-тьютеров, помощников (младших братьев и сестер больных аутизмом детей), а теперь и пиковцев (участников подростковой инклюзивной команды), она замахнулась на проект «Инклюзивный город». Таким образом общественное объединение дарит надежду детям и их родителям, демонстрируя, что если человеком движет четко поставленная миссия и упорство, то это сделает невозможное возможным.
Недавно подростковая инклюзивная команда (ПИК), сформированная на базе ассоциации, провела социологическое исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Караганды на тему: «Что такое социальная инклюзия? Готовы ли вы стать активным участником инклюзивного общества?» А по результатам анкетирования дети решили провести конференцию, куда пригласили учеников 8-10 классов. Интересно, что девять школ выбрали не случайно - в них учатся подростки, в семьях которых есть особенные дети.
- В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, - говорит президент Ассоциации родителей детей с аутизмом Нургуль Джуркабаева. - И в Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение и в Государственной программе развития образования, и в Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования в рамках выполнения Конвенции о правах инвалидов. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что вопрос социальной инклюзии остро встает перед нашим обществом не только в вопросе обучения, но и в отношении организации повседневного образа жизни особенного ребенка. Ведь для того, чтобы ребенок мог обучаться в инклюзивном классе, очень важно проводить работу по социализации ребенка. Для дальнейшего решения этой проблемы необходимо проводить занятия с молодежью.
- Ассоциация давно работает над социальной инклюзией, понимая, что для того, чтобы привести особенного ребенка в коллектив, нужно его подготовить, сделать так, чтобы он не боялся окружающих, незнакомых помещений, - продолжает Нургуль Джуркабаева. - В СОШ №№ 27 и 54 мы проводим инклюзивные уроки физкультуры, и «руководят» ими при поддержке родителей наши ребята с диагнозом аутизм. В основном на занятия приходят дети из инклюзивных классов, где из 20 ребят - двое особенных, но никто не замечает разницу.
Участником инклюзивной среды может быть каждый, и хочется, чтобы в «Инклюзивный город» включились все структуры образования и социальной защиты, а также колледжи, вузы, школы. Вот уже два месяца мы активно сотрудничаем с кафедрой дефектологии КарГУ, проводим со студентами совместные мероприятия, устраиваем мастер-классы, в школах внедряем в программу «Инклюзивный спорт», проводим семинары для родителей, психологов детских садов.
Надеемся, что конференция даст толчок к полноценному развитию не только кризисных детей, но и здоровых. Большинство ребят сегодня отдают предпочтение не активному образу жизни и дружбе, а социальным сетям и интернету, утеряна ценность простого человеческого общения, собственный комфорт стал важнее взаимовыручки. Исследование показало, что учащиеся, которые не подготовлены к принятию особенных детей, сторонятся их. А для ребенка-аутиста или любого другого маленького человека с особыми потребностями чувствовать себя отверженным - сильная психологическая травма. С помощью пиковцев мы хотим подготовить достойную смену инклюзивной молодежи, чтобы наш город стал живым, искренним и дружелюбным.
Школьники больше прислушиваются к идеям, что исходят от подростков, а не от родителей и учителей, считают педагоги и воспитатели.
- Мы говорим об инклюзивном образовании как об инклюзивной культуре, - поддерживает доброе начинание общественного объединения методист по инклюзивному образованию отдела образования г. Караганды Умут Исатаева. - Социализация детей с особыми потребностями напрямую зависит от того, насколько радушно примут в свой коллектив их успешно развивающиеся сверстники. Ассоциация родителей детей-аутистов давно завоевала доверие отдела образования города. Также наши школы заключили договоры и являются социальными партнерами других общественных организаций, вузов. В Караганде проводятся конкурсы среди учителей, психологов, логопедов, которые работают с данной категорией детей. Преподаватели КарГУ по нашим запросам разрабатывают методические пособия. В настоящее время мы анализируем работу в средних учебных учреждениях, куда приняты дети с ограниченными возможностями, для того, чтобы знать, с какими проблемами они сталкиваются и как инклюзию сделать лучше и эффективнее.
Для некоторых ребят, что пришли на конференцию, было открытием увидеть, как ведут себя особенные дети, как они включаются в игру, преображаются, радуются, проявляют интерес, налаживают контакты. И для этого, оказалось, нужно всего лишь, чтобы окружающие были внимательнее, дружелюбнее, отзывчивее.
Девятилетняя Алина и ее мама Анастасия Сидоренко рассказали, как они стали волонтерами в Ассоциации родителей детей-
аутистов. В их семье дружба с особенными детьми началась с инклюзивного спорта, которым они занялись из любопытства, приходя на уроки в одну из майкудукских школ, расположенную рядом с домом. Им сразу понравились дружеская атмосфера и позитивное отношение к жизни участников единой команды, и через несколько месяцев Алину приняли в ряды пиковцев. «Мы, здоровые дети, умеем дружить и любить, и можем научить этому особенных ребят, - поделилась мыслями юная помощница. - Со взрослыми им играть скучно, а с нами интересно и весело».
На конференцию прибыли пиковцы не только из Караганды, но и Павлодара. Пока в спортивном зале они организовывали активные игры, педагоги изучали опыт команды помощников по сопровождению особенных детей в быту и различных ситуациях. Всем участникам вручили сертификаты, а молодежным лидерам, проявившим себя на конференции, - значки «ПИК». Теперь они тоже часть «Инклюзивного города».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов.