03 марта 2018 года 2360

Моделирование благополучия

Автор: Наталья ПРУС

Азамата Жаманчинова встретила в одном из городских кафе в обеденный перерыв в кругу выпускников детских домов, которые сегодня учатся в политехническом университете. Обычные встречи, советы, а порой и реальная помощь тем, кто только вступил во взрослую жизнь или, как выражается мой собеседник, был выброшен, как десантник ночью на неизведанную вражескую территорию. Позади - средняя школа, впереди - школа выживания.


«Индустриальная Караганда» продолжает следить за тем, как в республике закладывается фундамент новой системы профилактики сиротства и социализации выпускников детских домов. Сегодня исследованиями в этом направлении по регионам занимается ОД «Ребенок должен жить в семье» в сотрудничестве с Международным чрезвычайным детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), и 29-летний руководитель общественного объединения является одним из разработчиков будущих стандартов.
О центрах поддержки детей, скрытых ресурсах семьи, правильных спонсорстве и волонтерстве наш разговор.

Ключевая фигура
Он - преподаватель экономики в вузе, успешный сотрудник консалтинговой компании, организатор тренингов. Десять лет жизни посвятил тому, чтобы помочь детям из детских домов стать счастливее. На вопрос о возникновении такого желания ответил: вполне вероятно, на него повлияло то, что бабушка в военное время оставшись сиротой, воспитывалась в детском доме.
- Азамат, в новой системе профилактики сиротства ключевое место отведено социальным работникам различных ведомств, которые должны действовать единой командой, начиная от поступления сигнала о семейном неблагополучии.
- В настоящее время при оценке ситуации мы привыкли думать, как все плохо в неблагополучных семьях, и не задумываемся, какие сильные стороны есть у каждой из них и как специалисты могут «вытащить» и развить этот потенциал, чтобы ребенок не ушел в детский дом, а остался в семье, получив там необходимый уровень безопасности.
Я, например, пишу практически обучающий модуль по методике и оценке специалистов будущих центров поддержки семьи и детства, о том, по каким индикаторам и критериям можно судить об их успешной работе. Также нам не хватает единой формы оценки, по которой можно понять, в трудной ситуации находится ребенок или нет. Пока все полагаются лишь на свой опыт и профессионализм. С разработанными модулями мы ездим по регионам, чтобы, предложив их, получить отзывы от экспертов и представителей детских домов, специалистов управлений и министерств, узнать их мнение, услышать критику, ведь им работать в новых условиях.
- А на опыт каких стран в этом направлении вы опираетесь?
- Есть положительный опыт отдельных регионов России, Грузии, Беларуси, Молдовы. После проведенного анализа эксперты нашли тот, что показал эффективность и приемлем для нашей страны, ментальности, традиций. Ведь даже уровень обеспечения безопасности ребенка в разных государствах разный, и то, что привычно в воспитании ребенка в странах Азии, неприемлемо для Европы. Кроме того, у каждой страны свои финансовые возможности.
Когда в Великобритании, например, убрали на государственном уровне сопровождение приемных семей, у них тут же увеличился процент возврата детей в детские дома. А в Казахстане такое государственное сопровождение вообще не заложено, у нас это поле деятельности для НПО и волонтеров.
В Караганде появился Клуб приемных родителей, руководит которым опытная приемная мама. Усыновители, опекуны собираются там и говорят о своих проблемах, сложностях в воспитании, помогают друг другу советом и делом, когда ребенок не слушается, ворует, обманывает, вредничает. Они не придут в официальные органы опеки, потому что боятся, что детей заберут, как у не справляющихся со своими обязанностями, а клуб для них большое подспорье.
Сегодня для замещающих и приемных родителей в Казахстане приняты хорошие законы, но не хватает нормативно-правовых актов, которые бы защищали семьи и детей в трудной, кризисной ситуации. Мы тратим большие средства на содержание детских домов, а нам нужно сохранить семью и профессионально ее поддержать. Если ребенок плохо учится в школе, значит, ему нужен куратор, который мотивирует и помогает. Женщина перенесла трагедию после смерти мужа - окажите ей психологическую поддержку, чтобы вернуть смысл жизни. В малообеспеченных семьях нередко даже потеря документа наслаивает одну проблему на другую.

Только теория
В 2009 году Азамат Жаманчинов вместе с другими студентами посещал в качестве волонтера Осакаровский и Карагандинский областные детские дома, участвовал в акциях, мероприятиях, праздниках. Так появились друзья среди воспитанников, а с ними и видение их проблем.
- Многие после выпуска не знали, как проехать в автобусе, распределять финансы, приготовить еду, пользоваться электроприборами, не умели взаимодействовать с окружающими людьми. Есть психологический термин «депривация». И у детей, воспитывающихся в детском доме, он связан с расстройством привязанности. Сначала его разлучили с родителями, а потом в Доме малютки, детском доме он привыкает к одному, другому, третьему воспитателю, педагогу и, в конце концов, приходит к убеждению, что нет смысла выстраивать какие-то связи.
Кроме того, в детских домах отсутствует модель здоровой семьи. Откуда ребятам знать, как улаживаются конфликты, зарабатываются деньги, распределяются родительские роли? Педагоги и администрация учреждений вкладывают в них правильные, добрые вещи, но без индивидуального внимания к ребенку (даже у самого лучшего воспитателя в группе по 15-20 детей) и личного примера теория остается лишь теорией. И выпускник строит свою семью по той модели, которая у него была до детского дома.


Вместо конфет
Ему пишут письма бывшие выпускники детских домов, отбывающие наказание в колониях, кто-то из ребят просит теплую одежду, обувь, но разве спонсоры повезут вещи в тюрьму? Эти факты заставили руководителя Карагандинского филиала ОФ «REACH» пересмотреть свой взгляд на благотворительность.
- Когда мне звонят и спрашивают, какой сделать подарок детям из детского дома к празднику, я отвечаю: что-нибудь полезное. Можно поучаствовать в оборудовании комнаты социально-бытовой ориентации, мастерских, взять шефство над какой-нибудь группой или найти средства для оплаты психологов, юристов для взрослых ребят, привлеченных в социальные проекты, такие как «Наставничество», «Школа жизни», «Дом мамы». Но, к сожалению, чаще всего спонсоры предпочитают привезти подарки, сфотографироваться с детьми и забыть до следующего праздника, и я в шутку называю такое отношение "чисткой кармы".
К чему ведет такое спонсорство, представить не трудно. Ребенок, привыкший получать все потому что он сирота, выпустившись из детского дома, поначалу удивляется, почему ему во взрослой жизни никто ничего просто так не дарит и не приносит на блюдечке, а потом обиженный берет сам.
Благотворительность будет полезной лишь тогда, когда дарящий - не чужой дядя, случайно забежавший в детский дом. Есть большая разница в том, что «я дарю, потому что мне вас жалко», или потому, «что мне приятно это делать». Если спонсоры хотят делать подарки одноразово, их нужно ориентировать не на воспитанников детских домов, а на детей из многодетных и малообеспеченных семей: там матери, бабушки буквально выживают, чтобы накормить и одеть своих чад.

О «несчастных» волонтерах
Первый договор на гостевую семью, чтобы иметь возможность забирать детей из детского дома во время школьных каникул и обучать их «Школе жизни», Азамат Жаманчинов оформлял на себя. Неожиданно для сына к проекту подключилась и его мама. Теперь гостевых семей по двум социальным проектам около двадцати. В них наставники и волонтеры готовят ребят к будущей взрослой жизни.
- Созданный на базе общественного фонда «REACH» Карагандинский филиал, который вы возглавляете, не участвует в тендерах на получение государственного социального заказа, хотя проекты нуждаются в финансировании...
- Волонтеры, по моему мнению, должны развивать потенциал доброты окружающих людей, искать поддержку в обществе. Когда несколько лет сотрудничаешь с одними и теми же спонсорами, отчитываешься перед ними по всем документам, они верят и другим предоставляют рекомендации. Но, к примеру, проект «Наставничество» в детских домах уже зарекомендовал себя, показал свою эффективность, и при сохранении всех принципов и технологий реализации мы бы не отказались от государственного финансирования. Кроме того, финансирование не обязательно выражается в денежном эквиваленте, это могут быть выездные мастер-классы, бесплатные экскурсии и посещения кинотеатров, кафе.
- Кто же такой волонтер?
- Человек, который понимает, что достиг определенного уровня и может и хочет помочь другим, имеет в этом потребность. Допустим, если сейчас мы не готовы помогать в социализации воспитанников детских домов, потом будем платить налоги на содержание тюрем и приютов.
В Америке, куда я ездил по студенческой программе, волонтерство очень сильно развито, и опыт работы добровольного помощника засчитывают при поступлении в вуз и трудоустройстве. В Казахстане эта культура только развивается, и даже до сих пор бытует мнение, что волонтер - несчастный, неудовлетворенный жизнью человек, пытающийся таким образом скрасить свою судьбу. На самом деле добровольчество - это новый продуктивный тип мышления, инвестиция в себя, в свое окружение. Я развиваюсь, становлюсь лучше, вижу проблемы нашего общества и, опираясь на собственный опыт, стараюсь вовлечь в их решение единомышленников.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Техничные отношения 15.01.2019

    Мы представляем скорее мужчину, если речь идет о работе с электрикой. Руслана Левашова в хорошем смысле этот стереотип разрушает. Для нее, мастера производственного обучения индустриально-технологического колледжа, не проблема что-то собрать или спаять.

  • Никогда не сдавайся 12.01.2019

    Трагическая случайность, которая приковала карагандинца Абая Сыздыкова к инвалидному креслу, произошла 3 января 2016 года. Молодой парень, совладелец мебельного цеха, отпустил рабочих на новогодние праздники, а за выполнение срочного заказа взялся самостоятельно. Когда его придавило тяжелыми листами ДСП, он потерял сознание. Уже в больнице ему поставили диагноз: компрессионный перелом позвонков грудного и поясничного отделов.

  • С музой по жизни 12.01.2019

    Муза - дама порой капризная и может прийти, когда под рукой нет ничего, чтобы записать стихотворение. Так случилось с нашим автором Наталией Инжевской: во время поездки в автобусе родился стих, а писать пришлось... карандашом для губ. Зато есть что вспомнить!

     

  • Звезда педагогики 10.01.2019

    Всегда в гуще событий, всегда бодра и деятельна: Маулида Жошина - человек уникальный. Ветеран образования, председатель Совета общественности управления образования Карагандинской области, она - прекрасный собеседник, после встреч с которым остаешься полон энергии.

  • Создатель приключений 29.12.2018

    Режиссер Олег Степченко работает с легендами мирового кинематографа - Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, но при этом остается, что называется, простым парнем. Недавно Олег Анатольевич побывал в Караганде: приехал на турнир по боксу им. Г. Жарылгапова и заодно встретился с корреспондентами «Индустриалки».

  • Воспитать чемпионов 27.12.2018

    Тренер по волейболу Борис Ким в Абайском районе знаком, пожалуй, каждому. На протяжении многих лет он активно развивает этот вид спорта. И даже сегодня, уйдя на заслуженный отдых, Борис Геннадьевич продолжает учить девочек волейболу и активно участвует в общественной жизни поселка. А в канун Дня Независимости РК Борис Геннадьевич был удостоен звания «Почетный гражданин Абайского района».

  • Орёл атакует 25.12.2018

    Случаев, когда фамилия человека на 100% совпадает с его жизненным и профессиональным призванием, наверное, можно насчитать один на тысячу. Командир авиационного звена войсковой части 21751 Сил воздушной обороны РК капитан Александр Орел входит в категорию этих счастливчиков.

  • Наставник 25.12.2018

    Работа, связанная с подготовкой и становлением молодых специалистов, является одним из наиболее сложных и многогранных занятий. И в этой работе особая роль отводится наставнику. Наставник - это не просто преподаватель, это миссия по жизни, которую человек возлагает на себя. Наставник дает не только новые знания будущему специалисту, но и прививает ему навыки использования полученных знаний в повседневной работе, является советчиком и консультантом при принятии решений в сложные периоды его становления. Наставник оказывает помощь даже уже сложившемуся специалисту.