01 марта 2018 года 1340

Без стеснения и барьеров

Автор: Анна СТРОКОВА

Сандугаш Арконова преподает биологию в 8 классе карагандинской гимназии № 93. Участник семинаров по методике CLIL и полиязычному образованию, она окончила трехмесячные курсы с иностранными тренерами. Копилка Сандугаш Толегеновны пополнилась на днях еще одним семинаром по развитию полиязычного образования, который прошел в КарГТУ.

- В нашей школе мы внедряем уроки биологии на английском в вариативной части. Сама я изучала английский и благодаря курсам с носителями языка улучшила знания, - рассказывает Сандугаш Арконова. - Дети относятся к новшеству с радостью и, конечно, знают английский лучше, но мы помогаем друг другу: если ошибусь в слове - подскажут. Конечно, языковой барьер есть у многих из нас, но чем чаще мы учимся и применяем свои знания, тем легче будет в будущем.
Цель семинара «Проблемы и перспективы развития полиязычного образования» состояла не только в обучении инновационным методам преподавания и повышении уровня профессионально-ориентированного иностранного языка, но и в поддержке специалистов. Большое внимание уделили методике CLIL (предметно-языковому интегрированному обучению), а иностранные спикеры - тоже преподаватели - поделились своим опытом, идеями и предложениями.
- Семинар мы проводим в рамках Дорожной карты трехъязычного образования: в 2017 году разработана концепция проекта для КарГТУ с учетом его технической направленности, - объяснила руководитель кафедры иностранного языка КарГТУ Дамира Джантасова. - У нас есть и дорожная карта сотрудничества с Назарбаев Университетом: одна из задач - перенимать опыт этого вуза, а работа с иностранными преподавателями очень помогает.
В университете с первого курса ведутся отдельные занятия на английском: к полиязычному образованию подключаются такие предметы, как философия, но пока не затрагиваются физика и математика. Обучают в вузе и преподавателей: с ними работают их коллеги-носители языка. Трудности, заверяет Дамира Дулатовна, решаемы: кафедра находит международные программы обучения, сотрудничая с иностранными педагогами. Но другой вопрос касается студентов: на учебу приходят ребята, не всегда подготовленные в английском языке. Уровень владения поднимают еженедельные занятия в дискуссионном клубе, а на занятиях студентов снабжают иностранной литературой, помогающей правильно использовать терминологию в сфере специальности.
Бенджамин Тэйлор преподает в КарГТУ с сентября прошлого года. Студенты, говорит он, изучают язык и дисциплины, но важно и то, как они впоследствии будут общаться со своими будущими работодателями и клиентами.
- Сфокусироваться на практическом применении языка - вот моя задача, - таков вывод Бенджамина. - Проблемы, с которыми я сталкиваюсь на занятиях, скорее, не столько проблемы, а вопросы: все они преодолимы. Молодежь должна уметь работать не просто с аудиторией, а с международной аудиторией.
С Бриджит Гудман Дамира Джантасова познакомилась на международном форуме в Астане, организованном Министерством образования и науки РК. В день семинара Бриджит выступила со своим докладом перед карагандинскими коллегами.
- Мотивация - важная составляющая процесса обучения языку, - Бриджит согласилась с Бенджамином. - В Назарбаев Университет, где я преподаю, поступают студенты с высшими баллами по тестам IELTS, но моя задача - отобрать тех, кто достойно подготовился изучать спецпредметы на английском. Можно ли работать с менее подготовленными студентами? Способы есть, но вновь встает вопрос мотивации, из-за чего порой возникает много споров. Ведь если мы спросим студентов, заинтересованных в компьютерах, какова форма английского глагола «гулять» в прошедшем времени - они могут не ответить, а как называются предметы в компьютерной игре, знают отлично. Им нужна поддержка, чтобы преодолеть языковой барьер, чтобы, даже если кто-то забыл перевод слова, они не стеснялись спросить об этом.
В своем выступлении Бриджит Гудман сконцентрировалась на сути методики CLIL и так называемых «четырех С»: content (содержание), communication (общение), cognition (мыслительный процесс), culture for communication (культура для общения). Содержание движет развитием уровня языка, общение - практическими навыками, отчего мыслительные процессы идут эффективнее, а культура общения закрепляет все это. На занятиях, кроме того, практике языка помогут не просто каркасные вопросы вроде «назовите столицу Казахстана», а также «почему именно Астана является столицей Казахстана». Очков делу добавит и просмотр лекций на английском.
- Методика CLIL - это двойное обучение, когда обменяться сведениями могут и учитель, и ученик. Вдруг родители учащегося работают в сфере, дисциплину которой изучают в школе? Он может подготовить информацию, рассказать ее на английском. Еще пример: мои студенты изучали текст о городе Джордан и таким образом учили не только сам язык, но узнавали о населенном пункте. Это еще один способ применять методику CLIL.
Семинар, как выяснилось, посетили как учителя-предметники, так и преподаватели английского. В их специализации - свои различия, отмечали выступающие: педагоги по английскому по-своему преданы языку, предметники - своим дисциплинам. Но последние, бывает, владеют лишь необходимым словарным запасом для обучения дисциплине и не могут свободно преподавать на иностранном языке. Однако спикеры подчеркнули: все педагоги в той или иной степени преподают язык, потому должны уметь четко объяснить ход эксперимента или научного процесса. А для этого нужны языковые формы, о правильном владении которыми надо заботиться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Площадка для старта 19.09.2019

    На территории кампусов КарГУ им. Е. Букетова открыли несколько центров для молодежи, которая хочет развивать свои стартапы, строить бизнес и работать. В этом деле университету помогают предприниматели и крупные компании.

  • Споры - в сторону 19.09.2019

    Ассамблея народа Казахстана провела свой собственный общереспубликанский диктант в латинской транскрипции. В Жезказгане в этой акции приняли участие около 50 человек, к ним присоединилась и журналист «ИК».

  • «Я вижу землю» 19.09.2019

    В честь 100-летия Нуркена Абдирова провели конкурс творческих работ. В мероприятии приняли участие школьники 12-14 лет со всей области. На суд жюри они представили свои поделки, рисунки, аппликации, 3D-панорамы и макеты. 17 сентября состоялось награждение авторов самых креативных идей. «Гран-при» достался ученицам из поселка Ботакара Бухаржырауского района.

  • Важный шаг вперед 07.09.2019

    Эволюции Основного Закона страны, который является правовой основой стабильности гражданского общества и государственности, была посвящена международная научная конференция, проведенная в стенах Карагандинского экономического университета.

  • Душа народа 05.09.2019

    Каждая нация ассоциируется с ее языком. Именно он является связующим звеном народа. Казахский так же многообразен и ярок, как другие наречия мира. О его важности и значимости в развитии общества не раз в своих выступлениях говорил Первый Президент, который также подписал Указ о переходе Казахстана на латиницу.

  • В большую жизнь 05.09.2019

    В  Доме дружбы состоялась встреча с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей, в жизни которых начался совершенно новый этап.

  • Звонок добрых дел 03.09.2019

    1 сентября на торжественной линейке педагогов и учащихся опорной школы поселка Осакаровка с началом нового учебного года поздравил глава региона Ерлан Кошанов. Он пожелал всем учителям области интересной и плодотворной работы, а ребятам посоветовал хорошо учиться, чтобы стать достойными гражданами страны в будущем. 

  • Каждому - по учебнику 29.08.2019

    К 1 сентября в Караганде литературой обеспечат всех школьников. На эти цели из бюджета выделено свыше 800 миллионов тенге.

Наша Караганда