13 марта 2018 года 685

Изящество монументальности

Автор: Нина КРАМЕР

Художники и искусствоведы считают, что работа с керамикой и малыми формами - это тяжелый труд, схожий по усилиям с трудозатратами штукатура-маляра, гончара и горнорабочего вместе взятых, плюс, конечно же, бессонные ночи творческого поиска. Такой нелегкий путь выбрала для себя художница Татьяна Рольян, которая долгие годы живет и работает в Караганде и дарит свое творчество нашему городу и не только ему.

Татьяна Григорьевна работает в этом сложном виде искусства уже не одно десятилетие. В керамике ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. Она создает произведения, где рассказывает о взаимоотношениях людей, человека и природы.
В будущем году Татьяна Рольян отпразднует свой 70-летний юбилей. Она признает, что такая работа отразилась на ее здоровье, но продолжает творить. Прошлым летом на аллее Юго-Востока Караганды среди других малых форм расположилась ее «Сарыарка» с двумя поющими птицами и дремлющей сайгой. Еще на заре независимости ее одноименная, но композиционно совершенно другая работа, созданная в одной из последних союзных художественных группах, попала в резиденцию «Акорда».
- Даже моя мама, когда узнала, что я занялась керамикой, говорила: «Если бы я знала, что ты займешься таким тяжелым трудом, никогда бы не позволила тебе учиться на художника!», - вспоминает Татьяна Рольян. - Но со временем я поняла, что крупные формы мне даются легче, нежели мелкие детали. Душа к этому больше лежит.
А творческий путь художницы начинался с театра. В 1968 году выпускница Джезказганской художественной студии поступила в Алма-Атинское художественное училище. Через два года с художественно-педагогического отделения перевелась на театральное.
Тогда педагогами здесь были именитые мастера с академическим образованием - Бортников, Лебедев, Семизоров, Криушин, Рахманов, Борис Пак.
«Учеба заложила хорошую школу рисунка и дала возможность развернуть свои творческие силы, пробовать себя в композиции, - пишет в нашей газете искусствовед Лариса Золотарева. - При Драматическом театре имени М. Лермонтова сформировалась студия поэтического спектакля. Студенты в ней работали над целостным оформлением спектакля «Эхо дикого поля» по стихам О. Сулейменова. Результат превзошел ожидания. Большой успех окрылил и вдохновил авторов - Татьяну Рольян и Людмилу Бойкову, в будущем известного мастера росписи по шелку. Уже тогда они заметно лидировали на курсе. Увлекались историей искусств, обсуждали вопросы современного искусства, учились рецензировать».
После училища подруг пригласили работать в оперную студию при Алма-Атинской консерватории. Но девушкам захотелось, как говорит художница, «творческого простора и самоутверждения», и они решили поехать в Караганду. Здесь, в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина, Рольян и Бойкова совместно работали над оформлением пяти спектаклей.
Татьяну увлекла работа в производственных мастерских. Волей случая художница с группой карагандинских мастеров оказалась на Целиноградском керамическом заводе. Рольян впервые соприкоснулась с этой интересной технологией и проработала на заводе все лето.
- Вероятно, это и было мое творческое предназначение. Еще в художественном училище преподаватель, скульптор Вагиф Рахманов предугадывал: либо я в будущем раскроюсь в монументальных работах, либо в области керамики, - рассказывает художница.
Творческую жизнь Татьяна Григорьевна сочетала с педагогической - работала преподавателем в школе искусств Бучина, потом в КарГТУ.
В каждой ее работе чувствуются глубокий синтез с природой, взаимодействие с национальной культурой, положительный эмоциональный настрой. Татьяна Рольян привносит в жизнь города ту, порой незаметную оригинальность, своеобразный стиль, который отображается в деталях внутреннего и внешнего убранства карагандинских улиц.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.

  • Испания. Дуэнде. Фламенко 29.12.2018

    Вечер испанской культуры подарила нашему городу студия фламенко «El Corazon». Такое мероприятие прошло впервые и собрало немало зрителей, с трудом поместившихся в залах областного музея изобразительного искусства.