01 марта 2018 года 1267

Без стеснения и барьеров

Автор: Анна СТРОКОВА

Сандугаш Арконова преподает биологию в 8 классе карагандинской гимназии № 93. Участник семинаров по методике CLIL и полиязычному образованию, она окончила трехмесячные курсы с иностранными тренерами. Копилка Сандугаш Толегеновны пополнилась на днях еще одним семинаром по развитию полиязычного образования, который прошел в КарГТУ.

- В нашей школе мы внедряем уроки биологии на английском в вариативной части. Сама я изучала английский и благодаря курсам с носителями языка улучшила знания, - рассказывает Сандугаш Арконова. - Дети относятся к новшеству с радостью и, конечно, знают английский лучше, но мы помогаем друг другу: если ошибусь в слове - подскажут. Конечно, языковой барьер есть у многих из нас, но чем чаще мы учимся и применяем свои знания, тем легче будет в будущем.
Цель семинара «Проблемы и перспективы развития полиязычного образования» состояла не только в обучении инновационным методам преподавания и повышении уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, но и в поддержке специалистов. Большое внимание уделили методике CLIL (предметно-языковому интегрированному обучению), а иностранные спикеры - тоже преподаватели - поделились своим опытом, идеями и предложениями.
- Семинар мы проводим в рамках Дорожной карты трехъязычного образования: в 2017 году разработана концепция проекта для КарГТУ с учетом его технической направленности, - объяснила руководитель кафедры иностранного языка КарГТУ Дамира Джантасова. - У нас есть и дорожная карта сотрудничества с Назарбаев Университетом: одна из задач - перенимать опыт этого вуза, а работа с иностранными преподавателями очень помогает.
В университете с первого курса ведутся отдельные занятия на английском: к полиязычному образованию подключаются такие предметы, как философия, но пока не затрагиваются физика и математика. Обучают в вузе и преподавателей: с ними работают их коллеги-носители языка. Трудности, заверяет Дамира Дулатовна, решаемы: кафедра находит международные программы обучения, сотрудничая с иностранными педагогами. Но другой вопрос касается студентов: на учебу приходят ребята, не всегда подготовленные в английском языке. Уровень владения поднимают еженедельные занятия в дискуссионном клубе, а на занятиях студентов снабжают иностранной литературой, помогающей правильно использовать терминологию в сфере специальности.
Бенджамин Тэйлор преподает в КарГТУ с сентября прошлого года. Студенты, говорит он, изучают язык и дисциплины, но важно и то, как они впоследствии будут общаться со своими будущими работодателями и клиентами.
- Сфокусироваться на практическом применении языка - вот моя задача, - таков вывод Бенджамина. - Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на занятиях, скорее, не столько проблемы, а вопросы: все они преодолимы. Молодежь должна уметь работать не просто с аудиторией, а с международной аудиторией.
С Бриджит Гудман Дамира Джантасова познакомилась на международном форуме в Астане, организованном Министерством образования и науки РК. В день семинара Бриджит выступила со своим докладом перед карагандинскими коллегами.
- Мотивация - важная составляющая процесса обучения языку, - Бриджит согласилась с Бенджамином. - В Назарбаев Университет, где я преподаю, поступают студенты с высшими баллами по тестам IELTS, но моя задача - отобрать тех, кто достойно подготовился изучать спецпредметы на английском. Можно ли работать с менее подготовленными студентами? Способы есть, но вновь встает вопрос мотивации, из-за чего порой возникает много споров. Ведь если мы спросим студентов, заинтересованных в компьютерах, какова форма английского глагола «гулять» в прошедшем времени - они могут не ответить, а как называются предметы в компьютерной игре, знают отлично. Им нужна поддержка, чтобы преодолеть языковой барьер, чтобы, даже если кто-то забыл перевод слова, они не стеснялись спросить об этом.
В своем выступлении Бриджит Гудман сконцентрировалась на сути методики CLIL и так называемых «четырех С»: content (содержание), communication (общение), cognition (мыслительный процесс), culture for communication (культура для общения). Содержание движет развитием уровня языка, общение - практическими навыками, отчего мыслительные процессы идут эффективнее, а культура общения закрепляет все это. На занятиях, кроме того, практике языка помогут не просто каркасные вопросы вроде «назовите столицу Казахстана», а также «почему именно Астана является столицей Казахстана». Очков делу добавит и просмотр лекций на английском.
- Методика CLIL - это двойное обучение, когда обменяться сведениями могут и учитель, и ученик. Вдруг родители учащегося работают в сфере, дисциплину которой изучают в школе? Он может подготовить информацию, рассказать ее на английском. Еще пример: мои студенты изучали текст о городе Джордан и таким образом учили не только сам язык, но узнавали о населенном пункте. Это еще один способ применять методику CLIL.
Семинар, как выяснилось, посетили как учителя-предметники, так и преподаватели английского. В их специализации - свои различия, отмечали выступающие: педагоги по английскому по-своему преданы языку, предметники - своим дисциплинам. Но последние, бывает, владеют лишь необходимым словарным запасом для обучения дисциплине и не могут свободно преподавать на иностранном языке. Однако спикеры подчеркнули: все педагоги в той или иной степени преподают язык, потому должны уметь четко объяснить ход эксперимента или научного процесса. А для этого нужны языковые формы, о правильном владении которыми надо заботиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вдохновение бизнеса 20.07.2019

    Студенты колледжа экономики, бизнеса и права Карагандинского экономического университета особое внимание уделяют изучению внутренней среды организации рынка товаров, конкурентов и потребителей с применением креативных технологий.

  • Кто счастливчик? 16.07.2019

    54 тысячи грантов на обучение в вузах Казахстана получат абитуриенты в нынешнем году.

  • Учеба без возраста 16.07.2019

    Получить новую профессию за счет государства вполне реально. И под силу это не только молодым людям, которые поступают в колледжи или вузы. Программа краткосрочного профессионального обучения не имеет возрастного ценза. Именно поэтому она пользуется популярностью среди жителей региона.

  • Будут как новенькие 13.07.2019

    Школы и детские сады областного центра готовятся к предстоящему учебному году. В настоящее время в образовательных учреждениях идут текущий и капитальный ремонты. Кроме того, руководители организаций помнят и об отопительном сезоне, который, как и прошлый, должен пройти без срывов.

  • Читайте сказки вслух 11.07.2019

    Несмотря на обилие гаджетов, облегчающих жизнь человека, книга по-прежнему остается в тренде. Сотрудники библиотек проводят большую работу по приобщению детей к культурным ценностям и творческой самореализации, связанной с модернизацией школьного образования. 

  • Таланты детства 06.07.2019

    Академия творчества клубов ЮНЕСКО собрала на фестиваль талантливых школьников со всей страны. Среди них были и ученики школ искусств Караганды и села Дубовка Бухаржырауского района. Гала-концерту предшествовал конкурс, в котором принимали участие более двух тысяч юных дарований.

  • Трансформация в реальность 06.07.2019

    К дню рождения Первого Президента учащиеся карагандинских школ совершили виртуальное путешествие 
    в Нур-Султан.

  • Зарядка для ума 04.07.2019

    Очередной этап Единого национального тестирования (ЕНТ) завершен. Отныне выпускники и их родители смогут расслабиться и выдохнуть. Переживания, слезы, нервный тик и дрожь остались позади.