13 марта 2018 года 344

Изящество монументальности

Автор: Нина КРАМЕР

Художники и искусствоведы считают, что работа с керамикой и малыми формами - это тяжелый труд, схожий по усилиям с трудозатратами штукатура-маляра, гончара и горнорабочего вместе взятых, плюс, конечно же, бессонные ночи творческого поиска. Такой нелегкий путь выбрала для себя художница Татьяна Рольян, которая долгие годы живет и работает в Караганде и дарит свое творчество нашему городу и не только ему.

Татьяна Григорьевна работает в этом сложном виде искусства уже не одно десятилетие. В керамике ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. Она создает произведения, где рассказывает о взаимоотношениях людей, человека и природы.
В будущем году Татьяна Рольян отпразднует свой 70-летний юбилей. Она признает, что такая работа отразилась на ее здоровье, но продолжает творить. Прошлым летом на аллее Юго-Востока Караганды среди других малых форм расположилась ее «Сарыарка» с двумя поющими птицами и дремлющей сайгой. Еще на заре независимости ее одноименная, но композиционно совершенно другая работа, созданная в одной из последних союзных художественных группах, попала в резиденцию «Акорда».
- Даже моя мама, когда узнала, что я занялась керамикой, говорила: «Если бы я знала, что ты займешься таким тяжелым трудом, никогда бы не позволила тебе учиться на художника!», - вспоминает Татьяна Рольян. - Но со временем я поняла, что крупные формы мне даются легче, нежели мелкие детали. Душа к этому больше лежит.
А творческий путь художницы начинался с театра. В 1968 году выпускница Джезказганской художественной студии поступила в Алма-Атинское художественное училище. Через два года с художественно-педагогического отделения перевелась на театральное.
Тогда педагогами здесь были именитые мастера с академическим образованием - Бортников, Лебедев, Семизоров, Криушин, Рахманов, Борис Пак.
«Учеба заложила хорошую школу рисунка и дала возможность развернуть свои творческие силы, пробовать себя в композиции, - пишет в нашей газете искусствовед Лариса Золотарева. - При Драматическом театре имени М. Лермонтова сформировалась студия поэтического спектакля. Студенты в ней работали над целостным оформлением спектакля «Эхо дикого поля» по стихам О. Сулейменова. Результат превзошел ожидания. Большой успех окрылил и вдохновил авторов - Татьяну Рольян и Людмилу Бойкову, в будущем известного мастера росписи по шелку. Уже тогда они заметно лидировали на курсе. Увлекались историей искусств, обсуждали вопросы современного искусства, учились рецензировать».
После училища подруг пригласили работать в оперную студию при Алма-Атинской консерватории. Но девушкам захотелось, как говорит художница, «творческого простора и самоутверждения», и они решили поехать в Караганду. Здесь, в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина, Рольян и Бойкова совместно работали над оформлением пяти спектаклей.
Татьяну увлекла работа в производственных мастерских. Волей случая художница с группой карагандинских мастеров оказалась на Целиноградском керамическом заводе. Рольян впервые соприкоснулась с этой интересной технологией и проработала на заводе все лето.
- Вероятно, это и было мое творческое предназначение. Еще в художественном училище преподаватель, скульптор Вагиф Рахманов предугадывал: либо я в будущем раскроюсь в монументальных работах, либо в области керамики, - рассказывает художница.
Творческую жизнь Татьяна Григорьевна сочетала с педагогической - работала преподавателем в школе искусств Бучина, потом в КарГТУ.
В каждой ее работе чувствуются глубокий синтез с природой, взаимодействие с национальной культурой, положительный эмоциональный настрой. Татьяна Рольян привносит в жизнь города ту, порой незаметную оригинальность, своеобразный стиль, который отображается в деталях внутреннего и внешнего убранства карагандинских улиц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Однажды в Боровом... 14.08.2018

    В Казахстане снимают боевики, драмы и комедии, исторические ленты и детские мультфильмы. Триллеры и фильмы ужасов у нас не снимают: не умеют. Не так, как в США. Хотя, может, это к лучшему: в советское время наши ленты были добрыми и жизнеутверждающими. Но сейчас у нас другая проблема: как ни снимай, все равно криминал получится.

  • Лики легенды 11.08.2018

    Сорок семь работ профессиональных художников разных возрастов украшают карагандинский Дом дружбы: здесь открылась выставка, посвященная 350-летию Бухар жырау. Она продлится до 15 августа, затем отправится в Бухаржырауский район, чтобы предстать на торжественных мероприятиях в честь легендарного деятеля Степи.

     

  • Художник степной Атлантиды 09.08.2018

    Прирожденный график, художник Манатбек Аманбаев умеет создать в своих композициях гармонию черного и белого и показать глубину пространства. Штрих его сочен: он ложится по форме и передает экспрессию чувств. С 1994 года Аманбаев член Союза художников РК, а его работы - постоянные экспонаты выставок наших художников.

  • Ужин в двух мирах 09.08.2018

    Алматинский государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова приедет с гастролями в Караганду. Осень в нашем городе начнется его постановками «Отель двух миров» и «Ужин с дураком», а давать их будут в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • По волчьему следу 07.08.2018

    Грабили и убивали, держали в страхе всю Караганду в начале 80-х «волки в овечьих шкурах» - компания симпатичных молодых людей, не вызывающих подозрения. История так называемой «Волчьей стаи» уже давно вызывала интерес у съемочной группы программы «Следствие
    вели …» с Леонидом Каневским. Но после знаменитого «Мехового дела» все никак не было возможности попасть в Караганду. Летом этого года такой шанс наконец представился, и скоро громкое карагандинское дело будет показано на НТВ.

  • В каждом прячется художник 07.08.2018

    Человеку, никогда не рисовавшему, непросто решиться посетить мастер-класс художника, даже зная, что все его участники уходят оттуда с собственными картинами, очень похожими на оригинал. Тем не менее, вдохновившись фотографиями с прошлых встреч, я отправилась к карагандинской художнице Марьяне Макеевой.

  • Отсекая лишнее 04.08.2018

    Поступить на юридический, но в итоге оставить престижную работу и уйти в мир творчества - писать картины, ваять скульптуры, сочинять музыку и создавать настольные игры. Это история карагандинца Петра Батталова, который не останавливается в поисках нового и находит вдохновение во всем.

  • Органная музыка космоса 31.07.2018

    Он объездил практически весь Советский Союз вместе со своим учителем, основоположником советской органной школы Леонидом Ройзманом. Заказывая свой первый концертный фрак, он застал в ателье звезду балета Булата Аюханова и музыканта Ермека Серкебаева. Габит Несипбаев играет на органе даже казахские национальные произведения, и на днях он выступил в Караганде.