08 марта 2018 года 639

Изящная оправа традиций

Автор: Нина КРАМЕР

Ювелирные украшения - часть национальной культуры и истории. Они рассказывали о семейном и социальном статусе владелицы, охраняли от бед, давали защиту и силу. В каждое украшение вложена своя история. С миром ювелирного искусства Сарыарки сотрудники областного историко-краеведческого музея ознакомили будущих специалистов по красоте - студентов Карагандинского колледжа моды. Изделия мастеров – зерде - сопровождали ребенка с рождения, менялись в определенный период жизни, а также, по поверью, сопровождали человека и после смерти. Амулеты, оберегающие ребенка, находились даже в самой бедной семье, а саукеле для невесты хана или султана мог стоить целого косяка лошадей.

Заведующая экскурсионным отделом музея Зауреш Тебаева постаралась показать гостям украшения для всех возрастов, статусов и случаев. В помощницы себе выбрала сотрудниц музея. Женщины и девушки облачились в национальные костюмы из музейных фондов. Поочередно модели надевали на себя серебряные кольца, подвески, серьги, браслеты. Каждому украшению - свое время, свое назначение, у каждого свой сакральный смысл. Особенно много функций было у серебра, оно было самым популярным металлом для украшений в степи.
Вот девочке-подростку цепляют на косу шолпы - специальные подвески, которые часто изготавливались из серебряных монет Казахского ханства, а позже - из царских с портретом императора. Такое украшение имело внушительный вес, оно оттягивало волосы назад, тем самым заставляя владелицу ходить с высоко поднятой головой. Отсюда и родилась грациозная походка девушки на выданье.
Другим знаком того, что девушка свободна, было кольцо с острым концом, так называемым птичьим клювом. Клювиком вниз владелица его надевала только после того, как у нее появлялся суженый или нареченный жених. Это было знаком для свахи, зрелой женщины, которая надевала кольцо на два пальца, құдағи жүзік, - это символизировало единение двух семей.
Большинство этих и других украшений - дар музею. Люди в разное время сами приносили их хранителям или же сотрудники привозили серебряную утварь из этнографических экспедиций.
Заслуживают внимания и украшения, найденные на раскопках. По словам Зауреш Амантаевны, зачатки ювелирного искусства на территории Сарыарки наблюдались еще в XV веке до нашей эры.
Первые амулеты из костей животных, камней ракушечника, пастовые бусы, бронзовые серьги, покрытые листовым золотом, на моделей не надевали. Уж очень хрупкие и ценные для науки экспонаты, они хранятся исключительно под стеклом.
Еще одной интересной частью выставки стали предметы гигиены из серебра - различные зубо- и ухочистки.
Красоту и разнообразие казахской культуры сотрудники музея планируют показать на еще одном мероприятии, приуроченном к празднику Наурыз, где в сооруженной в зале музея юрте будут показаны народные традиции и обычаи. Гостей вечера посвятят в тонкости казахского быта, угостят наурыз-коже и баурсаками, сопровождая знакомство с культурой творческими номерами карагандинских коллективов.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».