01 марта 2018 года 863

Без стеснения и барьеров

Автор: Анна СТРОКОВА

Сандугаш Арконова преподает биологию в 8 классе карагандинской гимназии № 93. Участник семинаров по методике CLIL и полиязычному образованию, она окончила трехмесячные курсы с иностранными тренерами. Копилка Сандугаш Толегеновны пополнилась на днях еще одним семинаром по развитию полиязычного образования, который прошел в КарГТУ.

- В нашей школе мы внедряем уроки биологии на английском в вариативной части. Сама я изучала английский и благодаря курсам с носителями языка улучшила знания, - рассказывает Сандугаш Арконова. - Дети относятся к новшеству с радостью и, конечно, знают английский лучше, но мы помогаем друг другу: если ошибусь в слове - подскажут. Конечно, языковой барьер есть у многих из нас, но чем чаще мы учимся и применяем свои знания, тем легче будет в будущем.
Цель семинара «Проблемы и перспективы развития полиязычного образования» состояла не только в обучении инновационным методам преподавания и повышении уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, но и в поддержке специалистов. Большое внимание уделили методике CLIL (предметно-языковому интегрированному обучению), а иностранные спикеры - тоже преподаватели - поделились своим опытом, идеями и предложениями.
- Семинар мы проводим в рамках Дорожной карты трехъязычного образования: в 2017 году разработана концепция проекта для КарГТУ с учетом его технической направленности, - объяснила руководитель кафедры иностранного языка КарГТУ Дамира Джантасова. - У нас есть и дорожная карта сотрудничества с Назарбаев Университетом: одна из задач - перенимать опыт этого вуза, а работа с иностранными преподавателями очень помогает.
В университете с первого курса ведутся отдельные занятия на английском: к полиязычному образованию подключаются такие предметы, как философия, но пока не затрагиваются физика и математика. Обучают в вузе и преподавателей: с ними работают их коллеги-носители языка. Трудности, заверяет Дамира Дулатовна, решаемы: кафедра находит международные программы обучения, сотрудничая с иностранными педагогами. Но другой вопрос касается студентов: на учебу приходят ребята, не всегда подготовленные в английском языке. Уровень владения поднимают еженедельные занятия в дискуссионном клубе, а на занятиях студентов снабжают иностранной литературой, помогающей правильно использовать терминологию в сфере специальности.
Бенджамин Тэйлор преподает в КарГТУ с сентября прошлого года. Студенты, говорит он, изучают язык и дисциплины, но важно и то, как они впоследствии будут общаться со своими будущими работодателями и клиентами.
- Сфокусироваться на практическом применении языка - вот моя задача, - таков вывод Бенджамина. - Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на занятиях, скорее, не столько проблемы, а вопросы: все они преодолимы. Молодежь должна уметь работать не просто с аудиторией, а с международной аудиторией.
С Бриджит Гудман Дамира Джантасова познакомилась на международном форуме в Астане, организованном Министерством образования и науки РК. В день семинара Бриджит выступила со своим докладом перед карагандинскими коллегами.
- Мотивация - важная составляющая процесса обучения языку, - Бриджит согласилась с Бенджамином. - В Назарбаев Университет, где я преподаю, поступают студенты с высшими баллами по тестам IELTS, но моя задача - отобрать тех, кто достойно подготовился изучать спецпредметы на английском. Можно ли работать с менее подготовленными студентами? Способы есть, но вновь встает вопрос мотивации, из-за чего порой возникает много споров. Ведь если мы спросим студентов, заинтересованных в компьютерах, какова форма английского глагола «гулять» в прошедшем времени - они могут не ответить, а как называются предметы в компьютерной игре, знают отлично. Им нужна поддержка, чтобы преодолеть языковой барьер, чтобы, даже если кто-то забыл перевод слова, они не стеснялись спросить об этом.
В своем выступлении Бриджит Гудман сконцентрировалась на сути методики CLIL и так называемых «четырех С»: content (содержание), communication (общение), cognition (мыслительный процесс), culture for communication (культура для общения). Содержание движет развитием уровня языка, общение - практическими навыками, отчего мыслительные процессы идут эффективнее, а культура общения закрепляет все это. На занятиях, кроме того, практике языка помогут не просто каркасные вопросы вроде «назовите столицу Казахстана», а также «почему именно Астана является столицей Казахстана». Очков делу добавит и просмотр лекций на английском.
- Методика CLIL - это двойное обучение, когда обменяться сведениями могут и учитель, и ученик. Вдруг родители учащегося работают в сфере, дисциплину которой изучают в школе? Он может подготовить информацию, рассказать ее на английском. Еще пример: мои студенты изучали текст о городе Джордан и таким образом учили не только сам язык, но узнавали о населенном пункте. Это еще один способ применять методику CLIL.
Семинар, как выяснилось, посетили как учителя-предметники, так и преподаватели английского. В их специализации - свои различия, отмечали выступающие: педагоги по английскому по-своему преданы языку, предметники - своим дисциплинам. Но последние, бывает, владеют лишь необходимым словарным запасом для обучения дисциплине и не могут свободно преподавать на иностранном языке. Однако спикеры подчеркнули: все педагоги в той или иной степени преподают язык, потому должны уметь четко объяснить ход эксперимента или научного процесса. А для этого нужны языковые формы, о правильном владении которыми надо заботиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Высокие отношения 15.11.2018

    Караганда и румынский город Клуж-Напока уже стали побратимами, а теперь будут еще ближе: на днях с визитом в нашем городе побывал Чрезвычайный и Полномочный посол Румынии в Казахстане Чезар Маноле Армяну, который встретился со студентами наших вузов и руководством Караганды.

  • За безъядерное завтра 10.11.2018

    В феврале будущего года свое тридцатилетие отметит международное антиядерное движение «Невада - Семипалатинск». Карагандинская область была одной из самых первых и самых активных областей Казахстана, поддержавших это движение.

  • «зарядка» для медика 10.11.2018

    К началу нового учебного года студентов Карагандинского высшего сестринского колледжа (КВСК) ждала приятная новость о завершении строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.

     

  • Школа "зеленых" 10.11.2018

    Двадцатилетие детского экологического движения в Темиртау отметил коллектив экологической средней школы № 16, девиз которой - сделать страну чище, а жизнь - лучше. На юбилей прибыли педагоги и ученики, родители и партнеры школы по экологии, выпускники и почетные гости.

  • Благодарная память 08.11.2018

    В Карагандинском коммерческом колледже торжественно открыли кабинет, который теперь носит имя общественного деятеля, почетного работника образования и почетного гражданина Караганды Дмитрия Бойко. Церемония прошла 5 ноября, в день его рождения: в этом году Дмитрию Макаровичу исполнилось бы 79 лет.

  • Функциональный всеобуч 08.11.2018

    У Жанааркинского районного центра поселка Атасу есть близкий, но более малочисленный побратим - село Атасу.

  • Функциональный всеобуч 08.11.2018

    У Жанааркинского районного центра поселка Атасу есть близкий, но более малочисленный побратим - село Атасу.

  • Ориентир на рынок труда 08.11.2018

    Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства помогает жителям Карагандинской области осваивать новые и, главное, востребованные профессии.