01 марта 2018 года 538

Про чай, дороги и лето

Автор: Анна СТРОКОВА

Ежегодный сольный концерт народного клуба авторской песни «Марианна» во Дворце культуры горняков носил название «Крепитесь, люди, скоро лето!» Оно действительно не за горами - оглянуться не успеем. Лето - пора фестивалей, новых знакомств, песен и встреч, поэтому участники клуба всегда готовятся к его приходу.

Авторская песня в Караганде развивалась и до образования «Марианны»: в 1969 году карагандинцы Глеб Айгистов, Виктор Баранов, Людмила и Любовь Рыбаковы стали лауреатами Всесоюзного конкурса авторской песни в Рязани. Они, а также Кирилл Агельменев, Сергей Сошников, Валерий Савин, Владимир Марченко, Владимир Юн и те, кто вместе с ними собирался на турслетах, альпиниадах и исполнял собственные песни, - карагандинская молодежь 60-70-х годов, благодаря которой в нашем городе и зародилась авторская песня. Официально клуб «Марианна» был создан в апреле 1984 года на базе ДК «Молодежный» благодаря инициативе Татьяны Митрофановой, работавшей тогда методистом ДК, и всем известного Виктора Баранова. Напомним, что клуб назван в честь самого большого угольного пласта под Карагандой.
В свое время президентом «Марианны» был Николай Теперин, а сейчас очаг клуба авторской песни хранит Ольга Пынка - она здесь с момента основания. В последнее время, говорит, развитие коллектива шло циклично: одни участники уезжают в другие страны и вроде бы расширяют географию жанра, но тогда клуб будто угасает. Приходят новые люди, и все начинается почти с нуля, после этого - вновь отток, и таких волн, делится Ольга, было несколько.
В клубе состоят люди самых разных возрастов, национальностей и профессий. Приходят и профессиональные музыканты: с одной из них, Нурией Ширяевой, участники «Марианны» познакомились случайно. Оказалось, Нурия - профессиональный концертмейстер, и теперь с ее легкой руки в клубе продолжают совершенствовать подачу песен, дикцию и голос.
- Мы давно базируемся в ДК горняков и благодарны им за площадку для репетиций и выступлений, за возможность участвовать в мероприятиях и проводить свои. Конечно, мечтаем и о своем помещении, куда можно приходить не только в отведенные для репетиций вечерние часы, но и где можно было бы заниматься со школьниками и студентами в дневное время, хранить инструменты и аппаратуру, размещать грамоты и дипломы, благодарственные письма и афиши, - рассказывает Ольга. - У клуба есть звание народного, ему полагается ставка во Дворце горняков, но это пока невозможно организовать. Мы подавали заявки, однако меня не могут официально оформить из-за отсутствия музыкального образования, хотя для бардовской песни оно необязательно. Устроить, к примеру, Нурию тоже нельзя: у нее российское гражданство, но живет она здесь.
Так или иначе, «Марианна» продолжает свое дело: музыканты давно дружат семьями, вместе отмечают праздники, выезжают на природу, поддерживают друг друга и, конечно, всегда рады новым лицам. Рады, когда в клуб приходит молодежь: недавно в ряды бардов вступил будущий актер театра Роман Урсарюк, прекрасно дебютировавший на концерте. Полноценный дебют состоялся у Юлии Ибраевой, которая быстро влилась в коллектив, и у Максима Баширова: раньше он только аккомпанировал, а для концерта приготовил несколько своих песен - «Про чай», «Дорога» и «Карагандинский вальс».
- Почему мы хотим видеть у себя и молодежь, и творческих людей разных поколений? В клубе мало авторов, и это даже важнее, чем отсутствие своего помещения, - рассуждает Ольга Пынка. - «Марианна» - клуб авторской песни, и пусть мы исполняем сочинения знаменитых бардов, хотелось бы, чтобы наши музыканты писали больше своих песен.
Авторы все же есть, и одна из них - Клара Бекжанова. В юности она занималась туризмом и альпинизмом, училась в Ленинграде, где побывала на многих концертах бардов, а возможность освоить жанр у нее появилась с выходом на пенсию. Клара избирательна в текстах, музыку для которых она пишет, и обращает внимание не только на произведения классиков, но и на стихи карагандинских поэтов.
Бардовскую песню называют по-разному: и авторской, и самодеятельной, и туристской, и костровой, но суть ее не меняется - она вмещает целый мир ощущений, переживаний, взглядов и несет двойную силу: музыки и слов. Однако требования к игре на гитаре и музыкальному оформлению повысились, люди серьезнее подходят и к исполнительскому мастерству. Молодежь в выборе произведений тоже более избирательна, жанр меняется, но продолжает жить.
Несмотря на то что вход на концерт «Крепитесь, люди, скоро лето!» был свободным, в ДК едва ли собралась треть зала - возможно, сказался недостаток рекламы. Но эта треть активно поддерживала бардов, отвечая аплодисментами. Атмосфера была домашней и искренне дружеской: в такие моменты никогда не почувствуешь себя не в своей тарелке.
Музыка в этот вечер точно отражала настроение текстов и исполнителей. В песне Н. Старченкова «Март» в исполнении Рената Султанова гитара звучала капелью, сердечно - в печальной и протяжной «Я не умел любить, как ты» на стихи И. Брейдо в исполнении Клары Бекжановой. Шкодно и харизматично Валерий Гитарин спел «Жену французского посла» А. Городницкого, порадовав сильным вокалом. А когда женский состав «Марианны» вместе с еще одной солисткой Ириной Журавлевой запел «На Тихорецкую» М. Львовского и М. Таривердиева под аккомпанемент Талгата Тайшикова, зал хором подпевал. И каждый раз, вдыхая настроение авторской песни, думаешь о том, чтобы такие концерты случались чаще.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».