17 марта 2018 года 893

Восхождение на ПИК

Автор: Наталья ПРУС

Тишина и заинтересованные глаза ребят, собравшихся в актовом зале педагогического факультета КарГУ им. Е.А. Букетова, свидетельствовали об актуальности заявленной темы. Более ста участников из девяти городских школ, лицея, колледжа и вуза пришли на первую подростковую инклюзивную конференцию, чтобы услышать о понятиях - инклюзии, развитии особенных детей, ценности общения и дружбы.

Учащиеся посмотрели фильмы о Карагандинской ассоциации родителей детей с аутизмом, увидели, как включаются в помощь их ровесники, сами участвовали в играх и конкурсах. На конференции поделились опытом и студенты первого курса кафедры дефектологии КарГУ, которые в настоящее время активно сотрудничают с общественным объединением.
Напомним, что три года назад ассоциацию организовали четыре мамы. С тех пор общими усилиями мам, пап, старших и младших братьев и сестер больные дети успешно выправляются. Поэтому на консультации и занятия за опытом и поддержкой приезжают родители из Астаны, Темиртау, Абая, Сарани, Сатпаева, Шахтинска, Жезказгана, Павлодара, Жанаозена, Актау, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Рудного, Уральска и других городов Казахстана, столкнувшиеся с такой же проблемой.
Но организация продолжает расти, и, воспитав мам-тьютеров, помощников (младших братьев и сестер больных аутизмом детей), а теперь и пиковцев (участников подростковой инклюзивной команды), она замахнулась на проект «Инклюзивный город». Таким образом общественное объединение дарит надежду детям и их родителям, демонстрируя, что если человеком движет четко поставленная миссия и упорство, то это сделает невозможное возможным.
Недавно подростковая инклюзивная команда (ПИК), сформированная на базе ассоциации, провела социологическое исследование среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Караганды на тему: «Что такое социальная инклюзия? Готовы ли вы стать активным участником инклюзивного общества?» А по результатам анкетирования дети решили провести конференцию, куда пригласили учеников 8-10 классов. Интересно, что девять школ выбрали не случайно - в них учатся подростки, в семьях которых есть особенные дети.
- В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, - говорит президент Ассоциации родителей детей с аутизмом Нургуль Джуркабаева. - И в Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, - наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение и в Государственной программе развития образования, и в Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования в рамках выполнения Конвенции о правах инвалидов. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что вопрос социальной инклюзии остро встает перед нашим обществом не только в вопросе обучения, но и в отношении организации повседневного образа жизни особенного ребенка. Ведь для того, чтобы ребенок мог обучаться в инклюзивном классе, очень важно проводить работу по социализации ребенка. Для дальнейшего решения этой проблемы необходимо проводить занятия с молодежью.
- Ассоциация давно работает над социальной инклюзией, понимая, что для того, чтобы привести особенного ребенка в коллектив, нужно его подготовить, сделать так, чтобы он не боялся окружающих, незнакомых помещений, - продолжает Нургуль Джуркабаева. - В СОШ №№ 27 и 54 мы проводим инклюзивные уроки физкультуры, и «руководят» ими при поддержке родителей наши ребята с диагнозом аутизм. В основном на занятия приходят дети из инклюзивных классов, где из 20 ребят - двое особенных, но никто не замечает разницу.
Участником инклюзивной среды может быть каждый, и хочется, чтобы в «Инклюзивный город» включились все структуры образования и социальной защиты, а также колледжи, вузы, школы. Вот уже два месяца мы активно сотрудничаем с кафедрой дефектологии КарГУ, проводим со студентами совместные мероприятия, устраиваем мастер-классы, в школах внедряем в программу «Инклюзивный спорт», проводим семинары для родителей, психологов детских садов.
Надеемся, что конференция даст толчок к полноценному развитию не только кризисных детей, но и здоровых. Большинство ребят сегодня отдают предпочтение не активному образу жизни и дружбе, а социальным сетям и интернету, утеряна ценность простого человеческого общения, собственный комфорт стал важнее взаимовыручки. Исследование показало, что учащиеся, которые не подготовлены к принятию особенных детей, сторонятся их. А для ребенка-аутиста или любого другого маленького человека с особыми потребностями чувствовать себя отверженным - сильная психологическая травма. С помощью пиковцев мы хотим подготовить достойную смену инклюзивной молодежи, чтобы наш город стал живым, искренним и дружелюбным.
Школьники больше прислушиваются к идеям, что исходят от подростков, а не от родителей и учителей, считают педагоги и воспитатели.
- Мы говорим об инклюзивном образовании как об инклюзивной культуре, - поддерживает доброе начинание общественного объединения методист по инклюзивному образованию отдела образования г. Караганды Умут Исатаева. - Социализация детей с особыми потребностями напрямую зависит от того, насколько радушно примут в свой коллектив их успешно развивающиеся сверстники. Ассоциация родителей детей-аутистов давно завоевала доверие отдела образования города. Также наши школы заключили договоры и являются социальными партнерами других общественных организаций, вузов. В Караганде проводятся конкурсы среди учителей, психологов, логопедов, которые работают с данной категорией детей. Преподаватели КарГУ по нашим запросам разрабатывают методические пособия. В настоящее время мы анализируем работу в средних учебных учреждениях, куда приняты дети с ограниченными возможностями, для того, чтобы знать, с какими проблемами они сталкиваются и как инклюзию сделать лучше и эффективнее.
Для некоторых ребят, что пришли на конференцию, было открытием увидеть, как ведут себя особенные дети, как они включаются в игру, преображаются, радуются, проявляют интерес, налаживают контакты. И для этого, оказалось, нужно всего лишь, чтобы окружающие были внимательнее, дружелюбнее, отзывчивее.
Девятилетняя Алина и ее мама Анастасия Сидоренко рассказали, как они стали волонтерами в Ассоциации родителей детей-
аутистов. В их семье дружба с особенными детьми началась с инклюзивного спорта, которым они занялись из любопытства, приходя на уроки в одну из майкудукских школ, расположенную рядом с домом. Им сразу понравились дружеская атмосфера и позитивное отношение к жизни участников единой команды, и через несколько месяцев Алину приняли в ряды пиковцев. «Мы, здоровые дети, умеем дружить и любить, и можем научить этому особенных ребят, - поделилась мыслями юная помощница. - Со взрослыми им играть скучно, а с нами интересно и весело».
На конференцию прибыли пиковцы не только из Караганды, но и Павлодара. Пока в спортивном зале они организовывали активные игры, педагоги изучали опыт команды помощников по сопровождению особенных детей в быту и различных ситуациях. Всем участникам вручили сертификаты, а молодежным лидерам, проявившим себя на конференции, - значки «ПИК». Теперь они тоже часть «Инклюзивного города».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На языке программирования 21.08.2018

    В детском центре знаний и развития города Жезказгана школьников обучают основам программирования, робототехнике, языкам, шахматам и игре на домбре, в планах - курсы кулинарии и изучение казахских обрядов.

  • Естественный отбор 21.08.2018

    На страницах нашей газеты мы подробно рассказали о каждом из 18 учебников, уже изданных в рамках программы «100 новых учебников». Сейчас Национальное бюро переводов готовит новую серию книг, которые будут доступны на государственном языке. Одна из них - «Язык как инстинкт» Стивена Пинкера.

     

  • Снова в школу 16.08.2018

    Несмотря на то что 1 сентября приходится на субботу, для всех школьников Караганды и области первый звонок прозвенит именно в этот день.
    А вот уже сами занятия начнутся 3 сентября.

  • На латинскую графику 16.08.2018

    Если мы хотим освоить мировую науку и знания и не отставать в техническом развитии, нам нужен латинский алфавит. Именно поэтому Глава государства Нурсултан Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» одним из ключевых приоритетов определил поэтапный переход казахского языка на латиницу

  • Законы общества 16.08.2018

    Детища проекта «100 новых учебников» продолжают хвалить за простоту изложения материала, отражающего сложные сферы гуманитарного знания. И если одни студенты во время учебы схватывали социологию на лету, другие могли испытывать затруднения.
    С учебником «Современная социологическая теория» Джорджа Ритцера и Джеффри Степницки таких проблем не будет

  • Скоро в школу 14.08.2018

    При подготовке к новому учебному году на ремонт в карагандинских школах было выделено порядка 6,2 млрд тенге, сообщил вчера руководитель управления образования Есенгазы Имангалиев на аппаратном совещании.

  • Вузы мира выбирай 14.08.2018

    Ежегодно программа международной стипендии «Болашак» выделяет гранты для обучения наших студентов в разных странах мира. О том, какие университеты смогут принять на обучение наших ребят в грядущем учебном году, рассказали в Центре международных программ.

  • Социология в практике 11.08.2018

    Учебник «Основы социологии» Дэвида Бринкерхофа, Сюзанны Ортега и Розы Вейц был переиздан девять раз, но, так или иначе, книга смогла найти баланс между академичностью и легкостью подачи представленного в ней материала. Она тоже находится в списке проекта «100 новых учебников» и теперь доступна на государственном языке.