13 марта 2018 года 524

Изящество монументальности

Автор: Нина КРАМЕР

Художники и искусствоведы считают, что работа с керамикой и малыми формами - это тяжелый труд, схожий по усилиям с трудозатратами штукатура-маляра, гончара и горнорабочего вместе взятых, плюс, конечно же, бессонные ночи творческого поиска. Такой нелегкий путь выбрала для себя художница Татьяна Рольян, которая долгие годы живет и работает в Караганде и дарит свое творчество нашему городу и не только ему.

Татьяна Григорьевна работает в этом сложном виде искусства уже не одно десятилетие. В керамике ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. Она создает произведения, где рассказывает о взаимоотношениях людей, человека и природы.
В будущем году Татьяна Рольян отпразднует свой 70-летний юбилей. Она признает, что такая работа отразилась на ее здоровье, но продолжает творить. Прошлым летом на аллее Юго-Востока Караганды среди других малых форм расположилась ее «Сарыарка» с двумя поющими птицами и дремлющей сайгой. Еще на заре независимости ее одноименная, но композиционно совершенно другая работа, созданная в одной из последних союзных художественных группах, попала в резиденцию «Акорда».
- Даже моя мама, когда узнала, что я занялась керамикой, говорила: «Если бы я знала, что ты займешься таким тяжелым трудом, никогда бы не позволила тебе учиться на художника!», - вспоминает Татьяна Рольян. - Но со временем я поняла, что крупные формы мне даются легче, нежели мелкие детали. Душа к этому больше лежит.
А творческий путь художницы начинался с театра. В 1968 году выпускница Джезказганской художественной студии поступила в Алма-Атинское художественное училище. Через два года с художественно-педагогического отделения перевелась на театральное.
Тогда педагогами здесь были именитые мастера с академическим образованием - Бортников, Лебедев, Семизоров, Криушин, Рахманов, Борис Пак.
«Учеба заложила хорошую школу рисунка и дала возможность развернуть свои творческие силы, пробовать себя в композиции, - пишет в нашей газете искусствовед Лариса Золотарева. - При Драматическом театре имени М. Лермонтова сформировалась студия поэтического спектакля. Студенты в ней работали над целостным оформлением спектакля «Эхо дикого поля» по стихам О. Сулейменова. Результат превзошел ожидания. Большой успех окрылил и вдохновил авторов - Татьяну Рольян и Людмилу Бойкову, в будущем известного мастера росписи по шелку. Уже тогда они заметно лидировали на курсе. Увлекались историей искусств, обсуждали вопросы современного искусства, учились рецензировать».
После училища подруг пригласили работать в оперную студию при Алма-Атинской консерватории. Но девушкам захотелось, как говорит художница, «творческого простора и самоутверждения», и они решили поехать в Караганду. Здесь, в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина, Рольян и Бойкова совместно работали над оформлением пяти спектаклей.
Татьяну увлекла работа в производственных мастерских. Волей случая художница с группой карагандинских мастеров оказалась на Целиноградском керамическом заводе. Рольян впервые соприкоснулась с этой интересной технологией и проработала на заводе все лето.
- Вероятно, это и было мое творческое предназначение. Еще в художественном училище преподаватель, скульптор Вагиф Рахманов предугадывал: либо я в будущем раскроюсь в монументальных работах, либо в области керамики, - рассказывает художница.
Творческую жизнь Татьяна Григорьевна сочетала с педагогической - работала преподавателем в школе искусств Бучина, потом в КарГТУ.
В каждой ее работе чувствуются глубокий синтез с природой, взаимодействие с национальной культурой, положительный эмоциональный настрой. Татьяна Рольян привносит в жизнь города ту, порой незаметную оригинальность, своеобразный стиль, который отображается в деталях внутреннего и внешнего убранства карагандинских улиц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».