15 марта 2018 года 338

Классика и современность

Автор: Анна СТРОКОВА

Возможно, наши читатели имели шанс увидеть спектакль «Гамлет в мышеловке» в театре им. С. Сейфуллина в постановке режиссера Куандыка Касымова. Маэстро поработал и с театром им. К.С. Станиславского, оставаясь верным себе: его почерк прекрасно сохраняется в постановке «Fedra. Игра», а сам спектакль проносится яркой вспышкой страсти и трагизма.

Напомню, что Гамлета Куандык Касымов показал мечущимся в железной клетке, окруженным зрителями, а Полоний, по задумке маэстро, разгуливал по сцене с сотовым телефоном, собирая доказательства сумасшествия принца. В «Федре» современные детали тоже есть - чтобы размыть эпохальные границы и показать: подобные сюжеты актуальны. Но прочесть эти «знаки» можно и по-другому: что, если персонажи трагедии живут в таком мире, где могут позволить себе абсолютно все - от ношения огнестрельного оружия до установки античных колонн в своем жилище и античной моды?
Будучи актером Жамбылского областного казахского драматического театра, Куандык Касымов сыграл около 20 ролей, в качестве режиссера поставил порядка 40 спектаклей, в республиканских театрах создал более 60 постановок. Сейчас он - художественный руководитель столичного музыкально-театрального центра Айгуль Иманбаевой «А.И.», но продолжает ставить спектакли. Куандык Кулмамырович - лауреат международной премии им. Ч. Айтматова, награжден медалью «Ерең еңбегі үшін» и профессиональной наградой «Режиссер года-2011». Его режиссерские работы в спектаклях «Қыз Жібек», «Медея», «Троя арулары», «Қаракөз», «Мать-земля», «Нерон и Я», «Антигона» и другие получали награды на международных фестивалях в Украине, Сербии, Румынии, Македонии и Египте.
И вот теперь - «Федра» на сцене театра им. К. С. Станиславского. С нашим Русским драматическим театром режиссер работает впервые, но впечатления у него хорошие: актеры, признается, стремятся вникать в сущность мастерства.
- Редко встречаешь коллектив, с которым хочется работать, - дополнил К. Касымов. - Иногда подготовка спектакля ведется из-под палки, здесь же мы вместе стремились сразу создать атмосферу, жить в ней, а актеры прекрасно поняли сверхзадачу постановки.
Сюжет прост, но его моральной тяжести это не отменяет - в основе пьесы Сенеки «Федра» лежит любовный треугольник. Жена афинского царя Тесея (Денис Цветков) Федра (Оксана Игнатенко) воспылала страстью к его сыну от амазонки Антиопы. Тесей уехал совершать очередной подвиг, оставив влюбленную в прекрасного юного Ипполита (Андрей Марычев) жену наедине со своей страстью. Федра недолго сопротивлялась чувствам, которые породили последствия более тяжелые, чем это могло бы быть.
- Ставя произведения древнегреческих авторов, а в данном случае - Сенеки, я вновь убедился, что человеческая оболочка меняется, а психологическая сущность остается, - поделился Куандык Касымов. - Федра совершает аморальный поступок и хочет перейти черту, а когда встречает сопротивление, происходит и предательство - для собственной защиты и не без последствий.
Такое происходит и ныне: у людей есть власть, деньги, преимущество - у Федры тоже. Но она остается одна, без супруга - что делать молодой женщине, у которой кипит кровь? Ипполит же всегда рядом, красивый и статный. Федра играет с судьбой, жизнью, страстями и смертью: потому и название у спектакля «Fedra. Игра». Оттого пьеса и считается классикой, не говоря уже о теме любви и предательства, которая тоже здесь звучит, - она вечная.
Куандык Касымов классику старается, насколько возможно, приблизить к современности, беседуя со зрителями на одном языке. Поэтому в одежде появляется стилизация, в декорациях - знаковые детали. Декораций, кстати, минимум: каркасные манекены, шины с древнегреческим узором, античные колонны и ворота в таком же стиле. Актер, уверен Куандык Кулмамырович, должен «дышать», чтобы донести до публики свою внутреннюю мощь, и пространство в этом лишь помогает.
Почему еще стоит посмотреть «Федру»? За час на сцене развернутся пламенные греческие танцы - в полумраке будет метаться тревожная богиня Диана, будто предчувствуя горький финал, а сменят ее афиняне в черном. Вообще, три главных цвета спектакля - черный, белый и красный - искусно отражены как в нарядах (особенно Федры), так и в освещении. Действие сопровождает полетный женский вокал под аккомпанемент гитары и барабанов - в этом своя магия звучания. Слуги Тесея тоже носят черное и красные погоны, сам царь возвращается с подвига в камуфляже. Ипполит Андрея Марычева с пистолетом в кобуре суров, холоден и ненавидит женщин - впрочем, как и в оригинале, а вот Федра Оксаны Игнатенко, скорее, неистова и страстна, нежели трагична.
Легко ли понять такую женщину, как Федра? Подобно Гамлету в клетке, я металась со стороны Ипполита (как так, мачеха влюбилась в пасынка?) на сторону ее самой (как так, молодую женщину оставил муж?), а ее признания Ипполиту, обреченные на отказ, звучали как стихи первой безответной любви.
Если человек имеет сострадание и ему близки чувства, захватившие Федру, - ее понять легко, таковы рассуждения Оксаны Игнатенко. Главную героиню нужно пожалеть: ее безумие - это болезнь, при этом она и жертва, и злодейка, ибо жертвы способны на злые поступки. Но Федра еще жертва обстоятельств, своей страсти, хотя, поделилась Оксана, Тесей подобное не простил бы. А потому в финале случается то, что случается.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мастерская образов 23.06.2018

    Областной казахский драматический театр имени С. Сейфуллина традиционно закончил сезон постановкой, побывавшей на нескольких международных фестивалях. Хорошо известный карагандинскому зрителю спектакль «Каракоз» продолжает собирать полные залы. И на закрытии сезона был отмечен аншлаг. Перед показом на сцену вышли все ведущие артисты. А директор Сансызбай Бекболатов рассказал о событиях прошедшего сезона. Как всегда, этот театральный год был насыщенным, подарил массу впечатлений зрителям и самим артистам. Коллектив с успехом выступил на международных фестивалях в России и Румынии. Ранее сейфуллинцы брали национальным колоритом и возили на заграничные показы постановки местного происхождения. А сейчас коллективу по плечу и классика. Карагандинский «Гамлет в мышеловке» пришелся по вкусу зарубежным критикам.

  • Творить красоту 19.06.2018

    Карагандинский Дом дружбы - дом для этнокультурных центров нашего региона, а теперь и место средоточия художников разных возрастов, которые представляют не только ЭКЦ. На днях здесь открыли художественную галерею «Шабыт», которая послужит и выставочным залом, и образовательной мастерской.

  • Заряд позитива 19.06.2018

    Отчетный концерт коллективов танцевального центра «Danсe-Hall» собрал в красном зале Карагандинского театра музыкальной комедии более 300 человек. И половина из них были те, кто, невзирая на возраст и профессию, материальное положение и загруженность, приходят в залы танцевального центра и занимаются любимым делом. С первых же минут зрителей захватил стремительный танец «Карибы» лауреата международных конкурсов ансамбля «Импульс». Великолепие музыки и синхронность танцовщиц, их легкость при колоссальной физической нагрузке всего за несколько минут выступления - это уникально, но за этим стоят многочасовые тренировки, отточенность и слаженность работы коллектива. 

  • Праздник с добром 16.06.2018

    В этом году праздник окончания поста Ораза айт выпал на священный для мусульман день - пятницу 15 июня. Слово «айт» в названии этого праздника означает «уважение друг к другу», «разделение радости». В этот день верующие не только показывают свое уважение к Аллаху, но и поздравляют друг друга, дарят подарки и оказывают помощь нуждающимся. Примером совместного благого начинания можно считать благотворительную ярмарку, которая открылась сразу после праздничного намаза на площади областной мечети Анет баба. Родственники тяжелобольной девочки, а также помогающие им волонтеры принесли на продажу домашнюю выпечку, курт, сладости и финики, которыми, в основном, разговляются после поста.

  • Душой в искусстве 16.06.2018

    Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

  • Классика в современном стиле 16.06.2018

    Наш карагандинский Гамлет, не вырвавшись из своей мышеловки, добрался до Румынии. Казахский областной драматический театр имени С. Сейфуллина выступил со спектаклем «Гамлет в мышеловке» на Международном театральном фестивале «BABEL F.A.S.T» в городе Тырговиште. Это ежегодное событие длится неделю и превращает весь город в театр. Представления идут не только на закрытых сценах, но и на улицах и площадях города. А открывается фестиваль большим ночным шествием. Все коллективы-участники идут несколько километров по главной улице до дверей театра. Наши актеры тоже с гордостью пронесли через всю процессию казахстанский флаг.

  • Время кино 16.06.2018

    В прошлом году в Караганде впервые прошел фестиваль короткометражного кино «Askar», в котором мог принять участие каждый, кто увлечен кинематографом разных жанров и направлений. Дебют получился успешным, и сейчас в нашем городе начался прием заявок на следующий. Напомним, что идейным вдохновителем такого творческого соревнования стал руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев, и он не просто основатель киноклуба: юноша искренне любит кино, ценит как классику и артхаус, так и новинки. Собственно, групповые походы в кинотеатр для членов киноклуба - дело традиционное.

  • Поэзия в переплете 14.06.2018

    Идея выпускать свои издания у наших авторов была и есть: это закрепляет их творчество, так сказать, документально, и это еще одно свидетельство того, что творческая жизнь в Караганде не стоит на месте. Тех, кто творит и своими произведениями радует не только друзей и родных, немало. Раньше карагандинцы, публикующиеся на портале proza.kz, присоединялись к другим авторам Казахстана в «Сборнике самоотверженных авторов», который хранится в библиотеках нашего города. А в конце мая в областном музее изобразительного искусства состоялся поэтический вечер-презентация сборников: майской и авторских литературных тетрадей с прозой и поэзией. Мероприятие прошло успешно, да и сам музей рад поддерживать авторов: не первый год здесь действует проект «Арт-терапия».