08 марта 2018 года 516

Изящная оправа традиций

Автор: Нина КРАМЕР

Ювелирные украшения - часть национальной культуры и истории. Они рассказывали о семейном и социальном статусе владелицы, охраняли от бед, давали защиту и силу. В каждое украшение вложена своя история. С миром ювелирного искусства Сарыарки сотрудники областного историко-краеведческого музея ознакомили будущих специалистов по красоте - студентов Карагандинского колледжа моды. Изделия мастеров – зерде - сопровождали ребенка с рождения, менялись в определенный период жизни, а также, по поверью, сопровождали человека и после смерти. Амулеты, оберегающие ребенка, находились даже в самой бедной семье, а саукеле для невесты хана или султана мог стоить целого косяка лошадей.

Заведующая экскурсионным отделом музея Зауреш Тебаева постаралась показать гостям украшения для всех возрастов, статусов и случаев. В помощницы себе выбрала сотрудниц музея. Женщины и девушки облачились в национальные костюмы из музейных фондов. Поочередно модели надевали на себя серебряные кольца, подвески, серьги, браслеты. Каждому украшению - свое время, свое назначение, у каждого свой сакральный смысл. Особенно много функций было у серебра, оно было самым популярным металлом для украшений в степи.
Вот девочке-подростку цепляют на косу шолпы - специальные подвески, которые часто изготавливались из серебряных монет Казахского ханства, а позже - из царских с портретом императора. Такое украшение имело внушительный вес, оно оттягивало волосы назад, тем самым заставляя владелицу ходить с высоко поднятой головой. Отсюда и родилась грациозная походка девушки на выданье.
Другим знаком того, что девушка свободна, было кольцо с острым концом, так называемым птичьим клювом. Клювиком вниз владелица его надевала только после того, как у нее появлялся суженый или нареченный жених. Это было знаком для свахи, зрелой женщины, которая надевала кольцо на два пальца, құдағи жүзік, - это символизировало единение двух семей.
Большинство этих и других украшений - дар музею. Люди в разное время сами приносили их хранителям или же сотрудники привозили серебряную утварь из этнографических экспедиций.
Заслуживают внимания и украшения, найденные на раскопках. По словам Зауреш Амантаевны, зачатки ювелирного искусства на территории Сарыарки наблюдались еще в XV веке до нашей эры.
Первые амулеты из костей животных, камней ракушечника, пастовые бусы, бронзовые серьги, покрытые листовым золотом, на моделей не надевали. Уж очень хрупкие и ценные для науки экспонаты, они хранятся исключительно под стеклом.
Еще одной интересной частью выставки стали предметы гигиены из серебра - различные зубо- и ухочистки.
Красоту и разнообразие казахской культуры сотрудники музея планируют показать на еще одном мероприятии, приуроченном к празднику Наурыз, где в сооруженной в зале музея юрте будут показаны народные традиции и обычаи. Гостей вечера посвятят в тонкости казахского быта, угостят наурыз-коже и баурсаками, сопровождая знакомство с культурой творческими номерами карагандинских коллективов.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под прессом современности 17.11.2018

    Спустя четыре года Караганду вновь посетила выставка «World Press Photo» - экспозиция работ победителей самого престижного международного конкурса фотожурналистики. Каждый год независимое жюри из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ оценивает работы фотожурналистов всей планеты в девяти категориях.

     

  • Уникальные деньги 15.11.2018

    К дню Национальной валюты Республики Казахстан в литературно-мемориальном музее А. Кунанбаева в городе Абае была организована тематическая выставка «История национальной валюты - теңге».

  • Схватка с совестью 15.11.2018

    Философскую казахскую сказку и не менее поучительную историю под авторством кыргызского драматурга Женишгул Озубековой представили артисты Восточно-Казахстанского областного казахского театра в Караганде. Трехдневные гастроли состоялись в стенах Казахского областного драматического театра имени С. Сейфуллина.

  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.