01 марта 2018 года 639

Про чай, дороги и лето

Автор: Анна СТРОКОВА

Ежегодный сольный концерт народного клуба авторской песни «Марианна» во Дворце культуры горняков носил название «Крепитесь, люди, скоро лето!» Оно действительно не за горами - оглянуться не успеем. Лето - пора фестивалей, новых знакомств, песен и встреч, поэтому участники клуба всегда готовятся к его приходу.

Авторская песня в Караганде развивалась и до образования «Марианны»: в 1969 году карагандинцы Глеб Айгистов, Виктор Баранов, Людмила и Любовь Рыбаковы стали лауреатами Всесоюзного конкурса авторской песни в Рязани. Они, а также Кирилл Агельменев, Сергей Сошников, Валерий Савин, Владимир Марченко, Владимир Юн и те, кто вместе с ними собирался на турслетах, альпиниадах и исполнял собственные песни, - карагандинская молодежь 60-70-х годов, благодаря которой в нашем городе и зародилась авторская песня. Официально клуб «Марианна» был создан в апреле 1984 года на базе ДК «Молодежный» благодаря инициативе Татьяны Митрофановой, работавшей тогда методистом ДК, и всем известного Виктора Баранова. Напомним, что клуб назван в честь самого большого угольного пласта под Карагандой.
В свое время президентом «Марианны» был Николай Теперин, а сейчас очаг клуба авторской песни хранит Ольга Пынка - она здесь с момента основания. В последнее время, говорит, развитие коллектива шло циклично: одни участники уезжают в другие страны и вроде бы расширяют географию жанра, но тогда клуб будто угасает. Приходят новые люди, и все начинается почти с нуля, после этого - вновь отток, и таких волн, делится Ольга, было несколько.
В клубе состоят люди самых разных возрастов, национальностей и профессий. Приходят и профессиональные музыканты: с одной из них, Нурией Ширяевой, участники «Марианны» познакомились случайно. Оказалось, Нурия - профессиональный концертмейстер, и теперь с ее легкой руки в клубе продолжают совершенствовать подачу песен, дикцию и голос.
- Мы давно базируемся в ДК горняков и благодарны им за площадку для репетиций и выступлений, за возможность участвовать в мероприятиях и проводить свои. Конечно, мечтаем и о своем помещении, куда можно приходить не только в отведенные для репетиций вечерние часы, но и где можно было бы заниматься со школьниками и студентами в дневное время, хранить инструменты и аппаратуру, размещать грамоты и дипломы, благодарственные письма и афиши, - рассказывает Ольга. - У клуба есть звание народного, ему полагается ставка во Дворце горняков, но это пока невозможно организовать. Мы подавали заявки, однако меня не могут официально оформить из-за отсутствия музыкального образования, хотя для бардовской песни оно необязательно. Устроить, к примеру, Нурию тоже нельзя: у нее российское гражданство, но живет она здесь.
Так или иначе, «Марианна» продолжает свое дело: музыканты давно дружат семьями, вместе отмечают праздники, выезжают на природу, поддерживают друг друга и, конечно, всегда рады новым лицам. Рады, когда в клуб приходит молодежь: недавно в ряды бардов вступил будущий актер театра Роман Урсарюк, прекрасно дебютировавший на концерте. Полноценный дебют состоялся у Юлии Ибраевой, которая быстро влилась в коллектив, и у Максима Баширова: раньше он только аккомпанировал, а для концерта приготовил несколько своих песен - «Про чай», «Дорога» и «Карагандинский вальс».
- Почему мы хотим видеть у себя и молодежь, и творческих людей разных поколений? В клубе мало авторов, и это даже важнее, чем отсутствие своего помещения, - рассуждает Ольга Пынка. - «Марианна» - клуб авторской песни, и пусть мы исполняем сочинения знаменитых бардов, хотелось бы, чтобы наши музыканты писали больше своих песен.
Авторы все же есть, и одна из них - Клара Бекжанова. В юности она занималась туризмом и альпинизмом, училась в Ленинграде, где побывала на многих концертах бардов, а возможность освоить жанр у нее появилась с выходом на пенсию. Клара избирательна в текстах, музыку для которых она пишет, и обращает внимание не только на произведения классиков, но и на стихи карагандинских поэтов.
Бардовскую песню называют по-разному: и авторской, и самодеятельной, и туристской, и костровой, но суть ее не меняется - она вмещает целый мир ощущений, переживаний, взглядов и несет двойную силу: музыки и слов. Однако требования к игре на гитаре и музыкальному оформлению повысились, люди серьезнее подходят и к исполнительскому мастерству. Молодежь в выборе произведений тоже более избирательна, жанр меняется, но продолжает жить.
Несмотря на то что вход на концерт «Крепитесь, люди, скоро лето!» был свободным, в ДК едва ли собралась треть зала - возможно, сказался недостаток рекламы. Но эта треть активно поддерживала бардов, отвечая аплодисментами. Атмосфера была домашней и искренне дружеской: в такие моменты никогда не почувствуешь себя не в своей тарелке.
Музыка в этот вечер точно отражала настроение текстов и исполнителей. В песне Н. Старченкова «Март» в исполнении Рената Султанова гитара звучала капелью, сердечно - в печальной и протяжной «Я не умел любить, как ты» на стихи И. Брейдо в исполнении Клары Бекжановой. Шкодно и харизматично Валерий Гитарин спел «Жену французского посла» А. Городницкого, порадовав сильным вокалом. А когда женский состав «Марианны» вместе с еще одной солисткой Ириной Журавлевой запел «На Тихорецкую» М. Львовского и М. Таривердиева под аккомпанемент Талгата Тайшикова, зал хором подпевал. И каждый раз, вдыхая настроение авторской песни, думаешь о том, чтобы такие концерты случались чаще.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под прессом современности 17.11.2018

    Спустя четыре года Караганду вновь посетила выставка «World Press Photo» - экспозиция работ победителей самого престижного международного конкурса фотожурналистики. Каждый год независимое жюри из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ оценивает работы фотожурналистов всей планеты в девяти категориях.

     

  • Уникальные деньги 15.11.2018

    К дню Национальной валюты Республики Казахстан в литературно-мемориальном музее А. Кунанбаева в городе Абае была организована тематическая выставка «История национальной валюты - теңге».

  • Схватка с совестью 15.11.2018

    Философскую казахскую сказку и не менее поучительную историю под авторством кыргызского драматурга Женишгул Озубековой представили артисты Восточно-Казахстанского областного казахского театра в Караганде. Трехдневные гастроли состоялись в стенах Казахского областного драматического театра имени С. Сейфуллина.

  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.