15 марта 2018 года 160

Классика и современность

Автор: Анна СТРОКОВА

Возможно, наши читатели имели шанс увидеть спектакль «Гамлет в мышеловке» в театре им. С. Сейфуллина в постановке режиссера Куандыка Касымова. Маэстро поработал и с театром им. К.С. Станиславского, оставаясь верным себе: его почерк прекрасно сохраняется в постановке «Fedra. Игра», а сам спектакль проносится яркой вспышкой страсти и трагизма.

Напомню, что Гамлета Куандык Касымов показал мечущимся в железной клетке, окруженным зрителями, а Полоний, по задумке маэстро, разгуливал по сцене с сотовым телефоном, собирая доказательства сумасшествия принца. В «Федре» современные детали тоже есть - чтобы размыть эпохальные границы и показать: подобные сюжеты актуальны. Но прочесть эти «знаки» можно и по-другому: что, если персонажи трагедии живут в таком мире, где могут позволить себе абсолютно все - от ношения огнестрельного оружия до установки античных колонн в своем жилище и античной моды?
Будучи актером Жамбылского областного казахского драматического театра, Куандык Касымов сыграл около 20 ролей, в качестве режиссера поставил порядка 40 спектаклей, в республиканских театрах создал более 60 постановок. Сейчас он - художественный руководитель столичного музыкально-театрального центра Айгуль Иманбаевой «А.И.», но продолжает ставить спектакли. Куандык Кулмамырович - лауреат международной премии им. Ч. Айтматова, награжден медалью «Ерең еңбегі үшін» и профессиональной наградой «Режиссер года-2011». Его режиссерские работы в спектаклях «Қыз Жібек», «Медея», «Троя арулары», «Қаракөз», «Мать-земля», «Нерон и Я», «Антигона» и другие получали награды на международных фестивалях в Украине, Сербии, Румынии, Македонии и Египте.
И вот теперь - «Федра» на сцене театра им. К. С. Станиславского. С нашим Русским драматическим театром режиссер работает впервые, но впечатления у него хорошие: актеры, признается, стремятся вникать в сущность мастерства.
- Редко встречаешь коллектив, с которым хочется работать, - дополнил К. Касымов. - Иногда подготовка спектакля ведется из-под палки, здесь же мы вместе стремились сразу создать атмосферу, жить в ней, а актеры прекрасно поняли сверхзадачу постановки.
Сюжет прост, но его моральной тяжести это не отменяет - в основе пьесы Сенеки «Федра» лежит любовный треугольник. Жена афинского царя Тесея (Денис Цветков) Федра (Оксана Игнатенко) воспылала страстью к его сыну от амазонки Антиопы. Тесей уехал совершать очередной подвиг, оставив влюбленную в прекрасного юного Ипполита (Андрей Марычев) жену наедине со своей страстью. Федра недолго сопротивлялась чувствам, которые породили последствия более тяжелые, чем это могло бы быть.
- Ставя произведения древнегреческих авторов, а в данном случае - Сенеки, я вновь убедился, что человеческая оболочка меняется, а психологическая сущность остается, - поделился Куандык Касымов. - Федра совершает аморальный поступок и хочет перейти черту, а когда встречает сопротивление, происходит и предательство - для собственной защиты и не без последствий.
Такое происходит и ныне: у людей есть власть, деньги, преимущество - у Федры тоже. Но она остается одна, без супруга - что делать молодой женщине, у которой кипит кровь? Ипполит же всегда рядом, красивый и статный. Федра играет с судьбой, жизнью, страстями и смертью: потому и название у спектакля «Fedra. Игра». Оттого пьеса и считается классикой, не говоря уже о теме любви и предательства, которая тоже здесь звучит, - она вечная.
Куандык Касымов классику старается, насколько возможно, приблизить к современности, беседуя со зрителями на одном языке. Поэтому в одежде появляется стилизация, в декорациях - знаковые детали. Декораций, кстати, минимум: каркасные манекены, шины с древнегреческим узором, античные колонны и ворота в таком же стиле. Актер, уверен Куандык Кулмамырович, должен «дышать», чтобы донести до публики свою внутреннюю мощь, и пространство в этом лишь помогает.
Почему еще стоит посмотреть «Федру»? За час на сцене развернутся пламенные греческие танцы - в полумраке будет метаться тревожная богиня Диана, будто предчувствуя горький финал, а сменят ее афиняне в черном. Вообще, три главных цвета спектакля - черный, белый и красный - искусно отражены как в нарядах (особенно Федры), так и в освещении. Действие сопровождает полетный женский вокал под аккомпанемент гитары и барабанов - в этом своя магия звучания. Слуги Тесея тоже носят черное и красные погоны, сам царь возвращается с подвига в камуфляже. Ипполит Андрея Марычева с пистолетом в кобуре суров, холоден и ненавидит женщин - впрочем, как и в оригинале, а вот Федра Оксаны Игнатенко, скорее, неистова и страстна, нежели трагична.
Легко ли понять такую женщину, как Федра? Подобно Гамлету в клетке, я металась со стороны Ипполита (как так, мачеха влюбилась в пасынка?) на сторону ее самой (как так, молодую женщину оставил муж?), а ее признания Ипполиту, обреченные на отказ, звучали как стихи первой безответной любви.
Если человек имеет сострадание и ему близки чувства, захватившие Федру, - ее понять легко, таковы рассуждения Оксаны Игнатенко. Главную героиню нужно пожалеть: ее безумие - это болезнь, при этом она и жертва, и злодейка, ибо жертвы способны на злые поступки. Но Федра еще жертва обстоятельств, своей страсти, хотя, поделилась Оксана, Тесей подобное не простил бы. А потому в финале случается то, что случается.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму. 

  • Уроки преодоления 07.04.2018

    Откуда берет вдохновение и как борется с личными трудностями вселенского масштаба известный казахстанский художник Карипбек Куюков, интересовались школьники младшего звена и ребята постарше на очередном «Бенефис-шоу», организованном областной детской библиотекой им. Абая. Второй год библиотека совместно с управлением культуры, архивов и документации Карагандинской области проводит встречи с участием знаменитых людей региона для читателей-школьников и студентов города. Проект «Бенефис-шоу «Формула успеха» включен в Республиканский реестр проектов программы «Рухани жаңғыру». В прошлом году было проведено пять подобных встреч, которые, по словам организаторов, набирают популярность. 

  • Московский успех 07.04.2018

    Карагандинские школьники встретили весенние праздники в Москве на международном конкурсе «Зажги свою звезду». Искушенная публика российской столицы тепло встретила наших юных артистов и справедливо оценила их успехи. Наши таланты выступили ярко, достойно представив казахстанское искусство в России в разных жанрах. Помимо побед в вокальном конкурсе «Зажги свою звезду» и других ребята обрели новых друзей из разных стран и уже мечтают о новых поездках и победах.  Призами юных карагандинцев одарили щедро. К примеру, Айдана Акимбекова из гимназии № 92 г. Караганды стала лауреатом трех московских конкурсов - «Зажги свою звезду», «Таланты нового века» и «Кинотаврик» в номинации «Эстрадный вокал». Девушка получила первые места и два кубка, сертификат на 5000 рублей в российский творческий лагерь отдыха «Артист» и приглашение на запись в московскую студию «MAESTRO PRO». Ее коллега по сцене Яна Губина из общеобразовательной школы № 48 и художественной школы №1 обрела звание дипломанта в конкурсе «Кинотаврик» за мультипликационные клипы к песням и оригинальные графические рисунки к ним.