13 марта 2018 года 1283

Изящество монументальности

Автор: Нина КРАМЕР

Художники и искусствоведы считают, что работа с керамикой и малыми формами - это тяжелый труд, схожий по усилиям с трудозатратами штукатура-маляра, гончара и горнорабочего вместе взятых, плюс, конечно же, бессонные ночи творческого поиска. Такой нелегкий путь выбрала для себя художница Татьяна Рольян, которая долгие годы живет и работает в Караганде и дарит свое творчество нашему городу и не только ему.

Татьяна Григорьевна работает в этом сложном виде искусства уже не одно десятилетие. В керамике ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. Она создает произведения, где рассказывает о взаимоотношениях людей, человека и природы.
В будущем году Татьяна Рольян отпразднует свой 70-летний юбилей. Она признает, что такая работа отразилась на ее здоровье, но продолжает творить. Прошлым летом на аллее Юго-Востока Караганды среди других малых форм расположилась ее «Сарыарка» с двумя поющими птицами и дремлющей сайгой. Еще на заре независимости ее одноименная, но композиционно совершенно другая работа, созданная в одной из последних союзных художественных группах, попала в резиденцию «Акорда».
- Даже моя мама, когда узнала, что я занялась керамикой, говорила: «Если бы я знала, что ты займешься таким тяжелым трудом, никогда бы не позволила тебе учиться на художника!», - вспоминает Татьяна Рольян. - Но со временем я поняла, что крупные формы мне даются легче, нежели мелкие детали. Душа к этому больше лежит.
А творческий путь художницы начинался с театра. В 1968 году выпускница Джезказганской художественной студии поступила в Алма-Атинское художественное училище. Через два года с художественно-педагогического отделения перевелась на театральное.
Тогда педагогами здесь были именитые мастера с академическим образованием - Бортников, Лебедев, Семизоров, Криушин, Рахманов, Борис Пак.
«Учеба заложила хорошую школу рисунка и дала возможность развернуть свои творческие силы, пробовать себя в композиции, - пишет в нашей газете искусствовед Лариса Золотарева. - При Драматическом театре имени М. Лермонтова сформировалась студия поэтического спектакля. Студенты в ней работали над целостным оформлением спектакля «Эхо дикого поля» по стихам О. Сулейменова. Результат превзошел ожидания. Большой успех окрылил и вдохновил авторов - Татьяну Рольян и Людмилу Бойкову, в будущем известного мастера росписи по шелку. Уже тогда они заметно лидировали на курсе. Увлекались историей искусств, обсуждали вопросы современного искусства, учились рецензировать».
После училища подруг пригласили работать в оперную студию при Алма-Атинской консерватории. Но девушкам захотелось, как говорит художница, «творческого простора и самоутверждения», и они решили поехать в Караганду. Здесь, в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина, Рольян и Бойкова совместно работали над оформлением пяти спектаклей.
Татьяну увлекла работа в производственных мастерских. Волей случая художница с группой карагандинских мастеров оказалась на Целиноградском керамическом заводе. Рольян впервые соприкоснулась с этой интересной технологией и проработала на заводе все лето.
- Вероятно, это и было мое творческое предназначение. Еще в художественном училище преподаватель, скульптор Вагиф Рахманов предугадывал: либо я в будущем раскроюсь в монументальных работах, либо в области керамики, - рассказывает художница.
Творческую жизнь Татьяна Григорьевна сочетала с педагогической - работала преподавателем в школе искусств Бучина, потом в КарГТУ.
В каждой ее работе чувствуются глубокий синтез с природой, взаимодействие с национальной культурой, положительный эмоциональный настрой. Татьяна Рольян привносит в жизнь города ту, порой незаметную оригинальность, своеобразный стиль, который отображается в деталях внутреннего и внешнего убранства карагандинских улиц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Все, что нас окружает 28.05.2020

    Лауреатом международного дистанционного творческого конкурса «Память и Слава Героям войны!» стала карагандинка Елена Пономаренко.

  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

Наша Караганда