13 марта 2018 года 945

Изящество монументальности

Автор: Нина КРАМЕР

Художники и искусствоведы считают, что работа с керамикой и малыми формами - это тяжелый труд, схожий по усилиям с трудозатратами штукатура-маляра, гончара и горнорабочего вместе взятых, плюс, конечно же, бессонные ночи творческого поиска. Такой нелегкий путь выбрала для себя художница Татьяна Рольян, которая долгие годы живет и работает в Караганде и дарит свое творчество нашему городу и не только ему.

Татьяна Григорьевна работает в этом сложном виде искусства уже не одно десятилетие. В керамике ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. Она создает произведения, где рассказывает о взаимоотношениях людей, человека и природы.
В будущем году Татьяна Рольян отпразднует свой 70-летний юбилей. Она признает, что такая работа отразилась на ее здоровье, но продолжает творить. Прошлым летом на аллее Юго-Востока Караганды среди других малых форм расположилась ее «Сарыарка» с двумя поющими птицами и дремлющей сайгой. Еще на заре независимости ее одноименная, но композиционно совершенно другая работа, созданная в одной из последних союзных художественных группах, попала в резиденцию «Акорда».
- Даже моя мама, когда узнала, что я занялась керамикой, говорила: «Если бы я знала, что ты займешься таким тяжелым трудом, никогда бы не позволила тебе учиться на художника!», - вспоминает Татьяна Рольян. - Но со временем я поняла, что крупные формы мне даются легче, нежели мелкие детали. Душа к этому больше лежит.
А творческий путь художницы начинался с театра. В 1968 году выпускница Джезказганской художественной студии поступила в Алма-Атинское художественное училище. Через два года с художественно-педагогического отделения перевелась на театральное.
Тогда педагогами здесь были именитые мастера с академическим образованием - Бортников, Лебедев, Семизоров, Криушин, Рахманов, Борис Пак.
«Учеба заложила хорошую школу рисунка и дала возможность развернуть свои творческие силы, пробовать себя в композиции, - пишет в нашей газете искусствовед Лариса Золотарева. - При Драматическом театре имени М. Лермонтова сформировалась студия поэтического спектакля. Студенты в ней работали над целостным оформлением спектакля «Эхо дикого поля» по стихам О. Сулейменова. Результат превзошел ожидания. Большой успех окрылил и вдохновил авторов - Татьяну Рольян и Людмилу Бойкову, в будущем известного мастера росписи по шелку. Уже тогда они заметно лидировали на курсе. Увлекались историей искусств, обсуждали вопросы современного искусства, учились рецензировать».
После училища подруг пригласили работать в оперную студию при Алма-Атинской консерватории. Но девушкам захотелось, как говорит художница, «творческого простора и самоутверждения», и они решили поехать в Караганду. Здесь, в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина, Рольян и Бойкова совместно работали над оформлением пяти спектаклей.
Татьяну увлекла работа в производственных мастерских. Волей случая художница с группой карагандинских мастеров оказалась на Целиноградском керамическом заводе. Рольян впервые соприкоснулась с этой интересной технологией и проработала на заводе все лето.
- Вероятно, это и было мое творческое предназначение. Еще в художественном училище преподаватель, скульптор Вагиф Рахманов предугадывал: либо я в будущем раскроюсь в монументальных работах, либо в области керамики, - рассказывает художница.
Творческую жизнь Татьяна Григорьевна сочетала с педагогической - работала преподавателем в школе искусств Бучина, потом в КарГТУ.
В каждой ее работе чувствуются глубокий синтез с природой, взаимодействие с национальной культурой, положительный эмоциональный настрой. Татьяна Рольян привносит в жизнь города ту, порой незаметную оригинальность, своеобразный стиль, который отображается в деталях внутреннего и внешнего убранства карагандинских улиц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • С гитарой по жизни 16.07.2019

    Мероприятие поддержали акимат и культурно-досуговый центр. Именно по примеру московского Арбата хотят обустроить центральную улицу города Мәнгілік Ел местные власти.

  • Все цвета лета 13.07.2019

    Казахские аулы, русские деревни, романтические и ностальгические пейзажи в изображении художников стран СНГ представлены на выставке под названием «Краски флоры».

  • Шедевры из депо 13.07.2019

    Творческие работы - поделки, картины из бус, национальные головные уборы, созданные руками сотрудницы эксплутационного локомотивного депо Ирины Косухиной, пользуются успехом на всех выставках, где она участвует.

  • Звездный финал 11.07.2019

    Гала-концертом завершился 46-й театральный сезон. Программа была насыщена сценами и дуэтами из оперетт и мюзиклов, которые хорошо знакомы и любимы зрителями.

  • Волшебный оазис 06.07.2019

    Из всех времен года фотограф Агибай Аяпбергенов любит именно то, когда деревья покрываются золотом и багрянцем, а воды величественно текущего Ишима приобретают свинцовый оттенок. В эти дни главный город страны особенно прекрасен, говорит он. 

  • Джоконды с высоким EQ 04.07.2019

    Чарующие образы женщин были представлены на фотовыставке под названием «Горожанки». В роли моделей выступили обычные представительницы прекрасного пола различных профессий и возрастов.

  • Сцены бурные и азартные 04.07.2019

    Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» со сложными эмоциональными переплетениями поставлена американским режиссером Джоном Блонделлом в современной интерпретации. Этой пьесой в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского был закрыт 88-й театральный сезон.

  • И экшн, и слезы, и любовь 02.07.2019

    Кинокартина «Алые паруса» казахстанского режиссера Юрия Цая произвела настоящий фурор среди любителей комедийного жанра и трюков.