15 марта 2018 года 792

Классика и современность

Автор: Анна СТРОКОВА

Возможно, наши читатели имели шанс увидеть спектакль «Гамлет в мышеловке» в театре им. С. Сейфуллина в постановке режиссера Куандыка Касымова. Маэстро поработал и с театром им. К.С. Станиславского, оставаясь верным себе: его почерк прекрасно сохраняется в постановке «Fedra. Игра», а сам спектакль проносится яркой вспышкой страсти и трагизма.

Напомню, что Гамлета Куандык Касымов показал мечущимся в железной клетке, окруженным зрителями, а Полоний, по задумке маэстро, разгуливал по сцене с сотовым телефоном, собирая доказательства сумасшествия принца. В «Федре» современные детали тоже есть - чтобы размыть эпохальные границы и показать: подобные сюжеты актуальны. Но прочесть эти «знаки» можно и по-другому: что, если персонажи трагедии живут в таком мире, где могут позволить себе абсолютно все - от ношения огнестрельного оружия до установки античных колонн в своем жилище и античной моды?
Будучи актером Жамбылского областного казахского драматического театра, Куандык Касымов сыграл около 20 ролей, в качестве режиссера поставил порядка 40 спектаклей, в республиканских театрах создал более 60 постановок. Сейчас он - художественный руководитель столичного музыкально-театрального центра Айгуль Иманбаевой «А.И.», но продолжает ставить спектакли. Куандык Кулмамырович - лауреат международной премии им. Ч. Айтматова, награжден медалью «Ерең еңбегі үшін» и профессиональной наградой «Режиссер года-2011». Его режиссерские работы в спектаклях «Қыз Жібек», «Медея», «Троя арулары», «Қаракөз», «Мать-земля», «Нерон и Я», «Антигона» и другие получали награды на международных фестивалях в Украине, Сербии, Румынии, Македонии и Египте.
И вот теперь - «Федра» на сцене театра им. К. С. Станиславского. С нашим Русским драматическим театром режиссер работает впервые, но впечатления у него хорошие: актеры, признается, стремятся вникать в сущность мастерства.
- Редко встречаешь коллектив, с которым хочется работать, - дополнил К. Касымов. - Иногда подготовка спектакля ведется из-под палки, здесь же мы вместе стремились сразу создать атмосферу, жить в ней, а актеры прекрасно поняли сверхзадачу постановки.
Сюжет прост, но его моральной тяжести это не отменяет - в основе пьесы Сенеки «Федра» лежит любовный треугольник. Жена афинского царя Тесея (Денис Цветков) Федра (Оксана Игнатенко) воспылала страстью к его сыну от амазонки Антиопы. Тесей уехал совершать очередной подвиг, оставив влюбленную в прекрасного юного Ипполита (Андрей Марычев) жену наедине со своей страстью. Федра недолго сопротивлялась чувствам, которые породили последствия более тяжелые, чем это могло бы быть.
- Ставя произведения древнегреческих авторов, а в данном случае - Сенеки, я вновь убедился, что человеческая оболочка меняется, а психологическая сущность остается, - поделился Куандык Касымов. - Федра совершает аморальный поступок и хочет перейти черту, а когда встречает сопротивление, происходит и предательство - для собственной защиты и не без последствий.
Такое происходит и ныне: у людей есть власть, деньги, преимущество - у Федры тоже. Но она остается одна, без супруга - что делать молодой женщине, у которой кипит кровь? Ипполит же всегда рядом, красивый и статный. Федра играет с судьбой, жизнью, страстями и смертью: потому и название у спектакля «Fedra. Игра». Оттого пьеса и считается классикой, не говоря уже о теме любви и предательства, которая тоже здесь звучит, - она вечная.
Куандык Касымов классику старается, насколько возможно, приблизить к современности, беседуя со зрителями на одном языке. Поэтому в одежде появляется стилизация, в декорациях - знаковые детали. Декораций, кстати, минимум: каркасные манекены, шины с древнегреческим узором, античные колонны и ворота в таком же стиле. Актер, уверен Куандык Кулмамырович, должен «дышать», чтобы донести до публики свою внутреннюю мощь, и пространство в этом лишь помогает.
Почему еще стоит посмотреть «Федру»? За час на сцене развернутся пламенные греческие танцы - в полумраке будет метаться тревожная богиня Диана, будто предчувствуя горький финал, а сменят ее афиняне в черном. Вообще, три главных цвета спектакля - черный, белый и красный - искусно отражены как в нарядах (особенно Федры), так и в освещении. Действие сопровождает полетный женский вокал под аккомпанемент гитары и барабанов - в этом своя магия звучания. Слуги Тесея тоже носят черное и красные погоны, сам царь возвращается с подвига в камуфляже. Ипполит Андрея Марычева с пистолетом в кобуре суров, холоден и ненавидит женщин - впрочем, как и в оригинале, а вот Федра Оксаны Игнатенко, скорее, неистова и страстна, нежели трагична.
Легко ли понять такую женщину, как Федра? Подобно Гамлету в клетке, я металась со стороны Ипполита (как так, мачеха влюбилась в пасынка?) на сторону ее самой (как так, молодую женщину оставил муж?), а ее признания Ипполиту, обреченные на отказ, звучали как стихи первой безответной любви.
Если человек имеет сострадание и ему близки чувства, захватившие Федру, - ее понять легко, таковы рассуждения Оксаны Игнатенко. Главную героиню нужно пожалеть: ее безумие - это болезнь, при этом она и жертва, и злодейка, ибо жертвы способны на злые поступки. Но Федра еще жертва обстоятельств, своей страсти, хотя, поделилась Оксана, Тесей подобное не простил бы. А потому в финале случается то, что случается.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.