01 марта 2018 года 546

Без стеснения и барьеров

Автор: Анна СТРОКОВА

Сандугаш Арконова преподает биологию в 8 классе карагандинской гимназии № 93. Участник семинаров по методике CLIL и полиязычному образованию, она окончила трехмесячные курсы с иностранными тренерами. Копилка Сандугаш Толегеновны пополнилась на днях еще одним семинаром по развитию полиязычного образования, который прошел в КарГТУ.

- В нашей школе мы внедряем уроки биологии на английском в вариативной части. Сама я изучала английский и благодаря курсам с носителями языка улучшила знания, - рассказывает Сандугаш Арконова. - Дети относятся к новшеству с радостью и, конечно, знают английский лучше, но мы помогаем друг другу: если ошибусь в слове - подскажут. Конечно, языковой барьер есть у многих из нас, но чем чаще мы учимся и применяем свои знания, тем легче будет в будущем.
Цель семинара «Проблемы и перспективы развития полиязычного образования» состояла не только в обучении инновационным методам преподавания и повышении уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, но и в поддержке специалистов. Большое внимание уделили методике CLIL (предметно-языковому интегрированному обучению), а иностранные спикеры - тоже преподаватели - поделились своим опытом, идеями и предложениями.
- Семинар мы проводим в рамках Дорожной карты трехъязычного образования: в 2017 году разработана концепция проекта для КарГТУ с учетом его технической направленности, - объяснила руководитель кафедры иностранного языка КарГТУ Дамира Джантасова. - У нас есть и дорожная карта сотрудничества с Назарбаев Университетом: одна из задач - перенимать опыт этого вуза, а работа с иностранными преподавателями очень помогает.
В университете с первого курса ведутся отдельные занятия на английском: к полиязычному образованию подключаются такие предметы, как философия, но пока не затрагиваются физика и математика. Обучают в вузе и преподавателей: с ними работают их коллеги-носители языка. Трудности, заверяет Дамира Дулатовна, решаемы: кафедра находит международные программы обучения, сотрудничая с иностранными педагогами. Но другой вопрос касается студентов: на учебу приходят ребята, не всегда подготовленные в английском языке. Уровень владения поднимают еженедельные занятия в дискуссионном клубе, а на занятиях студентов снабжают иностранной литературой, помогающей правильно использовать терминологию в сфере специальности.
Бенджамин Тэйлор преподает в КарГТУ с сентября прошлого года. Студенты, говорит он, изучают язык и дисциплины, но важно и то, как они впоследствии будут общаться со своими будущими работодателями и клиентами.
- Сфокусироваться на практическом применении языка - вот моя задача, - таков вывод Бенджамина. - Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на занятиях, скорее, не столько проблемы, а вопросы: все они преодолимы. Молодежь должна уметь работать не просто с аудиторией, а с международной аудиторией.
С Бриджит Гудман Дамира Джантасова познакомилась на международном форуме в Астане, организованном Министерством образования и науки РК. В день семинара Бриджит выступила со своим докладом перед карагандинскими коллегами.
- Мотивация - важная составляющая процесса обучения языку, - Бриджит согласилась с Бенджамином. - В Назарбаев Университет, где я преподаю, поступают студенты с высшими баллами по тестам IELTS, но моя задача - отобрать тех, кто достойно подготовился изучать спецпредметы на английском. Можно ли работать с менее подготовленными студентами? Способы есть, но вновь встает вопрос мотивации, из-за чего порой возникает много споров. Ведь если мы спросим студентов, заинтересованных в компьютерах, какова форма английского глагола «гулять» в прошедшем времени - они могут не ответить, а как называются предметы в компьютерной игре, знают отлично. Им нужна поддержка, чтобы преодолеть языковой барьер, чтобы, даже если кто-то забыл перевод слова, они не стеснялись спросить об этом.
В своем выступлении Бриджит Гудман сконцентрировалась на сути методики CLIL и так называемых «четырех С»: content (содержание), communication (общение), cognition (мыслительный процесс), culture for communication (культура для общения). Содержание движет развитием уровня языка, общение - практическими навыками, отчего мыслительные процессы идут эффективнее, а культура общения закрепляет все это. На занятиях, кроме того, практике языка помогут не просто каркасные вопросы вроде «назовите столицу Казахстана», а также «почему именно Астана является столицей Казахстана». Очков делу добавит и просмотр лекций на английском.
- Методика CLIL - это двойное обучение, когда обменяться сведениями могут и учитель, и ученик. Вдруг родители учащегося работают в сфере, дисциплину которой изучают в школе? Он может подготовить информацию, рассказать ее на английском. Еще пример: мои студенты изучали текст о городе Джордан и таким образом учили не только сам язык, но узнавали о населенном пункте. Это еще один способ применять методику CLIL.
Семинар, как выяснилось, посетили как учителя-предметники, так и преподаватели английского. В их специализации - свои различия, отмечали выступающие: педагоги по английскому по-своему преданы языку, предметники - своим дисциплинам. Но последние, бывает, владеют лишь необходимым словарным запасом для обучения дисциплине и не могут свободно преподавать на иностранном языке. Однако спикеры подчеркнули: все педагоги в той или иной степени преподают язык, потому должны уметь четко объяснить ход эксперимента или научного процесса. А для этого нужны языковые формы, о правильном владении которыми надо заботиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.

  • Школа для агрономов 06.09.2018

    Проблема кадров на селе стоит очень остро. Молодежь старается уехать в город, поэтому не хватает как рабочих, так и специалистов. Карагандинская сельскохозяйственная опытная станция им. А. Христенко взялась решать проблему собственными силами. С нового учебного года Кар-СХОС запустила экспериментальный образовательный проект в родном селе Центральном Бухаржырауского района. Аналогов ему в Казахстане нет. 

  • На класс выше 04.09.2018

    Говорят, что дождь на 1 сентября - это все равно, что слезы школьников, которых посадили за парты после веселого лета. Но есть дети, которые этого дня ждут с радостью и нетерпением. К примеру, чтобы поступить в школу для одаренных детей, ребенку надо готовиться все лето, сдавать специальные тесты и только потом получить заветное место. К таковым в нашей области относится специализированная школа-интернат имени Н. Нурмакова. Здесь учится более 500 детей со всех районов области и из других регионов Казахстана. Поступать сюда едут дети из Шымкента, Алматы, Тараза и других городов республики.

  • На год грядущий 25.08.2018

    В школы приходит медиация, а за колледжами - будущее. Вопросы о том, почему искусственный интеллект не заменит учителя и почему нужно продолжать привлекать бизнес-структуры в образование, обсуждались на прошедшем в Караганде августовском совещании работников образования.