01 марта 2018 года 412

Без стеснения и барьеров

Автор: Анна СТРОКОВА

Сандугаш Арконова преподает биологию в 8 классе карагандинской гимназии № 93. Участник семинаров по методике CLIL и полиязычному образованию, она окончила трехмесячные курсы с иностранными тренерами. Копилка Сандугаш Толегеновны пополнилась на днях еще одним семинаром по развитию полиязычного образования, который прошел в КарГТУ.

- В нашей школе мы внедряем уроки биологии на английском в вариативной части. Сама я изучала английский и благодаря курсам с носителями языка улучшила знания, - рассказывает Сандугаш Арконова. - Дети относятся к новшеству с радостью и, конечно, знают английский лучше, но мы помогаем друг другу: если ошибусь в слове - подскажут. Конечно, языковой барьер есть у многих из нас, но чем чаще мы учимся и применяем свои знания, тем легче будет в будущем.
Цель семинара «Проблемы и перспективы развития полиязычного образования» состояла не только в обучении инновационным методам преподавания и повышении уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, но и в поддержке специалистов. Большое внимание уделили методике CLIL (предметно-языковому интегрированному обучению), а иностранные спикеры - тоже преподаватели - поделились своим опытом, идеями и предложениями.
- Семинар мы проводим в рамках Дорожной карты трехъязычного образования: в 2017 году разработана концепция проекта для КарГТУ с учетом его технической направленности, - объяснила руководитель кафедры иностранного языка КарГТУ Дамира Джантасова. - У нас есть и дорожная карта сотрудничества с Назарбаев Университетом: одна из задач - перенимать опыт этого вуза, а работа с иностранными преподавателями очень помогает.
В университете с первого курса ведутся отдельные занятия на английском: к полиязычному образованию подключаются такие предметы, как философия, но пока не затрагиваются физика и математика. Обучают в вузе и преподавателей: с ними работают их коллеги-носители языка. Трудности, заверяет Дамира Дулатовна, решаемы: кафедра находит международные программы обучения, сотрудничая с иностранными педагогами. Но другой вопрос касается студентов: на учебу приходят ребята, не всегда подготовленные в английском языке. Уровень владения поднимают еженедельные занятия в дискуссионном клубе, а на занятиях студентов снабжают иностранной литературой, помогающей правильно использовать терминологию в сфере специальности.
Бенджамин Тэйлор преподает в КарГТУ с сентября прошлого года. Студенты, говорит он, изучают язык и дисциплины, но важно и то, как они впоследствии будут общаться со своими будущими работодателями и клиентами.
- Сфокусироваться на практическом применении языка - вот моя задача, - таков вывод Бенджамина. - Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на занятиях, скорее, не столько проблемы, а вопросы: все они преодолимы. Молодежь должна уметь работать не просто с аудиторией, а с международной аудиторией.
С Бриджит Гудман Дамира Джантасова познакомилась на международном форуме в Астане, организованном Министерством образования и науки РК. В день семинара Бриджит выступила со своим докладом перед карагандинскими коллегами.
- Мотивация - важная составляющая процесса обучения языку, - Бриджит согласилась с Бенджамином. - В Назарбаев Университет, где я преподаю, поступают студенты с высшими баллами по тестам IELTS, но моя задача - отобрать тех, кто достойно подготовился изучать спецпредметы на английском. Можно ли работать с менее подготовленными студентами? Способы есть, но вновь встает вопрос мотивации, из-за чего порой возникает много споров. Ведь если мы спросим студентов, заинтересованных в компьютерах, какова форма английского глагола «гулять» в прошедшем времени - они могут не ответить, а как называются предметы в компьютерной игре, знают отлично. Им нужна поддержка, чтобы преодолеть языковой барьер, чтобы, даже если кто-то забыл перевод слова, они не стеснялись спросить об этом.
В своем выступлении Бриджит Гудман сконцентрировалась на сути методики CLIL и так называемых «четырех С»: content (содержание), communication (общение), cognition (мыслительный процесс), culture for communication (культура для общения). Содержание движет развитием уровня языка, общение - практическими навыками, отчего мыслительные процессы идут эффективнее, а культура общения закрепляет все это. На занятиях, кроме того, практике языка помогут не просто каркасные вопросы вроде «назовите столицу Казахстана», а также «почему именно Астана является столицей Казахстана». Очков делу добавит и просмотр лекций на английском.
- Методика CLIL - это двойное обучение, когда обменяться сведениями могут и учитель, и ученик. Вдруг родители учащегося работают в сфере, дисциплину которой изучают в школе? Он может подготовить информацию, рассказать ее на английском. Еще пример: мои студенты изучали текст о городе Джордан и таким образом учили не только сам язык, но узнавали о населенном пункте. Это еще один способ применять методику CLIL.
Семинар, как выяснилось, посетили как учителя-предметники, так и преподаватели английского. В их специализации - свои различия, отмечали выступающие: педагоги по английскому по-своему преданы языку, предметники - своим дисциплинам. Но последние, бывает, владеют лишь необходимым словарным запасом для обучения дисциплине и не могут свободно преподавать на иностранном языке. Однако спикеры подчеркнули: все педагоги в той или иной степени преподают язык, потому должны уметь четко объяснить ход эксперимента или научного процесса. А для этого нужны языковые формы, о правильном владении которыми надо заботиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Новый вектор образования 19.05.2018

    Реализация проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» в рамках программы «Рухани жаңғыру» создает возможности для получения молодыми казахстанцами образования по лучшим международным образцам, что позволит Казахстану, как государству, шагать в ногу со временем, а его молодым гражданам быть полноправными и активными участниками всех происходящих в мировом сообществе событий.

  • Просветитель и психолог 19.05.2018

    Кафедра психологии факультета философии и психологии КарГУ им. Е.А. Букетова десятый год проводит научно-практическую конференцию для преподавателей и студентов «Балаубаевские чтения». А аудитория кафедры, носящей имя С. Балаубаева, превратилась в символический музей, где можно ознакомиться с биографией и трудами основателя науки в Казахстане.

  • Формат не изменился 17.05.2018

    В этом году Единое национальное тестирование сдают около шести тысяч выпускников, а само ЕНТ пройдет с 20 июня по 1 июля. После изменений прошлого года формат тестирования остался прежним, максимальный и проходной баллы – тоже: 140 и 50. По предварительным подсчетам, в этом году школы Карагандинской области оканчивают чуть более восьми тысяч выпускников, и 73% из них собираются поступать в вузы Казахстана. При этом 3574 выпускника будут сдавать ЕНТ на государственном языке, 2386 - на русском. В областном управлении образования отмечают: тестирование можно сдавать по желанию на казахском, русском или английском языках.

  • Познавательные квесты 15.05.2018

    Третий год подряд в республике проводится интеллектуальный марафон «Дорога к знаниям», к которому подключилась и Караганда. Он стартовал в феврале в Алматы и уже охватил практически все регионы страны, а на днях прошел и в нашем городе на базе недавно открытой школы-гимназии № 102. Интеллектуальный марафон «Дорога к знаниям» проходит у нас второй год, проводится при поддержке Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК, организован по инициативе Республиканской ассоциации «Асыл бала» совместно с Международной академией интеллектуального развития «ЮСИМАС» (UCMAS). Его проведение поддерживают Департамент дошкольного и школьного образования МОН и Республиканский научно-практический центр «Дарын».

  • Физики и лирика 15.05.2018

    Студенты КарГУ им. Е.А. Букетова приняли участие в ежегодной олимпиаде по русскому языку. Она уже стала традицией: таким образом руководство факультетов пропагандирует владение языковыми компетенциями, а студенты получают еще одну возможность продемонстрировать свои знания.

  • Борьба за звук 12.05.2018

    Неправильная и непонятная речь - это серьёзная предпосылка для комплекса неполноценности. Много успешных и счастливых людей, но они могли бы остаться стеснительными неудачниками, если бы их вовремя не отвели к логопеду. С целью повышения статуса этой профессии весной нынешнего года в области был проведён конкурс «Үздік логопед -2018».

  • Мосты сошлись в Караганде 12.05.2018

    Впервые в шахтерской столице состоялся республиканский конкурс на знание китайского языка и культуры. Участники должны были не только продемонстрировать лингвистические навыки, но и проявить себя творчески: сыграть на китайском народном инструменте, спеть песню на языке Поднебесной, показать танцевальный номер или, к примеру, приемы ушу. Международный конкурс «Мост китайского языка» проводится ежегодно уже на протяжении 16 лет. Данное мероприятие организовано Канцелярией государственной руководящей группы по распространению китайского языка за рубежом (Ханьбань). Его республиканский тур при поддержке Посольства КНР в РК провел институт Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете. 

  • На версту вперед 12.05.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет, который входит в состав Европейской ассоциации университетов, активно вносит свою лепту в языковую модернизацию, поэтапный переход казахского языка на латинскую графику. В стенах вуза, впервые в Карагандинской области, студенты и преподаватели КГИУ и колледжей, учащиеся школ Темиртау (это 300 человек) написали диктант на латинице.